menu
person


ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев § 6 ОРФОЭПИЯ. НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ СО


Упражнение 49

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Вспоминаем правила русского языка и вставляем пропущенные буквы.

Упражнение 50

Выполните фонетический разбор следующих слов: впоследствии, сжечь, просьба, лётчик, праздник, огород, болезнь, счастливый, сшить, извозчик. Подчеркните те согласные, написание которых не соответствует их произношению. Что именно, по вашему мнению, влияет на изменение произношения согласных? Какие орфографические трудности связаны с этими орфоэпическими особенностями?

[фпасл'э́тств'ии] Н
в    [ф]    согласный, глухой парный, твердый парный
п    [п]    согласный, глухой парный, твердый парный
о    [а]    гласный, безударный
с    [с]    согласный, глухой парный, твердый парный
л    [л']    согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий парный
е    [́э]    гласный, ударный
д    [т]    согласный, глухой парный, твердый парный
с    [с]    согласный, глухой парный, твердый парный
т    [т]    согласный, глухой парный, твердый парный
в    [в']    согласный, звонкий парный, мягкий парный
и    [и]    гласный, безударный
и    [и]    гласный, безударный
Букв: 12 Звуков: 12

 

[зжэ́ч'] ИНФ,сов,перех
с    [з]    согласный, звонкий парный, твердый парный
ж    [ж]    согласный, звонкий парный, твердый непарный
е    [́э]    гласный, ударный
ч    [ч']    согласный, глухой непарный, мягкий непарный
ь    [-]    
Букв: 5 Звуков: 4

 

[про́с'ба] СУЩ,неод,жр ед,им
п    [п]    согласный, глухой парный, твердый парный
р    [р]    согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный
о    [́о]    гласный, ударный
с    [с']    согласный, глухой парный, мягкий парный
ь    [-]    
б    [б]    согласный, звонкий парный, твердый парный
а    [а]    гласный, безударный
Букв: 7 Звуков: 6

 

[л'о́тч'ик] СУЩ,од,мр ед,им
л    [л']    согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий парный
ё    [́о]    гласный, ударный
т    [т]    согласный, глухой парный, твердый парный
ч    [ч']    согласный, глухой непарный, мягкий непарный
и    [и]    гласный, безударный
к    [к]    согласный, глухой парный, твердый парный
Букв: 6 Звуков: 6

 

[пра́зн'ик] СУЩ,неод,мр ед,им
п    [п]    согласный, глухой парный, твердый парный
р    [р]    согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный
а    [́а]    гласный, ударный
з    [з]    согласный, звонкий парный, твердый парный
д    [-]    
н    [н']    согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий парный
и    [и]    гласный, безударный
к    [к]    согласный, глухой парный, твердый парный
Букв: 8 Звуков: 7

 

[агаро́т] СУЩ,неод,мр ед,вн
о    [а]    гласный, безударный
г    [г]    согласный, звонкий парный, твердый парный
о    [а]    гласный, безударный
р    [р]    согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный
о    [́о]    гласный, ударный
д    [т]    согласный, глухой парный, твердый парный
Букв: 6 Звуков: 6

 

[бал'э́з'н'] СУЩ,неод,жр ед,вн
б    [б]    согласный, звонкий парный, твердый парный
о    [а]    гласный, безударный
л    [л']    согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий парный
е    [́э]    гласный, ударный
з    [з']    согласный, звонкий парный, мягкий парный
н    [н']    согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий парный
ь    [-]    
Букв: 7 Звуков: 6

 

[щ'асл'и́вый'] ПРИЛ,кач мр,ед,им
с    [щ']    согласный, глухой непарный, мягкий непарный
ч    [-]    
а    [а]    гласный, безударный
с    [с]    согласный, глухой парный, твердый парный
т    [-]    
л    [л']    согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий парный
и    [́и]    гласный, ударный
в    [в]    согласный, звонкий парный, твердый парный
ы    [ы]    гласный, безударный
й    [й']    согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий непарный
Букв: 10 Звуков: 8

 

[сшы́т'] ИНФ,сов,перех
с    [с]    согласный, глухой парный, твердый парный
ш    [ш]    согласный, глухой парный, твердый непарный
и    [́ы]    гласный, ударный
т    [т']    согласный, глухой парный, мягкий парный
ь    [-]    
Букв: 5 Звуков: 4

 

[изво́щ'ик] СУЩ,од,мр ед,им
и    [и]    гласный, безударный
з    [з]    согласный, звонкий парный, твердый парный
в    [в]    согласный, звонкий парный, твердый парный
о    [́о]    гласный, ударный
з    [щ']    согласный, глухой непарный, мягкий непарный
ч    [-]    
и    [и]    гласный, безударный
к    [к]    согласный, глухой парный, твердый парный
Букв: 8 Звуков: 7

Упражнение 52

Сравните произношение падежных форм слова дождь, подсказанное нам рифмовкой следующих стихотворных строк. Вспомните, где родились и жили Анна Ахматова и Марина Цветаева. Как разница в произношении слова дождь связана с этим фактом биографии поэтов? Определите при помощи орфоэпического словаря, какой из произносительных вариантов считается ныне литературной нормой.

Произношение слова "дождь" в рифмованных строках Марины Цветаевой и Анны Ахматовой отличается. Марина Цветаева родилась и жила в Москве, где преимущественно употребляется мягкий звук "ж" в слове "дождь". В ее стихах видно, что она использует именно этот вариант.

Анна Ахматова родилась и жила в Петербурге (ныне Санкт-Петербург), где традиционно употребляется твердый звук "ш" в слове "дождь". В ее стихах также видно, что она придерживается этого варианта.

На данный момент литературной нормой считается употребление твердого звука "ш" в слове "дождь".

Упражнение 53

Используя в случае необходимости орфоэпический словарь, распределите следующие слова и выражения на две группы: в первую запишите те из них, в которых произносится звук [ш], а во вторую — те, в которых произносится звук [ч]. Возможны ли варианты?

Звук [ш]:
что
будничный
Фоминична
чтобы
к шапочному разбору
ничто

Звук [ч]:

сливочный
конечный
горчичник
гречневый
селедочница
беспорядочный
яичница

Обратите внимание, что произношение может варьироваться в разных диалектах и регионах.

Упражнение 54

На основании содержания текста напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему нужно говорить правильно и как этому научиться».

Вопрос правильного произношения и грамотной речи имеет огромное значение в нашей жизни. Произношение и язык, на котором мы говорим, являются ключевыми элементами нашего общения, выражения мыслей и взаимодействия с окружающими. В свете этого важно понимать, почему правильное произношение важно и как к нему научиться.

Во-первых, правильное произношение способствует лучшему пониманию. Когда мы говорим четко и правильно, мы делаем нашу речь более доступной для других людей. Это помогает избежать недоразумений и ошибок в общении, что особенно важно в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Во-вторых, правильное произношение помогает создать положительное впечатление. Как показывает пример из пьесы "Пигмалион", наш способ общения может оказать значительное воздействие на то, как нас воспринимают окружающие. Четкая, грамотная речь может подчеркнуть нашу компетентность и уверенность, что может быть важным в сферах, где требуется профессионализм.

В-третьих, правильное произношение способствует повышению уровня образования. Знание и умение говорить на правильном литературном языке открывает перед нами больше возможностей в образовании и культурном обогащении. Это делает нас более образованными и культурными людьми, что в свою очередь может влиять на нашу карьеру и социальное восхождение.

Как научиться говорить правильно? Прежде всего, это требует самодисциплины и усилий. Мы можем обратиться к профессионалам, таким как фонетисты или лингвисты, чтобы улучшить наше произношение. Мы также можем использовать аудиоматериалы и обучающие программы для тренировки. Важно не бояться ошибаться и постоянно работать над улучшением своей речи.

В заключение, правильное произношение имеет огромное значение в нашей жизни. Оно способствует лучшему пониманию, создает положительное впечатление, повышает уровень образования и культурного обогащения. Научиться говорить правильно возможно, если мы готовы вложить усилия и дисциплинировать себя в этом важном навыке.

Упражнение 55

Найдите орфографические ошибки и определите, какие орфоэпические законы послужили причиной их возникновения.

