menu
person


ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев § 7 ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА И ПР


Упражнение 61

Составьте словосочетания, связав слова по смыслу и грамматически. Включите три из них в предложения.
Иммунитет от болезни - важное свойство организма.
Спрос на учебники растет в начале учебного года.
Родители начали обеспокоиваться поведением своего ребенка.
Его реакция на замечание была неожиданной.
Суд инкриминировал ему серьезное преступление.
Он решил вознаградить ее за ее доброту и заботу.
Привилегии аристократов в том обществе были очень влиятельными.
Он был одержим ненавистью к своему бывшему партнеру.
Она изобличила его в совершении обмана.
Не игнорируйте присутствующих, поприветствуйте их.
Руководство решило возложить на нее дополнительные полномочия.

Упражнение 62

Составьте как можно больше словосочетаний, используя приведённые ниже слова и модели. Выбрав любое словосочетание по каждой модели, придумайте с ним предложение

Творческая идея
Предложение: Его творческая идея была связана с созданием уникальной живописной серии.

Мысль о будущем
Предложение: Мысль о будущем всегда вдохновляет на развитие и достижение целей.

Проблема энергосбережения
Предложение: Проблема энергосбережения стала актуальной в современном обществе.

Тема экологии
Предложение: Тема экологии часто обсуждается в средствах массовой информации.

Художественный образ
Предложение: Художественный образ этой картины поражает своей оригинальностью.

Образ животного
Предложение: Образ льва символизирует силу и могущество во многих культурах.

Творческий мастер
Предложение: Он был творческим мастером в области резьбы по дереву.

Поэтическая традиция
Предложение: В этой стране существует богатая поэтическая традиция, передаваемая из поколения в поколение.

Упражнение 63

В книге современного лингвиста Л. П. Крысина «Жизнь слова», адресованной школьникам, отдельная глава посвящена законам лексической сочетаемости. Восполните пропуски в словосочетаниях, приводимых в пример в данной главе.

Заполняем пропуски в тексте.

Упражнение 64

Государственный и военный деятель, филолог адмирал А. С. Шишков, ведя лингвистическую полемику в начале XIX в., приводил в качестве примера языковой нелепости такую фразу:

Несомый быстрый конями рыцарь внезапу низвергся с колесницы и расквасил себе рожу.

Объясните, в чём состоял смысл рассуждений Шишкова о подобных языковых явлениях.

Адмирал А. С. Шишков был известен своей ярко выраженной патриотичностью и национальным патриотизмом. В своей лингвистической полемике он выступал за чистоту и богатство русского языка. В приведенной фразе "Несомый быстрый конями рыцарь внезапу низвергся с колесницы и расквасил себе рожу" он указывал на явные нарушения правил русского языка, такие как неправильное употребление слов и нарушение логики предложения.

Смысл его рассуждений заключался в том, что неправильное и нелогичное употребление слов и фраз может привести к искажению смысла высказывания, затруднить понимание текста и создать негативное впечатление о грамотности автора и его культурном уровне. Шишков выступал за бережное отношение к русскому языку и его правилам, чтобы сохранить богатство и выразительность этого языка.

Упражнение 65

Найдите, объясните и исправьте ошибки в словоупотреблении

Эта книга пользуется огромным интересом.
Исправление: Эта книга пользуется огромным спросом.

Они работали как самые отъявленные профессионалы.
Исправление: Они работали как самые опытные профессионалы.

Он достаточно плохо подготовился к работе.
Исправление: Он подготовился к работе недостаточно хорошо.

Экскурсии всегда полезны для повышения кругозора.
Исправление: Экскурсии всегда полезны для расширения кругозора.

В глубоком детстве он был похож на мать.
Исправление: В раннем детстве он был похож на мать.

Сегодня прозвучал букет мнений, которые необходимо учесть.
Исправление: Сегодня прозвучал набор мнений, которые необходимо учесть.

А вы могли бы углубить экономические отношения?
Исправление: А вы могли бы углубить экономическое сотрудничество?

И начался большой скачок: Япония быстро скакнула в экономике.
Исправление: И начался большой прорыв: Япония быстро развивалась в экономическом плане.

К нам пришли люди, удручённые опытом.
Исправление: К нам пришли люди, разочарованные опытом.

Недостаток приборов ставит под сомнение результаты эксперимента.
Исправление: Недостаток приборов подвергает сомнению результаты эксперимента.

Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов.
Исправление: Работа конференции ограничивается из-за отсутствия ведущих специалистов.

Упражнение 66

Прочитайте отрывок из вступительной статьи к «Толковому словарю русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, посвящённый истолкованию словарных помет разг. и простореч. Ответьте на вопросы и выполните задания к тексту.

Для чего служит словарная помета? Какую информацию она передаёт? Как в словаре обозначается стилистически нейтральная лексика?

Словарная помета служит для указания на стилистическую окраску или характер употребления слова. Она предостерегает пользователя словаря от некорректного или неподходящего употребления слова в определенном контексте. Словарная помета может предостерегать от употребления слова в книжном языке, указывая, что оно преимущественно разговорное или просторечное.

Приведите примеры разговорных и просторечных слов и выражений, основываясь на разграничении, осуществлённом в тексте.

В данном тексте "разг." (разговорное) помечает слова и выражения, которые характерны для разговорной речи, но не нарушают норм литературного языка. "Просторен." (просторечное) указывает на слова и выражения, свойственные простой, непринужденной или даже грубоватой устной речи, которые не соответствуют нормам литературного языка.

