Упражнение 1 Восстановите текст, используя слова для вставки. На основе данной информации подготовьте краткое устное сообщение на тему «Роль русского языка в современном российском обществе». Упражнение 2 Проведите анкетирование в вашем классе (параллели, школе), определите количество двуязычных учащихся в процентном отношении. Сделайте выводы о функциях русского языка в образовательном процессе средней школы и оформите их в виде таблицы: Все учащиеся Билингвы Функции русского языка Упражнение 3 Объясните, как вы понимаете высказывание Чингиза Айтматова. Запишите план небольшого сочинения-рассуждения, эпиграфом к которому служило бы данное высказывание. Упражнение 4 Прочитайте отрывок из доклада «Русский язык в мире», подготовленного Министерством иностранных дел Российской Федерации в 2003 г. Выполните задания. Приведите примеры, иллюстрирующие описанные в тексте процессы. Объясните, как вы понимаете смысл последнего абзаца. Упражнение 5 Прочитайте текст из статьи современного лингвиста, написанной в конце 1990-х гг. Ответьте на вопросы и выполните задания. Определите места в тексте, в которых должны находиться следующие предложения: Но, как указывают и западные русисты, апелляций к великому прошлому недостаточно, они должны подкрепляться международным влиянием современной русской литературы. Но среди современных русских политических или экономических теорий вообще нет ни одной, которая была бы хотя бы минимально популярна на Западе или на Востоке. Вряд ли она была бы успешной, если бы французский язык пропагандировался как язык О. Бальзака и В. Гюго. Успехи СССР в космосе в своё время повысили международную роль русского языка. Оцените степень существенности трёх факторов, упомянутых автором в связи с содружеством франкофонных государств, для перспектив расширения влияния русского языка в мире. Устно сформулируйте несколько предложений, которые могли бы способствовать укреплению позиций русского языка в мире. Сократите текст и письменно передайте его содержание не более чем пятью предложениями. Определите вид синтаксической связи в выделенных словосочетаниях. Упражнение 6 Прочитайте шуточную зарисовку из «Записных книжек» С. Д. Довлатова. Объясните, на чём основан её комический эффект. Упражнение 7 Учёные, говоря о русской речи эмигрантов разных эпох, указывают на «разительные отличия развития русского языка в послереволюционной эмиграции и в эмиграции сегодняшней» (М. А. Кронгауз). Подумайте и объясните, в чём могут состоять эти отличия и какими социально-политическими причинами они вызваны. Используйте материал предшествующего упражнения и лингвистической задачи. Упражнение 8 Прочитайте фрагмент одного из последних интервью И. А. Бродского, сформулируйте и запишите тему данного отрывка и основные проблемы, поднятые здесь. В отношении одной из проблем сформулируйте свою позицию, представив и записав её в виде ряда тезисов-аргументов. Упражнение 9 Выразительно прочитайте стихотворение И. А. Бунина. Вспомните судьбу автора стихотворения и объясните, как оно связано с темой параграфа. Выполните задания к тексту. Укажите, к каким частям речи относятся слова в стихотворении. Определите, в форме каких падежей представлены в тексте имена существительные. Найдите в тексте сложные слова. На основании предложенных пунктуационных схем объясните постановку знаков препинания в первой строфе стихотворения.