Упражнение 36
Что изучает фонетика как раздел языкознания: а) правила произношения слов; б) соответствие звуков и букв; +в) звуковой строй языка? Сколько гласных звуков в русском языке? 6
Сколько гласных букв в русском алфавите?
10
Чем объясняется разница в количестве гласных звуков и букв, их обозначающих?
Разница в количестве гласных звуков и букв, их обозначающих, объясняется особенностями правописания в русском языке. Некоторые гласные звуки могут обозначаться одной буквой или буквосочетанием.
Разбейте слова на две группы и объясните своё решение: люк, ёж, мяч, лес, маяк, съел, юг, лён.
Группа 1:
Люк - 1 гласный звук (у) и 3 буквы (л, ю, к). Мяч - 1 гласный звук (я) и 3 буквы (м, я, ч). Лес - 1 гласный звук (е) и 3 буквы (л, е, с). Маяк - 2 гласных звука (а, а) и 4 буквы (м, а, я, к). Юг - 1 гласный звук (у) и 2 буквы (ю, г).
Группа 2: Ёж - 2 гласных звука (й, о) и 2 буквы (ё, ж). Съел - 2 гласных звука (й, э) и 4 буквы (с, ъ, е, л). Лён - 2 гласных звука (й, о) и 3 буквы (л, ё, н). В группе 1 гласные звуки обозначены одной буквой или буквосочетанием, поэтому разница между количеством гласных звуков и букв небольшая. В группе 2 для обозначения гласных "ё" и "е" используется разное количество букв, что создает разницу в количестве гласных звуков и букв.
Восполните пропуск в следующей фразе: «Гласные е, ё, ю, я обозначают два звука: 1) в начале слова; 2) в середине слова после гласных; 3) после ь и ъ, например: подъезд, вьюга».
Упражнение 37
Используя предложенные слова, дополните орфографические правила. Перепишите, вставляя пропущенную букву о или а.
Заполняем пропуски в тексте, после чего применяем полученное правило.
Упражнение 38
Самостоятельно расставьте ударение в следующих словах, а затем проверьте себя по орфоэпическому словарю. Определите значение выделенных слов и составьте с ними предложения.
Проставляем ударение.
Значение выделенных слов:
Апостроф - это знак препинания ('), который чаще всего используется для обозначения пропущенных букв в словах. Когда он написал "я не могу" с апострофом, это выразило его нежность и осторожность в словах.
Догмат - это устоявшееся учение, убеждение или принцип, часто связанный с религиозными или философскими верованиями. Религиозные догматы играют важную роль в вероучении и обрядах многих культур.
Катарсис - это психологическое состояние, которое человек переживает в результате сильных эмоциональных переживаний или освобождения от негативных чувств. После просмотра фильма она чувствовала катарсис и освобождение от долговременных травм.
Колосс - это огромный, гигантский предмет или существо, символизирующее огромные размеры или мощь. Статуя Свободы - это настоящий колосс, возвышающийся над гаванью.
Эксперт - это специалист, обладающий глубокими знаниями и опытом в определенной области и часто давший свои заключения или советы научно или профессионально. Врач был признанным экспертом в области нейрохирургии и проводил успешные операции.
Упражнение 39
Выполните фонетический разбор следующих слов
Ешь: е [j❜] — согл., звон. (непарн.), мягк. (непарн.) [э] гласн., ударный. ш — [ш] — согл., тверд. (непарн.), глух. (парн.). На конце слова замена звука происходит только у парных звонких согласных. ь — [ ] — нет звука
Люк: л — [л❜] — согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [л] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. ю — [у] — гласн., ударный. к — [к] — согл., твёрд. (парн.), глух. (парн.). На конце слова замена звука приосходит только у звонких парных. На конце слова все согласные, кроме непарных мягких ( [ч❜], [щ❜], [й❜]), произносятся твёрдо.
Яр: я [j❜] — согл., звон. (непарн.), мягк. (непарн.) [а] гласн., ударный. р — [р] — согл., твёрд. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. На конце слова замена звука приосходит только у звонких парных. На конце слова все согласные, кроме непарных мягких ( [ч❜], [щ❜], [й❜]), произносятся твёрдо.
Ноль:
н — [н] — согл., твёрд. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [н] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо. о — [о] — гласн., ударный. л — [л❜] — согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. На конце слова замена звука происходит только у парных звонких согласных. ь — [ ] — нет звука
Шёл:
ш — [ш] — согл., тверд. (непарн.), глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. ё — [о] — гласн., ударный. л — [л] — согл., твёрд. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. На конце слова замена звука приосходит только у звонких парных. На конце слова все согласные, кроме непарных мягких ( [ч❜], [щ❜], [й❜]), произносятся твёрдо.
Упражнение 41
В следующих парах выберите правильный вариант произношения слова. При необходимости обратитесь к орфоэпическому словарю. Сформулируйте значение выделенных слов и подберите к ним синонимы.
