menu
person


ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев § 11 ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ФРАЗ


Упражнение 101

Объясните значения фразеологизмов. Составьте и запишите предложения с пятью из приведённых выражений, учитывая их стилистическую окраску.

Задирать нос - выражение означает проявление наглости и высокомерия.

Предложение: Макс постоянно задирает нос перед своими коллегами, считая себя самым умным в офисе.

Вешать нос - это выражение описывает чувство разочарования или утраты надежды.

Предложение: Когда Анна узнала о том, что не выиграла конкурс, она весь день ходила, вешая нос.

Совать нос в чужие дела - это выражение означает вмешательство в чужие дела или жизнь без приглашения.

Предложение: Никто не просил его совать нос в наши семейные проблемы, но он все равно вмешался.

Остаться с носом - это выражение означает не получить ожидаемого результата или быть оставленным без чего-либо.

Предложение: Он надеялся выиграть лотерею, но в конечном итоге остался с носом.

Мозолить глаза - это выражение описывает надоедливое или раздражающее поведение.

Предложение: Ее навязчивые вопросы о личной жизни мозолили глаза всем на вечеринке.

Открыть глаза - это выражение означает осознать что-либо, обрести ясное представление.

Предложение: Путешествие помогло ему открыть глаза на красоту мира за пределами его родного города.

Пускать пыль в глаза - это выражение описывает обман или попытку скрыть истинные намерения.

Предложение: Политик обещал снижение налогов, но большинство избирателей понимали, что это всего лишь пыль в глаза.

С глазу на глаз - это выражение означает встречаться или общаться напрямую, без посредников.

Предложение: После долгих лет переписки они, наконец, встретились с глазу на глаз.

Зуб на зуб не попадает - это выражение означает, что у человека нет средств для прокорма.

Предложение: После увольнения он оказался в трудной ситуации, и у него "зуб на зуб не попадает".

Ни в зуб ногой - это выражение означает неудачное попадание или неспособность чего-либо сделать.

Предложение: Он пытался рассказать шутку, но ни в зуб ногой – никто не смеялся.

Скалить зубы - это выражение описывает чувство гнева или решимости противостоять чему-либо.

Предложение: Он сказал, что скалит зубы и не позволит им обмануть его еще раз.

Иметь зуб - это выражение означает иметь злобные намерения или готовность к мести.

Предложение: После того, как его обманули, он имел зуб и планировал отомстить.

Упражнение 102

Выпишите сначала фразеологизмы, содержащие архаичные формы, затем выражения, в которые включены слова-историзмы. Дайте толкование фразеологизмам, в случае затруднения обратитесь к словарю. Составьте и запишите публицистический текст из 7-8 предложений, используя не менее трёх предложенных сочетаний.

Фразеологизмы с архаичными формами:

Почить в бозе - отдыхать, лежать без движения. В данной форме слова "боз" устарели.

Ничтоже сумняшеся - совершать что-либо решительно и без колебаний. Слово "сумняшеся" устарело и заменено на "сомневаясь".

И вся недолга - быстро, недолго. "Недолга" - устаревшее слово, означающее "короткое время".

Фразеологизмы с историзмами:

Бить баклуши - бездельничать, пустить ветры. "Баклуши" - исторический термин, обозначавший снаряды в древних огнестрельных орудиях.

Препоясывать свои чресла - готовиться к действию, быть готовым к труду. "Чресла" - устаревшее слово, означающее живот, поясницу.

Аршин проглотить - принимать длину или размер как данность. "Аршин" - историческая мера длины.

Публицистический текст:

Наши предки, почивая в бозе, ничтоже сумняшеся били баклуши, считая это единственным источником развлечения. Они препоясывали свои чресла, как готовились к важному сражению, и с аршином проглотить каждого, кто осмеливался нарушить общественный порядок. Эти обычаи были притчей во языцех для молодежи и не имели числа в их повседневной жизни. Гораздо важнее было точить лясы и вести себя как на горячих угольях, чтобы не разжигать конфликтов. В их глазах, глас вопиющего в пустыне был гласом мудрости, а с младых ногтей они учились, что паче чаяния в оные дни можно добиться лишь трудом, денно и нощно.

Упражнение 103

Найдите и объясните ошибки при использовании фразеологизмов. Исправьте предложения, запишите правильные варианты.

