Из курса обществознания основной школы вспомните, что такое познание. Какие вы знаете уровни и виды познания? Увлекает ли вас процесс познания чего-либо? Какие методы познания вы чаще всего используете? Сделайте умозаключение из двух суждений: Андрей учится в 10 «А» классе школы № 23 города Ростова; все ученики школы № 23 города Ростова участвовали в праздновании двадцатипятилетия своей школы. Какая наука изучает такое природное явление, как гроза? Что она говорит о сущности этого явления? Приходилось ли вам участвовать в социологическом опросе? С какой целью он проводился? 1. Перечислите виды познания. Сравните их по субъекту, объекту и способу получения знаний. 2. Что такое познание? Как связаны сознание и познание? 3. Охарактеризуйте два основных уровня познания. Какие существуют формы чувственного и рационального познания? 4. Докажите, что утверждение о неделимости атома было относительной истиной. 5. Докажите, что чувственное и рациональное познание обладает внутренним единством. 6. Как вы понимаете фразу: «Человечество редко достигает истины иначе как через заблуждения»? Проиллюстрируйте это на примере развития различных наук. 7. Назовите главный критерий истины. Почему его нельзя считать абсолютным? 8. В истории науки сложилось несколько концепций толкования истины. Онтологическая концепция: «Истина — это то, что есть». Гносеологическая концепция: «Истина — это соответствие знаний действительности». Позитивистская концепция: «Истина — это опытная подтверждаемость». Прагматическая концепция: «Истина — это полезность знания, его эффективность». Конвенциональная концепция: «Истина — это соглашение». А. Какое из определений истины не учитывает различий в восприятии и понимании одних и тех же вещей у разных людей? Б. К каким явлениям нашей жизни (связанным с отношениями людей) сложно применить перечисленные критерии истины? В. Какие из перечисленных определений истины находят применение в политике, дипломатии, медицинской практике, научном познании, образовании? 9. Используя дополнительные источники информации, составьте словарик неизвестных вам ранее методов научного познания. 10. «Летят утки — они все серые. Вывод: все утки серые». Какой метод выведения умозаключения использован в данном примере? Какой метод выведения умозаключения использован в примере про Андрея из школы № 23 города Ростова на с. 49? Какой из методов более точен? Свою позицию поясните. 11. Представьте, что вам дано задание подготовить сообщение на тему «Научное познание и истина». Составьте сложный план своего выступления. Для выполнения задания воспользуйтесь памяткой 1. 12. На основе текста параграфа нарисуйте схему «Особенности социального познания».