1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?
Духовно-нравственные ориентиры человека - это набор ценностей, принципов и убеждений, которые определяют его нравственную позицию и влияют на его поведение и решения. Они играют важную роль в его деятельности, направляя его поступки, помогая делать нравственные выборы и определяя цели и смысл жизни.
2. Какова сущность категорического императива?
Категорический императив - это моральный принцип, сформулированный Иммануилом Кантом, который гласит, что человек должен поступать так, чтобы его действия могли быть обобщены в универсальное правило, которое можно было бы желать применить ко всему человечеству.
3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.
Моральные ценности - это идеалы, принципы и качества, которые определяют, что является хорошим, правильным и желательным в моральной системе. Они могут включать в себя добродетели, нравственные нормы и социокультурные установки.
4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?
Самовоспитание необходимо для становления нравственных качеств человека, так как оно позволяет ему осознанно развивать свою личность, формировать моральные ценности, преодолевать негативные черты и развивать добродетели.
5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?
Мировоззрение - это обобщенная система взглядов и убеждений о мире, человеке и его месте в нем. Оно формирует основу мышления, оценок и действий личности, определяя ее отношение к жизни, ценностям и нормам.
6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
Наука выделяет религиозное, философское, научное и мировоззрение повседневной жизни. Религиозное связано с верой в сверхъестественное, философское - с глубокими философскими мыслями, научное - с основанными на научных данных взглядами, а мировоззрение повседневной жизни - с повседневными убеждениями и привычками.
7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?
Общее в понятиях "мораль" и "мировоззрение" - это то, что они оба определяют взгляды, ценности и позицию личности. Однако "мораль" сконцентрирована на оценках правильного и неправильного поведения, тогда как "мировоззрение" охватывает более широкий спектр взглядов на мир.
8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?
Мировоззрение имеет важное значение для деятельности человека, так как оно определяет его цели, ценности, мотивацию и направление действий. Оно помогает человеку принимать решения, основанные на его убеждениях, и формирует его отношение к окружающему миру.
1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.
Мораль оказывает влияние на действия человека, но не всегда она принуждает его к определенным действиям. Моральные нормы и ценности служат ориентирами для поведения, но они также предоставляют свободу выбора и самовыражения. Человек может руководствоваться моралью, принимая ответственные решения в соответствии со своими убеждениями, что несомненно дает ему свободу.
2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.
Да, ценностные ориентации действительно определяют жизненные цели и образ жизни человека. Ценности формируют систему целей и приоритетов, определяют пути достижения успеха и счастья, и формируют мировоззрение. Они являются основой для принятия решений и выбора путей в жизни.
3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетания благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие, - говорил Адам Смит, - предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чём, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?
Тезис Смита о "соединении превосходной головы с превосходным сердцем" указывает на необходимость сочетания разума и доброты, интеллекта и моральных качеств. Это означает, что для достижения успеха и счастья важно не только быть умным и компетентным, но и иметь чувство справедливости, сострадания к другим людям и готовность к действиям в интересах общества.
4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».
Мнение Б. В. Раушенбаха отражает тот факт, что в современном обществе иногда ценности, связанные с личной успешностью и материальным достижением, могут перевешивать над моральными аспектами. Однако "порядочность" имеет важное значение для моральной оценки человека. Порядочный человек – это тот, кто соблюдает нравственные принципы, честен, справедлив и уважает других, действует в соответствии с моральными нормами даже в тех ситуациях, когда это не приносит личную выгоду.
5. Российскими социологами было проведено исследование ценностей студентов. Наиболее для себя важными в жизни студенты назвали следующие ценностные ориентации: получить хорошее образование - 29% из числа опрошенных; иметь интересную работу - 34 %; получить престижную работу - 26 %; достичь материального достатка - 42 %; иметь хорошее здоровье - 50 %; моя семья - 70 %; получать от жизни удовольствие - 26%. Назвали что-либо другое или затруднились ответить - 5% опрошенных студентов. Как вы относитесь к этим результатам? Какие ценности из приведённого списка вы считаете наиболее важными для себя? Что бы вы добавили к этому списку?