Упражнение 111
Заполните таблицу, указывая признаки морфем и подбирая примеры.
Заполняем таблицу.
Упражнение 112
Прочитайте начало романа И. А. Гончарова «Обломов». Выполните задания.
Из первого предложения выпишите все формы слов с нулевым окончанием.
Из первого предложения выпишем формы слов с нулевым окончанием: "город".
Одним предложением сформулируйте авторский замысел, выраженный в этом отрывке.
Авторский замысел, выраженный в этом отрывке, заключается в описании главного персонажа, Ильи Ильича Обломова, его внешности, характера и образа жизни.
Напишите, какие чувства вызывает у вас Илья Ильич Обломов, аргументируйте свои впечатления примерами из текста.
Илья Ильич Обломов вызывает чувства пассивности, лени, безразличия. Примеры из текста: "беспечность переходила в позы всего тела", "мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души", "тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте".
Выпишите из текста сложные слова, выделите в них корни.
Сложные слова из текста: "народонаселения".
Определите тип речи; подтвердите свой ответ примерами языковых средств, свойственных данному типу речи.
Тип речи в данном отрывке - описательный. Это подтверждается использованием описательных прилагательных и определений для характеристики внешности и характера персонажа, а также множеством анализов и размышлений об его состоянии и поведении.
Упражнение 113
Прочитайте шуточный диалог. Ответьте на вопросы и выполните задания. При необходимости воспользуйтесь толковым словарём русского языка.
Объясните, как связаны слова пожарные и жарить в языке и в тексте.
Слова "пожарные" и "жарить" связаны звуковым сходством, но в тексте они используются с юмористическим переосмыслением и игрой слов. Пожарные тушат пожары, но в контексте шутки предлагается им "пожарить" овощи, что не соответствует их профессии.
В каких значениях употребляется слово тушить (потушить) в диалоге? Это разные значения многозначного слова или значения слов-омонимов?
Слово "тушить" употребляется в двух значениях в диалоге:
В его первом употреблении, когда пожарные говорят, что они не жарят, а тушат, слово "тушить" означает готовить продукты на огне без жарки, варить или гасить огонь (в профессиональном контексте). Во втором употреблении, когда собеседник предлагает им "потушить", это также означает готовить овощи, но уже с юмористическим оттенком, и слово "тушить" имеет здесь двусмысленное значение, так как оно звучит как готовить овощи и как прекратить действие, связанное с огнем (пожарить).
Как называется используемое в тексте шутки языковое явление?
Это языковое явление называется "парадоксом" или "игрой слов" и представляет собой использование слов с двусмысленным или контрастным значением с целью создания комического эффекта.
Упражнение 114
Распределите слова и формы слов по трем группам: а) не имеющие окончания; б) с нулевым окончанием; в) с материально выраженным окончанием. Распределяем слова по группам в зависимости от окончания.
Упражнение 115
Выполните морфемный анализ
Необходимо разобрать слова по составу.
Упражнение 116
Прочитайте список орфограмм, связанных с написанием приставок, приведите по два примера на каждую орфограмму. Обозначьте орфограммы, графически объясняя условия выбора буквы
Буквы а и о в приставках раз-, роз-, рас-, рос-. Буквы з, с на конце приставок.
Буквы е и и в приставках пре-, при-. Буквы ы и и после приставок.
Дефисное написание приставки по- в наречиях на -ому / -ему и на -и.
Дефисное написание приставок кое-; экс-.
Упражнение 117
Прочитайте правило. Составьте и запишите небольшой текст, подбирая и используя слова с данной орфограммой. Подобранные вами слова должны иллюстрировать все условия выбора или ы.
Сегодня мы снова собрались для изучения правил русской орфографии. Предлагаю рассмотреть правило об использовании буквы и и ы после русских и иноязычных приставок.
После русских приставок, оканчивающихся на согласный, вместо и пишется ы: например, играть — сыграть.
Однако после приставок меж-, сверх- и после иноязычных приставок (например, дез-, контр-, транс-, пан- и др.), мы сохраняем букву и: сверхинтересный, дезинфекция, контролировать, панорама.
Это правило помогает нам писать слова правильно и ясно выражать свои мысли в письменной речи. Не забывайте его применять!
Упражнение 118
Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Распределите слова по колонкам таблицы.
Вставляем пропущенные буквы и распределяем слова по колонкам таблицы.
Упражнение 119
Перепишите слова, вставляя буквы з или с. Подчеркните слово с приставкой на -з, -с, нормативное написание которого нарушает принцип написания этих приставок.
Переписываем слова, вставляем приставки з и с.
