menu


ГДЗ по литературе 10 класс Зинин, Сахарова часть 2 Страница 263-268 с ответами




Страница 263

Вопросы и задания 

1. Как в чеховских рассказах соотносятся понятия «личность» и «среда», «быт» и «бытие»? Что такое «футлярность» и в чём её губительность для человека?

В рассказах Чехова понятия "личность" и "среда" взаимосвязаны и влияют друг на друга. Личность персонажа формируется под воздействием окружающей среды, в то же время, сама личность может влиять на окружающую среду. Чехов изображает быт и бытие человека в тесной связи с его внутренним миром и моральными принципами.

"Футлярность" - это понятие, выражающее поверхностность, пошлость, отсутствие интеллектуальной или духовной глубины. Главная губительность футлярности для человека заключается в том, что она лишает его способности к самостоятельному мышлению, критическому взгляду на мир и собственной жизни. Футлярность заставляет человека жить по шаблонам, бездумно повторять стереотипы общества, не задумываясь над смыслом и целью своего существования. Для Чехова футлярность была одним из главных пороков общества, препятствующим индивидуальному развитию личности и подавлению ее духовных стремлений.

2. В рассказе «Ионыч» показана значительная часть жизни героя. Почему автор предпочёл «сжать» эпос до рамок рассказа, а не написать роман? Какова позиция автора по отношению к своему герою?

Чехов предпочёл сжать эпос до рамок рассказа в "Ионыче", вероятно, чтобы сосредоточиться на ключевых моментах жизни своего героя, не растягивая сюжет на многочисленные эпизоды, которые могли бы отвлечь внимание читателя. В рассказе автор обращается к тем моментам жизни героя, которые считает наиболее значимыми и показательными для выражения своей мысли.

Позиция автора по отношению к герою "Ионыча" довольно сложна. С одной стороны, Чехов изображает доктора Старцева как типичного представителя обывательского класса, чья жизнь протекает в повседневной серости и монотонности. В своем рассказе он подчёркивает упущенные возможности героя, его неспособность воспользоваться шансами, которые предоставляла ему жизнь.

3*. Каков философский подтекст рассказа «Студент»? Проследите, как внутренне развивается образ Ивана Великопольского на протяжении рассказа. О чём хотел рассказать автор?

Рассказ "Студент" Антона Чехова пронизан глубоким философским подтекстом, отражающим внутренние поиски главного героя, Ивана Великопольского. На протяжении рассказа автор исследует тему веры, сомнений, и постижения духовных истин.

Иван Великопольский изображен как молодой человек, столкнувшийся с тяжелыми жизненными обстоятельствами и внутренними трудностями. Он испытывает душевное неудовлетворение, видя вокруг себя лишь нищету и отчаяние. Его мировоззрение пронизано скептицизмом и пессимизмом, и он сомневается в смысле своей жизни и судьбе своей страны.

Однако встреча с вдовами у костра становится поворотным моментом для Ивана. Видя их лица и слушая их разговор, он осознает истинные ценности жизни и вернется к вере. Это встреча символизирует его внутреннее обращение к Богу и духовное пробуждение.

4. Как в пьесе «Вишнёвый сад» соотносятся внешнее и внутреннее действие («подводное течение»)? Почему герои пьесы «уклоняются» от очевидного, внешнего конфликта?

В пьесе "Вишнёвый сад" Антона Чехова внешнее и внутреннее действие переплетаются, создавая особую атмосферу напряжения и ожидания. Внешний сюжет, связанный с продажей вишнёвого сада, на первый взгляд кажется главным конфликтом пьесы, отражающим социальные перемены и столкновение различных общественных сил в России того времени.

Однако, герои пьесы уклоняются от прямого столкновения с внешним конфликтом. Их внимание сконцентрировано не столько на самом событии продажи сада, сколько на их внутренних переживаниях, на их эмоциональном состоянии. Чеховские персонажи ведут свою внутреннюю борьбу, пытаясь разобраться в своих чувствах, своем прошлом и своем будущем. Они скрывают свои настоящие эмоции за фасадом повседневности и разговоров о бытовых мелочах.

Внутренний конфликт героев проявляется через их внутренние монологи, диалоги и поведение на сцене. Их внутренние раздумья, несчастья, разочарования и надежды формируют "подводное течение" пьесы, которое ощущается сквозь повседневные сцены. Паузы и молчания в диалогах создают атмосферу напряженного ожидания и недоговоренности, добавляя глубину и сложность восприятию происходящего.

5. Какова роль различного типа ремарок в «Вишнёвом саде»? Какую функцию в чеховской пьесе выполняют звук, свет, деталь?

В пьесе "Вишнёвый сад" ремарки играют значительную роль в создании атмосферы, раскрытии характеров персонажей и передаче эмоций. Они служат своеобразным комментарием автора к происходящему на сцене и содержат ключевую информацию о событиях или внутренних переживаниях персонажей.

Первичная функция ремарок - описание декораций и настроения сцены. Они помогают зрителю представить окружение, в котором разворачивается действие, и погрузиться в атмосферу происходящего.

Вторичная роль ремарок состоит в раскрытии внутреннего мира персонажей и передаче их эмоционального состояния. Часто через ремарки автор передает тонкие намеки на скрытые чувства или мысли героев, которые не выражаются явно в диалогах.

Звук и свет в пьесе также играют важную роль. Звуковые эффекты могут подчеркнуть настроение сцены, создать эмоциональное напряжение или подчеркнуть важные моменты. Например, звуки природы могут передать спокойствие или тревогу, а музыкальное сопровождение может усилить эмоциональную силу определенных сцен.

6. Что делает героев чеховской пьесы «недотёпами», неспособными реализовать свой духовный потенциал? Какова, по Чехову, мера ответственности личности перед эпохой, народом, культурой?

Чеховские персонажи в пьесе "Вишнёвый сад" могут быть восприняты как "недотёпы" в том смысле, что они демонстрируют недостаточную способность к осознанию своего духовного потенциала и принятию ответственности за свою жизнь.

Эти персонажи, хоть и обладают определенным интеллектом и талантом упускают возможности для развития и самореализации. Они предпочитают избегать проблем и конфликтов, живя в своем мире мечтаний и иллюзий. Например, Раневская транжирит деньги и надеется на удачу, вместо того чтобы принять решительные меры по решению своих финансовых проблем. Гаев, в свою очередь, предпочитает обходиться шутками и банальными фразами, вместо того чтобы принять ответственность за управление своим имуществом и семьей.

Взгляд Чехова на меру ответственности личности перед эпохой, народом и культурой можно интерпретировать как призыв к осознанию своей роли в обществе и активному участию в его изменении. Личность должна быть ответственной за свои поступки и решения, осознавая свою связь с обществом и культурой. Это означает не только принятие собственных ошибок, но и стремление к развитию и самосовершенствованию, а также участие в создании лучшего будущего для всех членов общества.

7. Как представлена тема будущего в комедии? Что позволяет рассматривать её как «пьесу-предупреждение», приглашающую к раздумью над «общими» вопросами российской жизни?

В комедии "Вишнёвый сад" Чехов представляет различные виды будущего через героев разного социального статуса и мировоззрения. Аня и Петя символизируют новый класс интеллигенции, они стремятся к нравственной красоте и прогрессу, однако их идеалы не всегда соответствуют действительности. Варя, хоть и трудолюбива и практична, представляет собой типичного "приземленного" человека, лишенного ярких перспектив на будущее. Яша и Дуняша, малообразованные и морально неустойчивые, могут быть примером деградации и разложения общества.

Тема будущего в пьесе является важным элементом, который приглашает зрителя задуматься над перспективами и проблемами, с которыми сталкивается российское общество. Чехов, предвидя возможные тенденции развития, предупреждает о возможных последствиях, если не будут приняты соответствующие меры для изменения существующей ситуации. Пьеса призывает к обсуждению и размышлению над общими проблемами жизни и общества, такими как социальная несправедливость, моральный кризис и культурное отставание.

8. В чём необычность авторского определения жанра «Вишнёвого сада»? Прокомментируйте, пользуясь материалом пьесы, понятие жанрового синтеза применительно к чеховской комедии.