Перемывать грязное бельё на людях — это то же самое, что и выносить мусор из избы.
Он знал всю подноготную его жизни. (Ошибка: правильно - "подноготную жизни").
Давайте скажем всё как на духе, так как здесь собрался узкий круг ограниченных людей. (Ошибка: правильно - "как дураки").
Этот аргумент стал последней каплей, переполнившей бочку дёгтя. (Ошибка: правильно - "последней каплей").
Гордостью обливалось сердце матери, когда она думала об успехах сына. (Ошибка: фразеологизм "гордость накатывает").
Человечество идёт нога за ногу с прогрессом. (Ошибка: правильно - "нога в ногу").
Получив наследство, Онегин стал жить на более широкую ногу. (Ошибка: правильно - "на широкую ногу").
Истинное намерение, стоящее за этим поступком, было шито-крыто белыми нитками. (Ошибка: правильно - "шиворот-навыворот").
Они выполнили задание так, что комар носа не просунет. (Ошибка: правильно - "комар носа не подточит").
Корабль царя Салтана понёсся за всеми парусами. (Ошибка: правильно - "снялся во все штыки").
Он молчал как рыба об лёд. (Ошибка: правильно - "как рыба в воде").
Коняга работал в поту своей морды. (Ошибка: правильно - "в поте лица").

Упражнение 104

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и выполните задания.

Какую особенность значения некоторых фразеологизмов можно выявить в детской речи?

Особенность значения некоторых фразеологизмов, выявляемая в детской речи, заключается в их буквальном восприятии, при котором дети понимают фразеологические выражения дословно, без учета их идиоматического значения.
Как вы понимаете выражение «двойная жизнь фразеологизма»? Приведите собственные примеры, иллюстрирующие эту закономерность.

Выражение "двойная жизнь фразеологизма" означает, что фразеологические обороты могут иметь два смысла: один – взрослый, идиоматический смысл, и второй – дословный, который легче понимается детьми. Например, выражение "утопить в ложке воды" имеет идиоматическое значение, но для ребенка оно может интерпретироваться буквально.
Как объяснить ребёнку, почему и зачем в речи существуют фразеологизмы, «искажающие реальную действительность»?

Для объяснения детям почему в речи существуют фразеологизмы, "искажающие реальную действительность," можно использовать аналогии из их собственного опыта. Например, можно сказать, что фразеологизмы – это как загадки или шутки, которые делают речь более интересной и красочной. Они помогают людям выразить свои мысли ярче и запоминающе, как в сказке или в игре.

Определите и сформулируйте значение фразеологизмов, использованных в тексте. Составьте с ними предложения.

"двойная жизнь фразеологизма" – это выражение используется для обозначения того, что фразеологические обороты имеют двойное значение, одно из которых дети могут понимать буквально.
"взрослой" жизни – это фразеологизм, означающий жизнь, какой она представляется взрослым.
"искажающие реальную действительность" – это оборот, указывающий на то, что некоторые фразеологизмы могут искажать реальное значение слов и образов.
Примеры предложений:

Для малыша, фразеологизм "светит зелёным светом" может означать, что светофор действительно светится зелёным цветом.
Когда дети слышат фразу "забирать у кого-то печеньку," они могут представить себе, как кто-то действительно забирает печеньку у другого.
Дети могут недоумевать, почему взрослые говорят "смотреть в потолок," когда реально ничего интересного в потолке нет.
Фразеологизм "заставить стены говорить" для детей может означать, что кто-то действительно заставляет стены говорить.
"Прыгать вокруг да около" для детей может быть представлено буквально как прыжки вокруг чего-то.

Упражнение 105

Заполните таблицу крылатыми выражениями. Дополните двумя собственными примерами каждый столбец. Найдите в словаре значения незнакомых вам выражений. Составьте и запишите по одному предложению с крылатыми словами из каждого столбца.

Необходимо в каждую колонку вписать подходящее крылатое выражение.

Упражнение 106

В словах каких частей речи написание не и ни связано с явлением ударения (и как именно)?

Написание "не" и "ни" связано с ударением в словах местоимений и местоименных наречий. Например, "некогда" (с ударением) и "никогда" (без ударения).

