Упражнение 149 Образуйте несуществующие в языке слова: Образуйте от слов гитара, балалайка, тромбон, рояль с помощью суффикса -и- глагол со значением «играть на музыкальном инструменте». Образуйте от слов мужского рода компьютерщик, менеджер, головотяп, комбинезон, тротуар слова женского рода, используя различные словообразовательные средства. Упражнение 150 Прочитайте отрывок из романа Т. Н. Толстой «Кысь». Объясните, на чём строится комический эффект текста. Найдите слово, которое использовано неверно. В каких значениях оно употреблено в отрывке? Выпишите слово, обозначьте в нём все морфемы. Упражнение 151 Прочитайте текст. Перепишите второй абзац, расставляя недостающие знаки препинания. Ответьте на вопросы и выполните задания. Выпишите все устаревшие слова; объясните, чем обусловлено их наличие в этом тексте. Обозначьте все морфемы в словах звероловные, земледельческие, баснословия, подберите к ним однокоренные слова. Определите слова, от которых образованы слова развалины, владычество, римский. Как образованы слова княжить и властвовать? Определите тему и микротемы текста, выпишите ключевые слова. Сократите текст: изложите содержание каждого абзаца в одном предложении. Запишите полученный вариант. Устно перескажите текст, используя сокращённый вариант текста. Упражнение 152 Прочитайте «энтимологические» толкования слов. Выделите части слова, которые служат основой для данных толкований. Попробуйте создать собственные шутливые толкования для предложенных ниже слов. Упражнение 153 Дополните все графы таблицы «Правописание сложных существительных» собственными примерами. Упражнение 154 Перепишите существительные, раскрывая скобки, прокомментируйте выбор написания. При затруднении используйте орфографические справочники. Упражнение 155 Перепишите существительные, распределяя их по группам (слитное и дефисное написание). При затруднении используйте орфографические справочники. Найдите существительное, имеющее переносное значение: «тот, кто не имеет домашнего очага, постоянно имеет место жительства». Составьте и запишите предложение с этим словом. Упражнение 156 Запишите прилагательные, которые могут быть образованы от предложенных слов. Составьте и запишите предложения с прилагательными, образованными от собственных существительных. Упражнение 157 Дополните все графы таблицы «Правописание сложных прилагательных» собственными примерами. Упражнение 158 Перепишите прилагательные, раскрывая скобки, прокомментируйте выбор написания. При затруднении используйте орфографические справочники. Упражнение 159 Распределите по графам таблицы словосочетания в зависимости от того, какая буква пропущена в одном из слов. Подведем итоги Что вы узнали и чему научились, познакомившись с этой главой? Самостоятельно сформулируйте основные положения каждого параграфа. Проверьте себя и товарищей, ответьте на вопросы и выполните задания. 1. Что изучает морфемика как раздел языкознания? 2. Приведите примеры, когда одна и та же морфема может быть выражена в разных словах и разных формах слова различными звуками (в устной речи) и различными буквами (в письменной). Что заставляет считать такое чередование одной и той же морфемой? 3. Какие орфограммы, связанные с правописанием приставок, вам известны? 4. Что изучает словообразование как раздел языкознания? 5. Какие способы словообразования вам известны? Приведите примеры. 6. Как вы понимаете значение существительного словотворчество? 7. Почему исключительно нормативная речь иногда бывает скучной?