Упражнение 126
Объясните значение первого слова с помощью второго.
Жительница - это женская форма слова "житель", обозначающая женщину, проживающую в определенном месте. Гимназист - это ученик гимназии, образовательного учреждения. Песчаный - прилагательное, описывающее что-либо, связанное с песком. Пешком - это наречие, указывающее на то, что человек передвигается пешком. Переписываться - это процесс написания чего-либо заново или копирования. Карманник - человек, специализирующийся на краже из карманов. Словотворчество - это процесс создания новых слов или словоформ. Тишь - это состояние отсутствия шума или звуковой активности. Перестройка - процесс изменения или переустройства чего-либо, в данном контексте, строительства.
Упражнение 127
Установите, от какого из предложенных слов образовано первое слово в ряду. Выпишите слова, которые находятся в отношениях словообразовательной производности.
Перестрелка - образовано от слова "стрелять". Словообразовательные производные: перестреливаться, перестрелять, стрелять, стрелок.
Преступный - образовано от слова "преступать". Словообразовательные производные: преступление, преступник, преступать.
Глушь - образовано от слова "глушить". Словообразовательные производные: глухой, глухомань, глушить.
Хирургический - образовано от слова "хирургия". Словообразовательные производные: хирург, хиреть.
Победитель - образовано от слова "победа". Словообразовательные производные: победить, побеждённый, беда.
Упражнение 128
Соединяя суффиксы и основы, запишите производные слова.
Соединяем основы с суффиксами и получаем слова.
Упражнение 129
Подберите к словам антонимы, заменяя морфемы.
Завинтить - это действие, при котором что-то ввинчивается или закручивается. Антонимом к этому слову будет развинтить, что означает действие по вывинчиванию или откручиванию чего-либо.
Открывать - это действие, при котором что-то становится видимым, доступным, или раскрывается. Антонимом будет закрывать, что означает действие по скрытию или закрытию чего-либо.
Раскрывать - это действие, которое означает делать что-то известным или доступным. Антонимом будет скрывать, что означает действие по утаиванию или деланию что-то невидимым.
Приходить - это действие, при котором кто-то приходит или появляется. Антонимом будет уходить, что означает действие по удалению или исчезновению.
Невесёлый - это прилагательное, которое описывает человека или ситуацию, когда нет радости или веселья. Антонимом будет весёлый, что означает наличие радости и счастья.
Антипатичный - это прилагательное, которое описывает человека, который вызывает негативные чувства или не нравится. Антонимом будет симпатичный, что означает наличие положительных эмоций и привлекательности.
Приоткрыть - это действие, при котором что-то становится видимым частично. Антонимом будет прикрыть или закрыть, что означает делать что-то невидимым или скрытым.
Задёрнуть - это действие, при котором что-то становится приподнятым или поднятым. Антонимом будет поднять или отпустить, что означает действие по снижению или опусканию.
Обувать - это действие, при котором обувь надевается. Антонимом будет разувать, что означает действие снятия обуви.
Пододвинуть - это действие, при котором что-то приближается к чему-то. Антонимом будет отодвинуть или, что означает действие удаления или отдаления.
Выход - это место, через которое что-то может выйти или покинуть. Антонимом будет вход или въезд, что означает место, через которое что-то может войти или въехать.
Закапывать - это действие, при котором что-то помещается в землю или грунт. Антонимом будет выкапывать или раскапывать, что означает действие по извлечению или раскапыванию чего-либо.
Отклеить - это действие, при котором что-то отделяется от поверхности, на которой оно приклеено. Антонимом будет приклеить или заклеить, что означает действие по приклеиванию чего-либо.
Упражнение 130
Найдите пару слов, от которых могут быть образованы предложенные слова.
Безопасность - безопасный: Безопасность образовано от слова безопасный. Это существительное, которое означает состояние или качество того, что безопасно. Безопасный - это прилагательное, которое обозначает, что что-то либо кто-то защищен, не представляет опасности.
Лесник - лес: Лесник образовано от слова лес. Это существительное, которое обозначает человека, занимающегося уходом за лесом или работающего в лесной отрасли. Лес - это существительное, которое обозначает большую природную территорию, покрытую деревьями и растениями.
Неправильность - неправильный: Неправильность образовано от слова неправильный. Это существительное, которое означает состояние или характеристику того, что не является правильным. Неправильный - это прилагательное, которое описывает что-то, что не соответствует правилам, нормам или ожиданиям.
Обрадоваться - радость: Обрадоваться образовано от слова радость. Это глагол, который означает переживание радости. Радость - это существительное, которое обозначает состояние радости, счастья. Капризничать - каприз:
Капризничать образовано от слова каприз. Это глагол, который означает проявление капризного поведения. Каприз - это существительное, которое обозначает вздорное или капризное желание, необоснованные требования.
Бродяжничество - бродяга: Бродяжничество образовано от слова бродяга. Это существительное, которое означает состояние или характеристику бродяги. Бродяга - это существительное, которое обозначает человека, часто без определенного места жительства, склонного к бродяжничеству.
