Упражнение 1
Восстановите текст, используя слова для вставки. На основе данной информации подготовьте краткое устное сообщение на тему «Роль русского языка в современном российском обществе».
Вставляем подходящие по смыслу слова из блока "Слова для вставки"
Краткое сообщение:
Русский язык играет ключевую роль в современном российском обществе. Он является национальным языком, средством общения для большинства граждан России, так как русский народ составляет значительную часть населения страны. Важность русского языка проявляется и в межнациональных отношениях, где он выступает в роли языка общения между различными этническими группами.
Кроме того, русский язык имеет статус государственного языка Российской Федерации. Он используется в различных сферах общения, таких как управление, образование, наука, коммуникация. Особенно важна его роль в деловой сфере, где русский язык служит средством общения между разными компаниями и организациями.
Упражнение 2
Проведите анкетирование в вашем классе (параллели, школе), определите количество двуязычных учащихся в процентном отношении. Сделайте выводы о функциях русского языка в образовательном процессе средней школы и оформите их в виде таблицы:
В нашем классе из 30 учащихся есть 4 двуязычных ученика, которые владеют русским и другим языком. Таким образом, процент двуязычных учеников составляет:
4 двуязычных / 30 всего учеников * 100% = 13.33%
Функция Обучение Русский язык является языком обучения во многих предметах, что делает его ключевым для получения знаний. Коммуникация Русский язык позволяет учащимся общаться между собой, задавать вопросы учителям и выражать свои мысли. Понимание учебного материала Большинство учебных материалов, учебников и заданий представлены на русском языке. Культурное наследие Русский язык является частью культурного наследия страны, изучение которого расширяет кругозор учащихся. Социальная интеграция Русский язык позволяет учащимся легче интегрироваться в общество, общаться с другими людьми и понимать культурные нюансы.
Все учащиеся
Билингвы
Функции русского языка
100%
13.33%
Обучение, Коммуникация, Понимание учебного материала, Культурное наследие, Социальная интеграция
Упражнение 3
Объясните, как вы понимаете высказывание Чингиза Айтматова. Запишите план небольшого сочинения-рассуждения, эпиграфом к которому служило бы данное высказывание.
План рассуждения:
Введение
Представление высказывания Чингиза Айтматова. Указание на актуальность темы двуязычия в современном постсоветском пространстве. Необходимость двуязычия
Сохранение культурного наследия: Разнообразие языков и культур в постсоветском пространстве. Важность сохранения языков и традиций меньшинств.
Социальная интеграция: Учеба, трудовая деятельность, общение среди разных национальностей. Повышение социальной мобильности и взаимопонимания.
Дипломатические и экономические связи: Укрепление отношений между государствами и народами. Облегчение деловых и культурных контактов.
Языковое образование: Введение двуязычных образовательных программ. Развитие языковых школ и курсов.
Медиа и коммуникации: Продвижение двуязычных медиа и ресурсов. Создание контента на разных языках.
Поддержка культурных мероприятий: Организация языковых и культурных фестивалей. Формирование положительного отношения к двуязычию. Заключение Подчеркивание значимости двуязычия в современной среде.
Эпиграф Чингиза Айтматова актуально подчеркивает важность сохранения и развития многокультурного и многонационального характера постсоветского общества. Это высказывание призывает к осознанному исследованию и преодолению языковых барьеров для создания более гармоничного и взаимопонимающего общества.
Упражнение 4
Прочитайте отрывок из доклада «Русский язык в мире», подготовленного Министерством иностранных дел Российской Федерации в 2003 г. Выполните задания.
Приведите примеры, иллюстрирующие описанные в тексте процессы.
В странах СНГ, где ранее русский язык был широко распространен, наблюдается уменьшение использования русского языка в государственных органах, образовательных учреждениях и средствах массовой информации. Примером может служить снижение объема русскоязычных программ в телевизионных эфирах.
В образовательных учреждениях некоторых постсоветских стран сокращается количество предметов, преподавание которых велось на русском языке, а также возможности для изучения русского языка как иностранного для нерусскоязычных студентов.
