menu
person


ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев § 16 употребление имен существител


Упражнение 169

Создайте схему «Род несклоняемых существительных», учитывая следующие группы слов: а) существительные, обозначающие неодушевлённые предметы, явления, понятия; б) существительные, обозначающие лиц мужского пола, женского пола; в) существительные, способные обозначать лиц как мужского, так и женского пола; г) существительные, обозначающие животных; д) географические названия; е) названия языков; ж) названия ветров; з) названия денежных единиц; и) названия лиц по национальности; к) аббревиатуры. К каждой группе приведите и запишите по два примера.

а) неодушевлённые предметы, явления, понятия:
море
время

 

б) лиц мужского пола:
мужчина
мальчик

 

в) лиц мужского и женского пола:
учитель
учительница

 

г) животные:
собака
кошка

 

д) географические названия:
Москва
Африка

 

е) названия языков:
русский
английский

 

ж) названия ветров:
северный
южный

 

з) названия денежных единиц:
доллар
рубль

 

и) названия лиц по национальности:
русский
француз

 

к) аббревиатуры:
ООН
НАТО

Упражнение 170

Перепишите предложения, раскрывая скобки и употребляя в нужной форме слова, согласуемые с существительными.

Раскрываем скобки, ставим слова в нужную форму.

Упражнение 171

Составьте предложения с данными существительными так, чтобы выявлялся их род. Выпишите из толкового словаря грамматические пометы к этим словам и расшифруйте их.

Толь (мужской род) — Толь был покрыт непонятными красками.
Выхухоль (мужской род) — Выхухоль была покрыта таинственными надписями.
Колибри (женский род) — Колибри поражает своей красотой.
Цунами (средний род) — Цунами — это разрушительное природное явление.
Антресоль (женский род) — Антресоль украшала комнату своими изящными деталями.

Упражнение 172

Составьте и запишите текст-повествование, используя данные слова и добавляя к ним прилагательные в единственном числе так, чтобы выявлялся род имён существительных. Озаглавьте получившийся текст, используя любые несклоняемые имена существительные.

В старинном МГУ, в уютном фойе на знаменитой авеню, леди Маргарет и её компания решили пообедать. Меню было разнообразным: они заказали кофе и кольраби, добавив немного боржоми для освежения. В то время как официантка принесла заказ, они с интересом рассматривали иваси на столе с несколькими маленькими такси, стоящими у входа. Веселое пари было заключено: кто из них сможет съесть больше кольраби за короткий перерыв.

Упражнение 173

Сформулируйте и запишите правило определения рода у несклоняемых существительных, являющихся географическими названиями, используя в качестве примеров приведённые слова.

В таких названиях род определяется по родовому слову - например столица Москва, столица - женский род.

Упражнение 174

Сформулируйте и запишите правило определения рода у несклоняемых аббревиатур, используя в качестве примеров приведённые существительные.

Для определения рода аббревиатур необходимо определить род родового слова в расшифровке аббревиатуры или опорного слова, если оно есть. 

Например НИИ (институт- мужской род)

Упражнение 175

Дополните шуточные наблюдения над образованием и значением парных существительных женского рода. Отметьте случаи, когда существительное, обозначающее лицо женского пола, образуется не так, как в приведённых примерах. Подумайте, почему у существительных именно женского рода появляются особые значения.

Самостоятельно.

Упражнение 176

От существительных мужского рода образуйте и запишите существительные женского рода, если это возможно.

Из существительных мужского рода можно образовать существительные женского рода, используя суффикс "-ша". Вот как они могут выглядеть:
Чиновник - чиновница
Парикмахер - парикмахерша
Грузин - грузинка
Поляк - полячка
Иностранец - иностранка
Тренер - тренерша
Учитель - учительница
Строитель - строительница
Японец - японка
Машинист - машинистка
Итальянец - итальянка
Поэт - поэтесса
Семьянин - Семьянинка
Петербуржец - петербурженка
Врач - врачиха
Бухгалтер - бухгалтерша
Директор - директорша
Редактор - редакторша
Стилист - стилистка
Турок - турчанка

Упражнение 177

Прочитайте правило отнесения существительных к одушевлённым или неодушевлённым. Найдите неточность в правиле.

Упражнение 178

Запишите приведённые слова в форме единственного числа. Проверьте себя по толковым словарям.

Упражнение 179

Ответьте на вопросы, выполните задания.

В какой части текста (предложения) всегда можно увидеть прописную букву?

Прописные буквы всегда присутствуют в начале предложения.

В каких случаях слово, идущее после обращения или междометия, будет писаться с прописной буквы?

Слово, идущее после обращения или междометия, будет писаться с прописной буквой, если оно начинает новое предложение.

Всегда ли имена и фамилии пишутся с прописной буквы?

Имена и фамилии всегда пишутся с прописной буквы.

Когда в названиях сортов растений используются кавычки? Чем отличается правописание названий сортов фруктов и овощей от названий марок машин и производственных изделий?

В названиях сортов растений используются кавычки, например: "Анна" (сорт яблок). Правописание названий сортов фруктов и овощей отличается от названий марок машин и производственных изделий тем, что сорта растений пишутся с кавычками, а марки машин и изделий – без кавычек.

Какие прилагательные полагается писать с прописной буквы?

Пишутся с прописной буквы прилагательные, образованные от географических названий.

Приведите примеры нарицательных существительных, которые пишутся в составе географических названий с прописной буквы.

Примеры нарицательных существительных, которые пишутся в составе географических названий с прописной буквы: река Нил, горы Альпы, озеро Байкал.

Вставьте в предложения следующие слова: солнце и Солнце, луна и Луна, земля и Земля.

Солнце (как небесное тело) и солнце (как источник света и тепла), Луна (как небесное тело) и луна (как природное явление), Земля (как планета) и земля (как поверхность земли).

Какие существительные могут быть отнесены к категории условных имён собственных?

К категории условных имён собственных могут быть отнесены нарицательные существительные, обозначающие вымышленные места, например, "Эльдорадо" (вымышленный золотой город) или "Шервуд" (вымышленный лес, где обитал Робин Гуд).

Упражнение 180

Распределите по соответствующим графам таблицы словосочетания.

Определяем букву строчная или прописная и записываем слово в соответствующую колонку.

Упражнение 181

Исправьте ошибки в выборе прописной или строчной буквы, если это необходимо. Включите эти сочетания в самостоятельно составленные предложения.

Птенцы гнезда Петрова быстро выросли и начали летать.
Падуанские джоттовы фрески поражают своей красотой.
Толстовское имение расположено в живописном месте.
Филькина грамота была утеряна во времена великой войны.
Тришкин кафтан оказался невероятно теплым и уютным.
Нобелевский лауреат был встречен аплодисментами на церемонии награждения.
Лотмановские чтения собрали множество ученых и исследователей.
Мухинское училище славится своими талантливыми выпускниками.
Венецианский кинофестиваль является одним из самых престижных мероприятий в индустрии кино.
Проведем вечер по-Пушкински ясный, гуляя под звездным небом.

Упражнение 182

Кратко опишите маршрут экскурсии (по вашему родному городу или краю, по Москве, Петербургу или другим городам России), использовав не менее 12 — 15 названий улиц, площадей, музеев, рек, мостов и т. д.

Упражнение 183

Выпишите из фрагмента книги историка Р. Г. Скрынникова «Иван Грозный» имена собственные, а затем напишите собственную версию (пересказ) этого фрагмента, сохранив все выписанные ранее слова.

Имена собственные: Иван IV, А. Б. Горбатый, Шах-Али.

Иван Грозный велел своей армии дважды наступать на Казань в 1548-1550 годах, но оба раза они не добились успеха. В первый раз, русская армия застряла под Нижним Новгородом из-за таяния льда на реке Волге и не смогла переправиться на другой берег. Этот неудачный поход закончился для Ивана Грозного "со многими слезами". Во второй раз, русские воеводы осаждали Казань 11 дней, но также не смогли взять город.

Однако третий поход оказался решающим. Русские выстроили крепость Свияжск на правом берегу Волги, напротив Казани, и готовились к наступлению. Казанцы, напуганные этими военными приготовлениями, решили "добиться царя челом" и пустили в Казань царского вассала Шах-Али. Однако Шах-Али не смог удержаться на казанском троне.

В 1552 году началось последнее решающее наступление на Казань. Русская армия, возглавляемая А. Б. Горбатым, двинулась к Свияжску. Крымские татары пытались помешать русским планам и напали на Тулу, но были изгнаны из южных уездов Руси. Русские в конце августа осадили Казань и начали бомбардировку её деревянных стен. Они построили трехъярусную осадную башню, достигавшую 15-метровой высоты, против главных Царевых ворот. На этой башне были установлены орудия, которые наносили городу убийственный огонь. Минных дел мастера подвели под стены крепости глубокие подкопы. Взрыв порохового заряда разрушил колодцы, снабжавшие город водой. 2 октября последовал общий штурм крепости, и на узких и кривых улицах города произошла кровопролитная сеча. Татарская столица Казань пала перед русской армией.

Упражнение 184

Сочините несколько предложений, в которых слова родина, отечество, вера, надежда, любовь можно было бы написать с прописной буквы. Постарайтесь, насколько это возможно в такой речевой ситуации, избегать чрезмерного пафоса.

Отечество — это место, где мы родились и выросли.
Любовь к родине — это чувство, которое связывает нас с местом, где мы живем.
Вера в лучшее будущее всегда поддерживает нас в трудные моменты.
Надежда на перемену всегда с нами, и она помогает нам двигаться вперед.
Родина — это место, где наши сердца чувствуют себя как дома.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев параграф 16

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: