Упражнение 111 Заполните таблицу, указывая признаки морфем и подбирая примеры. Прочитайте начало романа И. А. Гончарова «Обломов». Выполните задания. Из первого предложения выпишите все формы слов с нулевым окончанием. Одним предложением сформулируйте авторский замысел, выраженный в этом отрывке. Напишите, какие чувства вызывает у вас Илья Ильич Обломов, аргументируйте свои впечатления примерами из текста. Выпишите из текста сложные слова, выделите в них корни. Определите тип речи; подтвердите свой ответ примерами языковых средств, свойственных данному типу речи. Упражнение 113 Прочитайте шуточный диалог. Ответьте на вопросы и выполните задания. При необходимости воспользуйтесь толковым словарём русского языка. Объясните, как связаны слова пожарные и жарить в языке и в тексте. В каких значениях употребляется слово тушить (потушить) в диалоге? Это разные значения многозначного слова или значения слов-омонимов? Как называется используемое в тексте шутки языковое явление? Упражнение 114 Распределите слова и формы слов по трем группам: а) не имеющие окончания; б) с нулевым окончанием; в) с материально выраженным окончанием. Упражнение 115 Выполните морфемный анализ Упражнение 116 Прочитайте список орфограмм, связанных с написанием приставок, приведите по два примера на каждую орфограмму. Обозначьте орфограммы, графически объясняя условия выбора буквы Буквы а и о в приставках раз-, роз-, рас-, рос-. Буквы з, с на конце приставок. Буквы е и и в приставках пре-, при-. Буквы ы и и после приставок. Дефисное написание приставки по- в наречиях на -ому / -ему и на -и. Дефисное написание приставок кое-; экс-. Упражнение 117 Прочитайте правило. Составьте и запишите небольшой текст, подбирая и используя слова с данной орфограммой. Подобранные вами слова должны иллюстрировать все условия выбора или ы. Упражнение 118 Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Распределите слова по колонкам таблицы. Упражнение 119 Перепишите слова, вставляя буквы з или с. Подчеркните слово с приставкой на -з, -с, нормативное написание которого нарушает принцип написания этих приставок. Упражнение 120 Изучите таблицу, посвящённую правописанию приставок при- и пре-. На основании материала таблицы подготовьте краткое устное сообщение в научном стиле на тему «Значение морфем и русское правописание». В качестве дополнительного материала используйте сведения из других разделов орфографии. Всегда ли морфемы с одинаковым значением пишутся единообразно? Упражнение 121 Составьте и запишите по два предложения с каждым словом так, чтобы слова в предложениях различались одной буквой (е или и). Объясните, почему в одном слове пишется и, а в другом ы. Взыскать — взирать; поднимать — подымать. Составьте высказывания с каждой парой слов. В одном высказывании должны быть употреблены оба слова из пары. Упражнение 123 Напишите рассуждение в публицистическом стиле на тему «Как много может зависеть от одной буквы». Начните рассуждение с комментария приведённого высказывания. Упражнение 124 Прочитайте. По какому принципу слова расположены в каждой группе? Выпишите слова, значение которых вам неизвестно. Определите значение слов по толковому словарю, составьте и запишите с ними предложения. Запомните написание слов. Запишите их под диктовку. Упражнение 125 Прочитайте начало сказки Д. И. Хармса «Во-первых и во-вторых». Сочините самостоятельно небольшое повествование, построив его по такому же принципу и используя аналогичный зачин для каждого абзаца.