Упражнение 26 Заполните таблицу, соотнеся приведённые языковые единицы и разделы языкознания, в которых изучаются данные единицы. Какие единицы могут быть соотнесены сразу с несколькими лингвистическими дисциплинами? Объясните почему. Упражнение 27 Заполните пропуски в тексте о системе современного русского языка. Приведите недостающие примеры к высказанным положениям. Упражнение 28 Слова, приведённые ниже, представляют собой своего рода «слабые места» в системе русского языка. Объясните, в чём проявляются особенности их грамматических свойств. Упражнение 29 Система русского языка может предлагать несколько способов выражения того или иного значения. Образуйте от данных слов указанные формы, укажите варианты образования, определите, как эти варианты соотносятся с нормой литературного языка. Упражнение 30 Найдите в отрывке из стихотворения В. Хлебникова случаи словоупотребления, которые вам кажутся нарушениями нормы литературного языка. Объясните, как эти нарушения соотнесены с системой русского языка. Упражнение 31 Прочитайте текст и выполните задания. Изменения в языке имеют эволюционный** характер, переход от** старой нормы к новой происходит постепенно*. Следствием этого** является наличие** вариантов, и именно в этом случае возникает для носителей* проблема нормы. <...> Как крайние случаи возможны**, с одной стороны, сосуществование вариантов в литературном языке, а с другой — ситуация, при которой** только** один** из вариантов употребителен в литературном языке, а другой находится за пределами современного* литературного употребления. Возможен, наконец, такой случай, когда нормативному употреблению противостоит вариант, входящий**, но ещё не вошедший окончательно в литературный язык, или** же** уходящий, но ещё не ушедший окончательно за пределы литературного языка. Вследствие этого в нестабильных* участках языковой** системы, там, где происходят её изменения*, границы между нормой и ненормой размыты, между очевидно нормативными и очевидно ненормативными явлениями пролегает** не чёткая линия, а серая зона, вмещающая в себя** явления, находящиеся на периферии нормы. В орфоэпическом словаре найдите примеры вариантности, иллюстрирующие три случая взаимоотношения вариантов, описанных в тексте В. А. Ицковича. Определите способ словообразования выделенных одной звёздочкой слов. Определите, к каким частям речи относятся выделенные двумя звёздочками слова. Упражнение 32 Распределите варианты по типам: произносительные варианты; словообразовательные варианты; морфологические варианты; синтаксические варианты. Определите, есть ли в списке варианты, находящиеся за пределами нормы литературного языка. Упражнение 33 Прочитайте отрывок из книги К. И. Чуковского «Живой как жизнь». Определите основную мысль отрывка. Объясните постановку знаков препинания в предложении с прямой речью. Письменно продолжите рассуждение автора, подобрав собственные аргументы в пользу отстаиваемого им мнения. Упражнение 34 Прочитайте текст известного современного языковеда В. В. Колесова. Ответьте на вопросы и выполните задания. Объясните, как вы понимаете мысль автора об ответственности каждого за судьбу родного языка. Приведите примеры, иллюстрирующие мысль автора, высказанную в первом предложении. К каким из указанных автором видов изменения языка вы могли бы привести собственные примеры? Объясните постановку запятых в тексте. Объясните постановку кавычек в тексте. Какой вид связи предложений (цепной или параллельный) представлен во втором абзаце текста? Опишите отличительные черты этого вида связи. В первых четырёх предложениях найдите однородные члены предложения. Упражнение 34 Прочитайте, найдите нарушения современных норм. Какие нормы нарушены? Напишите предложения правильно. ПОДВЕДЁМ ИТОГИ 1. Почему русский язык считается одним из самых трудных для изучения? 2. С каких пор существует современный русский язык? 3. Насколько распространён русский язык в мире? 4. Что такое «литературный язык»? 5. Назовите известные вам словари. Какие виды словарей существуют? 6. Что такое языковая норма? Что такое «колебание» нормы? Приведите примеры.