Как написание не и ни связано с утвердительностью или отрицательностью высказывания?

Написание "не" и "ни" связано с утвердительностью или отрицательностью высказывания следующим образом:

"Не" придает отрицательный смысл всему предложению. Например, "Он не придет."
"Ни" усиливает отрицание, но не обязательно делает всё предложение отрицательным. Например, "Он ни разу не опоздал" (усиление отрицания).

Как написание не и ни связано с уступительными отношениями?

Написание "не" и "ни" связано с уступительными отношениями в придаточных предложениях уступки. "Не" употребляется для усиления отрицания, а "ни" усиливает утвердительный смысл в уступительных конструкциях. Например, "Она не боится ни тьмы, ни высоты" (усиление отрицания).

Как написание не и ни связано с явлением устойчивых выражений?

Написание "не" и "ни" связано с устойчивыми выражениями, где они могут иметь разное значение в зависимости от контекста. В устойчивых выражениях, таких как "ни огня, ни черной хаты" или "что ни в сказке сказать, ни пером описать," "ни" и "не" используются для усиления отрицания или подразумевания отсутствия чего-либо.

Упражнение 107

Составьте предложения, употребив в их составе следующие сочетания.

Не один из присутствующих на вечеринке не заметил, что ушла Марина.
Он не раз говорил мне об этом, но я ни разу не прислушался к его словам.
Это обсуждение ни о чём хорошем не шло.
Нимало не удивительно, что он добился таких выдающихся результатов своими усилиями.
Не кто иной, как Петя, смог бы это сделать.
Она не с места убежала, услышав эту новость.
Этот стиль одежды не к лицу ей.
Как бы он не был устал, он всегда находил время для своих детей.
Он не мог не сказать ей, что чувствует, несмотря на все сложности и опасения.

Упражнение 108

Объясните выбор частицы не или ни в предложениях

"Я уже не надеялся ни на помощь, ни на дружеский совет." - Здесь используется "ни" для усиления отрицания в отношении как помощи, так и совета.

"Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех (Б. Л. Пастернак)." - "Не" употребляется перед "шумиха" и "успех" для отрицания этих понятий в контексте цели творчества.

"Надеяться в этой ситуации не на кого — только на самого себя." - "Не" используется перед "кого" для отрицания возможности надеяться на кого-либо.

"Какой бы интересной ни была книга, она не заменит живого общения." - "Ни" употребляется перед "была" для усиления отрицания в отношении интересности книги.

"Вы считаете, что нельзя не вспоминать прошлое?" - Здесь "не" используется перед "вспоминать" для отрицания возможности не вспоминать прошлое.

"Кто из нас не писал стихов в пору первой любви!" - "Не" используется перед "писал" для отрицания возможности не писать стихов в данной ситуации.

"Как ни защищены наши души, но бестактность всегда ранит." - "Как ни" выражает усиление в отношении защиты душ.

"Кто не бывал в наших краях!" - Здесь "не" используется перед "бывал" для отрицания возможности не бывать в краях.

"Признаюсь, сколько я пи старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, всё было безуспешно (М. Ю. Лермонтов)." - "Ни" употребляется перед "ни старался" для отрицания возможности не стараться писать.

"Дождь не прекращался ни на минуту." - "Ни" используется перед "на минуту" для усиления отрицания в отношении прекращения дождя.

"Где бы я ни бывал, всегда тосковал о доме." - "Ни" выражает усиление в отношении мест, где я был.

"Я не способен давать теперь какие бы то ни было ответы." - "Не" используется перед "способен" для отрицания возможности давать ответы.

Упражнение 109

Объясните написание пропущенных букв и написания в скобках. 

Используя правила, вписываем "не" и "ни".

Упражнение 110

В справочную службу сайта «культура письменной речи» в разное время поступили следующие вопросы. Дайте на них развёрнутый письменный ответ.
Какую частицу («не» или «ни») следует использовать во фразе «Получив доступ к интересным услугам, абоненты всегда выигрывают, где бы они в этот момент ни / не находились»? – спрашивает Валерий К. И, развивая свой вопрос, рассуждает: – Во фразе подразумевается «вне зависимости от местоположения», то есть повсюду. 

