ВСПОМНИТЕ:
Что такое спрос? Какие факторы влияют на его формирование?
Спрос относится к желанию и способности потребителей приобретать товары или услуги по определенной цене. Факторы, влияющие на его формирование, включают потребительский доход, предпочтения, цену сопутствующих товаров, наличие заменителей и общие экономические условия.
Что такое предложение? Что влияет на его изменение?
Предложение относится к количеству товаров или услуг, которые производители готовы и могут продать по определенной цене. Факторы, влияющие на его изменение, включают изменения в издержках производства, технологиях, ценах на сопутствующие товары и общие экономические условия.
МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВА
Изучаем поведение домохозяйств в условиях дефицита.
«ПОМОЩНИК»:
Расспросите своих бабушек и дедушек о том, дефицит каких товаров они наблюдали в 1970—1980е гг.
Колбаса, мясо, рыба.
Выясните, какие советы о том, как обеспечить семью всем необходимым в условиях дефицита, они могли бы дать.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «равновесная цена»?
Термин «равновесная цена» относится к цене, при которой объем спроса на товары или услуги равен объему предложения. При этой цене нет избыточного спроса или предложения, и рынок находится в состоянии равновесия.
Объясните, как работает механизм установления рыночного равновесия.
Механизм установления рыночного равновесия работает через взаимодействие спроса и предложения. Если существует избыток товара, когда предложение превышает спрос, цена будет снижаться до тех пор, пока спрос не увеличится, а предложение не уменьшится. Если есть дефицит товара, когда спрос превышает предложение, цена будет расти до тех пор, пока предложение не увеличится, а спрос не уменьшится. Процесс продолжается до тех пор, пока не будет достигнута равновесная цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Почему экономику называют искусством?
Экономику часто называют искусством, потому что она предполагает вынесение субъективных суждений и решений на основе неполной и недостоверной информации. В экономике не существует единственно правильного ответа или решения, и у разных людей или групп могут быть разные предпочтения или цели.
Почему субъекты экономики всегда находятся в ситуации выбора? Как потребители влияют на хозяйственную деятельность фирм?
Экономические агенты, такие как потребители, фирмы и правительства, всегда сталкиваются с выбором, поскольку ресурсы ограничены и возможны альтернативные способы их использования. Они должны решить, как распределить свои ресурсы наиболее эффективным и действенным способом, учитывая их предпочтения и ограничения.
Потребители влияют на экономическую деятельность фирм через их спрос на товары и услуги. Если потребители требуют больше продукта, фирмы будут увеличивать производство, чтобы удовлетворить этот спрос. И наоборот, если потребители требуют меньше, фирмы могут сократить производство или уйти с рынка.
Как фирма ищет «своего» потребителя?
Фирмы находят своих целевых потребителей с помощью исследования и анализа рынка, который включает определение характеристик, потребностей и предпочтений их целевого рынка. Эта информация используется для разработки маркетинговых стратегий и адаптации продуктов или услуг к потребностям их целевых потребителей.
Как повысить конкурентные преимущества фирмы?
Фирма может увеличить свое конкурентное преимущество, разрабатывая уникальные или превосходные продукты или услуги, повышая эффективность производства, инвестируя в исследования и разработки, повышая узнаваемость бренда и развивая прочные отношения с клиентами и поставщиками.
Почему государство заинтересовано в поддержании конкуренции?
Правительство заинтересовано в поддержании конкуренции, потому что это помогает обеспечить эффективность рынков, справедливые цены и возможность выбора у потребителей. Конкуренция также стимулирует инновации и экономический рост и предотвращает образование монополий, которые могут эксплуатировать потребителей.
Можно ли полностью уничтожить монополии? Почему?
Монополии бывает трудно полностью устранить, потому что они могут возникнуть в результате естественных рыночных условий, таких как экономия за счет масштаба или технологические преимущества. Однако государственное вмешательство, такое как антимонопольное законодательство и регулирование, может помочь предотвратить злоупотребление рыночной властью и способствовать развитию конкуренции.