Упражнение 149
Образуйте несуществующие в языке слова:
Образуйте от слов гитара, балалайка, тромбон, рояль с помощью суффикса -и- глагол со значением «играть на музыкальном инструменте».
Образование глаголов с помощью суффикса -и-:
гитарить: играть на гитаре, балалайкать: играть на балалайке, тромбонить: играть на тромбоне, роялить: играть на рояле.
Образуйте от слов мужского рода компьютерщик, менеджер, головотяп, комбинезон, тротуар слова женского рода, используя различные словообразовательные средства.
Образование женских форм от слов мужского рода:
компьютерщица: женщина-компьютерщик, менеджерша: женщина-менеджер, головотяпка: женщина с странными идеями (от "головотяп"), комбинезонка: женская одежда в виде комбинезона, тротуарша: женщина, которая работает на тротуаре.
Упражнение 150
Прочитайте отрывок из романа Т. Н. Толстой «Кысь». Объясните, на чём строится комический эффект текста. Найдите слово, которое использовано неверно. В каких значениях оно употреблено в отрывке? Выпишите слово, обозначьте в нём все морфемы. Комический эффект в данном отрывке строится на игре слов и их значениях. Автор использовал слово "мутирует" в контексте, который выходит за рамки его обычного значения. В данном случае, "мутирует" используется вместо "разбалтывается" или "испорчен", что создает комическое противоречие в сочетании с повседневными предметами (сыр, пирожок).
Слово "мутирует" разбивается на морфемы:
Морфема "мут-" означает изменение, искажение. Морфема "-и-" является инфинитивным суффиксом. Морфема "-ру-" - суффикс, образующий глагол от существительного или прилагательного. Морфема "-ет" - суффикс образования глагола в третьем лице единственного числа настоящего времени.
Упражнение 151
Прочитайте текст. Перепишите второй абзац, расставляя недостающие знаки препинания. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Выпишите все устаревшие слова; объясните, чем обусловлено их наличие в этом тексте.
Устаревшие слова в тексте: ослабел, доныне, добровольно, гнездо, наскучив, колыбели, величия.
Обозначьте все морфемы в словах звероловные, земледельческие, баснословия, подберите к ним однокоренные слова.
Морфемы в словах:
Звероловные: зверь + о + ловн + ые. Земледельческие: земля + дельц + еск + ие. Баснословия: басн + о + слов + ие. Однокоренные слова:
Звероловные: зверолов, звероловство. Земледельческие: земледелец, земледелие. Баснословия: басня, сказочность.
Определите слова, от которых образованы слова развалины, владычество, римский.
Слова "развалины", "владычество" и "римский" образованы от слов "развал", "владыка" и "Рим" соответственно.
Как образованы слова княжить и властвовать?
Слова "княжить" и "властвовать" образованы путем прибавления к корню "княж-" и "власт-" суффиксов "-ить" и "-овать" для образования глаголов.
Определите тему и микротемы текста, выпишите ключевые слова.
Тема текста: История формирования государственных образований. Микротемы: многонациональность древних государств, влияние кочевых народов на государственное устройство, роль России в новой политической системе.
Ключевые слова: моря Каспийского, Балтийского, Чёрного, Ледовитого, народы кочевые, звероловные, земледельческие, грекам, римлянам, баснословия, государство, Рим, Россия, Скандинавия, германские, княжить, властвовать, земля, междоусобия, Сицилия, аравитянами, Вавилон.
Сократите текст: изложите содержание каждого абзаца в одном предложении. Запишите полученный вариант.
На протяжении тысячи лет существовали разные народы, жившие от моря Каспийского до Балтийского и от Чёрного до Ледовитого, среди обширных пустынь. По воле судьбы, из этих разных племён было создано огромное государство. Рим, когда-то сильный, ослабел и пал перед варварами из северных земель. Началось новое государство с новыми народами и нравами. Россия тоже вошла в эту новую систему. Скандинавия, известная как гнездо витязей, дала России первых правителей, которых приняли славяне и чудь на реках Ильмень, Белоозерье и Великая. В 862 году россияне, наёмники греков, стали править на берегах Ильменя, Белоозера и Великой. Через сто лет, в 964 году, они сражались в Сицилии и окрестностях Вавилона.
Устно перескажите текст, используя сокращённый вариант текста.
Упражнение 152
Прочитайте «энтимологические» толкования слов. Выделите части слова, которые служат основой для данных толкований. Попробуйте создать собственные шутливые толкования для предложенных ниже слов.
Привратник — тот, кто всегда стоит у дверей и приветливо врёт, чтобы пустить всех внутрь.
Скрипеть — это когда скрипка начинает играть на совершенно неожиданных моментах, привлекая внимание окружающих.