Примеры разговорных слов и выражений:

"пофиг" (сокращение от "по фигу", разговорное выражение для выражения равнодушия или небрежности).
"навернуться" (разговорный вариант выражения "напиться", означающего употребление алкоголя).
Примеры просторечных слов и выражений:

"ломовая" (просторечное слово для обозначения низкокачественного, дешевого товара).
"облом" (просторечное слово для обозначения ситуации, когда что-то не получилось, разочарование).

Какие ещё пометы вы встречали в толковых словарях? Какие группы слов они обозначают?

В толковых словарях также могут встречаться пометы, обозначающие стилистическую окраску слова (например, "поэт." для поэтической лексики), сферу употребления (например, "спорт." для спортивной терминологии), или диалектные формы (например, "диал." для диалектных слов и выражений). Эти пометы помогают пользователям выбирать наиболее подходящие слова в зависимости от контекста и стилистических требований.

Упражнение 67

Перепишите слова, указывая, какие из синонимов являются книжными, нейтральными, разговорными, просторечными.

Вмешиваться (нейтральное) — вторгаться (книжное) — влезать (разговорное).
Думать (нейтральное) — осмыслять (книжное) — обмозговать (просторечное).
Избежать (нейтральное) — избавиться (разговорное) — отделаться (разговорное).
Лицо (нейтральное) — лик (книжное) — рожа (разговорное).
Верх (нейтральное) — вершина (книжное) — макушка (книжное).
Препятствие (нейтральное) — преграда (книжное) — помеха (нейтральное).
Глядеть (нейтральное) — созерцать (книжное) — таращиться (просторечное).
Бояться (нейтральное) — опасаться (книжное) — трусить (разговорное).
Прогнать (нейтральное) — изгнать (книжное) — выставить (разговорное).
Волноваться (нейтральное) — тревожиться (книжное) — психовать (разговорное).
Плакать (нейтральное) — рыдать (нейтральное) — реветь (просторечное).
Глаза (нейтральное) — очи (книжное) — гляделки (просторечное).
Идти (нейтральное) — шествовать (книжное) — переться (просторечное).

Упражнение 68

Заполните таблицу словами, обращая внимание на особенности их значения и употребления.

Распределяем слова, в зависимости от их особенности употребления.

Упражнение 70

Распределите словосочетания по графам таблицы. Составьте предложения с пятью словосочетаниями из каждой графы

Суффикс -ив-:

Спесивый (с определенным видом спеси)
Ретивый (полный ретивости)
Правдивые (свойственные правде)
Красноречивый (обладающий красноречием)
Вольнолюбивая (связанная с вольнолюбием)

 

Суффикс -ев-:
Веленевая (из велена, возможно, вид ткани или материала)
Гаревая (связанная с огнем)
Бежевый (цвет, но слово не связано с суффиксами -ев- или -ив-)
Палевый (цвет или оттенок, но слово не связано с суффиксами -ев- или -ив-)
Гелевый (сделанный из геля)

Суффикс -ев- в данных словосочетаниях образует прилагательные, которые часто используются для характеристики предметов, состояний или качеств. Например, "веленевая бумага" описывает бумагу определенного цвета, "гаревая дорожка" указывает на цвет дорожки.

Суффикс -ив- также создает прилагательные, но они более связаны с оценкой характера или поведения людей. Например, "спесивый нувориш" описывает нувориша с высокомерным или надменным поведением, "ретивый служака" подразумевает служаку с живым или активным характером.

Упражнение 71

Перепишите, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы прилагательных. Подберите ещё по 3 собственных примера на каждый из суффиксов (-лив-, -чив-, -ист) и запишите их.

Переписываем текст и вставляем буквы.

Дополнительные примеры:
Суффикс -лив-: засушливый, запасливый, говорливый
Суффикс -чив-: находчивость, позабывчивый, сговорчивый
Суффикс -ист-: йодистый, шашист, юмористика

Упражнение 72

Напишите газетную заметку, выбрав одно из следующих названий:

Красноречивый оратор надиктовал талантливый роман

Вчера, в зале культурного центра, состоялась встреча с известным российским оратором и писателем, который представил свой последний роман. Гости мероприятия восхитились талантом этого выдающегося человека.

Красноречивый оратор, известный своими яркими и убедительными выступлениями на самые актуальные темы, сегодня показал себя и как талантливый писатель. Его последний роман, который был надиктован автором на диктофон и впоследствии преобразован в литературное произведение, поразил всех присутствующих.

Роман обладает глубоким сюжетом, выразительным языком и живыми персонажами. Оратор-писатель с легкостью передал читателям свои философские размышления и умение выражать сложные идеи простым и доступным языком.

На вопросы оратора, касающиеся его творческого процесса и источников вдохновения, он ответил красноречиво и убедительно. Его слова о том, как важно оставаться верным себе и находить новые способы выразить свои идеи, оставили глубокое впечатление на аудиторию.

Встреча завершилась автограф-сессией, где каждый желающий мог получить подпись и личное послание от талантливого оратора и писателя. Это мероприятие стало настоящим праздником для ценителей слова и литературы.

Прочитайте стихотворение В. В. Хлебникова. Найдите авторский неологизм — прилагательное, образованное с помощью суффикса -евит-. Сделайте словообразовательный разбор этого прилагательного.

больщевитую - корень больщ, суффикс евит, окончание ую, основа слова больщевит


Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев параграф 7

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: