Вспомните, что такое сферы общественной жизни и какие сферы выделяют в обществе. Какие компоненты включает в себя каждая из сфер? Что такое социальный институт?
Сферы общественной жизни - это области деятельности в обществе, которые имеют свою специфику и функциональную значимость. К основным сферам общественной жизни относятся экономика, политика, культура, наука, спорт, образование, здравоохранение и т. д. Каждая сфера включает в себя компоненты, которые отражают ее сущность: в экономике, это производство, распределение и потребление материальных благ; в культуре - искусство, музыку, литературу и т.д. Социальный институт - это установленные нормы и правила, ценности, практики и роли, которые регулируют поведение людей в рамках определенной социальной сферы.
Зачем вы ходите в школу? Какие функции выполняет образование, кроме учебных?
Я хожу в школу, чтобы получить образование и развить свои знания и навыки. Кроме того, школа выполняет такие функции, как социализация (помогает адаптироваться к обществу и усваивать его ценности), формирование личности (помогает формировать характер и личностные качества, такие как ответственность, терпимость, уважение к другим людям) и предоставление возможностей для самореализации (развитие талантов, интересов и увлечений).
Как вы считаете, играет ли школа какую-либо негативную роль в развитии личности? Свою позицию аргументируйте.
Школа не играет негативной роли в развитии личности, если она осуществляет свои функции правильно и целенаправленно. Однако, можно выделить определенные проблемы и недостатки в образовательной системе, такие как перегрузка учеников, эмоциональное и физическое истощение, обучение только теоретическим знаниям без практического применения и т. д.
Приведите примеры латентных функций любого социального института.
Латентные функции - это неявные функции, которые выполняет социальный институт и которые не объясняются явными целями этого института. Например, латентной функцией школы может быть формирование социальных связей между учениками или кругозорное воспитание, которое имеет меньшее значение, чем формирование учебных знаний, но все же повышает качество образования.
На основе знаний из курса истории приведите примеры социальных институтов, которые прекратили своё существование. На одном примере объясните, почему он возник и почему исчез.
Примером социального института, который прекратил свое существование, может быть система крепостного права в России. Система возникла в XV веке и функционировала вплоть до 1861 года, когда было принято законодательство об отмене крепостного права. Система возникла для регулирования отношений между землевладельцами и крестьянами и базировалась на зависимости крестьян от землевладельцев. Она прекратила свое существование в результате социальных и политических изменений в России XIX века, когда возникло движение за освобождение крестьян и утверждение гражданских свобод.
1. Перечислите десять различных социальных институтов. Попробуйте расставить их в порядке становления.
- Семья - Религия - Политика - Образование - Экономика - Культура - Медиа - Здравоохранение - Спорт - Армия
2. Приведите известные вам из общественной жизни примеры взаимосвязи социальных институтов.
- Экономика может оказывать влияние на культуру, формируя ее стандарты и определяя потребности общества. - Образование оказывает влияние на медиа, образуя личности, которые затем влияют на формирование содержания СМИ.
3. Почему государство называют «институтом институтов»?
Государство называют "институтом институтов", потому что оно является фундаментальным институтом общества, устанавливая взаимоотношения и регулируя деятельность других социальных институтов.
4. На каких примерах из российской действительности можно изучать институт экономики?
- Рынок труда и теневая экономика: анализ системы занятости и безработицы, государственного регулирования экономической деятельности, изучение групп населения, имеющих большее экономическое неравенство. - Банковский сектор и финансы: исследование работы банков, связь банков с индустрией, выявление влияния на экономический процесс. - Предпринимательство и малый бизнес: изучение этапов создания нового бизнеса, анализ рисков и перспектив, влияние на экономический рост и развитие.
5*. Некоторые функции социальных институтов могут мешать выполнению их основной функции и даже противоречить ей. Они называются дисфункциями. Например, главная функция образования — развитие личности. Однако при этом система образования ведёт к личностной унификации. Приведите примеры других дисфункций социальных институтов.
В экономике: Неравенство в распределении богатства и ресурсов, социальная стратификация, эксплуатация рабочей силы, создание монополий и олигополий, которые могут противоречить идеям свободной конкуренции и справедливости.
В политике: Коррупция, нарушение прав человека, политическая репрессия, ограничение свободы выражения и участия в политической жизни.
В медиа: Манипуляция информацией, распространение фейковых новостей, создание стереотипов и предвзятости, нарушение приватности и этических норм.
6. Представьте материал любого пункта параграфа в форме таблицы.
7. Перечислите, с какими социальными институтами вы связаны. Какую роль они играют в вашей жизни?
Расставьте их в порядке уменьшения значимости для вас на сегодняшнем этапе. Постоянны ли эти позиции? Предположите, как они могут измениться в ближайшее время.
8. Какие социальные институты и каким образом влияют на формирование вашего мировоззрения?
9. Выберите один значимый для вас социальный институт. Опишите поэтапно процесс его становления, основные и неосновные функции, символы и нормы, которые он транслирует.
Я выбираю институт культуры. Этот институт возник в течение тысячелетий и прошел долгий путь, прежде чем стать тем, что мы видим сегодня.
Становление института культуры:
- Появление первобытных религиозных и художественных форм, таких как каменные статуи и рисунки на стенах пещер. - Развитие художественных форм, связанных с ритуалами и мифологией, которые передавались из поколения в поколение устной традицией. - Развитие письменности и появление литературы, в том числе религиозной, эпической и философской, а также других художественных форм искусства, таких как архитектура и живопись. - Развитие музыки и театра, которые стали неотъемлемой частью культуры и развлечения общества.
Основные функции института культуры:
- Передача моральных, этических и культурных ценностей, формирование личностей и социальных групп. - Обогащение интеллектуального и эмоционального потенциала людей, создание условий для развития творческих способностей. - Формирование общественного мнения, создание образов и символов для культурной идентификации и национального самосознания.
Неосновные функции института культуры:
- Развлечение и досуг, создание различных форм массовой культуры и развлечений. - Экономические выгоды, связанные с туризмом, продажей товаров и услуг, связанных с культурой.
Символы и нормы в институте культуры:
- Иконография и символика, знаки и образы, используемые в литературе, искусстве и кино. - Этические нормы, связанные с ценностями и традициями, которые формируются в рамках культурных сообществ.
10. Выберите любую статью из газеты (можно из электронного издания). Выпишите все социальные институты, о которых в ней идёт речь, и примеры взаимосвязи разных институтов. Составьте на основе этой статьи тест для одноклассников в форме множественного ответа на вопрос, что из перечисленного относится к социальным институтам.
11. Нарисуйте социальный плакат, отражающий важность в обществе любого социального института или критикующий его дисфункцию.