В данной фразе следует использовать частицу "ни", поскольку она относится к относительному слову "где". Правильная фраза будет: "Получив доступ к интересным услугам, абоненты всегда выигрывают, где бы они в этот момент ни находились". Частица "ни" усиливает относительное слово "где", указывая на повсеместное выигрышное положение абонентов.

Как правильно писать: ни при чём или не при чём (мы сейчас говорим о другом, а это здесь совершенно ни при чём)

Правильно писать "ни при чем". Например: "Мы сейчас говорим о другом, а это здесь совершенно ни при чем". Это устойчивое выражение используется для выражения отсутствия связи или отношения между двумя явлениями.

Чего они только не придумывают или ни придумывают?

В самостоятельных восклицательных и вопросительных предложениях употребляется "не": "Чего только не придумают!" Здесь выражается удивление множеством идей.

А в придаточных частях сложноподчиненного предложения с уступительным оттенком значения используется "ни": "Чего он только ни придумывал, всё было напрасно." Здесь подчеркивается, что он придумывал множество идей, но ничто из них не привело к успеху из-за лени.

Как правильно написать — это было не чем иным, как... , ни чем иным, как... или ничем иным, как...? И какое правило регламентирует правописание в этом случае?

Правильно написать: "это было не чем иным, как...". Например: "Это было не чем иным, как проявлением его великодушия." В данном случае, "не чем иным" усиливает утверждение о том, чем является то, о чем идет речь.

В известном шлягере поётся: Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне не пророчил... Или всё-таки ни пророчил?

В данной фразе правильно написать "не пророчил". Пример: "Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне не пророчил...". В данном контексте, частица "не" усиливает отрицание и указывает на то, что путь не будет предсказан или пророчен.

Подведем итоги

1.    Что такое «лексическое значение слова» и чем оно отличается от «грамматического значения»?

Лексическое значение слова - это значение, связанное с его основным смыслом или конкретной концепцией, которую оно обозначает. Оно отличается от грамматического значения, которое указывает на грамматические характеристики слова, такие как часть речи, падеж, время и т. д.

2.    Что такое синонимы? Приведите примеры.

Синонимы - это слова или фразы, которые имеют схожее или схожее лексическое значение и могут быть использованы в схожих контекстах. Примеры: "быстрый" и "скорый", "радостный" и "веселый".

3.    Что такое антонимы? Приведите примеры.

Антонимы - это слова с противоположными лексическими значениями. Примеры: "горячий" и "холодный", "большой" и "маленький".

4.    Что такое паронимы? Приведите примеры.

Паронимы - это слова, которые звучат похоже или имеют схожее написание, но имеют разные лексические значения. Примеры: "совершенство" и "совершение", "брать" и "браться".

5.    Каковы, на ваш взгляд, главные причины заимствования слов?

Главные причины заимствования слов включают тесные контакты с другими культурами, научный и технический прогресс, культурный обмен, экономические связи и события, такие как войны и миграции.

6.    Обилие заимствованных слов в современном языке, по вашему мнению, это хорошо или плохо для русского языка?

Обилие заимствованных слов в современном языке может быть как хорошо, так и плохо для русского языка. С одной стороны, это может обогатить язык новыми понятиями и возможностями для выражения. С другой стороны, это может сделать язык менее однородным и увеличить сложность его изучения.

7.    Какие тропы вы знаете и употребляете в собственной речи? Как вам кажется, употребление тропов чаще происходит в устной или письменной речи? Почему?

Тропы, такие как метафоры и аллегории, могут использоваться как в устной, так и в письменной речи. В устной речи они могут использоваться для создания образов и ярких ассоциаций, в письменной речи - для усиления выразительности и структурирования текста.

8.    Чем отличаются фразеологизмы от крылатых слов?

Фразеологизмы - это устойчивые выражения, состоящие из нескольких слов, значения которых нельзя вывести из значений отдельных компонентов. Крылатые слова - это отдельные слова или выражения, которые приобрели известность и широкое употребление в языке благодаря их частому употреблению в различных контекстах.

9.    Назовите источники появления в речи крылатых слов и выражений.

Источники появления крылатых слов и выражений включают  в себя литературные произведения, исторические события, народные сказки и пословицы, а также цитаты из известных речей или произведений искусства.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Чердаков, Дунев параграф 11

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: