menu
person


ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев § 15 русская грамматика


Упражнение 160

Какие разделы языкознания составляют грамматику — а) фонетика и лексика; б) морфология и синтаксис; в) морфемика и фразеология?

б) морфология и синтаксис;

Сколько значений у слова грамматика? 

У слова "грамматика" несколько значений, но в данном контексте наиболее уместно считать одним из них значение, связанное с языкознанием — это наука о строении и функциях языка.

Что изучает морфология — а) части речи и формы слова; б) связи слов в словосочетании и предложении; в) морфемы и морфемный состав слова?

а) части речи и формы слова;

Сколько частей речи вам известно? Назовите все известные вам части речи.

Существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное, предлог, союз, частица, междометие.

Какие грамматические значения можно определить у имени существительного?

Имя существительное может иметь грамматические значения падежа, числа, рода, а также семантические значения, связанные с конкретным объектом или явлением.

Каково различие между лексическим и грамматическим значениями слова компьютер?

Лексическое значение слова компьютер связано с его семантикой, т.е., это конкретное устройство для обработки данных. Грамматическое значение связано с формой слова в предложении, например, его падежом или числом.

Чем лексическое значение отличается от грамматического?

Лексическое значение слова определяет его семантику, тогда как грамматическое значение определяет его роль и функцию в предложении.

Как называется изменение слов по падежам и числам?

Изменение слов по падежам и числам называется склонением. Существительные изменяются по падежам, а прилагательные — по падежам, числам и родам.

Какие части речи могут изменяться по падежам?

Существительные и прилагательные могут изменяться по падежам.

Как называется изменение слов по наклонениям, временам, лицам и числам? Приведите все формы лица и числа слов сидеть и седеть.

Изменение слов по наклонениям, временам, лицам и числам называется спряжением (для глаголов) и согласованием (для прилагательных и местоимений). Формы слова "сидеть": сижу, сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят; формы слова "седеть": не имеют общего грамматического значения с "сидеть".

Почему у существительного лес падежных форм больше, чему существительного стол?

У существительного "лес" больше падежных форм из-за его принадлежности к разряду живых существ (одушевленных). У существительного "стол" меньше падежных форм, так как оно относится к разряду неодушевленных объектов.

Какие самостоятельные неизменяемые части речи и формы слов вы знаете? Назовите их.

Неизменяемые части речи и формы слов включают в себя предлоги, союзы, частицы, междометия.

Почему существительные, прилагательные и числительные называются именами?

Существительные, прилагательные и числительные называются именами, потому что они обозначают сущности и признаки сущностей и в большинстве случаев могут иметь грамматические характеристики, как имена (названия) в языке.

Чем местоимение похоже по грамматическим признакам на имена существительные, прилагательные и числительные?

Местоимения похожи по грамматическим признакам на имена существительные, прилагательные и числительные, так как они также могут иметь формы, связанные с падежами, числами и родами.

Упражнение 161

Нарисуйте схему «Грамматические классы слов в русском языке», распределив части речи (глагол, местоимение, наречие, предлог, прилагательное, существительное, союз, частица, числительное) на две группы (самостоятельные и служебные). Добавьте в схему ещё одну часть речи, не входящую ни в группу самостоятельных частей речи, ни в группу служебных, а представляющую особую группу.

Упражнение 162

Составьте небольшой текст (7—10 предложений) на тему «Загадки русской грамматики», используя следующие слова:

Русская грамматика — это настоящая загадка. Ее сложности можно разделить на несколько ключевых аспектов: морфологию, синтаксис, и даже пунктуационные правила. Морфология изучает строение слов, а морфемика — их составные части, такие как корни и суффиксы. От склонения существительных до спряжения глаголов, грамматика требует тщательного внимания к деталям. Но грамотный использования морфологии и синтаксиса позволяет создавать красочные описания с помощью прилагательных и местоимений. Таким образом, русская грамматика — это настоящая головоломка для тех, кто стремится к языковой мастерству.

Упражнение 163

Распределите междометия по трём группам: а) выражающие чувства; б) выражающие побуждение; в) служащие средством речевого этикета.

а) выражающие чувства: увы, фу, батюшки, ну, эх
б) выражающие побуждение: брысь, марш, стоп.
в) служащие средством речевого этикета: здравствуйте, прощай, пока, ага.

Упражнение 164

Установите соответствие слов и значений.

грамматика - Система морфологических категорий и синтаксических конструкций какого-либо языка.
грамотность - Обладание необходимыми знаниями в какой-либо области.
морфология - Раздел грамматики, изучающий деление слов на части речи и образование форм слов.
синтаксис - Раздел грамматики, изучающий законы соединения слов и строения предложений.
правописание - Система форм изменения слов в каком-либо языке.

Упражнение 165

1. Определите и запишите, какие грамматические значения объединяют формы слов.

2. Разделите слова и формы слов на склоняемые, спрягаемые и неизменяемые.

Склоняемые: школа, пальто, поле, кино.
Спрягаемые: бежать, сидит, гуляя, пишете, думайте, буду петь, спорил бы, перегорев, перегрев.
Неизменяемые: среднее, выше, завтра, симпатичнее, больно, нельзя, помощь, навзничь.

3. Найдите слова, которые изменяются по родам.

второй
красив

4. Найдите слова, которые: а) не изменяются по падежам; б) изменяются только по падежам.

Упражнение 166

Прочитайте отрывок из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Определите тему текста и тип речи. Объясните постановку знаков препинания.

Тема текста: Болезненные сны и их особенности.

Тип речи: Описание и рассказ.

Упражнение 167

Из списка слов выпишите только наречия, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Проверьте написание наречий по орфографическому словарю.

Находим наречия, задавая соответствующий вопрос «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?»

Упражнение 168

Найдите и выпишите междометия. Определите, какие чувства передают междометия. Объясните, что помогло вам выявить эмоциональное состояние говорящего. Объясните постановку знаков препинания при междометиях.

Междометия в данных предложениях: "Ах", "Ах", "Увы", "Ах", "О", "Ах", "Боже мой", "Боже мой".

Чувства, которые передают междометия:

"Ах" - удивление, возможно, восхищение.
"Ах" - удивление, возможно, восхищение.
"Увы" - сожаление, грусть.
"Ах" - удивление, возможно, восхищение.
"О" - удивление, восхищение.
"Ах" - удивление, возможно, восхищение.
"Боже мой" - удивление, возможно, восхищение.
Эмоциональное состояние говорящего определяется на основе контекста и выбранных междометий. Например, "Ах" и "О" могут выражать удивление и восхищение, в то время как "Увы" выражает сожаление и грусть.

Знаки препинания (восклицательные знаки) используются при междометиях для выделения эмоционально окрашенных выражений и создания паузы, подчёркивающей эмоциональность высказывания.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев параграф 15

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: