Опираясь на знания, полученные при изучении курса истории, приведите примеры воздействия инфляции на экономическое и политическое развитие отдельных стран в различные исторические эпохи.
В 1920-х годах в Германии произошла гиперинфляция: стоимость марки обесценивалась ежедневно. Это подорвало доверие к правительству Веймарской республики, усилило социальную нестабильность и способствовало приходу к власти радикальных сил. Другой пример — инфляция в России после распада СССР в 1990-х годах. Она вызвала падение уровня жизни, обнищание населения и резкий рост социальной напряженности.
Приведите примеры повышения цен из своего личного опыта. Как вы можете объяснить причину такого повышения?
Цены на продукты — хлеб, молоко, яйца — стали выше. Это могло быть связано с ростом издержек производителей (удорожание топлива, электроэнергии), снижением урожайности, проблемами с логистикой или повышением спроса. Также подорожала техника — вероятно, из-за курсовых колебаний валют и перебоев с поставками комплектующих.
Опираясь на формулу Фишера, назовите главные причины роста инфляции.
Формула Фишера: M × V = P × Q, где M — количество денег, V — скорость обращения, P — уровень цен, Q — объем производства. Инфляция растёт, если: — увеличивается количество денег в обращении (M), — ускоряется их обращение (V), — падает производство (Q). Если товаров меньше, а денег больше — цены растут.
Как соотносятся спрос и предложение на различные товары и услуги в условиях инфляции?
Спрос растёт быстрее предложения. Люди стремятся быстрее потратить деньги, пока они не обесценились. Производители и продавцы, в условиях повышенного спроса и растущих издержек, поднимают цены. Это и ускоряет инфляцию.
Какие категории населения могут экономически выиграть при инфляции? Почему?
— Заёмщики: долги обесцениваются, возвращать становится легче. — Владельцы недвижимости и материальных активов: их стоимость растёт. — Бизнес, успевающий корректировать цены и зарабатывать на росте. Проигрывают чаще всего те, у кого фиксированный доход, сбережения в деньгах или нет возможности быстро адаптироваться.
3. Всякое ли повышение цен можно считать инфляцией? Свой ответ обоснуйте.
Нет, не всякое повышение цен — это инфляция. Инфляция — это общее и устойчивое повышение цен на большинство товаров и услуг. Если дорожает один товар (например, из-за плохого урожая), это не инфляция, а локальное изменение. Инфляция проявляется, когда растут цены в целом по экономике и это продолжается долго.
4. Какие из перечисленных факторов могут вызвать инфляцию: увеличение денежной массы; снижение цен на энергоносители; успешная забастовка врачей, добившихся повышения заработной платы в два раза; увеличение нормы обязательных резервов Центрального банка; повышение цен на бензин; ожидание хорошего урожая зерновых; рост цен на продукты питания?
Вызвать инфляцию могут: — увеличение денежной массы (увеличивает спрос), — повышение цен на бензин (тянет за собой рост цен на транспорт, логистику, товары), — успешная забастовка врачей, если вслед за ней пойдут массовые повышения зарплат без роста производства, — рост цен на продукты питания (если это происходит масштабно). Не вызовут инфляцию: — снижение цен на энергоносители (уменьшает издержки), — увеличение нормы обязательных резервов (ограничивает кредитование — значит, наоборот, снижает инфляционное давление), — ожидание хорошего урожая (может даже снизить цены).
5. Как отражается на покупательной способности национальной валюты в России падение спроса на товары и услуги отечественного производства?
Падает спрос — снижаются доходы производителей, экономика замедляется. Если при этом денег в обращении остаётся много, начинается обесценивание рубля — его покупательная способность снижается. Люди начинают покупать меньше на те же деньги. Если же деньги изымаются из экономики, это может замедлить инфляцию или вызвать дефляцию.
6. Используя формулу Фишера, поясните, в какой ситуации дополнительная эмиссия денег не вызовет инфляцию.
Формула Фишера: M × V = P × Q Дополнительная эмиссия (рост M) не вызовет инфляцию (не увеличит P), если: — увеличится Q (больше товаров и услуг), — снизится V (деньги обращаются медленнее). Пример: в кризис, когда производство загружено не полностью, и цены не растут, можно добавить денег, чтобы стимулировать спрос и рост производства — тогда инфляции не будет.