Упражнение 61
Составьте словосочетания, связав слова по смыслу и грамматически. Включите три из них в предложения. Иммунитет от болезни - важное свойство организма. Спрос на учебники растет в начале учебного года. Родители начали обеспокоиваться поведением своего ребенка. Его реакция на замечание была неожиданной. Суд инкриминировал ему серьезное преступление. Он решил вознаградить ее за ее доброту и заботу. Привилегии аристократов в том обществе были очень влиятельными. Он был одержим ненавистью к своему бывшему партнеру. Она изобличила его в совершении обмана. Не игнорируйте присутствующих, поприветствуйте их. Руководство решило возложить на нее дополнительные полномочия.
Упражнение 62
Составьте как можно больше словосочетаний, используя приведённые ниже слова и модели. Выбрав любое словосочетание по каждой модели, придумайте с ним предложение
Творческая идея Предложение: Его творческая идея была связана с созданием уникальной живописной серии.
Мысль о будущем Предложение: Мысль о будущем всегда вдохновляет на развитие и достижение целей.
Проблема энергосбережения Предложение: Проблема энергосбережения стала актуальной в современном обществе.
Тема экологии Предложение: Тема экологии часто обсуждается в средствах массовой информации.
Художественный образ Предложение: Художественный образ этой картины поражает своей оригинальностью.
Образ животного Предложение: Образ льва символизирует силу и могущество во многих культурах.
Творческий мастер Предложение: Он был творческим мастером в области резьбы по дереву.
Поэтическая традиция Предложение: В этой стране существует богатая поэтическая традиция, передаваемая из поколения в поколение.
Упражнение 63
В книге современного лингвиста Л. П. Крысина «Жизнь слова», адресованной школьникам, отдельная глава посвящена законам лексической сочетаемости. Восполните пропуски в словосочетаниях, приводимых в пример в данной главе.
Заполняем пропуски в тексте.
Упражнение 64
Государственный и военный деятель, филолог адмирал А. С. Шишков, ведя лингвистическую полемику в начале XIX в., приводил в качестве примера языковой нелепости такую фразу:
Несомый быстрый конями рыцарь внезапу низвергся с колесницы и расквасил себе рожу.
Объясните, в чём состоял смысл рассуждений Шишкова о подобных языковых явлениях.
Адмирал А. С. Шишков был известен своей ярко выраженной патриотичностью и национальным патриотизмом. В своей лингвистической полемике он выступал за чистоту и богатство русского языка. В приведенной фразе "Несомый быстрый конями рыцарь внезапу низвергся с колесницы и расквасил себе рожу" он указывал на явные нарушения правил русского языка, такие как неправильное употребление слов и нарушение логики предложения.
Смысл его рассуждений заключался в том, что неправильное и нелогичное употребление слов и фраз может привести к искажению смысла высказывания, затруднить понимание текста и создать негативное впечатление о грамотности автора и его культурном уровне. Шишков выступал за бережное отношение к русскому языку и его правилам, чтобы сохранить богатство и выразительность этого языка.
Упражнение 65
Найдите, объясните и исправьте ошибки в словоупотреблении
Эта книга пользуется огромным интересом. Исправление: Эта книга пользуется огромным спросом.
Они работали как самые отъявленные профессионалы. Исправление: Они работали как самые опытные профессионалы.
Он достаточно плохо подготовился к работе. Исправление: Он подготовился к работе недостаточно хорошо.
Экскурсии всегда полезны для повышения кругозора. Исправление: Экскурсии всегда полезны для расширения кругозора.
В глубоком детстве он был похож на мать. Исправление: В раннем детстве он был похож на мать.
Сегодня прозвучал букет мнений, которые необходимо учесть. Исправление: Сегодня прозвучал набор мнений, которые необходимо учесть.
А вы могли бы углубить экономические отношения? Исправление: А вы могли бы углубить экономическое сотрудничество?
И начался большой скачок: Япония быстро скакнула в экономике. Исправление: И начался большой прорыв: Япония быстро развивалась в экономическом плане.
К нам пришли люди, удручённые опытом. Исправление: К нам пришли люди, разочарованные опытом.
Недостаток приборов ставит под сомнение результаты эксперимента. Исправление: Недостаток приборов подвергает сомнению результаты эксперимента.
Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов. Исправление: Работа конференции ограничивается из-за отсутствия ведущих специалистов.
Упражнение 66
Прочитайте отрывок из вступительной статьи к «Толковому словарю русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, посвящённый истолкованию словарных помет разг. и простореч. Ответьте на вопросы и выполните задания к тексту.
Для чего служит словарная помета? Какую информацию она передаёт? Как в словаре обозначается стилистически нейтральная лексика?
Словарная помета служит для указания на стилистическую окраску или характер употребления слова. Она предостерегает пользователя словаря от некорректного или неподходящего употребления слова в определенном контексте. Словарная помета может предостерегать от употребления слова в книжном языке, указывая, что оно преимущественно разговорное или просторечное.
Приведите примеры разговорных и просторечных слов и выражений, основываясь на разграничении, осуществлённом в тексте.
В данном тексте "разг." (разговорное) помечает слова и выражения, которые характерны для разговорной речи, но не нарушают норм литературного языка. "Просторен." (просторечное) указывает на слова и выражения, свойственные простой, непринужденной или даже грубоватой устной речи, которые не соответствуют нормам литературного языка.
