Вопросы
1. Что такое наука, каковы её главные функции?
Наука - это систематизированный и организованный способ познания мира, основанный на логическом исследовании явлений и являющийся постоянным процессом и поиском знаний. Главные функции науки включают объяснение явлений, прогнозирование событий, выявление закономерностей, развитие технологий, создание новых теорий и моделей.
2. Каковы основные черты большой науки?
Основные черты большой науки:
Систематичность: наука строится на определенных принципах, методах и понятиях. Объективность: научное знание стремится быть независимым от личных предпочтений и субъективности. Коллективизм: научная деятельность часто ведется коллективами ученых и исследователей. Прогрессивность: наука постоянно развивается и обновляется, стремясь к новым знаниям и открытиям.
3. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?
Сочетание индивидуального творчества и деятельности научных коллективов позволяет объединить разнообразные способы мышления и опыт разных ученых. Коллективное обсуждение, обмен идеями и знаниями способствуют более глубокому исследованию и решению сложных проблем.
4. Приведите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.
Примеры сближения науки с потребностями общества:
Медицинские исследования, направленные на разработку лекарств и методов лечения различных заболеваний. Экологические исследования для управления и защиты окружающей среды. Исследования в области информационных технологий и коммуникации.
5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?
Наука является "локомотивом" научно-технического прогресса, так как её открытия и исследования обеспечивают новые знания, которые в дальнейшем приводят к разработке новых технологий, улучшению условий жизни и развитию общества.
6. Каковы основные положения этики учёных?
Основные положения этики ученых включают честность, непредвзятость, объективность, добросовестное отражение результатов исследования, уважение к коллегам и т.д.
7. В чём состоит взаимосвязь науки и образования?
Взаимосвязь науки и образования заключается в том, что наука создает знания, которые потом внедряются в образовательные программы, обеспечивая учебный процесс актуальными и достоверными сведениями.
8. Какова роль образования в современном обществе?
Роль образования в современном обществе заключается в подготовке квалифицированных специалистов, развитии критического мышления, формировании гражданской и культурной идентичности.
9. Почему самообразование - непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?
Самообразование важно для успешной профессиональной деятельности и овладения культурой, так как позволяет постоянно расширять знания, следить за новыми тенденциями и применять их на практике.
Здания
1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чём вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли учёные, считающие, что это членение носит условный характер?
2. Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы, но и необходимые человеку микроорганизмы; одна болезнь сменяется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией встала задача создания новых препаратов. В результате были созданы пробиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору. Проанализируйте приведённый факт, покажите на его примере действие названных в параграфе функций и особенностей науки.
3. Профилирование школ нередко понимается по-разному. Одна из точек зрения такова: профилирование должно быть жёстким, в старших классах необходимо полное размежевание на гуманитариев и естественников. Другая точка зрения: профилирование должно быть мягким; у гуманитариев должно в соответствующем объёме продолжаться преподавание и естественно-научных дисциплин, а у естественников — гуманитарных дисциплин. Обсудите обе точки зрения и аргументируйте своё мнение.
4. А. Печчеи писал: «Ещё несколько десятилетий назад мир человека можно было представить тремя взаимосвязанными элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему вошёл четвёртый элемент — основанная на науке ...». Завершите мысль учёного. Покажите связь этого элемента с тремя другими, названными выше.