Приведите примеры социальных норм различных видов. Приведите примеры девиантного и деликвентного поведения. Приведите примеры социальных санкций различных видов. Можно ли назвать совесть средством самоконтроля? Приведите примеры осуществления своих функций агентами первичной и вторичной социализации. Как вы думаете, какое средство социализации эффективнее: поучение или наглядный пример? Своё мнение обоснуйте. 1. Опираясь на текст в начале параграфа, сформулируйте главный вопрос урока. 2. Составьте по самостоятельно определённым критериям и заполните в тетради таблицу «Виды социальных норм». 3. Вам поручено сделать доклад на тему «Роль социальных санкций в жизни общества». Составьте сложный план, согласно которому вы будете раскрывать эту тему. 4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»? Составьте одно предложение о том, какие социальные институты участвуют в социализации, и одно о том, какую роль в процессе социализации играют её агенты. 5. Есть ли связь между многообразием социальных норм и многообразием девиантного поведения? Своё мнение обоснуйте. 6. Какую пользу можно извлечь из фактов отклоняющегося (девиантного) поведения? 7. Какие формы социального контроля являются наиболее эффективными — внешний или внутренний? Своё мнение обоснуйте. 8. Предложите свой вариант ответа на главный вопрос урока. 9. Охарактеризуйте с точки зрения социализированности персонажи романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову. Сравните их характеристики. Какие выводы вы может сделать из этого сравнения? Напишите эссе на следующую тему: «Что делать с бесчисленными менеджерами, которых готовят разнообразные школы бизнеса? С одной стороны, это желание убрать молодёжь с рынка труда — пусть лучше учатся. С другой — это поиск ниши на рынке труда для преподавателей, которых эта система в больших количествах готовит». (Г. М. Дерлугьян, российский социолог)