Правильные варианты: Афера, блеф, бытие, манёвры, никчёмный, новорождённый, опека, остриё, планёр, поблёкший, скабрёзный.
Афера (значение): Мошенничество, нечестное действие или схема с целью обмана и получения незаконной выгоды. Синонимы: обман, мошенничество, хищение, уловка, махинация.
Бытие (значение): Существование, факт реального сущего. Синонимы: сущность, существование, реальность, жизнь.
Опека (значение): Забота и защита, оказываемая одним лицом или организацией другому, особенно в отношении детей или лиц, нуждающихся в помощи. Синонимы: защита, попечение, покровительство, воспитание.
Поблёкший (значение): О понижении или утрате яркости, цвета или живости, например, о цвете или о воспоминаниях. Синонимы: увядший, бледный, тусклый, выцветший.
Скабрёзный (значение): Содержащий непристойные или вызывающие смущение элементы, описывающий что-либо откровенное или неприличное. Синонимы: непристойный, пошлый, неприличный, провокационный.
Упражнение 42
Найдите в следующих текстах слова, произношение которых не соответствует современной орфоэпической норме. (В поэтических текстах на произносительные особенности указывает рифма, в прозаических текстах особенности произношения отражены в написании.) Какие из этих произносительных вариантов можно отнести к устаревшим, а какие — к просторечным? Какую стилистическую роль играет использование нарочито неправильных произносительных вариантов в текстах И. С. Тургенева, М. М. Зощенко, Б. Акунина? "тюпюрь," "обюспючюн" - устаревшие и просторечные произношения слов "топор" и "обеспечен". "видют," "ездют" - устаревшие и просторечные произношения слов "видят" и "ездят".
Слова, произношение которых не соответствует современной орфоэпической норме, в данном случае, можно отнести к устаревшим и просторечным.
Стилистическая роль использования нарочито неправильных произносительных вариантов в текстах может быть разной:
У И. А. Крылова рифма может использоваться для поэтического эффекта и сохранения ритма стихотворения. У И. С. Тургенева произносительные особенности персонажа Петра служат для характеризации его речи и характера. У Б. Акунинa такое произношение может передать реалии и стилистику эпохи, а также характер персонажа.
Упражнение 43
Прочитав сказку Феликса Кривина «Ударные и безударные», определите, на какое фонетическое свойство русской речи и какое орфографическое правило намекает автор. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Приведите примеры слов с безударным гласным, обозначаемым буквой о, находящимся в разных позициях в слове: в предударном и заударном положении, в разных по счёту слогах в слове.
Предударное положение: Орех, око, обида. Заударное положение: Коробка, роза, вода. Разные по счёту слоги: Очередь, окошко, облако.
Найдите в тексте фразеологические сочетания, многозначные слова. На чём основана игра слов в сказке? Сформулируйте значение слова периферия. Воспользовавшись этимологическим словарём или словарём иностранных слов, попробуйте объяснить, на чём основано написание безударных гласных в этом слове, и подобрать к нему исторически однокоренные слова.
Слово "периферия" обозначает окраину или отдаленное место. Безударные гласные в этом слове связаны с его историческим происхождением от латинского "peripheria".
Упражнение 44
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Объясните, почему слова (морфемы), в которых пропущены буквы, звучат одинаково и почему они пишутся по-разному.
Вставляем пропущенную букву и подбираем проверочное слово.
Слова (морфемы), в которых пропущены буквы, звучат одинаково из-за явления гомофонии, когда разные слова или морфемы произносятся одинаково, но имеют разное значение и пишутся по-разному. Это связано с орфографическими и морфологическими особенностями русского языка.
Упражнение 45
Изучите обобщающие правила написания чередующихся гласных в корне слова. Заполните пустые графы в третьем столбце таблицы, подбирая собственные примеры для правила
Раздирать - раздеру
Стелить - выстилать
Коснулся - касался
Поклон - раскланяться
Плавать, поплавок, заплыв
Упражнение 46
Выпишите слова в следующем порядке: а) написание зависит от суффикса; б) написание зависит от следующего согласного; в) написание зависит от ударения; г) написание определяется по смыслу.
Запишите слова по группам, применяя правила
Упражнение 47
Распределите словосочетания по графам таблицы, вставляя пропущенные буквы.
Вспоминаем правила корней с чередованием и исключения этих правил, распределяем слова по столбцам таблицы.
Упражнение 48
Выпишите слова с чередованием гласных в корне. Объясните их правописание и составьте с ними предложения.
Подперев дверь (чередование "е" и "и"). Растирая мазь (чередование "е" и "и"). Зажигать свечу (чередование "е" и "и").
Он подперев дверь, чтобы она не захлопнулась на ветру, вымолвил три слова. Растирая мазь, он почувствовал облегчение от боли в мышце. Он зажигает свечу каждый вечер, чтобы создать атмосферу уюта.