menu
person


ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев § 4 ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА И ЯЗЫКОВАЯ НОР



Упражнение 26

Заполните таблицу, соотнеся приведённые языковые единицы и разделы языкознания, в которых изучаются данные единицы. Какие единицы могут быть соотнесены сразу с несколькими лингвистическими дисциплинами? Объясните почему.

[а] - Фонетика (изучает звуковую структуру языка).
ветер - Лексикология (изучает лексические единицы и их значения).
ночь темна - Семантика (изучает значения и смысловые оттенки слов и фраз).
рисовать красками - Синтаксис (изучает структуру предложения и отношения между словами в нем).
семь пятниц на неделе - Фразеология (изучает устойчивые фразеологические обороты).
-щик- - Морфология (изучает морфемы и их функции).
-ы- (окончание существительного в форме И. п. мн. ч.) - Морфология (изучает морфологические категории).
играющего - Синтаксис (изучает синтаксические конструкции и зависимости).
ко-(за) - Морфология (изучает приставки и их значения).
поварёнок - Словообразование (изучает процессы образования новых слов).
Некоторые из перечисленных языковых единиц могут быть соотнесены сразу с несколькими лингвистическими дисциплинами. Например:

[а] может быть связано как с фонетикой (изучение звука), так и с фразеологией (пример: "а ну-ка!").
играющего относится к синтаксису (структура предложения), но также к морфологии (изучение форм слова).

Эти единицы могут быть анализированы и изучены с разных лингвистических точек зрения, что подчеркивает многогранность языка и многообразие лингвистических подходов к нему.

Упражнение 27

Заполните пропуски в тексте о системе современного русского языка. Приведите недостающие примеры к высказанным положениям.

Заполняем пропуски в тексте.

Упражнение 28

Слова, приведённые ниже, представляют собой своего рода «слабые места» в системе русского языка. Объясните, в чём проявляются особенности их грамматических свойств.

Некто — это местоимение, используемое для обозначения неопределенного лица. Местоимения в русском языке изменяются по падежам, числам и родам, но "некто" не имеет форм склонения.

Мечта — это существительное женского рода, одушевленное, имеющее множественное число мечты.

Победить — глагол, который изменяется по временам, лицам и числам, но не имеет формы инфинитива.

Рад — прилагательное, не склоняется по родам и числам.

(Цвет) хаки — это существительное, не изменяющееся по падежам и числам, так как оно выражает конкретный оттенок цвета.

Путь — существительное мужского рода, склоняется по падежам и числам, но имеет несколько нестандартных форм (например, "в путь" вместо "в путь").

Бежать — глагол, склоняется по временам, лицам и числам, но не имеет формы инфинитива.

Упражнение 29

Система русского языка может предлагать несколько способов выражения того или иного значения. Образуйте от данных слов указанные формы, укажите варианты образования, определите, как эти варианты соотносятся с нормой литературного языка.

Махать (3-е лицо, единственное число, настоящее время):
Норма литературного русского языка: машет.
 

Грузин (Родительный падеж, множественное число):
Норма литературного русского языка: грузин.
 

Инструктор (Именительный падеж, множественное число):
Норма литературного русского языка: инструкторы.
 

Чтить (3-е лицо, множественное число, настоящее время):
Норма литературного русского языка: читают.
 

Выздороветь (3-е лицо, множественное число, будущее время):
Норма литературного русского языка: выздоровеют.

Упражнение 30

Найдите в отрывке из стихотворения В. Хлебникова случаи словоупотребления, которые вам кажутся нарушениями нормы литературного языка. Объясните, как эти нарушения соотнесены с системой русского языка.
В данном отрывке из стихотворения В. Хлебникова можно выделить несколько словоупотреблений, которые кажутся нарушениями нормы литературного языка:

"Вечер пья." - Использование краткой формы "пья" вместо полной "пьяный" также может считаться нарушением литературной нормы.

"лёт копья.".

Эти нарушения связаны с поэтическим стилем и особенностями художественного выражения В. Хлебникова. Автор может использовать нестандартные формы и словоформы для создания определенной звучности и ритма стихотворения, а также для подчеркивания эмоциональной окраски. Такие явления в русской поэзии называются "поэтическими лицензиями" и допускаются в художественном тексте, несмотря на отклонение от стандартных норм литературного языка.

Упражнение 31

Прочитайте текст и выполните задания.

Изменения в языке имеют эволюционный** характер, переход от** старой нормы к новой происходит постепенно*. Следствием этого** является наличие** вариантов, и именно в этом случае возникает для носителей* проблема нормы. <...> Как крайние случаи возможны**, с одной стороны, сосуществование вариантов в литературном языке, а с другой — ситуация, при которой** только** один** из вариантов употребителен в литературном языке, а другой находится за пределами современного* литературного употребления. Возможен, наконец, такой случай, когда нормативному употреблению противостоит вариант, входящий**, но ещё не вошедший окончательно в литературный язык, или** же** уходящий, но ещё не ушедший окончательно за пределы литературного языка. Вследствие этого в нестабильных* участках языковой** системы, там, где происходят её изменения*, границы между нормой и ненормой размыты, между очевидно нормативными и очевидно ненормативными явлениями пролегает** не чёткая линия, а серая зона, вмещающая в себя** явления, находящиеся на периферии нормы.

В орфоэпическом словаре найдите примеры вариантности, иллюстрирующие три случая взаимоотношения вариантов, описанных в тексте В. А. Ицковича.

"имеют" и "есть" - разные варианты произношения слова "имеют" (различие в ударении);
"постепенно" и "постэпенно" - разные варианты произношения слова "постепенно" (различие в звуке "т" и "тс");
"является" и "явсляется" - разные варианты произношения слова "является" (различие в звуке "в" и "вс").

Определите способ словообразования выделенных одной звёздочкой слов.

"Постепенно" - это наречие, образованное от прилагательного "постепенный" с помощью суффикса "-о."

"Носителей" - это форма множественного числа родительного падежа от слова "носитель." Образование формы множественного числа - один из способов словообразования.

"Современного" - это прилагательное, образованное от слова "современность" с помощью суффикса "-енн" и окончания "-ого."

"Нестабильных" - это прилагательное, образованное от слова "стабильность" с помощью отрицательного приставки "не-" и суффикса "-н."

"Изменения" - это существительное, образованное от глагола "изменить" с помощью суффикса "-ени."

Определите, к каким частям речи относятся выделенные двумя звёздочками слова.

Указываем часть речи слов выделенных двумя звездочками.

Упражнение 32

Распределите варианты по типам: произносительные варианты; словообразовательные варианты; морфологические варианты; синтаксические варианты. Определите, есть ли в списке варианты, находящиеся за пределами нормы литературного языка.

Упражнение 33

Прочитайте отрывок из книги К. И. Чуковского «Живой как жизнь». Определите основную мысль отрывка. Объясните постановку знаков препинания в предложении с прямой речью. Письменно продолжите рассуждение автора, подобрав собственные аргументы в пользу отстаиваемого им мнения.

Основная мысль отрывка из книги К. И. Чуковского "Живой как жизнь" заключается в критике людей, которые считают, что они имеют право произвольно изменять и использовать язык, не соблюдая установленных норм.

Прямая речь в предложении обрамлена тире и выделена в кавычки. Это сделано для того, чтобы выделить слова персонажей и сделать реплики более выразительными и понятными для читателя.

Автор, продолжая свою мысль, мог бы подкрепить ее следующими аргументами:

Соблюдение языковых норм способствует ясности и пониманию коммуникации. Когда все говорящие придерживаются общих правил, это помогает избежать недоразумений и ошибок в общении.

Язык - это часть культурного наследия народа. Соблюдение языковых норм помогает сохранить и передать будущим поколениям богатство и историю языка.

В профессиональных и образовательных сферах соблюдение языковых норм является обязательным, и это важно для успешной карьеры и образования.

Вмешательство в языковую систему без должного понимания может привести к искажению значения слов и созданию недопонимания в обществе.

Упражнение 34

Прочитайте текст известного современного языковеда В. В. Колесова. Ответьте на вопросы и выполните задания.

Объясните, как вы понимаете мысль автора об ответственности каждого за судьбу родного языка.

Автор в данном тексте подчеркивает, что русский язык является живым организмом, который постоянно развивается и изменяется. Он отражает изменения в жизни, и потому меняется вместе с ней. Это связано с постоянными изменениями в ритме, содержании и сути жизни. Автор говорит о высокой ответственности каждого человека за сохранение и укрепление родного языка, так как каждый вносит свой вклад в его развитие или деградацию.

Приведите примеры, иллюстрирующие мысль автора, высказанную в первом предложении.

Примеры, иллюстрирующие мысль автора о постоянном изменении языка, можно найти в повседневной жизни. Например, в современном русском языке активно используются слова и выражения, связанные с новыми технологиями и интернетом, которых не было в прошлом. Это изменение в содержании языка. Также слова могут приобретать новые значения или утрачивать старые, что также является видом изменения. Например, слово "мышь" теперь может означать как животное, так и компьютерное устройство.

К каким из указанных автором видов изменения языка вы могли бы привести собственные примеры?

Автор утверждает, что язык постоянно изменяется, и указывает на несколько видов таких изменений. Примеры, подтверждающие эти изменения:

Устаревание слов: В современном русском языке можно наблюдать устаревание некоторых слов. Например, слова "персонаж" и "облигация" теряют свою актуальность и заменяются более современными аналогами.

Изменение значений слов: Слова могут приобретать новые значения или утрачивать старые. Например, слово "марафон" ранее ассоциировалось с длительным беговым соревнованием, а сейчас оно также используется в переносном смысле для обозначения любой долгой и утомительной задачи.

Создание новых частей речи: В современном языке появляются новые слова и выражения, которые ранее не существовали. Например, слова "гуглить" или "твиттер" представляют собой новые глагольные формы, образованные от имен собственных компаний и сервисов.

Изменение форм предложений: В современном русском языке можно наблюдать изменения в структуре предложений. Например, с появлением новых технологий и коммуникационных средств, структура предложений в письменной и устной речи может меняться, аббревиатуры и сокращения могут становиться более распространенными.

Объясните постановку запятых в тексте.

Сложное предложение.

Объясните постановку кавычек в тексте.

Кавычки в тексте используются для выделения слов и фраз, а также для обозначения прямой речи. В данном тексте кавычками выделена прямая речь персонажей: "И кто может заставить меня придерживаться каких-то там правил", что делает реплики персонажей более выразительными и отдельными.

Какой вид связи предложений (цепной или параллельный) представлен во втором абзаце текста? Опишите отличительные черты этого вида связи.

Второй абзац текста представляет собой связь предложений в цепи. В этой цепи каждое следующее предложение продолжает и развивает мысль, высказанную в предыдущем. Все предложения связаны общей темой развития языка и его изменениями.

В первых четырёх предложениях найдите однородные члены предложения.

Упражнение 35

Прочитайте, найдите нарушения современных норм. Какие нормы нарушены? Напишите предложения правильно.
Бодливой корове Бог рог не даёт. (Нарушение нормы: "Бог рога не даёт.")
Пробегая по улице, волосы его растрепались. (Нарушение нормы: "Пробегая по улице, его волосы растрепались.")
Я попросил о том, дайте мне воды. (Нарушение нормы: "Я попросил о том, чтобы дали мне воду.")
Катерина — протест «тёмному царству». (Нарушение нормы: "Катерина против «тёмного царства».")
В романе рассказывается самая печальная трагедия. (Нарушение нормы: "В романе рассказывается о самой печальной трагедии.")
Я не читал повести более длиннее. (Нарушение нормы: "Я не читал более длинных повестей.")
Он самый наилучший друг. (Нарушение нормы: "Он наилучший друг.")
Мама повесила на окна новую тюль. (Нарушение нормы: "Мама повесила новую тюль на окна.")
Я начну свой ответ с самого начала. (Нарушение нормы: "Я начну свой ответ с начала.")
Раневская отказывается на предложение вырубить сад. (Нарушение нормы: "Раневская отказывается от предложения вырубить сад.")
Большое внимание будет оказано благоустройству города. (Нарушение нормы: "Большое внимание будет уделено благоустройству города.")
Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме. (Нарушение нормы: "Подавляющее большинство присутствующих разобрались в этой теме.")

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

1. Почему русский язык считается одним из самых трудных для изучения?

Русский язык считается одним из самых трудных для изучения из-за его сложной морфологии, богатой лексики, наличия разных грамматических падежей, спряжений и склонений. Кроме того, русский имеет сложную систему ударений и произношения звуков, а также непростые правила грамматического устройства предложений.

2. С каких пор существует современный русский язык?

Современный русский язык существует примерно с XVII века, хотя его формирование началось ранее. Важным этапом в развитии современного русского языка была публикация "Грамматики русского языка" М. В. Ломоносовым в середине XVIII века.

3. Насколько распространён русский язык в мире?

Русский язык является одним из самых распространенных языков в мире по числу носителей. Он занимает восьмое место в мире по численности говорящих и является одним из шести официальных языков Организации Объединенных Наций.

4. Что такое «литературный язык»?

Литературный язык - это стандартизированный вариант языка, который используется в литературных произведениях, официальных документах и в образовании. Это разновидность языка, которая признана культурной и грамматической нормой.

5. Назовите известные вам словари. Какие виды словарей существуют?

Известные словари в русском языке включают "Толковый словарь русского языка" Д. Н. Ушакова, "Далевский словарь" В. И. Даля и многие другие. Виды словарей включают толковые словари, энциклопедические словари, тезаурусы и специализированные словари, такие как медицинские или юридические словари.

6. Что такое языковая норма? Что такое «колебание» нормы? Приведите примеры.

Языковая норма - это устойчивое правило, которое определяет правильное употребление языка в определенном контексте. Колебание нормы - это ситуация, когда существует несколько вариантов использования языка, и один из них может быть признан более уместным или предпочтительным в определенной ситуации. Примером колебания нормы может служить различие между формальным и разговорным стилем языка.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев параграф 4

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):