Упражнение 131
Выпишите только те слова, которые соответствуют словообразовательным нормам современного русского литературного языка. Проверьте себя по толковому и словообразовательному словарям русского языка.
Упражнение 132
Объясните, почему для предложенных слов можно обнаружить только одно производящее слово.
Для данных слов можно обнаружить только одно производящее слово, так как они образованы путем добавления приставки "бес-" к корню, который обозначает отсутствие или отрицание какого-либо качества или характеристики.
Беспризорность - отсутствие призоров, то есть детей, у которых нет опеки или защиты.
Бездетность - состояние того, кто не имеет детей, отсутствие потомства.
Беспечность - состояние, при котором человек не беспокоится, не заботится о чем-либо, отсутствие забот и тревожных мыслей.
Префикс "бес-" используется для образования слов с отрицательным значением или указания на отсутствие чего-либо. В данном случае, он добавляется к разным корням, образуя слова, которые означают отрицание или отсутствие тех или иных качеств или характеристик.
Упражнение 133
Разделите производные слова на те, которые соответствуют нормам современного русского литературного языка, и те, которые относятся к просторечию. Проверьте себя по толковому и словообразовательному словарям русского языка.
Производные слова можно разделить на те, которые соответствуют нормам современного русского литературного языка, и те, которые относятся к просторечию:
Соответствуют нормам литературного языка:
Подскользнуться - соответствует нормам языка и означает случайное скольжение на скользкой поверхности. Поскользнуться - также соответствует нормам языка и имеет тот же смысл.
Принадлежат к просторечию или имеют менее формальный характер: Лабалатория - это нестандартное или юмористическое образование, используемое для подражания акценту или произношению. Колидор - это также менее формальное слово, используется в разговорной речи, но встречается в литературных произведениях. Междоусобица - соответствует нормам языка и означает внутренние конфликты. Междусобойчик - это нестандартное слово, используется в разговорной речи и может считаться просторечным. Краснуха - соответствует нормам языка и означает инфекционное заболевание. Расслабуха - это менее формальное слово, которое можно встретить в разговорной речи, но оно не является стандартным. Выпендриваться - соответствует нормам языка, но может использоваться в разговорной речи. Прикидываться - также соответствует нормам языка, но имеет более разговорный характер. Бомжевать - это менее формальное слово, используется в разговорной речи и имеет оттенок просторечия. Мариновать - соответствует нормам языка и используется в кулинарном контексте.
Упражнение 134
Прочитайте тексты. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Сформулируйте, что общего в содержании текстов.
Оба текста описывают, какие слова или выражения ранее считались устаревшими или просторечными и как они стали широко употребляться в разговорной речи. В обоих случаях слова или фразы, которые ранее считались нестандартными или пренебрежительными, стали частью общего языка и употребляются всеми.
Запишите двусловные наименования, от которых образованы слова: маршрутка, десятиэтажка, кругосветка, тушёнка, визитка, сгущёнка, платёжка, наличка, шестидневка, публичка, читалка, социалка, нобелевка, самоволка, курилка, неотложка, попутка.
маршрутка - маршрутное такси; десятиэтажка - десятиэтажный дом; кругосветка - кругосветное путешествие; тушёнка - тушеное мясо; визитка - визитная карточка; сгущёнка - сгущенное молоко; платёжка - платежное поручение; наличка - наличные деньги; шестидневка - рабочая неделя в шесть дней; публичка - публичное мероприятие; читалка - читальный зал; социалка - социальное учреждение; нобелевка - Нобелевская премия; самоволка - самовольное действие; курилка - место для курения; неотложка - неотложная помощь; попутка - попутное движение.
Для какого стиля речи характерно употребление подобных слов? Выделите в них суффиксы.
Употребление подобных слов характерно для разговорной, неформальной речи. Они чаще всего используются в повседневном общении, в области разговорного или коллокиального стиля.
Определите значение слова доктринёр. Напишите небольшое сочинение-рассуждение в публицистическом стиле, развивая тезис: «Перед лицом живых явлений как страшно быть доктринёром...»
Слово "доктринёр" обозначает человека, который склонен к теоретическим размышлениям и абстрактным доктринам, но часто не способен к практическим действиям. Доктринёр обычно углубляется в теоретические рассуждения, но может быть неспособен к решению конкретных проблем и действиям в реальном мире.
Перед лицом живых явлений как страшно быть доктринёром, потерявшим связь с реальностью. Доктрины и теории могут быть важными инструментами для анализа и понимания мира, но они часто сталкиваются с живой и непредсказуемой природой человеческих действий и обстоятельств.
Доктринёры, увлеченные своими абстрактными концепциями, могут упустить из виду сложность и многообразие жизни. Иногда они отказываются признавать, что реальность не всегда соответствует их теориям. Такой упор в нередких случаях приводит к непониманию и конфликтам.
Однако, не следует забывать, что доктринёры могут также вносить важный вклад в развитие научных и теоретических дисциплин. Их абстрактные размышления могут стимулировать новые идеи и концепции. Главное в этом случае - находить баланс между теорией и практикой, а также признавать, что реальность часто более сложна и непредсказуема, чем можно представить в рамках доктрин.
Упражнение 135
Найдите слова, в которые приставки и суффиксы привносят разговорный характер.
Раскидываться от слова кидать.
Отплясывать от слова плясать.
Говорливый от слова говорить.
Голосище от слова голос.
Домишечко от слова дом.
Упражнение 136
Запишите названия жителей следующих городов.
Москва - москвич (москвичка). Санкт-Петербург - петербуржец (петербурженка). Архангельск - архангелогородец (архангелогородчанка). Брянск - брянчанин (брянчанка). Курск - курянин (курянка). Пенза - пензенец (пензенка). Нижний Новгород - нижегородец (нижегородка). Нижний Тагил - тагилец (тагилчанин). Смоленск - смолянин (смолянка). Тула - туляк (тулячка). Белореченск - белореченец (белореченка). Гжатск - гжатчанин (гжатчанка). Тверь - тверич (тверичка). Новосибирск - новосибирец (новосибирка). Омск - омич (омичка).
Упражнение 137
Определите, от слов каких частей речи и с помощью каких морфем образованы приведённые производные слова. Определите способ словообразования, объединяющий слова в каждой группе.
Находим в словах корень, определяем слово от которого образовано, определяем с помощью какого способа образовано.
Упражнение 138
Определите, чем различаются с точки зрения словообразования следующие пары слов.
лиса — лисица: "лиса" - это исходное слово, обозначающее животное. "лисица" - это женская форма слова "лис," образованная добавлением суффикса "-иц-" и окончания "-а." Словообразование: образование женской формы существительного с помощью суффикса "-иц-" и окончания "-а."
скроить — выкроить: "скроить" - это исходное слово, обозначающее действие создания, шитья или кроя. "выкроить" - это слово, образованное добавлением приставки "вы-" к исходному слову "скроить." Словообразование: образование нового слова с помощью приставки "вы-," указывающей на действие направленное вовне или наружу.
рассмеяться — раскричаться: "рассмеяться" - это исходное слово, обозначающее действие смеха или веселья. "раскричаться" - это слово, образованное добавлением приставки "раз-" к исходному слову "смеяться." Словообразование: образование нового слова с помощью приставки "раз-," указывающей на начало действия или его активное проявление.
Упражнение 139
Выполните словообразовательный анализ слов: укажите, от какого слова, с помощью какого словообразовательного средства и каким способом образованы слова.
Выполняем разбор и определяем от какого слова образовано.
Упражнение 140
Изучите таблицу, посвящённую правописанию суффиксов существительных. Выберите верные утверждения.
Упражнение 141
Упражнение 142
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограммы в суффиксах существительных.
Вставляем пропущенную букву.
Упражнение 143
Образуйте слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов по образцу.
Добавляем уменьшительно-ласкательный суффикс и записываем слова.
Упражнение 144
Определите разницу в значениях слов неженка и нежинка. Как образованы эти слова? Сделайте их морфемный и словообразовательный разбор.
Слова "неженка" и "нежинка" оба образованы от слова "нежен" с помощью разных суффиксов и имеют разные значения:
Неженка:
Морфемный разбор: неж- (корень) + -ен (суффикс) + -ка (уменьшительно-ласкательный суффикс). Словообразование: образовано от слова "нежен" с добавлением суффикса "-ка," который придает уменьшительно-ласкательное значение. "Неженка" означает молодую, незамужнюю женщину. Нежинка:
Морфемный разбор: неж- (корень) + -ин (суффикс) + -ка (уменьшительно-ласкательный суффикс). Словообразование: образовано от слова "нежен" с добавлением суффикса "-ин," который также придает уменьшительное значение. "Нежинка" обычно используется в речи о детях и может означать маленькую девочку. Таким образом, разница в значениях слов заключается в возрастной характеристике: "неженка" указывает на молодую незамужнюю женщину, а "нежинка" на маленькую девочку.
Упражнение 145
Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы и распределяя существительные по группам в зависимости от вида орфограммы. Обозначьте орфограммы.
Упражнение 146
Включите словосочетания в собственный текст. Вставьте пропущенные буквы.
Сегодня мне пришлось свернуться калачиком, чтобы пройти сквозь узкий проход. Я заметил женщину в красивом платье из ситечка, она держала в руках крошечный букет в белом венчике. Рядом шел мой друг, он недавно поставил себе синий брекет, который подчеркивал его улыбку. На нем также был яркий шарфик в горошек, который привлекал внимание всех вокруг.
Мы решили выйти за порожек одного из маленьких кафе, где нас встретил маленький мальчик с золотым ключиком на шее. Он оказался официантом и привел нас к столику. В этом кафе был столик, украшенный белым барашком из мягкой игрушки.
Упражнение 147
От данных слов образуйте и запишите существительные, используя -чик- или -щик-.
Образуем слова с добавлением суффиксов чик или щик.
Упражнение 148
Выполните исследовательский проект: Основываясь на материале выполненных упражнений, подготовьте сообщение на тему «Правописание суффиксов существительных среднего рода».