Упражнение 185
Изучите таблицу, посвящённую склонению существительных в единственном числе. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Запишите десять словосочетаний с зависимым словом - существительным, употребляя существительные в разных падежных формах.
Книга на столе. Дом возле реки. Чашка с горячим кофе. Розы в саду. Мяч для игры. Ручка от нового ручейка. Солнце в небе. Вода в реке. Снег на земле. Машина с высокой скоростью.
В каком типе склонения в единственном числе нет нулевых окончаний?
В единственном числе нет нулевых окончаний в первом склонении.
В каких падежах в единственном числе возможны нулевые окончания?
Именительный и винительный.
Какой тип склонения в единственном числе наиболее беден набором окончаний?
3 склонение.
В каком падеже у существительных разных типов склонения в единственном числе нет совпадающих окончаний?
Именительный, винительный, творительный.
В каком типе склонения окончания именительного и винительного падежей в единственном числе не совпадают?
1 склонение.
Упражнение 186
Запишите существительные, распределяя их по группам в зависимости от особенностей словоизменения: а) I склонение (существительные женского и мужского рода с окончанием -а/-я); б) II склонение (существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончанием -о/-е); в) III склонение (существительные женского рода с нулевым окончанием); г) существительные, склоняющиеся как прилагательные; д) разносклоняемые; е) неизменяемые.
Выписываем существительные, каждое в свою группу
Упражнение 187
Перепишите пословицы. Найдите имена существительные, выделите у них окончания, определите формы числа и падежа. Выберите три пословицы, расскажите о ситуациях, в которых вы могли бы их использовать.
Скука — от безделья, мозоли — от работы.
Форма числа: единственное (безделье, работа), множественное (мозоли).
Падеж: родительный (безделья, работы, мозолей).
И собака старое добро помнит.
Форма числа: единственное (собака, добро), множественное (собаки, добра).
Падеж: именительный (собака, добро), родительный (собаки, добра), винительный (собаку, добро).
Как в мае дождь, так будет и рожь.
Форма числа: единственное (май, дождь, рожь).
Падеж: предложный (мае, дожде, роже).
Ситуации, в которых можно использовать эти пословицы:
Первая пословица ("Скука — от безделья, мозоли — от работы") подходит, чтобы объяснить кому-то, что скука и мозоли на руках обычно возникают по разным причинам, и что активное занятие работой может помочь избежать скуки.
Вторая пословица ("И собака старое добро помнит") может быть использована для того, чтобы подчеркнуть, что верные друзья всегда помнят хорошие деяния и доброту друг к другу.
Третья пословица ("Как в мае дождь, так будет и рожь") может быть употреблена, чтобы предупредить о неизбежных последствиях долгожданных событий, например, если кто-то надеется на легкое лето после дождливой весны
Упражнение 188
Запишите словосочетания, употребляя слово, данное в скобках, в нужной форме. Определите склонение существительных, падежную форму, обозначьте окончание.
Сколько времени осталось до встречи?
Склонение существительного: III склонение. Падеж: родительный. Окончание: -и.
Вкусные торты украсили стол. Склонение существительного: II склонение. Падеж: именительный. Окончание: -ы.
Дай мне выпить свежего сока. Склонение существительного: I склонение. Падеж: родительный. Окончание: -а.
Мы пошли с третьего пути. Склонение существительного: II склонение. Падеж: родительный. Окончание: -и.
Мы гордимся своими детьми. Склонение существительного: II склонение. Падеж: творительный. Окончание: -ми.
Напечь вкусных оладий для гостей. Склонение существительного: I склонение. Падеж: родительный. Окончание: -ов.
Здесь пятьдесят килограммов сахара. Склонение существительного: I склонение. Падеж: родительный. Окончание: -ов.
Он стал одним из университетских профессоров. Склонение существительного: II склонение. Падеж: родительный. Окончание: -ов.
Мы построили дом среди новых коттеджей. Склонение существительного: II склонение. Падеж: родительный. Окончание: -ей.
У меня всего десять блюдец. Склонение существительного: II склонение. Падеж: родительный. Окончание: -ц.
Её красивый почерк легко узнать. Склонение существительного: II склонение. Падеж: именительный. Окончание: -к.
Нет никаких дел на сегодня. Склонение существительного: II склонение. Падеж: родительный. Окончание: -ел.
У меня много интересных мечт. Склонение существительного: II склонение. Падеж: родительный. Окончание: -т.
Знакомые доктора наук пригласили на конференцию. Склонение существительного: I склонение. Падеж: родительный. Окончание: -а.
В безударных слогах акцент на первом. Склонение существительного: III склонение. Падеж: родительный. Окончание: -ах.
Я любовался породистыми лошадьми на ипподроме. Склонение существительного: II склонение. Падеж: творительный. Окончание: -ми.
Опытные инженеры разработали новый проект. Склонение существительного: I склонение. Падеж: именительный. Окончание: -ы.
Они построили дом на далёком берегу. Склонение существительного: I склонение. Падеж: предложный. Окончание: -у.