Упражнение 120
Изучите таблицу, посвящённую правописанию приставок при- и пре-. На основании материала таблицы подготовьте краткое устное сообщение в научном стиле на тему «Значение морфем и русское правописание». В качестве дополнительного материала используйте сведения из других разделов орфографии. Всегда ли морфемы с одинаковым значением пишутся единообразно?
Значение морфем и русское правописание - это важный аспект нашей орфографии, который помогает нам правильно писать слова и понимать их значения. Давайте рассмотрим приставки при- и пре-.
При- может иметь несколько значений:
Приближение, присоединение, добавление: например, "прилететь", "приделать", "пригибать", "присоединить".
Близость к чему-либо: например, "приморский".
Неполнота действия: например, "присесть", "приоткрыть".
Доведение действия до определенного результата: например, "придумать", "примирить", "приучить".
В глаголах с суффиксами -ыва (-ива-) и -ва- обозначает сопутствующее действие: например, "приплясывать", "припевать".
При этом, пре- имеет два основных значения:
Обозначает высокую степень признака или чрезмерность: например, "пренеприятный", "преувеличивать", "пресытиться".
Равно значению приставке пере-: например, "преступать", "преградить".
Упражнение 121
Составьте и запишите по два предложения с каждым словом так, чтобы слова в предложениях различались одной буквой (е или и).
Объясните, почему в одном слове пишется и, а в другом ы.
Взыскать — взирать; поднимать — подымать.
Упражнение 122
Составьте высказывания с каждой парой слов. В одном высказывании должны быть употреблены оба слова из пары.
Я решил приступить к выполнению этой задачи как можно скорее. Он преступил черту, которую нельзя пересекать без разрешения. Под тяжестью года дерево приклонилось к земле. На церемонии, он приклонил голову в знак уважения к памяти ушедших. Приходящие весенние дожди принесли освежающую влагу почве. Преходящие моменты счастья делают нашу жизнь более яркой и ценной.
Упражнение 123
Напишите рассуждение в публицистическом стиле на тему «Как много может зависеть от одной буквы». Начните рассуждение с комментария приведённого высказывания.
... - эта фраза, звучит как напоминание о силе и важности каждой буквы в нашем языке и наших жизнях. Ведь как много может зависеть от одной буквы!
Внимательно проанализируйте это высказывание. Одна буква, замененная или убранная, может изменить смысл целой фразы или слова. Подчеркнуть или убрать ударение в слове может изменить его звучание и смысл. Это как пазл: каждая буква – это кусочек большой картинки, и если вы поставите его не на том месте, то вся картинка исказится.
Давайте рассмотрим примеры. В слове "жизнь" одной буквой можно превратить его в "зизнь", и тут уже ничего не понять. Или в слове "лес" одной буквой можно сделать из него "лет", и смысл меняется совершенно. Такие маленькие изменения могут влиять на наше общение, наше понимание мира и друг друга.
А ведь не только в словах сокрыта магия буквы. В жизни одна буква в резюме может решить, будет ли вас приглашать на интервью. Одна буква в контракте может определить вашу ответственность. Одна буква в сообщении может вызвать либо радость, либо недопонимание. Даже в науке одна буква в формуле может изменить результаты исследования.
Иногда изменение буквы может быть метафорой для изменения всего нашего восприятия. Если вы видите "проблему", вы можете взглянуть на нее как на "возможность". Если "сложность" кажется непреодолимой, вы можете сделать ее "возможностью для роста".
Упражнение 124
Прочитайте. По какому принципу слова расположены в каждой группе? Выпишите слова, значение которых вам неизвестно. Определите значение слов по толковому словарю, составьте и запишите с ними предложения. Запомните написание слов. Запишите их под диктовку.
Слова в каждой группе расположены по принципу наличия приставки "при-" или "пре-" в начале слова.
Прибаутка - это какая-то неясная характеристика или малозначительная деталь. Пример: В этой истории есть прибаутка, которая может намекать на что-то важное.
Прибывать - означает приходить, приезжать или появляться в каком-то месте. Пример: Он обычно прибывает на работу в 9 утра.
Привидение - это явление или образ, который обычно считается сверхъестественным. Пример: В старом особняке часто видели привидение.
Призвание - это цель, задача или смысл жизни, которые человек видит для себя. Пример: Его призвание было стать учителем и воспитывать будущее поколение.
Привилегия - это особое право или преимущество, которое дано определенной группе людей. Пример: Иметь доступ к информации - это привилегия, которой не все могут наслаждаться.
Прилежание - это прикладывание усилий и старания для достижения цели. Пример: Его успех в жизни был результатом его прилежания и трудолюбия.
Примитивный - это простой, элементарный или находящийся на низком уровне развития. Пример: Этот инструмент - это примитивное устройство, но оно очень эффективно.
