Упражнение 169 Создайте схему «Род несклоняемых существительных», учитывая следующие группы слов: а) существительные, обозначающие неодушевлённые предметы, явления, понятия; б) существительные, обозначающие лиц мужского пола, женского пола; в) существительные, способные обозначать лиц как мужского, так и женского пола; г) существительные, обозначающие животных; д) географические названия; е) названия языков; ж) названия ветров; з) названия денежных единиц; и) названия лиц по национальности; к) аббревиатуры. К каждой группе приведите и запишите по два примера. Упражнение 170 Перепишите предложения, раскрывая скобки и употребляя в нужной форме слова, согласуемые с существительными. Упражнение 171 Составьте предложения с данными существительными так, чтобы выявлялся их род. Выпишите из толкового словаря грамматические пометы к этим словам и расшифруйте их. Упражнение 172 Составьте и запишите текст-повествование, используя данные слова и добавляя к ним прилагательные в единственном числе так, чтобы выявлялся род имён существительных. Озаглавьте получившийся текст, используя любые несклоняемые имена существительные. Упражнение 173 Сформулируйте и запишите правило определения рода у несклоняемых существительных, являющихся географическими названиями, используя в качестве примеров приведённые слова. Упражнение 174 Сформулируйте и запишите правило определения рода у несклоняемых аббревиатур, используя в качестве примеров приведённые существительные. Упражнение 175 Дополните шуточные наблюдения над образованием и значением парных существительных женского рода. Отметьте случаи, когда существительное, обозначающее лицо женского пола, образуется не так, как в приведённых примерах. Подумайте, почему у существительных именно женского рода появляются особые значения. Упражнение 176 От существительных мужского рода образуйте и запишите существительные женского рода, если это возможно. Упражнение 177 Прочитайте правило отнесения существительных к одушевлённым или неодушевлённым. Найдите неточность в правиле. Упражнение 178 Запишите приведённые слова в форме единственного числа. Проверьте себя по толковым словарям. Упражнение 179 Ответьте на вопросы, выполните задания. В какой части текста (предложения) всегда можно увидеть прописную букву? В каких случаях слово, идущее после обращения или междометия, будет писаться с прописной буквы? Всегда ли имена и фамилии пишутся с прописной буквы? Когда в названиях сортов растений используются кавычки? Чем отличается правописание названий сортов фруктов и овощей от названий марок машин и производственных изделий? Какие прилагательные полагается писать с прописной буквы? Приведите примеры нарицательных существительных, которые пишутся в составе географических названий с прописной буквы. Вставьте в предложения следующие слова: солнце и Солнце, луна и Луна, земля и Земля. Какие существительные могут быть отнесены к категории условных имён собственных? Упражнение 180 Распределите по соответствующим графам таблицы словосочетания. Упражнение 181 Исправьте ошибки в выборе прописной или строчной буквы, если это необходимо. Включите эти сочетания в самостоятельно составленные предложения. Упражнение 182 Кратко опишите маршрут экскурсии (по вашему родному городу или краю, по Москве, Петербургу или другим городам России), использовав не менее 12 — 15 названий улиц, площадей, музеев, рек, мостов и т. д. Упражнение 183 Выпишите из фрагмента книги историка Р. Г. Скрынникова «Иван Грозный» имена собственные, а затем напишите собственную версию (пересказ) этого фрагмента, сохранив все выписанные ранее слова. Упражнение 184 Сочините несколько предложений, в которых слова родина, отечество, вера, надежда, любовь можно было бы написать с прописной буквы. Постарайтесь, насколько это возможно в такой речевой ситуации, избегать чрезмерного пафоса.