Объясните, как вы понимаете смысл последнего абзаца.
Последний абзац подчеркивает, что ограничение использования русского языка в постсоветском пространстве не только оказывает негативное воздействие на права соотечественников, оказавшихся за рубежом после распада СССР, но также не соответствует интересам новых независимых государств. Возможное ограничение русского языка может затронуть долгосрочные взаимосвязи, культурные и экономические, между странами постсоветского пространства.
Упражнение 5
Прочитайте текст из статьи современного лингвиста, написанной в конце 1990-х гг. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Определите места в тексте, в которых должны находиться следующие предложения: Но, как указывают и западные русисты, апелляций к великому прошлому недостаточно, они должны подкрепляться международным влиянием современной русской литературы. Но среди современных русских политических или экономических теорий вообще нет ни одной, которая была бы хотя бы минимально популярна на Западе или на Востоке. Вряд ли она была бы успешной, если бы французский язык пропагандировался как язык О. Бальзака и В. Гюго. Успехи СССР в космосе в своё время повысили международную роль русского языка. Оцените степень существенности трёх факторов, упомянутых автором в связи с содружеством франкофонных государств, для перспектив расширения влияния русского языка в мире. Устно сформулируйте несколько предложений, которые могли бы способствовать укреплению позиций русского языка в мире.
Традиция употребления русского языка во многих странах: Средняя Роль русского языка как средства модернизации и интернационализации: Невысокая. Возможность России быть образцом для подражания: Невысокая.
Сократите текст и письменно передайте его содержание не более чем пятью предложениями.
Текст рассматривает влияние русского языка в мире в аспектах "языка Ленина", "языка Гагарина" и "языка Пушкина". Автор отмечает, что влиятельность ленинских идей уменьшилась, но в некоторых странах, например, в Китае, она продолжает существовать. Он также отмечает, что успехи СССР в космосе повысили роль русского языка. Однако сейчас ситуация изменилась, и интерес к русской классике ограничен модой. Автор сравнивает русский язык с французским в контексте распространения их в мире, отмечая три фактора, обеспечивших успех французского языка: традиция, роль языка в модернизации и интернационализации, а также возможность Франции служить образцом. России не хватает этих факторов для укрепления международной роли русского языка.
Определите вид синтаксической связи в выделенных словосочетаниях.
Упражнение 6
Прочитайте шуточную зарисовку из «Записных книжек» С. Д. Довлатова. Объясните, на чём основан её комический эффект.
Комический эффект в данной шуточной зарисовке С. Д. Довлатова основан на разрыве между обыденностью ситуации и высокомерием героини, а также на игре с языковой неудачей.
Главный источник комизма здесь — взаимодействие между матерью и её ребёнком. Обыденность ситуации, когда ребёнок обращается к матери с вопросом или просьбой, затем преобразуется в комическую ситуацию из-за того, что ребёнок получает категоричный ответ в стиле «если мама говорит "нет", то это значит "нет"». Здесь главный козырь комического эффекта — неуместное и важное поведение матери, которая пытается донести до ребёнка некий авторитет и знание, будто это само собой разумеющееся.
Смешно также взаимодействие с языковой ошибкой, которая создаёт нелепость и делает диалог нелепо-юмористическим. Это встроено в ситуацию, где она говорит «ноу» вместо «нет», что придаёт зарисовке дополнительный комический оттенок.
Упражнение 7
Учёные, говоря о русской речи эмигрантов разных эпох, указывают на «разительные отличия развития русского языка в послереволюционной эмиграции и в эмиграции сегодняшней» (М. А. Кронгауз). Подумайте и объясните, в чём могут состоять эти отличия и какими социально-политическими причинами они вызваны. Используйте материал предшествующего упражнения и лингвистической задачи.
