Вопросы 1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития? 2. Что такое процесс глобализации? 3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует? 4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации? 5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление? 6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время? 7. В чём заключается противоречивый характер прогресса? 8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы? 9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев? Здания 1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций. 2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам. Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена? 3. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 1860 -1870-х гг. в России. 4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?