menu
person


ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев § 5 ОРФОЭПИЯ. УДАРЕНИЕ. НОРМЫ ПРОИЗ


Упражнение 36

Что изучает фонетика как раздел языкознания:
а) правила произношения слов;
б) соответствие звуков и букв;
+в) звуковой строй языка? 

Сколько гласных звуков в русском языке?
6

Сколько гласных букв в русском алфавите?

10

Чем объясняется разница в количестве гласных звуков и букв, их обозначающих? 

Разница в количестве гласных звуков и букв, их обозначающих, объясняется особенностями правописания в русском языке. Некоторые гласные звуки могут обозначаться одной буквой или буквосочетанием. 

Разбейте слова на две группы и объясните своё решение: люк, ёж, мяч, лес, маяк, съел, юг, лён. 

Группа 1:

Люк - 1 гласный звук (у) и 3 буквы (л, ю, к).
Мяч - 1 гласный звук (я) и 3 буквы (м, я, ч).
Лес - 1 гласный звук (е) и 3 буквы (л, е, с).
Маяк - 2 гласных звука (а, а) и 4 буквы (м, а, я, к).
Юг - 1 гласный звук (у) и 2 буквы (ю, г).

 

Группа 2:
Ёж - 2 гласных звука (й, о) и 2 буквы (ё, ж).
Съел - 2 гласных звука (й, э) и 4 буквы (с, ъ, е, л).
Лён - 2 гласных звука (й, о) и 3 буквы (л, ё, н).
В группе 1 гласные звуки обозначены одной буквой или буквосочетанием, поэтому разница между количеством гласных звуков и букв небольшая. В группе 2 для обозначения гласных "ё" и "е" используется разное количество букв, что создает разницу в количестве гласных звуков и букв.

Восполните пропуск в следующей фразе: «Гласные е, ё, ю, я обозначают два звука: 1) в начале слова; 2) в середине слова после гласных; 3) после ь и ъ, например: подъезд, вьюга».

Упражнение 37

Используя предложенные слова, дополните орфографические правила. Перепишите, вставляя пропущенную букву о или а.

Заполняем пропуски в тексте, после чего применяем полученное правило.

Упражнение 38

Самостоятельно расставьте ударение в следующих словах, а затем проверьте себя по орфоэпическому словарю. Определите значение выделенных слов и составьте с ними предложения.

Проставляем ударение.

Значение выделенных слов:

Апостроф - это знак препинания ('), который чаще всего используется для обозначения пропущенных букв в словах.
Когда он написал "я не могу" с апострофом, это выразило его нежность и осторожность в словах.

Догмат - это устоявшееся учение, убеждение или принцип, часто связанный с религиозными или философскими верованиями.
Религиозные догматы играют важную роль в вероучении и обрядах многих культур.

Катарсис - это психологическое состояние, которое человек переживает в результате сильных эмоциональных переживаний или освобождения от негативных чувств.
После просмотра фильма она чувствовала катарсис и освобождение от долговременных травм.

Колосс - это огромный, гигантский предмет или существо, символизирующее огромные размеры или мощь.
Статуя Свободы - это настоящий колосс, возвышающийся над гаванью.

Эксперт - это специалист, обладающий глубокими знаниями и опытом в определенной области и часто давший свои заключения или советы научно или профессионально.
Врач был признанным экспертом в области нейрохирургии и проводил успешные операции.

Упражнение 39

Выполните фонетический разбор следующих слов

Ешь:
е  [j❜]     —     согл., звон. (непарн.), мягк. (непарн.)
[э]    гласн., ударный.
ш     —     [ш]     —     согл., тверд. (непарн.), глух. (парн.). На конце слова замена звука происходит только у парных звонких согласных.
ь     —     [ ]     —     нет звука

Люк:
л     —     [л❜]     —     согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [л] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется.
ю     —     [у]     —     гласн., ударный.
к     —     [к]     —     согл., твёрд. (парн.), глух. (парн.). На конце слова замена звука приосходит только у звонких парных. На конце слова все согласные, кроме непарных мягких ( [ч❜], [щ❜], [й❜]), произносятся твёрдо.

Яр:
я         [j❜]     —     согл., звон. (непарн.), мягк. (непарн.)
[а]    гласн., ударный.
р     —     [р]     —     согл., твёрд. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. На конце слова замена звука приосходит только у звонких парных. На конце слова все согласные, кроме непарных мягких ( [ч❜], [щ❜], [й❜]), произносятся твёрдо.

Ноль:

н     —     [н]     —     согл., твёрд. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [н] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
о     —     [о]     —     гласн., ударный.
л     —     [л❜]     —     согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. На конце слова замена звука происходит только у парных звонких согласных.
ь     —     [ ]     —     нет звука

Шёл:

ш     —     [ш]     —     согл., тверд. (непарн.), глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости.
ё     —     [о]     —     гласн., ударный.
л     —     [л]     —     согл., твёрд. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. На конце слова замена звука приосходит только у звонких парных. На конце слова все согласные, кроме непарных мягких ( [ч❜], [щ❜], [й❜]), произносятся твёрдо.