бесспокойство (орфографическая ошибка, правильно: беспокойство)
тчятельно (орфографическая ошибка, правильно: тщательно)
эрония (орфографическая ошибка, правильно: ирония)
может быдь (орфографическая ошибка, правильно: может быть)
пятикан-троп (орфографическая ошибка, правильно: питекантроп)
бабтист (орфографическая ошибка, правильно: баптист)
беззаговорочно (орфографическая ошибка, правильно: безоговорочно)
потдающаяся (орфографическая ошибка, правильно: поддающаяся)
икронизировать (орфографическая ошибка, правильно: экранизировать)
тотолитарный (орфографическая ошибка, правильно: тоталитарный)
неприходящие ценности (орфографическая ошибка, правильно: непреходящие ценности)
пьяньчушка (орфографическая ошибка, правильно: пьяница)
потриот (орфографическая ошибка, правильно: патриот)
диградируют (орфографическая ошибка, правильно: деградируют)
оптека (орфографическая ошибка, правильно: аптека)
пелимени (орфографическая ошибка, правильно: пельмени)
полу обножённый (орфографическая ошибка, правильно: полуобнажённый)
гепатити-ческая возможность (орфографическая ошибка, правильно: гипотетическая возможность)
реконструкция сданий (орфографическая ошибка, правильно: реконструкция зданий)
координально изменить (орфографическая ошибка, правильно: кардинально изменить)
находиться сдесь (орфографическая ошибка, правильно: находиться здесь)
черезвычайный случай (орфографическая ошибка, правильно: чрезвычайный случай)
твоё будую-щее (орфографическая ошибка, правильно: твоё будущее)
здраствуйте (орфографическая ошибка, правильно: здравствуйте)
несходящий (орфографическая ошибка, правильно: нисходящий)
незговорчивый (орфографическая ошибка, правильно: несговорчивый)

Упражнение 56

Заполните пропуски, приводя примеры к орфографическому правилу «Буквы ы — и после ц».

Ы:

Корень: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыкнуть, цыц

Суффикс: сестрицын

Окончание: птицы, улицы

И:

Корень: цирк, цифра, циркуль

Упражнение 57

Заполните пропуски в таблице «Буквы о — ё после шипящих», вставляя название морфем

Заполняем пропуски в тексте.

Упражнение 58

Выпишите слова в следующем порядке: а) после ц пишется и; б) после ц пишется ы, в) после ц пишется о; г) после ц пишется е.

Вспоминаем правила и распределяем слова по группам.

Упражнение 59

Запишите слова, распределяя их по столбцам таблицы и вставляя пропущенные буквы. Подберите, где это возможно, проверочные слова.

Перед распределением в группы вспоминаем правила.

Упражнение 60

Включите приведённые цитаты из стихотворения М. Ю. Лермонтова в собственный текст. Вставьте пропущенные буквы.
Когда вспоминаем Михаила Юрьевича Лермонтова, перед нами встают строки его стихотворения, которые несут в себе не только красоту слов, но и могущество чувств. Он был поэтом, чей голос раздавался с огромной силой в сердцах читателей и проникал в самые глубины души.

Вот несколько цитат из его стихотворений, которые олицетворяют его талант и философию:

"Погиб Поэт! - невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!.."

Эти строки отражают горечь и трагизм судьбы поэта, который страдал от клеветы и лишился жизни на поле дуэли.

"И что за диво? Издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока..."

Здесь Лермонтов описывает самого себя как странника, который пришел на свет по воле судьбы и ищет свое место в этом мире.

"...Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой."

В этих словах звучит призыв к искусству, которое может возвысить даже тех, кто был сокрушен судьбой.

Михаил Лермонтов остается великим русским поэтом, чьи строки продолжают вдохновлять и трогать сердца людей по всему миру.

Подведем итоги

1. Что изучает фонетика?

Фонетика изучает звуки языка, их признаки, классификацию и взаимосвязь в произношении слов и речи.

2. Что изучает орфоэпия?

Орфоэпия изучает правильное произношение слов и звуков в речи, а также правила произношения.

3. Каковы особенности русского ударения?

Особенности русского ударения включают в себя то, что в русском языке ударение может падать на разные слоги в словах, и это может изменять значение слова. Русский язык является языком с переменным ударением.

4. Сколько гласных звуков в русском языке?

6

5. На какие группы делятся согласные звуки русского языка?

Согласные звуки русского языка делятся на твердые и мягкие.

6. В каких случаях ударение в слове играет смыслоразличительную роль?

Ударение в слове играет смыслоразличительную роль, когда слова различаются только местоположением ударения. Например, "зАросли" и "зарослИ" имеют разное значение из-за ударения на разных слогах.

7. Чем отличается правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, и чередующейся гласной в корне слова?

Чередование гласной проверить нельзя, в этом случае необходимо применять правило, а безударную гласную проверить можно, подобрав проверочное слово.

8. Когда в приставках раз- и роз-, рас- и рос нужно писать а, а когда о?

В приставках раз- и рос- под ударением пишется о, без ударения пишется а.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев параграф 6

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: