Страница 263 Вопросы и задания 1. Как в чеховских рассказах соотносятся понятия «личность» и «среда», «быт» и «бытие»? Что такое «футлярность» и в чём её губительность для человека? 2. В рассказе «Ионыч» показана значительная часть жизни героя. Почему автор предпочёл «сжать» эпос до рамок рассказа, а не написать роман? Какова позиция автора по отношению к своему герою? 3*. Каков философский подтекст рассказа «Студент»? Проследите, как внутренне развивается образ Ивана Великопольского на протяжении рассказа. О чём хотел рассказать автор? 4. Как в пьесе «Вишнёвый сад» соотносятся внешнее и внутреннее действие («подводное течение»)? Почему герои пьесы «уклоняются» от очевидного, внешнего конфликта? 5. Какова роль различного типа ремарок в «Вишнёвом саде»? Какую функцию в чеховской пьесе выполняют звук, свет, деталь? 6. Что делает героев чеховской пьесы «недотёпами», неспособными реализовать свой духовный потенциал? Какова, по Чехову, мера ответственности личности перед эпохой, народом, культурой? 7. Как представлена тема будущего в комедии? Что позволяет рассматривать её как «пьесу-предупреждение», приглашающую к раздумью над «общими» вопросами российской жизни? 8. В чём необычность авторского определения жанра «Вишнёвого сада»? Прокомментируйте, пользуясь материалом пьесы, понятие жанрового синтеза применительно к чеховской комедии. 9*. Как в творчестве Чехова отразились реалии «переходной» эпохи рубежа веков? Вопросы для обобщения по курсу Страница 268 1. Что роднит и что различает две литературные эпохи — первой и второй половины XIX века? Приведите примеры влияния пушкинских, гоголевских и других традиций на творчество писателей нового поколения. 2. Какие факторы исторической и культурной жизни нации обусловили расцвет русского романа во второй половине XIX столетия? Укажите основные жанровые и содержательные признаки романов Гончарова, Тургенева, Чернышевcкого, Л. Толстого, Достоевского. 3. По мнению многих историков литературы, значимость той или иной литературной эпохи подтверждается наличием в ней «большого» эпоса. Справедливо ли это по отношению к русской литературе XIX века? 4. Что нового внесли в русскую поэзию Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет? 5. Чем объясняется расцвет драматургии в переломные моменты отечественной истории? В чём заключалась «своевременность» появления таких гениев, как А.Н. Островский и А.П. Чехов? Каково влияние их творчества на развитие современного театра? 6. Какое развитие во второй половине XIX века получили традиционные темы русской классики: тема старого и нового, тема «отцов и детей» и т.д.? 7. Как выбор общественной позиции в сложное историческое время повлиял на литературную судьбу писателей-классиков? Назовите произведения второй половины XIX века, в которых нашла своё отражение та или иная идеологичеcкая платформа (либерализм, революционно-демократичеcкие идеи, почвенничество, народничество и т.п.). Приведите примеры идейной полемики между писателями, выразившейся в прямой перекличке их героев и произведений. 8. Как в литературе названного периода отразилось внутреннее богатство и многообразие народного характера? Какие явления русской жизни отразились в героях Гончарова, Тургенева, Л. Толстого, Достоевского и других художников слова? 9. Какова роль христианских образов и мотивов в произведениях писателей второй половины XIX века? В чём сущность религиозно-философских идей, нашедших своё воплощение в творчестве Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.? 10. Какие традиции русской сатиры получили своё творческое развитие в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова? 11. Каким предстаёт образ России в творчестве писателей-классиков? Что, по вашему мнению, составляет критерий народности литературного творчества? 12. Что обусловило расцвет литературной критики второй половины XIX века? Прав ли исследователь Б.И. Бурсов, утверждавший, что «только той критике, которая одновременно является и литературой, по силам постигнуть литературный процесс»? Приведите примеры критических работ подобного уровня. 13. В чём проявилось стилевое богатство русской литературной классики XIX столетия? Каковы отличительные черты тургеневского стиля, стиля Достоевского, Л. Толстого и др.? 14. Какими литературными направлениями, течениями, группировками представлена русская классика XIX века? В чём заключалась логика их смены и взаимодействия в рамках общелитературного процесса и в масштабах творчества кокретного художника? Какая художественная тенденция явилась доминирующей в русской литературе на пороге XX столетия?