Упражнение 41

В следующих парах выберите правильный вариант произношения слова. При необходимости обратитесь к орфоэпическому словарю. Сформулируйте значение выделенных слов и подберите к ним синонимы.

Правильные варианты: Афера, блеф, бытие, манёвры, никчёмный, новорождённый, опека, остриё, планёр, поблёкший, скабрёзный.

Афера (значение): Мошенничество, нечестное действие или схема с целью обмана и получения незаконной выгоды.
Синонимы: обман, мошенничество, хищение, уловка, махинация.
 

Бытие (значение): Существование, факт реального сущего.
Синонимы: сущность, существование, реальность, жизнь.
 

Опека (значение): Забота и защита, оказываемая одним лицом или организацией другому, особенно в отношении детей или лиц, нуждающихся в помощи.
Синонимы: защита, попечение, покровительство, воспитание.
 

Поблёкший (значение): О понижении или утрате яркости, цвета или живости, например, о цвете или о воспоминаниях.
Синонимы: увядший, бледный, тусклый, выцветший.
 

Скабрёзный (значение): Содержащий непристойные или вызывающие смущение элементы, описывающий что-либо откровенное или неприличное.
Синонимы: непристойный, пошлый, неприличный, провокационный.

Упражнение 42

Найдите в следующих текстах слова, произношение которых не соответствует современной орфоэпической норме. (В поэтических текстах на произносительные особенности указывает рифма, в прозаических текстах особенности произношения отражены в написании.) Какие из этих произносительных вариантов можно отнести к устаревшим, а какие — к просторечным? Какую стилистическую роль играет использование нарочито неправильных произносительных вариантов в текстах И. С. Тургенева, М. М. Зощенко, Б. Акунина?
"тюпюрь," "обюспючюн" - устаревшие и просторечные произношения слов "топор" и "обеспечен".
"видют," "
ездют" - устаревшие и просторечные произношения слов "видят" и "ездят".

Слова, произношение которых не соответствует современной орфоэпической норме, в данном случае, можно отнести к устаревшим и просторечным.

Стилистическая роль использования нарочито неправильных произносительных вариантов в текстах может быть разной:

У И. А. Крылова рифма может использоваться для поэтического эффекта и сохранения ритма стихотворения.
У И. С. Тургенева произносительные особенности персонажа Петра служат для характеризации его речи и характера.
У Б. Акунинa такое произношение может передать реалии и стилистику эпохи, а также характер персонажа.

Упражнение 43

Прочитав сказку Феликса Кривина «Ударные и безударные», определите, на какое фонетическое свойство русской речи и какое орфографическое правило намекает автор. Ответьте на вопросы и выполните задания.

Приведите примеры слов с безударным гласным, обозначаемым буквой о, находящимся в разных позициях в слове: в предударном и заударном положении, в разных по счёту слогах в слове.

Предударное положение: Орех, око, обида.
Заударное положение: Коробка, роза, вода.
Разные по счёту слоги: Очередь, окошко, облако.

Найдите в тексте фразеологические сочетания, многозначные слова. На чём основана игра слов в сказке?
Сформулируйте значение слова периферия. Воспользовавшись этимологическим словарём или словарём иностранных слов, попробуйте объяснить, на чём основано написание безударных гласных в этом слове, и подобрать к нему исторически однокоренные слова.

Слово "периферия" обозначает окраину или отдаленное место. Безударные гласные в этом слове связаны с его историческим происхождением от латинского "peripheria".

Упражнение 44

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Объясните, почему слова (морфемы), в которых пропущены буквы, звучат одинаково и почему они пишутся по-разному.

Вставляем пропущенную букву и подбираем проверочное слово.

Слова (морфемы), в которых пропущены буквы, звучат одинаково из-за явления гомофонии, когда разные слова или морфемы произносятся одинаково, но имеют разное значение и пишутся по-разному. Это связано с орфографическими и морфологическими особенностями русского языка.

Упражнение 45

Изучите обобщающие правила написания чередующихся гласных в корне слова. Заполните пустые графы в третьем столбце таблицы, подбирая собственные примеры для правила

Раздирать - раздеру

Стелить - выстилать

Коснулся - касался

Поклон - раскланяться

Плавать, поплавок, заплыв

Упражнение 46

Выпишите слова в следующем порядке: а) написание зависит от суффикса; б) написание зависит от следующего согласного; в) написание зависит от ударения; г) написание определяется по смыслу.

Запишите слова по группам, применяя правила

Упражнение 47

Распределите словосочетания по графам таблицы, вставляя пропущенные буквы.

Вспоминаем правила корней с чередованием и исключения этих правил, распределяем слова по столбцам таблицы.

Упражнение 48

Выпишите слова с чередованием гласных в корне. Объясните их правописание и составьте с ними предложения.

Подперев дверь (чередование "е" и "и").
Растирая мазь (чередование "е" и "и").
Зажигать свечу (чередование "е" и "и").

Он подперев дверь, чтобы она не захлопнулась на ветру, вымолвил три слова.
Растирая мазь, он почувствовал облегчение от боли в мышце.
Он зажигает свечу каждый вечер, чтобы создать атмосферу уюта.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев параграф 5

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: