Из курса обществознания вспомните, как называются науки, которые изучают общество. Перечислите их.
Науки, которые изучают общество, называются социальными науками. Они включают в себя следующие дисциплины: социология, экономика, политология, антропология, психология, культурология, история, и др.
Человек существует для общества или общество для человека? Какая позиция кажется вам более верной? Объясните почему.
Вопрос о том, существует ли человек для общества или общество для человека, является философским и может иметь разные точки зрения.
Позиция "Человек существует для общества" подразумевает, что человек является частью общества и его целью является служение и удовлетворение потребностей общества. Эта точка зрения может быть более коллективистской и связанной с идеей служения общему благу.
Позиция "Общество существует для человека" подчеркивает, что общество должно служить интересам и потребностям индивидов. Это более индивидуалистический взгляд, где общество существует для поддержания и защиты прав и свобод человека.
Какая позиция более верной зависит от конкретного контекста и системы ценностей каждого человека. Обе точки зрения имеют свои аргументы и поддержку в философии и социологии.
1. Что понимается под термином «социальная система»? Приведите примеры социальных систем.
Социальная система - это сложное образование, включающее в себя набор взаимосвязанных элементов и подсистем, функционирующих в определенном обществе. Примеры социальных систем включают семьи, образовательные учреждения, экономические организации (корпорации), религиозные общины и др.
2. Назовите элементы и подсистемы общества. Руководствуясь приведёнными примерами из общественной жизни, покажите влияние одной сферы общественной жизни на другую (другие). (Условные обозначения: Э — экономическая сфера, С — социальная сфера, П — политическая сфера, Д — духовная сфера.) А. Спад производства в экономике увеличивает число безработных.
1) Э на С
3) Э на П
5) С на Д
2) Э на Д
4) С на Э
Б. Политические партии являются выразителями интересов крупных предпринимателей.
1) С на П
3) П на С
5) Д на Э
2) П на Э
4) П на Д
В. Религия даёт обществу образец общечеловеческих норм.
1) Д на С
2) Д на П
Элементы и подсистемы общества:
Элементы: Экономическая (Э), Социальная (С), Политическая (П), Духовная (Д).
Подсистемы: Внутри каждой из указанных сфер (Э, С, П, Д) существуют подсистемы. Например, в экономической сфере могут быть подсистемы, связанные с производством, распределением и потреблением товаров и услуг.
Влияние одной сферы общественной жизни на другую может быть проиллюстрировано следующим образом:
Спад производства в экономике (Э) увеличивает число безработных (С). (1) Э на С
Экономическая (Э) политика (П) может влиять на социальное (С) благосостояние граждан. (3) Э на П
Социальная (С) сфера может воздействовать на духовную (Д) сферу, например, через формирование ценностей и моральных убеждений. (5) С на Д
Экономическая (Э) политика (П) может оказывать влияние на развитие духовной (Д) сферы, например, через финансирование культурных проектов. (2) Э на Д
Социальная (С) сфера может влиять на экономическую (Э) сферу через факторы, такие как уровень образования и трудовой потенциал населения. (4) С на Э
Политическая (П) деятельность может влиять на экономическую (Э) сферу, например, через законы и регулирование рынка. (3) П на Э
Религия (Д) может оказывать влияние на социальную (С) сферу, формируя ценности и нормы поведения. (1) Д на С
Политическая (П) сфера может влиять на социальную (С) сферу через принятие законов и политику, касающуюся социального обеспечения. (3) П на С
Духовная (Д) сфера может оказывать влияние на политическую (П) сферу, например, через моральные и этические принципы, которые формируют политические решения. (5) Д на П
Религия (Д) также может влиять на экономическую (Э) сферу через моральные аспекты, связанные с бизнесом и финансами. (2) Д на Э
Политическая (П) сфера может воздействовать на духовную (Д) сферу через законы о религиозной свободе и секуляризацию. (4) П на Д
3. Какими чертами характеризуется общество как система?
Общество как система характеризуется следующими чертами:
Наличием элементов, которые составляют его структуру, такими как люди, институты, организации, культура, нормы и ценности. Взаимодействием между элементами системы, которое может быть как прямым (например, общение людей), так и косвенным (например, влияние культуры на поведение). Существованием целей и задач, которые общество стремится достичь, например, обеспечение благосостояния граждан или поддержание социальной справедливости. Наличием обратной связи, что позволяет системе адаптироваться к изменяющимся условиям.
4. Как вы думаете, в чём состоит отличие социальной системы от биологической и технической? Какие черты сходства можно наблюдать между ними?
Отличие социальной системы от биологической и технической заключается в том, что социальная система базируется на социокультурных нормах, ценностях и взаимодействиях между людьми, в то время как биологическая система описывает живые организмы и их функции, а техническая система связана с машинами, технологиями и инженерными решениями.
Сходство между ними заключается в том, что все они являются системами с элементами, взаимодействиями и целями. Они могут быть изучены с помощью системного подхода, который позволяет анализировать их функционирование и влияние на окружающую среду.
7. Основываясь на собственном опыте, приведите примеры основных элементов общества и связей между ними.
Примеры основных элементов общества: Люди (граждане общества). Институты (государственные и образовательные учреждения). Организации (компании, общественные организации). Культура (язык, искусство, религия). Нормы и ценности (моральные и этические принципы). Связи между элементами:
Граждане общества взаимодействуют друг с другом в рамках институтов и организаций. Культурные факторы и ценности формируют поведение и взгляды людей. Нормы и правила регулируют взаимодействие между членами общества.
8. Приведите примеры социальных действий и взаимодействий из собственной жизни.
Примеры социальных действий и взаимодействий: Разговор с друзьями в школе. Участие в общественной организации или клубе. Поддержка благотворительных акций. Соблюдение законов и правил в повседневной жизни. Вступление в брак и создание семьи.
9. Нарисуйте схему на тему «Общество как система».