Из курсов истории, обществознания и биологии вспомните, что означают такие понятия, как эволюция, тотем, миф, религиозная и научная версии происхождения человека, неандерталец, община, род, племя.
Эволюция - это процесс изменения организмов со временем, в результате которого происходит разнообразие видов. Основным механизмом эволюции является естественный отбор.
Тотем - символическое представление о божестве, животном или природной силе, которое имеет особое значение для определенной группы людей, обычно племени или клана. Тотемы могут быть символами покровителей, предков или духов природы.
Миф - это традиционное рассказ о сверхъестественных событиях, богах, героях и происхождении мира, часто используемый для объяснения основных вопросов о бытии и природе.
Религиозные версии представляют человека как божественное создание, созданное в соответствии с божественным планом. Научные версии, такие как теория эволюции, объясняют происхождение человека через естественные процессы эволюции из более примитивных форм жизни.
Неандерталец - это вымерший представитель рода Homo, близкий родственник современного человека, Homo sapiens. Они жили в Европе и Западной Азии около 400 000 лет назад.
Община - это социальная группа, объединенная общими интересами и местом жительства. Род - это группа людей, объединенных общими родственными связями. Племя - это более крупная группа, объединенная культурными, территориальными и родственными связями.
Когда вы говорите: «Я — человек», что вы прежде всего имеете в виду?
Обычно, когда говорят "Я - человек", это означает утверждение личной идентичности как представителя человеческого вида Homo sapiens.
Правомерно ли утверждать, что человек может всё, что могут животные?
Нет, человек обладает разумом и способностью к абстрактному мышлению, что делает его способным делать многое, что недоступно животным. Однако есть множество способностей и навыков, которыми обладают животные и которых человек не имеет, например летать.
Какую роль в становлении человеческого общества сыграло появление первых табу (строгих священных запретов)?
Появление первых табу помогло установить правила и ограничения в обществе. Они могли включать запреты на убийство, кражу, нарушение норм общественного поведения и т. д. Табу помогли поддерживать порядок и контролировать поведение членов общества.
Из курса основной школы вспомните, что такое характер, темперамент, способности и их виды.
Характер - это набор индивидуальных черт личности, включая уровень экстраверсии, невротизма и дружелюбия. Темперамент - это врожденные черты, влияющие на поведение и реакции человека, такие как сангвиничность, холеричность и др. Способности - это индивидуальные навыки и способности, которые человек может развивать и использовать в различных областях, такие как музыкальные способности, математические навыки и т. д.
Перечислите явления общественной жизни, к которым нельзя относиться толерантно. Свою позицию аргументируйте.
Среди таких явлений можно выделить расизм, национализм, дискриминацию, нарушение прав человека, насилие и т. д. Необходимо относиться к ним нетерпимо, так как они нарушают принципы справедливости, равенства и уважения к человеческому достоинству.
1. Назовите основные этапы антропогенеза и социогенеза.
Основные этапы антропогенеза (процесса эволюции человека) и социогенеза (развития социальных структур и обществ) могут быть описаны следующим образом:
Антропогенез:
Миоцен: Этот этап связан с предками человека и их эволюцией от общего предка с обезьянами. Плиоцен: В это время появились представители рода Homo, такие как Homo habilis, обладающие более развитыми инструментами и мозгом. Палеолит: Первые представители Homo sapiens, сходные с современными людьми, начали использовать сложные орудия и жили в небольших группах охотников-собирателей. Мезолит и неолит: Постепенное переходное время, связанное с развитием сельского хозяйства, появлением постоянных поселений и развитием более сложных социальных структур. Социогенез:
Охота и собирательство: Ранние люди жили в небольших охотничьих и собирательских группах, что способствовало солидарности и сотрудничеству. Сельское хозяйство: Возникновение сельского хозяйства и появление постоянных поселений привели к формированию более сложных социальных структур, таких как города и государства. Развитие технологии: Прогресс в технологии, включая развитие письма, повысил уровень образования и способствовал формированию культурных ценностей и идентичностей. Глобализация: С развитием технологий и связей между обществами происходит глобализация, что оказывает влияние на социальные и культурные изменения.
2. Как проявляется единство биологической и социальной природы человека?
Единство биологической и социальной природы человека проявляется в том, что человек является биологическим видом, но в то же время обладает высокой степенью социальной организации. Его биологические характеристики (например, возможность развивать язык и культуру, обладание моральными и этическими нормами) предопределяют его способность к обучению, сотрудничеству, общению и созданию сложных социальных структур. Это позволяет человеку адаптироваться к разнообразным условиям и изменять окружающую среду.
3. Как соотносятся коммуникация и общение?
Коммуникация и общение тесно связаны, но имеют различия:
Коммуникация включает в себя передачу информации, а общение - более широкое понятие, охватывающее межличностные отношения, обмен идеями, эмоции и социокультурные нормы. Общение может быть невербальным (жесты, мимика, тон голоса) и вербальным (словесное общение). Коммуникация может быть односторонней (передача информации без необходимости в ответе) или двусторонней (включает в себя взаимодействие между отправителем и получателем).
4. В чём состоит актуальность решения проблемы происхождения человека? Как вы думаете, почему по этому вопросу нет единой позиции?
Актуальность решения проблемы происхождения человека обусловлена интересом к пониманию собственной истории и места в природе, а также важностью этой темы для науки, образования и понимания человеческой природы. Отсутствие единой позиции по этому вопросу объясняется тем, что происхождение человека изучается в разных научных дисциплинах, таких как палеонтология, антропология, генетика и другие. Результаты исследований в разных областях могут варьироваться, и этот многогранный характер приводит к разнообразию гипотез и теорий.
Какие другие версии происхождения человека вам известны и в чём они состоят?
Теории о создании человека божественным актом (теистические концепции). Гипотезы о внеземном происхождении человека (панспермия). Концепции, основанные на мифах и религиозных учениях различных культур. Идеи о происхождении человека из инопланетных цивилизаций (псевдонаучные гипотезы).
5. Выберите из списка черты и навыки, которые присущи только животным, только человеку, человеку и животным: игра, рефлексы, забота о потомстве, поведение, деятельность, труд, приспособление к природе, речь, преобразование природы, целенаправленные действия, целеполагание, инстинкты, отражение реальности, изготовление одежды, мышление, общение, передача информации, творчество. Какое общее правило для ответа на этот вопрос вы можете сформулировать?
Только животные: рефлексы, инстинкты. Только человек: речь, мышление, общение, передача информации, творчество. Человек и животные: игра, забота о потомстве, поведение, деятельность, труд, приспособление к природе, целенаправленные действия, целеполагание, отражение реальности, изготовление одежды.
7. Охарактеризуйте свой тип коммуникативной толерантности.
8. Пользуясь знаниями из курсов истории, литературы, биологии, общество знания, а также материалами интернет-ресурсов, попробуйте дать сравнительный анализ эволюционной, библейской и инопланетной теорий происхождения человека. Есть ли между ними сходство? Если да, то в чём именно?
Сравнительный анализ эволюционной, библейской и инопланетной теорий происхождения человека:
Эволюционная теория предполагает, что человек развивался из общего предка с другими видами и прошел долгий процесс естественного отбора и адаптации к окружающей среде. Библейская теория, согласно Библии, утверждает, что человек был создан Богом по его образу и подобию. Инопланетные теории предполагают, что человек мог быть создан существами с другой планеты. Сходство между этими теориями заключается в том, что все они пытаются ответить на вопрос о происхождении человека и его месте в мире. Однако они имеют существенные различия в методах, доказательствах и предположениях.
9. Составьте сложный план пункта параграфа «Коммуникативные качества личности. Социальная коммуникация».
11. Напишите краткую автобиографию с использованием терминов индивид, индивидуальность, личность, характер, способности, темперамент.
Я - индивид, обладающий уникальными чертами и индивидуальностью. Моя личность формируется под влиянием множества факторов, включая характер, способности, темперамент и опыт. Моя индивидуальность проявляется в моих уникальных предпочтениях, интересах и ценностях. Мои способности помогают мне достигать поставленных целей, а мой темперамент влияет на мой стиль общения и взаимодействия с окружающими.
13. Выберите любой пример осуществления социальной коммуникации из своей жизни. Охарактеризуйте его с точки зрения видов коммуникации.
В один из дней я участвовал в дискуссии на тему экологической устойчивости в нашем районе. Мы собрались с группой людей, представляющих разные точки зрения и интересы, чтобы обсудить, как улучшить экологическую ситуацию в нашем сообществе. В ходе дискуссии, я использовал навыки межличностной коммуникации, проявив эмпатию и умение слушать других участников. Мы обсуждали разные аспекты проблемы и искали компромиссные решения. Эта ситуация позволила нам эффективно общаться и прийти к общему соглашению о нескольких шагах, которые можно предпринять для улучшения экологической ситуации в нашем районе.