Приведите примеры осуществления основных функций науки.
Познавательная функция: Исследования в области астрономии позволяют понять структуру и происхождение звезд.
Прогностическая функция: Климатологические исследования предсказывают изменения в климате и их возможные последствия.
Контрольно-корректирующая функция: Медицинские исследования позволяют выявлять и корректировать заболевания на ранних стадиях.
Как в школьном образовании представлены фундаментальные и прикладные науки?
Что у социального научного познания общего с естественнонаучным познанием?
Оба подхода основываются на систематическом исследовании и логическом анализе для получения знаний о мире.
Приведите примеры научных фактов, эмпирических обобщений и научных теорий.
Научный факт: Земля вращается вокруг своей оси.
Эмпирическое обобщение: Все образцы вещества при температуре 0 градусов Цельсия замерзают.
Научная теория: Теория эволюции Чарльза Дарвина.
В III в. до н. э. греческий учёный Аристарх Самосский доказал, что Земля вращается вокруг Солнца, но тогда его теория не получила признания. Как вы думаете, почему?
Научные идеи часто сталкиваются с социокультурными и религиозными убеждениями общества. В то время геоцентрическая модель была более принята.
1. Опираясь на текст в начале параграфа, сформулируйте главный вопрос урока.
2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «наука»? Составьте три предложения, в которых раскройте информацию: 1) о принципах классификации наук; 2) об особенностях социальных наук; 3) о формах развития науки.
Обществоведы вкладывают в понятие "наука" представление о систематическом и организованном поиске истинных знаний о мире. Принципы классификации наук включают деление на природные (естественные) и социальные (гуманитарные) науки, а также разделение их на более узкие дисциплины в соответствии с объектом изучения. Социальные науки отличаются тем, что исследуют человеческое поведение, общество и культуру, а также они часто оперируют субъективными концепциями и понятиями. Наука развивается благодаря исследованиям, открытиям и разработке новых теорий и методов.
3. Сформулируйте два сходства и два различия социально-гуманитарных и естественных наук.
Сходства социально-гуманитарных и естественных наук включают в себя применение систематического и логического метода исследования, стремление к выявлению закономерностей и объяснению явлений. Однако различия заключаются в объекте изучения: социально-гуманитарные науки анализируют человеческое поведение, общество и культуру, в то время как естественные науки изучают природу и физические явления.
4. Немецкие философы В. Виндельбандт и Г. Риккерт отмечали, что познание природы в корне отличается от познания общества и человека. Они считали, что явления природы подчиняются объективным законам, а явления социальной жизни зависят от индивидуальных особенностей людей и неповторимых исторических ситуаций. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Своё мнение аргументируйте.
Виндельбандт и Риккерт выдвинули точку зрения о фундаментальном различии между природными и социальными науками. Они утверждали, что природные науки имеют дело с объективными законами природы, в то время как социальные науки сталкиваются с индивидуальными историческими событиями и человеческими действиями, которые трудно подвергнуть обобщению. Согласно этой точке зрения, социальные науки более субъективны и менее точны. Многие современные ученые придерживаются схожей точки зрения, но считают, что современные методы и подходы могут помочь добиться большей объективности в социальных науках.
5. Вам поручено сделать доклад на тему «Роль науки в жизни современного общества». Составьте сложный план, согласно которому вы будете раскрывать эту тему.
6. С помощью дополнительных источников информации сделайте сообщение (в форме презентации или видеоблога) об одном из научных открытий последнего времени по следующему плану: краткая характеристика открытия; когда, кем, где, в каком научном учреждении оно было сделано; какое значение для общества имеет.
7. Какую роль в духовной культуре играет наука?
Наука играет важную роль в духовной культуре, так как она способствует расширению знаний, пониманию мира и развитию общества. Она помогает ответить на фундаментальные вопросы, рассматривая как природу, так и человеческое общество. Научные открытия и исследования вносят существенный вклад в развитие технологии, медицины, экономики и других областей, что улучшает качество жизни людей.
8. Предложите свой вариант ответа на главный вопрос урока.
9. Вспомните, какое значение для развития человечества имели Великие географические открытия. Попробуйте сделать по аналогии прогноз, какое значение для человечества может иметь освоение человеком Солнечной системы.
Великие географические открытия в истории человечества имели огромное значение, так как они привели к открытию новых земель, культур и ресурсов, а также к расширению мировой торговли и обмену знаний. Освоение человеком Солнечной системы также может иметь значительное значение, включая научные открытия о природе космоса, поиск жизни на других планетах и ресурсов для будущих поколений. Это также может способствовать развитию технологий и научных исследований, что положительно повлияет на человечество в целом.