Бандура — это музыкальный инструмент, который придумали группа неумных людей, но играть на нем можно только умным и талантливым.
Баранка — это тот, кто всегда говорит о баранах и знает все их хитрости.
Болтовня — это искусство делать болты настолько интересными, что люди слушают их даже в самые скучные моменты.
Весельчак — это тот, кто всегда приносит веселье в каждую ситуацию, будь то вечеринка или скучное собрание.
Вспыльчивость — это способность мгновенно загораться яркими эмоциями, как фейерверк на День независимости.
Головомойка — это место, где можно помыть голову и размыть все неверные представления.
Заголовок — это тот, кто всегда носит на голове заголовок своей любимой книги.
Западня — это ловушка для тех, кто всегда двигается в западном направлении и никогда не смотрит назад.
Экскурсант — это тот, кто на экскурсии всегда вопрошает и задает самые интересные вопросы.
Упражнение 153
Дополните все графы таблицы «Правописание сложных существительных» собственными примерами.
В таблицу вписываем собственные примеры.
Упражнение 154
Перепишите существительные, раскрывая скобки, прокомментируйте выбор написания. При затруднении используйте орфографические справочники.
Сорви-голова (связка через дефис). В данном случае, дефис используется для образования сложного существительного, где слово "сорви" указывает на сущность или качество действия "сорвать голову".
Птицелов (без дефиса). В данном случае, слово "птицелов" является слитным, так как образует новое семантическое значение и является термином.
Ветродуй (без дефиса). В данном случае, слово "ветродуй" также является слитным, образуя новый термин.
Яхтклубовец (без дефиса). Это слитное слово образует семантическое значение "член яхтклуба", и оно также пишется без дефиса.
Усть-Лабинск (связка через дефис). Дефис используется для обозначения географического названия, где "Усть" указывает на местоположение города у реки Лаба.
Завхоз (без дефиса). Слово "завхоз" означает заведующего хозяйством и пишется слитно.
Мотоспорт (без дефиса). Это слитное слово обозначает вид спорта, связанный с мотоциклами.
Летчик-космонавт (связка через дефис). Дефис используется для образования сложного существительного, обозначающего человека, который летал как летчик и космонавт.
Мать-и-мачеха (связка через дефисы). В данном случае, дефисы используются для образования сложного существительного, обозначающего женщину, выполняющую роль матери и мачехи.
Кресло-кровать (связка через дефис). Дефис используется для обозначения мебельного предмета, который может выполнять функцию как кресла, так и кровати.
Ростов-на-Дону (связка через дефис). Дефис используется для обозначения географического названия, где "Ростов" и "Дону" указывают на город и его местоположение у реки Дон.
Экс-чемпион (без дефиса). Слово "экс-чемпион" обозначает бывшего чемпиона и пишется без дефиса.
Переславль-Залесский (связка через дефис). Дефис используется для обозначения географического названия, где "Переславль" и "Залесский" указывают на город и его местоположение.
Член-корреспондент (связка через дефис). Дефис используется для образования сложного существительного, обозначающего человека, являющегося членом и корреспондентом в какой-либо организации.
Перво-Уральск (связка через дефис). Дефис используется для обозначения географического названия, где "Перво" и "Уральск" указывают на город и его местоположение.
Премьер-министр (связка через дефис). Дефис используется для образования сложного существительного, обозначающего главу правительства.
Видеокассета (без дефиса). Слово "видеокассета" обозначает носитель информации и пишется без дефиса.
Полгорода (без дефиса). Это слитное слово обозначает половину города и пишется без дефиса.
Мамин-Сибиряк (связка через дефис). Дефис используется для обозначения псевдонима писателя и его местопребывания.
Северо-запад (связка через дефис). Дефис используется для обозначения географического направления.
Ничегонеделание (без дефиса). Это слитное слово образуется для обозначения отсутствия действия и пишется без дефиса.
Упражнение 155
Перепишите существительные, распределяя их по группам (слитное и дефисное написание). При затруднении используйте орфографические справочники. Найдите существительное, имеющее переносное значение: «тот, кто не имеет домашнего очага, постоянно имеет место жительства». Составьте и запишите предложение с этим словом.
Слитное написание: микротема полмандарина поллимона полкурсник полдень разнотравье физрук сверхприбыль комбриг первокурсник завхоз полдень разнотравье контрудар теплоход
С дефисным написанием: Лже-Дмитрий секретарь-референт зам-директора салтыков-Щедрин пол-Москвы северо-восток перекати-поле Франкфурт-на-Майне социал-демократия рыба-пила Слово с переносным значением: "перекати-поле"
Предложение с этим словом: В их отношениях всегда было какое-то перекати-поле, но они всегда находили общий язык.
