Упражнение 160
Какие разделы языкознания составляют грамматику — а) фонетика и лексика; б) морфология и синтаксис; в) морфемика и фразеология?
б) морфология и синтаксис;
Сколько значений у слова грамматика?
У слова "грамматика" несколько значений, но в данном контексте наиболее уместно считать одним из них значение, связанное с языкознанием — это наука о строении и функциях языка.
Что изучает морфология — а) части речи и формы слова; б) связи слов в словосочетании и предложении; в) морфемы и морфемный состав слова?
а) части речи и формы слова;
Сколько частей речи вам известно? Назовите все известные вам части речи.
Существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное, предлог, союз, частица, междометие.
Какие грамматические значения можно определить у имени существительного?
Имя существительное может иметь грамматические значения падежа, числа, рода, а также семантические значения, связанные с конкретным объектом или явлением.
Каково различие между лексическим и грамматическим значениями слова компьютер?
Лексическое значение слова компьютер связано с его семантикой, т.е., это конкретное устройство для обработки данных. Грамматическое значение связано с формой слова в предложении, например, его падежом или числом.
Чем лексическое значение отличается от грамматического?
Лексическое значение слова определяет его семантику, тогда как грамматическое значение определяет его роль и функцию в предложении.
Как называется изменение слов по падежам и числам?
Изменение слов по падежам и числам называется склонением. Существительные изменяются по падежам, а прилагательные — по падежам, числам и родам.
Какие части речи могут изменяться по падежам?
Существительные и прилагательные могут изменяться по падежам.
Как называется изменение слов по наклонениям, временам, лицам и числам? Приведите все формы лица и числа слов сидеть и седеть.
Изменение слов по наклонениям, временам, лицам и числам называется спряжением (для глаголов) и согласованием (для прилагательных и местоимений). Формы слова "сидеть": сижу, сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят; формы слова "седеть": не имеют общего грамматического значения с "сидеть".
Почему у существительного лес падежных форм больше, чему существительного стол?
У существительного "лес" больше падежных форм из-за его принадлежности к разряду живых существ (одушевленных). У существительного "стол" меньше падежных форм, так как оно относится к разряду неодушевленных объектов.
Какие самостоятельные неизменяемые части речи и формы слов вы знаете? Назовите их.
Неизменяемые части речи и формы слов включают в себя предлоги, союзы, частицы, междометия.
Почему существительные, прилагательные и числительные называются именами?
Существительные, прилагательные и числительные называются именами, потому что они обозначают сущности и признаки сущностей и в большинстве случаев могут иметь грамматические характеристики, как имена (названия) в языке.
Чем местоимение похоже по грамматическим признакам на имена существительные, прилагательные и числительные?
Местоимения похожи по грамматическим признакам на имена существительные, прилагательные и числительные, так как они также могут иметь формы, связанные с падежами, числами и родами.
Упражнение 161
Нарисуйте схему «Грамматические классы слов в русском языке», распределив части речи (глагол, местоимение, наречие, предлог, прилагательное, существительное, союз, частица, числительное) на две группы (самостоятельные и служебные). Добавьте в схему ещё одну часть речи, не входящую ни в группу самостоятельных частей речи, ни в группу служебных, а представляющую особую группу.
Упражнение 162
Составьте небольшой текст (7—10 предложений) на тему «Загадки русской грамматики», используя следующие слова:
Русская грамматика — это настоящая загадка. Ее сложности можно разделить на несколько ключевых аспектов: морфологию, синтаксис, и даже пунктуационные правила. Морфология изучает строение слов, а морфемика — их составные части, такие как корни и суффиксы. От склонения существительных до спряжения глаголов, грамматика требует тщательного внимания к деталям. Но грамотный использования морфологии и синтаксиса позволяет создавать красочные описания с помощью прилагательных и местоимений. Таким образом, русская грамматика — это настоящая головоломка для тех, кто стремится к языковой мастерству.
Упражнение 163
Распределите междометия по трём группам: а) выражающие чувства; б) выражающие побуждение; в) служащие средством речевого этикета.
а) выражающие чувства: увы, фу, батюшки, ну, эх б) выражающие побуждение: брысь, марш, стоп. в) служащие средством речевого этикета: здравствуйте, прощай, пока, ага.
Упражнение 164
Установите соответствие слов и значений.
грамматика - Система морфологических категорий и синтаксических конструкций какого-либо языка. грамотность - Обладание необходимыми знаниями в какой-либо области. морфология - Раздел грамматики, изучающий деление слов на части речи и образование форм слов. синтаксис - Раздел грамматики, изучающий законы соединения слов и строения предложений. правописание - Система форм изменения слов в каком-либо языке.
Упражнение 165
1. Определите и запишите, какие грамматические значения объединяют формы слов.
2. Разделите слова и формы слов на склоняемые, спрягаемые и неизменяемые.
Склоняемые: школа, пальто, поле, кино. Спрягаемые: бежать, сидит, гуляя, пишете, думайте, буду петь, спорил бы, перегорев, перегрев. Неизменяемые: среднее, выше, завтра, симпатичнее, больно, нельзя, помощь, навзничь.
3. Найдите слова, которые изменяются по родам.
второй красив
4. Найдите слова, которые: а) не изменяются по падежам; б) изменяются только по падежам.
Упражнение 166
Прочитайте отрывок из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Определите тему текста и тип речи. Объясните постановку знаков препинания.
Тема текста: Болезненные сны и их особенности.
Тип речи: Описание и рассказ.
Упражнение 167
Из списка слов выпишите только наречия, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Проверьте написание наречий по орфографическому словарю.
Находим наречия, задавая соответствующий вопрос «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?»
Упражнение 168
Найдите и выпишите междометия. Определите, какие чувства передают междометия. Объясните, что помогло вам выявить эмоциональное состояние говорящего. Объясните постановку знаков препинания при междометиях.
Междометия в данных предложениях: "Ах", "Ах", "Увы", "Ах", "О", "Ах", "Боже мой", "Боже мой".
Чувства, которые передают междометия:
"Ах" - удивление, возможно, восхищение. "Ах" - удивление, возможно, восхищение. "Увы" - сожаление, грусть. "Ах" - удивление, возможно, восхищение. "О" - удивление, восхищение. "Ах" - удивление, возможно, восхищение. "Боже мой" - удивление, возможно, восхищение. Эмоциональное состояние говорящего определяется на основе контекста и выбранных междометий. Например, "Ах" и "О" могут выражать удивление и восхищение, в то время как "Увы" выражает сожаление и грусть.
Знаки препинания (восклицательные знаки) используются при междометиях для выделения эмоционально окрашенных выражений и создания паузы, подчёркивающей эмоциональность высказывания.