Упражнение 101 Объясните значения фразеологизмов. Составьте и запишите предложения с пятью из приведённых выражений, учитывая их стилистическую окраску. Упражнение 102 Выпишите сначала фразеологизмы, содержащие архаичные формы, затем выражения, в которые включены слова-историзмы. Дайте толкование фразеологизмам, в случае затруднения обратитесь к словарю. Составьте и запишите публицистический текст из 7-8 предложений, используя не менее трёх предложенных сочетаний. Упражнение 103 Найдите и объясните ошибки при использовании фразеологизмов. Исправьте предложения, запишите правильные варианты. Упражнение 104 Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и выполните задания. Какую особенность значения некоторых фразеологизмов можно выявить в детской речи? Как вы понимаете выражение «двойная жизнь фразеологизма»? Приведите собственные примеры, иллюстрирующие эту закономерность. Как объяснить ребёнку, почему и зачем в речи существуют фразеологизмы, «искажающие реальную действительность»? Определите и сформулируйте значение фразеологизмов, использованных в тексте. Составьте с ними предложения. Упражнение 105 Заполните таблицу крылатыми выражениями. Дополните двумя собственными примерами каждый столбец. Найдите в словаре значения незнакомых вам выражений. Составьте и запишите по одному предложению с крылатыми словами из каждого столбца. Упражнение 106 В словах каких частей речи написание не и ни связано с явлением ударения (и как именно)? Как написание не и ни связано с утвердительностью или отрицательностью высказывания? Как написание не и ни связано с уступительными отношениями? Как написание не и ни связано с явлением устойчивых выражений? Упражнение 107 Составьте предложения, употребив в их составе следующие сочетания. Упражнение 108 Объясните выбор частицы не или ни в предложениях Упражнение 109 Объясните написание пропущенных букв и написания в скобках. Упражнение 110 В справочную службу сайта «культура письменной речи» в разное время поступили следующие вопросы. Дайте на них развёрнутый письменный ответ. Какую частицу («не» или «ни») следует использовать во фразе «Получив доступ к интересным услугам, абоненты всегда выигрывают, где бы они в этот момент ни / не находились»? – спрашивает Валерий К. И, развивая свой вопрос, рассуждает: – Во фразе подразумевается «вне зависимости от местоположения», то есть повсюду. Как правильно писать: ни при чём или не при чём (мы сейчас говорим о другом, а это здесь совершенно ни при чём) Чего они только не придумывают или ни придумывают? Как правильно написать — это было не чем иным, как... , ни чем иным, как... или ничем иным, как...? И какое правило регламентирует правописание в этом случае? В известном шлягере поётся: Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне не пророчил... Или всё-таки ни пророчил? Подведем итоги 1. Что такое «лексическое значение слова» и чем оно отличается от «грамматического значения»? 2. Что такое синонимы? Приведите примеры. 3. Что такое антонимы? Приведите примеры. 4. Что такое паронимы? Приведите примеры. 5. Каковы, на ваш взгляд, главные причины заимствования слов? 6. Обилие заимствованных слов в современном языке, по вашему мнению, это хорошо или плохо для русского языка? 7. Какие тропы вы знаете и употребляете в собственной речи? Как вам кажется, употребление тропов чаще происходит в устной или письменной речи? Почему? 8. Чем отличаются фразеологизмы от крылатых слов? 9. Назовите источники появления в речи крылатых слов и выражений.