Приведите примеры социальных норм различных видов.
Социальные нормы варьируются в зависимости от культуры, общественных обычаев и моральных ценностей. В западных обществах считается неприемлемым громко разговаривать в общественных местах, тогда как в некоторых азиатских культурах это может быть воспринято как нормальное поведение. В семье социальные нормы могут определяться такими понятиями, как уважение к старшим, поддержка семейных традиций и обязанности по отношению к членам семьи. В обществе также существуют нормы, регулирующие поведение на работе, в учебных заведениях и в других сферах жизни, определяя, что считается приемлемым или неприемлемым поведением.
Приведите примеры девиантного и деликвентного поведения.
Девиантное поведение представляет собой отклонение от общепринятых социальных норм, и может включать в себя широкий спектр действий, от нарушений правил до более серьезных преступлений. Например, уход из дома без разрешения родителей может быть девиантным поведением для подростка. Делинквентное поведение, с другой стороны, относится к нарушениям закона, совершаемым лицами, которые еще не достигли совершеннолетия. Примерами делинквентного поведения могут быть вандализм, кражи или употребление алкоголя несовершеннолетними.
Приведите примеры социальных санкций различных видов.
Социальные санкции являются способом контроля и регулирования социального поведения. Положительные социальные санкции, такие как похвала или награда, используются для поощрения соответствия социальным нормам и ожиданиям. Например, работодатель может поощрять высокую производительность своих сотрудников бонусами или премиями. Отрицательные социальные санкции, такие как штрафы или лишение свободы, применяются в случае нарушения законов и социальных норм. Например, водители могут быть оштрафованы за превышение скорости или нарушение правил дорожного движения.
Можно ли назвать совесть средством самоконтроля?
Совесть играет важную роль в саморегуляции поведения и принятии моральных решений. Она представляет собой внутренний голос, который подсказывает, что правильно или неправильно, и может влиять на поведение человека. Однако эффективность совести как средства самоконтроля может зависеть от множества факторов, включая культурные и социальные влияния, личные ценности и убеждения, а также способность индивида к саморефлексии и эмпатии. Некоторые люди могут иметь более развитую совесть и более сильное чувство моральной ответственности, в то время как у других это чувство может быть менее выраженным или даже отсутствовать вовсе.
Приведите примеры осуществления своих функций агентами первичной и вторичной социализации.
Агенты первичной социализации, такие как семья и школа, играют ключевую роль в формировании базовых норм, ценностей и социальных навыков у индивида с самого раннего возраста. Например, в семье дети учатся основам морали, взаимодействию с другими людьми и социальным нормам. Школа также играет важную роль в социализации, предоставляя образование и социальные навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе. Агенты вторичной социализации, такие как масс-медиа и рабочая среда, дополняют первичную социализацию, предоставляя индивидууму более широкий круг социальных опытов и влияния. Например, через масс-медиа люди усваивают социокультурные нормы, ценности и представления о мире, влияя на их мировоззрение и поведение.
Как вы думаете, какое средство социализации эффективнее: поучение или наглядный пример? Своё мнение обоснуйте.
Я считаю, что и поучение, и наглядный пример могут быть эффективными средствами социализации, так как оба способа могут оказывать влияние на формирование личности и поведения человека.
1. Опираясь на текст в начале параграфа, сформулируйте главный вопрос урока.
2. Составьте по самостоятельно определённым критериям и заполните в тетради таблицу «Виды социальных норм».
3. Вам поручено сделать доклад на тему «Роль социальных санкций в жизни общества». Составьте сложный план, согласно которому вы будете раскрывать эту тему.
4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»? Составьте одно предложение о том, какие социальные институты участвуют в социализации, и одно о том, какую роль в процессе социализации играют её агенты.
Социализация представляет собой процесс вхождения индивида в общество, и включает в себя участие различных социальных институтов, таких как семья, школа, религия, и масс-медиа. Агенты социализации играют роль в передаче культурных норм, ценностей и образцов поведения, формируя социальную идентичность и интегрируя индивида в общество.
5. Есть ли связь между многообразием социальных норм и многообразием девиантного поведения? Своё мнение обоснуйте.
Существует связь между многообразием социальных норм и многообразием девиантного поведения, так как нормы, принятые в обществе, могут определять, что считается девиантным. Однако девиантное поведение также может быть обусловлено другими факторами, такими как социальная среда, личные характеристики и ситуационные обстоятельства.
6. Какую пользу можно извлечь из фактов отклоняющегося (девиантного) поведения?
Факты отклоняющегося поведения могут помочь обществу понять причины и условия, способствующие возникновению девиантного поведения, что может привести к разработке более эффективных стратегий предотвращения и реагирования на него. Кроме того, изучение девиантного поведения может помочь расширить знания о социальных нормах и ценностях.
7. Какие формы социального контроля являются наиболее эффективными — внешний или внутренний? Своё мнение обоснуйте.
Внешний и внутренний социальные контроля имеют свои преимущества и ограничения, и их эффективность может зависеть от конкретной ситуации и индивидуальных характеристик. Внешний контроль, такой как законы и нормы, может обеспечить социальный порядок и безопасность, но может также ограничивать свободу и индивидуальные права. В то время как внутренний контроль, основанный на собственных убеждениях и ценностях, может способствовать более автономному и ответственному поведению, но может быть менее эффективным в некоторых ситуациях без внешнего надзора.
8. Предложите свой вариант ответа на главный вопрос урока.
9. Охарактеризуйте с точки зрения социализированности персонажи романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову. Сравните их характеристики. Какие выводы вы может сделать из этого сравнения?
Напишите эссе на следующую тему: «Что делать с бесчисленными менеджерами, которых готовят разнообразные школы бизнеса? С одной стороны, это желание убрать молодёжь с рынка труда — пусть лучше учатся. С другой — это поиск ниши на рынке труда для преподавателей, которых эта система в больших количествах готовит». (Г. М. Дерлугьян, российский социолог)