Какое место среди факторов производства занимает труд? Можно ли назвать рабочую силу экономическим ресурсом? Как вы думаете, почему показатели рынка труда могут сильно различаться? Сформулируйте три объяснения. Сформулируйте основные требования к современному работнику. Являются ли профсоюзы частью гражданского общества? Определите основные направления деятельности профсоюзов. 1. В каких сферах политики и почему происходит взаимодействие профсоюзов и государства? 2. Для чего нужна юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах? Дайте два-три объяснения. Объясните сложный характер структуры рынка труда. 1. Почему существуют различные зарплатные системы? Сформулируйте три объяснения. 2. Чем различаются номинальная и реальная заработная плата? 3. Для чего государство устанавливает минимальный размер оплаты труда в месяц? 1. Какие виды безработицы существуют? 2. Каковы положительные и отрицательные черты безработицы? Может ли подобная самозанятость населения решить проблему безработицы? Своё мнение обоснуйте. С помощью дополнительных источников информации узнайте, что такое фриланс. Каковы плюсы и минусы социально-экономического положения фрилансеров? Почему государство борется с безработицей? Сформулируйте три объяснения. Есть две точки зрения на перспективы развития рынка труда в связи с внедрением искусственного интеллекта в экономику: одни эксперты полагают, что это приведёт к вытеснению относительно простых видов труда, прежде всего в сфере услуг; другие доказывают, что в первую очередь будут вытеснены сложные виды труда, например, в финансовой сфере. А как вы думаете? Свою точку зрения обоснуйте двумя-тремя аргументами. 1. С помощью высказывания и иллюстрации в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока. 2. Вам поручено сделать доклад на тему «Труд как экономический институт». Составьте сложный план, на основе которого вы будете раскрывать эту тему. 3. Какую роль профсоюзы играют в вашей жизни и в жизни ваших близких? 4. Определите два положительных и два отрицательных последствий деятельности профсоюзов для экономики. 5. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «безработица»? Составьте два предложения: одно, характеризующее виды безработицы; другое, характеризующее один из видов безработицы. 6. Пользуясь дополнительными источниками информации, узнайте, каков уровень МРОТ в вашем регионе. Насколько и почему он отличается от федерального МРОТ? 7. Пользуясь дополнительными источниками информации, узнайте, каков уровень средней заработной платы в вашем регионе. Насколько и почему он отличается от среднего уровня заработной платы в стране? 8. Как связаны МРОТ и средний уровень заработной платы? Сформулируйте три положения. 9. Существует мнение, что внедрение искусственного интеллекта не только в экономику, но и в другие сферы общественной жизни может привести к увеличению доли безработных до 50% всей рабочей силы. Согласны ли вы с этим мнением? Свою точку зрения обоснуйте.