Упражнение 49 Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Упражнение 50 Выполните фонетический разбор следующих слов: впоследствии, сжечь, просьба, лётчик, праздник, огород, болезнь, счастливый, сшить, извозчик. Подчеркните те согласные, написание которых не соответствует их произношению. Что именно, по вашему мнению, влияет на изменение произношения согласных? Какие орфографические трудности связаны с этими орфоэпическими особенностями? Упражнение 52 Сравните произношение падежных форм слова дождь, подсказанное нам рифмовкой следующих стихотворных строк. Вспомните, где родились и жили Анна Ахматова и Марина Цветаева. Как разница в произношении слова дождь связана с этим фактом биографии поэтов? Определите при помощи орфоэпического словаря, какой из произносительных вариантов считается ныне литературной нормой. Упражнение 53 Используя в случае необходимости орфоэпический словарь, распределите следующие слова и выражения на две группы: в первую запишите те из них, в которых произносится звук [ш], а во вторую — те, в которых произносится звук [ч]. Возможны ли варианты? Упражнение 54 На основании содержания текста напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему нужно говорить правильно и как этому научиться». Упражнение 55 Найдите орфографические ошибки и определите, какие орфоэпические законы послужили причиной их возникновения. Упражнение 56 Заполните пропуски, приводя примеры к орфографическому правилу «Буквы ы — и после ц». Упражнение 57 Заполните пропуски в таблице «Буквы о — ё после шипящих», вставляя название морфем Упражнение 58 Выпишите слова в следующем порядке: а) после ц пишется и; б) после ц пишется ы, в) после ц пишется о; г) после ц пишется е. Упражнение 59 Запишите слова, распределяя их по столбцам таблицы и вставляя пропущенные буквы. Подберите, где это возможно, проверочные слова. Упражнение 60 Включите приведённые цитаты из стихотворения М. Ю. Лермонтова в собственный текст. Вставьте пропущенные буквы. Подведем итоги 1. Что изучает фонетика? 2. Что изучает орфоэпия? 3. Каковы особенности русского ударения? 4. Сколько гласных звуков в русском языке? 5. На какие группы делятся согласные звуки русского языка? 6. В каких случаях ударение в слове играет смыслоразличительную роль? 7. Чем отличается правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, и чередующейся гласной в корне слова? 8. Когда в приставках раз- и роз-, рас- и рос нужно писать а, а когда о?