Она перепачкалась в меле. Склонение существительного: II склонение. Падеж: предложный. Окончание: -е.
Упражнение 189
Определите, слова каких частей речи преобладают в тексте.
В данном стихотворении преобладают существительные и местоимения.
Определите, слов каких частей речи нет в тексте.
Слова других частей речи, такие как прилагательные, глаголы, предлоги, наречия и др., практически отсутствуют в тексте.
Распределите имена существительные по типам склонения.
I склонение: мгла, весна, слёзы, горы, мошки, пчёлы. II склонение: долы, свод, день, свет, крик, говор, зори, вздох, зык, свист. III склонение: радость, мощь
Найдите существительные, не употребляющиеся во множественном числе.
свод, свет, мгла.
Укажите не менее 5 различных орфограмм в представленных именах существительных.
слёзы (ё - о). пчёлы (ё - о). зык (ы - и). мгла (г - г). вздох (зд - зд).
Подумайте, почему каждая строка начинается с формы местоимения этот. Как называется данный приём выразительности?
Каждая строка начинается с формы местоимения "этот". Этот приём называется анафорой, который подчёркивает и повторяет важные элементы текста для усиления выразительности и эмфазы.
Запишите примеры к правилам.
Упражнение 190
Перепишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте окончания существительных, определите их склонение и падеж.
Азбука (азбука - 1-е склонение, именительный падеж) — к мудрости (мудрость- 3-е склонение, дательный падеж) ступенька (1-е склонение, именительный падеж). Без нитки да иголки шубы не сшить. (шубы - 2-е склонение, родительный падеж) Всякой вещи, своё место. (вещи - 2-е склонение, родительный падеж, место - 2-е склонение, именительный падеж) Гора с горой не сходятся, а человек с человеком сойдется. (горой - 1-е склонение, творительный падеж; человеком - 2-е склонение, творительный падеж) Его плачем не разжалобишь. (плачем - 2-е склонение, творительный падеж) Тяжело в ученье, легко в бою. (ученье - 2-е склонение, предложный падеж, бою - 2-е склонение, предложный падеж ) Красна птица пением, а человек умением. (птица - 1-е склонение, творительный падеж; человек - 2-е склонение, творительный падеж) Пушинка к пушинке, а выйдет перинка. (пушинке - 1-е склонение, дательный падеж; перинка - 1-е склонение, именительный падеж)
Упражнение 191
Перепишите, вставляя пропущенные буквы в окончания существительных. Обозначьте окончания.
Вставляем пропущенные буквы в окончания и выделяем окончания.
Упражнение 192
Выпишите словосочетания со словами, в которых пропущены буквы. Заполните пропуски.
Самостоятельно выписываем словосочетания, вставляем пропущенные буквы.
Упражнение 193
Установите соответствие между словами и их значениями.
Рассмотрим значение каждого слова:
Житие - это жизнеописание святого или религиозной личности. Этот жанр литературы часто рассказывает о жизни и деяниях святых, их подвигах и учении.
Житьё - это более общее слово, оно означает жизнь в целом, а также нахождение или пребывание в каком-либо месте или состоянии. Это слово может использоваться в более широком контексте, чем житие.
Варенье - это сладкое кушанье, обычно приготовленное из цельных ягод или кусочков фруктов, сваренных в сахарном сиропе. Варенье часто употребляется как десерт или начинка для булочек, тортов и других кондитерских изделий.
Варение - это процесс приготовления пищи. Это слово используется для обозначения действия приготовления пищи, включая различные этапы приготовления, как готовка, жарка, варка и другие.
Воскресение - это возвращение к жизни или оживление. В религиозном контексте воскресение относится к воскрешению мертвых, как, например, в воскресенье - седьмой день недели, который считается днем воскресения Христа в христианской традиции.
Седьмой день недели - это воскресенье. В календаре, основанном на семидневной неделе, воскресенье является последним и седьмым днем. В христианстве это особенно важный день, посвященный празднованию воскресения Христа.
А теперь соединим слово с его определением:
Житие - Жизнеописание святого Житьё - Жизнь; нахождение, пребывание где-либо Варенье - Сладкое кушанье из цельных ягод или кусочков фруктов, сваренных в сахарном сиропе Варение - Процесс приготовления пищи Воскресение - Возвращение к жизни Седьмой день недели - Воскресенье
Упражнение 194
Составьте и запишите предложения с данными словами в форме предложного падежа, выделите окончания у существительных. Обратите внимание на существительное, имеющее значение «дремота, полусон, беспамятство». Какое ударное окончание имеет это слово в форме предложного падежа в сочетании с предлогом в?
Составляем предложения, где указанные существительные будут в предложном падеже, отвечают на вопрос О ком? О чем?
Упражнение 195
Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы в окончаниях существительных. Объясните, от чего зависит выбор буквы в окончании имени существительного.
Определяем склонение существительного, затем смотрим в таблицу падежных окончаний имен существительных и подставляем нужную букву.