Языковые характеристики: В послереволюционной эмиграции (например, в 1920-е - 1940-е годы) русские эмигранты сохраняли более традиционные формы русского языка, характерные для времени их ухода из России. Однако с течением времени и влиянием местных языков, а также взаимодействием с родными, возникали и смешивались разные лингвистические особенности.
Лексика и стилистика: В наше время эмиграция гораздо более подвержена влиянию глобализации и быстрому обмену информацией. Это может привести к более быстрой адаптации к новым лексическим оборотам и стилистическим тенденциям в русском языке, а также к появлению новых заимствованных слов из других языков.
Коммуникационная среда: В современных условиях эмигранты могут иметь больше возможностей поддерживать связь с Россией, благодаря интернету и социальным сетям. Это может повысить степень сохранения и актуальности русского языка, так как он не становится так же оторванным от современных языковых изменений, как это было в прошлом.
Упражнение 8
Прочитайте фрагмент одного из последних интервью И. А. Бродского, сформулируйте и запишите тему данного отрывка и основные проблемы, поднятые здесь. В отношении одной из проблем сформулируйте свою позицию, представив и записав её в виде ряда тезисов-аргументов.
Тема отрывка: Переживания И. А. Бродского относительно возвращения в Россию и связанные с этим изменения в стране.
Основные проблемы, поднятые в отрывке:
Идентичность и связь с Родиной: Бродский выражает сложное отношение к идее возвращения в Россию. Он чувствует, что после всех изменений страны уже не та, которая была в его прошлом, и у него сложно найти свою идентичность в новой реальности.
Ностальгия и связь с прошлым: Бродский говорит, что его связывает с Россией прошлое, которое дало ему понимание жизни. Он выражает ностальгию по стране, в которой он жил ранее, но которой больше нет.
Изменения в городе и стране: Бродский не хочет видеть, как изменился Ленинград, его родной город, и как Россия изменилась в целом. Он упоминает вывески на английском и выражает нежелание видеть эти изменения.
Невозможность возвращения: Бродский считает, что возвратиться в прошлое нельзя и не нужно. Он утверждает, что у человека только одна жизнь, и когда справедливость и понимание приходят поздно, уже нельзя воспользоваться ими.
Позиция по проблеме:
Согласно этому отрывку, Бродский испытывает сложные чувства по поводу возвращения в Россию. Моя позиция схожа с его точкой зрения:
Сохранение идентичности: Понимание, что страна изменилась, может вызвать затруднения в сохранении своей идентичности и адаптации к новой реальности.
Связь с прошлым: Ностальгия по прошлому и чувство утраты чего-то важного остаются значимыми моментами при рассмотрении вопроса о возвращении.
Изменения: Опасения по поводу кардинальных изменений в городе и стране, в том числе культурных и языковых, тоже могут быть понятными, так как они могут нарушить ощущение привычного окружения.
Невозможность возврата: Бродский подчеркивает, что время не остановить, и когда что-то изменяется, уже может быть поздно воспользоваться этим изменением. Эта идея подчеркивает ценность текущего момента и принятия решений в нем.
Упражнение 9
Выразительно прочитайте стихотворение И. А. Бунина. Вспомните судьбу автора стихотворения и объясните, как оно связано с темой параграфа. Выполните задания к тексту.
Укажите, к каким частям речи относятся слова в стихотворении.
Указываем части речи каждого слова стихотворения.
Определите, в форме каких падежей представлены в тексте имена существительные.
цветы - именительный падеж шмели - именительный падеж трава - именительный падеж колосья - именительный падеж лазурь - именительный падеж зной - именительный падеж сына - родительный падеж жизни - предложный падеж трав - родительный падеж пути - винительный падеж слез - родительный падеж коленям - дательный падеж
Найдите в тексте сложные слова.
полуденный - пол дня милосердным - мило сердце (добрый)
На основании предложенных пунктуационных схем объясните постановку знаков препинания в первой строфе стихотворения.
В первой строфе стихотворения запятая ставится так как идет повторение соединительных союзов, а также в тексте присутствуют слова автора и прямая речь, которые по правилам пунктуации выделяются запятыми.