menu
person


ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев § 17 склонение имен существительны


Упражнение 185

Изучите таблицу, посвящённую склонению существительных в единственном числе. Ответьте на вопросы и выполните задания.

Запишите десять словосочетаний с зависимым словом - существительным, употребляя существительные в разных падежных формах.

Книга на столе.
Дом возле реки.
Чашка с горячим кофе.
Розы в саду.
Мяч для игры.
Ручка от нового ручейка.
Солнце в небе.
Вода в реке.
Снег на земле.
Машина с высокой скоростью.

В каком типе склонения в единственном числе нет нулевых окончаний?

В единственном числе нет нулевых окончаний в первом склонении.

В каких падежах в единственном числе возможны нулевые окончания?

Именительный и винительный.

Какой тип склонения в единственном числе наиболее беден набором окончаний?

3 склонение.

В каком падеже у существительных разных типов склонения в единственном числе нет совпадающих окончаний?

Именительный, винительный, творительный.

В каком типе склонения окончания именительного и винительного падежей в единственном числе не совпадают?

1 склонение.

Упражнение 186

Запишите существительные, распределяя их по группам в зависимости от особенностей словоизменения: а) I склонение (существительные женского и мужского рода с окончанием -а/-я); б) II склонение (существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончанием -о/-е); в) III склонение (существительные женского рода с нулевым окончанием); г) существительные, склоняющиеся как прилагательные; д) разносклоняемые; е) неизменяемые.

Выписываем существительные, каждое в свою группу

Упражнение 187

Перепишите пословицы. Найдите имена существительные, выделите у них окончания, определите формы числа и падежа. Выберите три пословицы, расскажите о ситуациях, в которых вы могли бы их использовать.

Скука — от безделья, мозоли — от работы.

Форма числа: единственное (безделье, работа), множественное (мозоли).

Падеж: родительный (безделья, работы, мозолей).

И собака старое добро помнит.

Форма числа: единственное (собака, добро), множественное (собаки, добра).

Падеж: именительный (собака, добро), родительный (собаки, добра), винительный (собаку, добро).

Как в мае дождь, так будет и рожь.

Форма числа: единственное (май, дождь, рожь).

Падеж: предложный (мае, дожде, роже).

Ситуации, в которых можно использовать эти пословицы:

Первая пословица ("Скука — от безделья, мозоли — от работы") подходит, чтобы объяснить кому-то, что скука и мозоли на руках обычно возникают по разным причинам, и что активное занятие работой может помочь избежать скуки.

Вторая пословица ("И собака старое добро помнит") может быть использована для того, чтобы подчеркнуть, что верные друзья всегда помнят хорошие деяния и доброту друг к другу.

Третья пословица ("Как в мае дождь, так будет и рожь") может быть употреблена, чтобы предупредить о неизбежных последствиях долгожданных событий, например, если кто-то надеется на легкое лето после дождливой весны

Упражнение 188

Запишите словосочетания, употребляя слово, данное в скобках, в нужной форме. Определите склонение существительных, падежную форму, обозначьте окончание.

Сколько времени осталось до встречи?

Склонение существительного: III склонение.
Падеж: родительный.
Окончание: -и.

 

Вкусные торты украсили стол.
Склонение существительного: II склонение.
Падеж: именительный.
Окончание: -ы.

 

Дай мне выпить свежего сока.
Склонение существительного: I склонение.
Падеж: родительный.
Окончание: -а.

 

Мы пошли с третьего пути.
Склонение существительного: II склонение.
Падеж: родительный.
Окончание: -и.

 

Мы гордимся своими детьми.
Склонение существительного: II склонение.
Падеж: творительный.
Окончание: -ми.

 

Напечь вкусных оладий для гостей.
Склонение существительного: I склонение.
Падеж: родительный.
Окончание: -ов.

 

Здесь пятьдесят килограммов сахара.
Склонение существительного: I склонение.
Падеж: родительный.
Окончание: -ов.

 

Он стал одним из университетских профессоров.
Склонение существительного: II склонение.
Падеж: родительный.
Окончание: -ов.

 

Мы построили дом среди новых коттеджей.
Склонение существительного: II склонение.
Падеж: родительный.
Окончание: -ей.

 

У меня всего десять блюдец.
Склонение существительного: II склонение.
Падеж: родительный.
Окончание: -ц.

 

Её красивый почерк легко узнать.
Склонение существительного: II склонение.
Падеж: именительный.
Окончание: -к.

 

Нет никаких дел на сегодня.
Склонение существительного: II склонение.
Падеж: родительный.
Окончание: -ел.

 

У меня много интересных мечт.
Склонение существительного: II склонение.
Падеж: родительный.
Окончание: -т.

 

Знакомые доктора наук пригласили на конференцию.
Склонение существительного: I склонение.
Падеж: родительный.
Окончание: -а.

 

В безударных слогах акцент на первом.
Склонение существительного: III склонение.
Падеж: родительный.
Окончание: -ах.

 

Я любовался породистыми лошадьми на ипподроме.
Склонение существительного: II склонение.
Падеж: творительный.
Окончание: -ми.

 

Опытные инженеры разработали новый проект.
Склонение существительного: I склонение.
Падеж: именительный.
Окончание: -ы.

 

Они построили дом на далёком берегу.
Склонение существительного: I склонение.
Падеж: предложный.
Окончание: -у.

 

Она перепачкалась в меле.
Склонение существительного: II склонение.
Падеж: предложный.
Окончание: -е.

Упражнение 189

Определите, слова каких частей речи преобладают в тексте.

В данном стихотворении преобладают существительные и местоимения.

Определите, слов каких частей речи нет в тексте.

Слова других частей речи, такие как прилагательные, глаголы, предлоги, наречия и др., практически отсутствуют в тексте.

Распределите имена существительные по типам склонения.

I склонение: мгла, весна, слёзы, горы, мошки, пчёлы.
II склонение: долы, свод, день, свет, крик, говор, зори, вздох, зык, свист.
III склонение: радость, мощь

Найдите существительные, не употребляющиеся во множественном числе.

свод, свет, мгла.

Укажите не менее 5 различных орфограмм в представленных именах существительных.

слёзы (ё - о).
пчёлы (ё - о).
зык (ы - и).
мгла (г - г).
вздох (зд - зд).

Подумайте, почему каждая строка начинается с формы местоимения этот. Как называется данный приём выразительности?

Каждая строка начинается с формы местоимения "этот". Этот приём называется анафорой, который подчёркивает и повторяет важные элементы текста для усиления выразительности и эмфазы.

Запишите примеры к правилам.

Упражнение 190

Перепишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте окончания существительных, определите их склонение и падеж.

Азбука (азбука - 1-е склонение, именительный падеж) — к мудрости (мудрость- 3-е склонение, дательный падеж) ступенька (1-е склонение, именительный падеж).
Без нитки да иголки шубы не сшить. (шубы - 2-е склонение, родительный падеж)
Всякой вещи, своё место. (вещи - 2-е склонение, родительный падеж, место - 2-е склонение, именительный падеж)
Гора с горой не сходятся, а человек с человеком сойдется. (горой - 1-е склонение, творительный падеж; человеком - 2-е склонение, творительный падеж)
Его плачем не разжалобишь. (плачем - 2-е склонение, творительный падеж)
Тяжело в ученье, легко в бою. (ученье - 2-е склонение, предложный падеж, бою - 2-е склонение, предложный падеж )
Красна птица пением, а человек умением. (птица - 1-е склонение, творительный падеж; человек - 2-е склонение, творительный падеж)
Пушинка к пушинке, а выйдет перинка. (пушинке - 1-е склонение, дательный падеж; перинка - 1-е склонение, именительный падеж)

Упражнение 191

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в окончания существительных. Обозначьте окончания.

Вставляем пропущенные буквы в окончания и выделяем окончания.

Упражнение 192

Выпишите словосочетания со словами, в которых пропущены буквы. Заполните пропуски.

Самостоятельно выписываем словосочетания, вставляем пропущенные буквы.

Упражнение 193

Установите соответствие между словами и их значениями.

Рассмотрим значение каждого слова:

Житие - это жизнеописание святого или религиозной личности. Этот жанр литературы часто рассказывает о жизни и деяниях святых, их подвигах и учении.

Житьё - это более общее слово, оно означает жизнь в целом, а также нахождение или пребывание в каком-либо месте или состоянии. Это слово может использоваться в более широком контексте, чем житие.

Варенье - это сладкое кушанье, обычно приготовленное из цельных ягод или кусочков фруктов, сваренных в сахарном сиропе. Варенье часто употребляется как десерт или начинка для булочек, тортов и других кондитерских изделий.

Варение - это процесс приготовления пищи. Это слово используется для обозначения действия приготовления пищи, включая различные этапы приготовления, как готовка, жарка, варка и другие.

Воскресение - это возвращение к жизни или оживление. В религиозном контексте воскресение относится к воскрешению мертвых, как, например, в воскресенье - седьмой день недели, который считается днем воскресения Христа в христианской традиции.

Седьмой день недели - это воскресенье. В календаре, основанном на семидневной неделе, воскресенье является последним и седьмым днем. В христианстве это особенно важный день, посвященный празднованию воскресения Христа.

А теперь соединим слово с его определением:

Житие - Жизнеописание святого
Житьё - Жизнь; нахождение, пребывание где-либо
Варенье - Сладкое кушанье из цельных ягод или кусочков фруктов, сваренных в сахарном сиропе
Варение - Процесс приготовления пищи
Воскресение - Возвращение к жизни
Седьмой день недели - Воскресенье

Упражнение 194

Составьте и запишите предложения с данными словами в форме предложного падежа, выделите окончания у существительных. Обратите внимание на существительное, имеющее значение «дремота, полусон, беспамятство». Какое ударное окончание имеет это слово в форме предложного падежа в сочетании с предлогом в?

Составляем предложения, где указанные существительные будут в предложном падеже, отвечают на вопрос О ком? О чем?

Упражнение 195

Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы в окончаниях существительных. Объясните, от чего зависит выбор буквы в окончании имени существительного.

Определяем склонение существительного, затем смотрим в таблицу падежных окончаний имен существительных и подставляем нужную букву.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев параграф 17

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: