Упражнение 36 Что изучает фонетика как раздел языкознания: Сколько гласных звуков в русском языке? Сколько гласных букв в русском алфавите? Чем объясняется разница в количестве гласных звуков и букв, их обозначающих? Разбейте слова на две группы и объясните своё решение: люк, ёж, мяч, лес, маяк, съел, юг, лён. Восполните пропуск в следующей фразе: «Гласные е, ё, ю, я обозначают два звука: 1) в начале слова; 2) в середине слова после гласных; Упражнение 37 Используя предложенные слова, дополните орфографические правила. Перепишите, вставляя пропущенную букву о или а. Самостоятельно расставьте ударение в следующих словах, а затем проверьте себя по орфоэпическому словарю. Определите значение выделенных слов и составьте с ними предложения. Упражнение 39 Выполните фонетический разбор следующих слов Упражнение 41 В следующих парах выберите правильный вариант произношения слова. При необходимости обратитесь к орфоэпическому словарю. Сформулируйте значение выделенных слов и подберите к ним синонимы. Упражнение 42 Найдите в следующих текстах слова, произношение которых не соответствует современной орфоэпической норме. (В поэтических текстах на произносительные особенности указывает рифма, в прозаических текстах особенности произношения отражены в написании.) Какие из этих произносительных вариантов можно отнести к устаревшим, а какие — к просторечным? Какую стилистическую роль играет использование нарочито неправильных произносительных вариантов в текстах И. С. Тургенева, М. М. Зощенко, Б. Акунина? Упражнение 43 Прочитав сказку Феликса Кривина «Ударные и безударные», определите, на какое фонетическое свойство русской речи и какое орфографическое правило намекает автор. Ответьте на вопросы и выполните задания. Приведите примеры слов с безударным гласным, обозначаемым буквой о, находящимся в разных позициях в слове: в предударном и заударном положении, в разных по счёту слогах в слове. Найдите в тексте фразеологические сочетания, многозначные слова. На чём основана игра слов в сказке? Сформулируйте значение слова периферия. Воспользовавшись этимологическим словарём или словарём иностранных слов, попробуйте объяснить, на чём основано написание безударных гласных в этом слове, и подобрать к нему исторически однокоренные слова. Упражнение 44 Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Объясните, почему слова (морфемы), в которых пропущены буквы, звучат одинаково и почему они пишутся по-разному. Упражнение 45 Изучите обобщающие правила написания чередующихся гласных в корне слова. Заполните пустые графы в третьем столбце таблицы, подбирая собственные примеры для правила Упражнение 46 Выпишите слова в следующем порядке: а) написание зависит от суффикса; б) написание зависит от следующего согласного; в) написание зависит от ударения; г) написание определяется по смыслу. Упражнение 47 Распределите словосочетания по графам таблицы, вставляя пропущенные буквы. Упражнение 48 Выпишите слова с чередованием гласных в корне. Объясните их правописание и составьте с ними предложения.