Упражнение 156
Запишите прилагательные, которые могут быть образованы от предложенных слов. Составьте и запишите предложения с прилагательными, образованными от собственных существительных.
Прилагательные: сравнительный древний тёмный восточный народное поперечный растущий
Предложения: Исторический анализ сравнительных данных помог нам понять развитие этой области. В древнем Египте существовали удивительные цивилизации и традиции. На этой тёмной бордовой стене висел портрет знаменитого художника. Восточные и славянские культуры имеют свои уникальные особенности. Народное хозяйство страны было в упадке, и это требовало срочных мер. Поперечная полосатая лента была использована для украшения подарка. Этот лес полон растущей дикой растительности.
Упражнение 157
Дополните все графы таблицы «Правописание сложных прилагательных» собственными примерами.
Слитное написание используется для большинства научно-технических и книжных терминов.
Упражнение 158
Перепишите прилагательные, раскрывая скобки, прокомментируйте выбор написания. При затруднении используйте орфографические справочники.
сине-зелёный: Правило образования цветных прилагательных с дефисом (сине-зелёный) - два цвета соединяются для обозначения оттенка. кораблестроительный: Префикс "кораблестроитель" добавляется к существительному "строитель" для образования прилагательного, которое означает "относящийся к строительству кораблей". древнерусский: Префикс "древне" добавляется к слову "русский" для образования прилагательного, которое означает "относящийся к древней Руси". садово-огородный: Два существительных (сад и огород) соединяются с дефисом для образования прилагательного, которое означает "относящийся к саду и огороду". северо-западный: Два географических направления (север и запад) объединяются с дефисом для образования прилагательного, которое означает "находящийся на северо-западе". латино-русский: Префикс "латино" добавляется к слову "русский" для образования прилагательного, которое означает "относящийся к латинскому и русскому". общепонятный: Префикс "обще" добавляется к слову "понятный" для образования прилагательного, которое означает "понятный для всех". научно-популярный: Два слова (научно и популярный) соединяются с дефисом для образования прилагательного, которое означает "связанный с наукой и предназначенный для широкой аудитории".
Упражнение 159
Распределите по графам таблицы словосочетания в зависимости от того, какая буква пропущена в одном из слов.
Подставляем букву в слово и записываем в соответствующий столбец.
Подведем итоги
Что вы узнали и чему научились, познакомившись с этой главой? Самостоятельно сформулируйте основные положения каждого параграфа. Проверьте себя и товарищей, ответьте на вопросы и выполните задания. 1. Что изучает морфемика как раздел языкознания?
Морфемика как раздел языкознания изучает морфемы - минимальные значащие единицы языка, которые могут быть словами или их частями.
2. Приведите примеры, когда одна и та же морфема может быть выражена в разных словах и разных формах слова различными звуками (в устной речи) и различными буквами (в письменной). Что заставляет считать такое чередование одной и той же морфемой?
Примеры чередования одной и той же морфемы в разных словах:
корень "гор" в словах "город", "горизонт"; морфема "красн" в словах "красный", "покраснел"; морфема "пис" в словах "писать", "письмо".
3. Какие орфограммы, связанные с правописанием приставок, вам известны?
Орфограммы, связанные с правописанием приставок:
раздельное написание приставок "в" и "с" в определенных случаях, например: "в угол" - "с угла"; написание чередующихся гласных после приставки "з" с буквой "и" в родственных словах, например: "зеркало" - "зерцало"; раздельное написание приставок "из" и "ис" в некоторых случаях, например: "изнутри" - "исподнем"; раздельное написание приставок "вы" и "в" в определенных словах, например: "выход" - "в город".
4. Что изучает словообразование как раздел языкознания?
Словообразование как раздел языкознания изучает процессы и законы образования новых слов в языке, а также способы образования слов.
5. Какие способы словообразования вам известны? Приведите примеры.
аффиксация (прибавление приставок и суффиксов): "написать"; композиция (соединение двух или более слов в одно): "автобус"; сокращение: "авто" (от "автомобиль"); образование слов через семантическую ассоциацию: "подсолнух" (солнце + под).
6. Как вы понимаете значение существительного словотворчество?
Существительное "словотворчество" означает процесс образования новых слов в языке или деятельность, связанную с созданием новых слов. Например, в контексте лингвистики "словотворчество" относится к изучению процессов образования слов.
7. Почему исключительно нормативная речь иногда бывает скучной?
Исключительно нормативная речь иногда бывает скучной, потому что она ориентирована на соблюдение строгих норм и правил языка, что может сделать речь монотонной и лишенной выразительности. В реальной коммуникации люди часто используют разнообразные стили, регистры и выразительные средства, которые могут делать речь более интересной и живой.