Приоритет - это приоритет или предпочтение в чем-то. Пример: Важно определить, какие задачи имеют более высокий приоритет.
Приохотить - это приготовиться или подготовить что-то. Пример: Она решила приохотить ужин для своих друзей.
Присмиреть - это улучшить отношения или примириться с кем-то после конфликта. Пример: Они наконец присмирились после долгой ссоры.
Присутствие - это наличие в определенном месте или время. Пример: Его присутствие на вечеринке всегда делает ее более веселой.
Притворщица - это женщина, которая притворяется, делает вид или маскируется. Пример: Она была хорошей притворщицей и всегда скрывала свои настоящие чувства.
Притон - это место, где прячутся или скрываются от закона. Пример: Полиция арестовала банду в их тайном притоне.
Приурочить - это связать или соединить что-то с конкретным временем или событием. Пример: Они решили приурочить свадьбу к дню своей первой встречи.
Причудливый - это странный, необычный или эксцентричный. Пример: Его причудливый стиль одежды всегда привлекал внимание.
Пребывать - это находиться или оставаться в определенном месте или состоянии. Пример: Он предпочитает пребывать в тишине и уединении.
Превзойти - это превосходить или превзойти кого-то в чем-то. Пример: Его талант в искусстве превзошел все ожидания.
Преграда - это препятствие или барьер, который мешает движению или достижению цели. Пример: Они нашли способ обойти эту преграду и продолжить путь.
Предание - это исторический или культурный рассказ, передаваемый из поколения в поколение. Пример: Это предание рассказывает о прошлых временах и героях.
Преемник - это человек или организация, которые приходят после кого-то и занимают его место или роль. Пример: Молодое поколение - это будущие преемники наших лидеров.
Президент - это высший должностной лицо в государстве, обычно избираемое народом. Пример: Президент страны сегодня выступил с важным заявлением.
Презирать - это чувство презрения или отвращения к кому-то или чему-то. Пример: Он всегда презирал ложь и нечестность.
Прекословить - это вступать в спор или конфликт из-за слов или высказываний. Пример: Не стоит прекословить из-за пустяков.
Прельстить - это обмануть или обольстить кого-то с помощью обещаний или манипуляций. Пример: Его ловкий язык смог прельстить многих.
Прелюдия - это музыкальное произведение или композиция, которая служит вступлением к чему-либо. Пример: Прелюдия к опере была особенно красивой.
Препираться - это спорить, ссориться или конфликтовать с кем-то. Пример: Братья часто препираются из-за игрушек.
Преподнести - это предложить или предоставить что-то кому-то. Пример: Он решил преподнести ей цветы в знак извинений.
Препятствие - это что-то, что мешает движению или достижению цели. Пример: Несмотря на множество препятствий, он смог достичь успеха.
Преставиться - это умереть или уйти из жизни. Пример: Мы скорбим о его уходе и памяти.
Претворять - это действовать или выражать что-то не искренне или неискренне. Пример: Он всегда претворяется, будто ничего не случилось.
Упражнение 125
Прочитайте начало сказки Д. И. Хармса «Во-первых и во-вторых». Сочините самостоятельно небольшое повествование, построив его по такому же принципу и используя аналогичный зачин для каждого абзаца.
Во-первых, я сел за стол и начал завтракать. Жена подошла ко мне и спросила: "Ты сегодня на работу?" Я ответил: "Да, сейчас пойду." И мы оба закончили завтрак и пошли по своим делам.
Во-вторых, на улице подошел к нам сосед и сказал: "Можете помочь мне поднять эту коробку?" Мы с женой взялись за коробку и подняли ее вместе. "Спасибо вам," — сказал сосед, и мы пошли дальше, разговаривая о планах на день.
В-третьих, мы шли по улице и увидели на дороге маленького котенка. "Какой милый котенок," — сказала жена. Мы подошли к нему и он начал мурлыкать. "Давайте возьмем его с собой," — предложил я. Мы взяли котенка на руки, и он мурлыкал, смотря на нас своими маленькими глазками.
В-четвёртых, мы продолжали идти и вдруг увидели на дереве длинного змея. "Осторожно," — сказала жена, и мы остановились, чтобы посмотреть на змея. Змей протянулся вниз и заглянул в наши глаза. "Не бойтесь, я не кусаюсь," — сказал змей, и мы расслабились. "Пойдемте со мной, я вам покажу интересное место," — предложил змей, и мы пошли за ним.
Так мы шли все трое, с котенком на руках и змеем ведущим нас куда-то. Мы были веселыми и радостными, а песенки звучали в наших сердцах.