Примеры разговорных слов и выражений:
"пофиг" (сокращение от "по фигу", разговорное выражение для выражения равнодушия или небрежности). "навернуться" (разговорный вариант выражения "напиться", означающего употребление алкоголя). Примеры просторечных слов и выражений:
"ломовая" (просторечное слово для обозначения низкокачественного, дешевого товара). "облом" (просторечное слово для обозначения ситуации, когда что-то не получилось, разочарование).
Какие ещё пометы вы встречали в толковых словарях? Какие группы слов они обозначают?
В толковых словарях также могут встречаться пометы, обозначающие стилистическую окраску слова (например, "поэт." для поэтической лексики), сферу употребления (например, "спорт." для спортивной терминологии), или диалектные формы (например, "диал." для диалектных слов и выражений). Эти пометы помогают пользователям выбирать наиболее подходящие слова в зависимости от контекста и стилистических требований.
Упражнение 67
Перепишите слова, указывая, какие из синонимов являются книжными, нейтральными, разговорными, просторечными.
Вмешиваться (нейтральное) — вторгаться (книжное) — влезать (разговорное). Думать (нейтральное) — осмыслять (книжное) — обмозговать (просторечное). Избежать (нейтральное) — избавиться (разговорное) — отделаться (разговорное). Лицо (нейтральное) — лик (книжное) — рожа (разговорное). Верх (нейтральное) — вершина (книжное) — макушка (книжное). Препятствие (нейтральное) — преграда (книжное) — помеха (нейтральное). Глядеть (нейтральное) — созерцать (книжное) — таращиться (просторечное). Бояться (нейтральное) — опасаться (книжное) — трусить (разговорное). Прогнать (нейтральное) — изгнать (книжное) — выставить (разговорное). Волноваться (нейтральное) — тревожиться (книжное) — психовать (разговорное). Плакать (нейтральное) — рыдать (нейтральное) — реветь (просторечное). Глаза (нейтральное) — очи (книжное) — гляделки (просторечное). Идти (нейтральное) — шествовать (книжное) — переться (просторечное).
Упражнение 68
Заполните таблицу словами, обращая внимание на особенности их значения и употребления.
Распределяем слова, в зависимости от их особенности употребления.
Упражнение 70
Распределите словосочетания по графам таблицы. Составьте предложения с пятью словосочетаниями из каждой графы
Суффикс -ив-:
Спесивый (с определенным видом спеси) Ретивый (полный ретивости) Правдивые (свойственные правде) Красноречивый (обладающий красноречием) Вольнолюбивая (связанная с вольнолюбием)
Суффикс -ев-: Веленевая (из велена, возможно, вид ткани или материала) Гаревая (связанная с огнем) Бежевый (цвет, но слово не связано с суффиксами -ев- или -ив-) Палевый (цвет или оттенок, но слово не связано с суффиксами -ев- или -ив-) Гелевый (сделанный из геля)
Суффикс -ев- в данных словосочетаниях образует прилагательные, которые часто используются для характеристики предметов, состояний или качеств. Например, "веленевая бумага" описывает бумагу определенного цвета, "гаревая дорожка" указывает на цвет дорожки.
Суффикс -ив- также создает прилагательные, но они более связаны с оценкой характера или поведения людей. Например, "спесивый нувориш" описывает нувориша с высокомерным или надменным поведением, "ретивый служака" подразумевает служаку с живым или активным характером.
Упражнение 71
Перепишите, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы прилагательных. Подберите ещё по 3 собственных примера на каждый из суффиксов (-лив-, -чив-, -ист) и запишите их.
Переписываем текст и вставляем буквы.
Дополнительные примеры: Суффикс -лив-: засушливый, запасливый, говорливый Суффикс -чив-: находчивость, позабывчивый, сговорчивый Суффикс -ист-: йодистый, шашист, юмористика
Упражнение 72
Напишите газетную заметку, выбрав одно из следующих названий:
Красноречивый оратор надиктовал талантливый роман
Вчера, в зале культурного центра, состоялась встреча с известным российским оратором и писателем, который представил свой последний роман. Гости мероприятия восхитились талантом этого выдающегося человека.
Красноречивый оратор, известный своими яркими и убедительными выступлениями на самые актуальные темы, сегодня показал себя и как талантливый писатель. Его последний роман, который был надиктован автором на диктофон и впоследствии преобразован в литературное произведение, поразил всех присутствующих.
Роман обладает глубоким сюжетом, выразительным языком и живыми персонажами. Оратор-писатель с легкостью передал читателям свои философские размышления и умение выражать сложные идеи простым и доступным языком.
На вопросы оратора, касающиеся его творческого процесса и источников вдохновения, он ответил красноречиво и убедительно. Его слова о том, как важно оставаться верным себе и находить новые способы выразить свои идеи, оставили глубокое впечатление на аудиторию.
Встреча завершилась автограф-сессией, где каждый желающий мог получить подпись и личное послание от талантливого оратора и писателя. Это мероприятие стало настоящим праздником для ценителей слова и литературы.
Прочитайте стихотворение В. В. Хлебникова. Найдите авторский неологизм — прилагательное, образованное с помощью суффикса -евит-. Сделайте словообразовательный разбор этого прилагательного.
больщевитую - корень больщ, суффикс евит, окончание ую, основа слова больщевит