Авторское определение жанра "Вишнёвого сада" Чехова необычно тем, что пьеса органично сочетает в себе элементы комедии, трагедии и драмы, создавая многогранный и глубокий художественный образ. В этом жанровом синтезе заключается особенность произведения, которое позволяет зрителям и читателям воспринимать его на разных уровнях и в разных контекстах.

Чехов использует комические элементы, такие как фокусные трюки, нелепые ситуации с персонажами, а также иронию и сатиру, чтобы раскрыть некоторые аспекты человеческой природы и общественной жизни. Однако в то же время он неизменно придает своим персонажам трагический оттенок, показывая их внутренние конфликты, одиночество и страдания. В пьесе присутствует множество трагических моментов, таких как судьба Шарлотты Ивановны, одиночество Фирса или безнадежная любовь Вари.

9*. Как в творчестве Чехова отразились реалии «переходной» эпохи рубежа веков?

В творчестве Чехова отразились реалии "переходной" эпохи рубежа веков через преломление социальных и экономических изменений, которые происходили в России того времени. "Вишнёвый сад" стал метафорой этих перемещений, где столкновение старой и новой жизни, старой и новой России, ощущается в каждой сцене.

Раневская и её брат Гаев, персонажи представляющие старое дворянское общество, живут в прошлом, сжигая оставшиеся мосты с реальностью и отказываясь принимать перемену. Их вишневый сад символизирует их утраченную иллюзию о старых временах, о детстве и безмятежной жизни. Они борются с новой эпохой, которая требует адаптации к новым условиям, где все оценивается через призму денег и бизнеса. Лопахин, представитель новой буржуазной эпохи, воспринимает сад как источник дохода и предлагает разрушить его для выгоды.

Чехов показывает, как старое общество неспособно приспособиться к новым реалиям и потеряется в иллюзиях о прошлом, в то время как новое общество, в лице Лопахина, стремится к новым возможностям и удается адаптироваться к переменам. "Вишнёвый сад" становится метафорой ухода старого мира и прихода нового, а Лопахин – символом новой эпохи, в которой власть и влияние принадлежат не тем, кто утратил свое место в истории, а тем, кто умеет адаптироваться и использовать новые возможности.

Вопросы для обобщения по курсу

Страница 268

1.         Что роднит и что различает две литературные эпохи — первой и второй половины XIX века? Приведите примеры влияния пушкинских, гоголевских и других традиций на творчество писателей нового поколения.

Первая и вторая половины XIX века в русской литературе отличаются не только по времени, но и по литературным направлениям, темам, и художественным приемам. Вот несколько аспектов, которые роднят и различают эти две эпохи:

Национальный характер: Обе эпохи остались верными идеям национального самосознания. В первой половине XIX века под влиянием Пушкина и Гоголя формировались основы реализма, а во второй половине этот направление развивалось и углублялось.

Тематика и образы: В первой половине XIX века основными темами были народная жизнь, история, религия. Творчество Пушкина и Гоголя оказало огромное влияние на следующее поколение писателей. Вторая половина века характеризовалась большим вниманием к социальным и политическим проблемам, что отразилось в произведениях Достоевского, Толстого и Чехова.

Художественные приемы: Пушкин и Гоголь использовали в своих произведениях мастерские приемы романтизма и реализма, что нашло отклик в творчестве последующих поколений. Однако, писатели второй половины века, такие как Достоевский и Толстой, стали более экспериментировать с художественной формой и структурой произведений.

Примеры влияния пушкинских и гоголевских традиций на творчество писателей нового поколения можно увидеть в работах Ивана Тургенева, который наследовал тематику русской провинции и реализм Гоголя, но также внес свои оригинальные вклады в развитие русской литературы. Также можно упомянуть Льва Толстого, который в своих романах использовал реализм, но также добавил в него элементы психологической глубины и философских размышлений, что сопоставимо с подходом Пушкина.

2.         Какие факторы исторической и культурной жизни нации обусловили расцвет русского романа во второй половине XIX столетия? Укажите основные жанровые и содержательные признаки романов Гончарова, Тургенева, Чернышевcкого, Л. Толстого, Достоевского.

Вторая половина XIX века в России была временем существенных социальных, экономических и культурных изменений. Расцвет русского романа в это время был обусловлен рядом факторов и характеристик.

Первым из них были социальные и политические изменения, такие как отмена крепостного права в 1861 году, которая привела к освобождению крестьян и изменению общественной структуры. Эти перемены стали важным источником вдохновения для романистов, которые исследовали различные слои общества и их судьбы.

Романы великих писателей этой эпохи, таких как Гончаров, Тургенев, Чернышевский, Толстой, Достоевский, отражали разнообразные аспекты жизни и мысли того времени. Они затрагивали важные социальные и философские вопросы, освещали противоречия и проблемы общества, исследовали внутренний мир человека и его отношения с миром в целом.

Этот период также отличался разнообразием жанровых и содержательных особенностей романов. В них можно было найти как элементы романтики и реализма, так и элементы психологической глубины и социальной критики. Каждый писатель придавал своим произведениям уникальный стиль и подход, что делало их яркими и неповторимыми вкладами в русскую литературу.

3.         По мнению многих историков литературы, значимость той или иной литературной эпохи подтверждается наличием в ней «большого» эпоса. Справедливо ли это по отношению к русской литературе XIX века?

Да, это справедливо по отношению к русской литературе XIX века. В этот период в русской литературе действительно существовали "большие" эпосы, которые оказали значительное влияние на литературное развитие и стали важными культурными символами. Например, произведения Льва Толстого "Война и мир" и Федора Достоевского "Преступление и наказание" рассматриваются как эпосы этого времени.

"Война и мир" представляет собой грандиозный художественный эпос, в котором Толстой охватил широкий спектр тем и проблем, связанных с войной, общественной жизнью и человеческими отношениями. Это произведение стало не только важным литературным достижением, но и отражением исторических событий и духа времени.

"Преступление и наказание" Достоевского также является одним из "больших" эпосов XIX века. В этом романе он исследует глубинные психологические аспекты человеческой природы, проблемы нравственности и преступности. Произведение стало символом русской литературы и оказало значительное влияние на последующее развитие литературы и мысли.

4.         Что нового внесли в русскую поэзию Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет?

Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев и А.А. Фет внесли значительные новации в русскую поэзию, каждый своим уникальным образом.

Николай Некрасов внес в поэзию новый эмоциональный и социальный заряд, обращаясь к темам социальной несправедливости, крестьянской жизни и борьбы за свободу. Его стихи были проникнуты глубоким сочувствием к угнетенным и страстным стремлением к справедливости.

Алексей К. Толстой выдвинул в поэзии новый стиль, в котором сочеталась романтика и реализм. Его стихи отличались эмоциональной насыщенностью и глубоким содержанием. Он также считается одним из основателей русской сатиры, создав персонажа Козьму Пруткова, который стал символом иронии и умения видеть скрытый смысл.

Федор И. Тютчев принес в русскую поэзию философскую глубину и метафизическую тонкость. Его стихи отличались сложной структурой и глубоким философским содержанием, отражая вечные вопросы о смысле жизни, времени и судьбе.

Афанасий А. Фет внес в поэзию новый лирический стиль, отличающийся изяществом, элегантностью и глубокой интимностью. Его стихи излучали интенсивные эмоции и открывали читателям внутренний мир поэта, его переживания и размышления.

5.         Чем объясняется расцвет драматургии в переломные моменты отечественной истории? В чём заключалась «своевременность» появления таких гениев, как А.Н. Островский и А.П. Чехов? Каково влияние их творчества на развитие современного театра?

Расцвет драматургии в переломные моменты отечественной истории можно объяснить несколькими факторами. В периоды социальных и политических изменений общество становится более осознанным и активным, стремясь выразить свои идеи, проблемы и надежды. Драматургия, как форма искусства, оказывается эффективным инструментом передачи и обсуждения социальных и моральных вопросов.

Появление гениев, таких как А.Н. Островский и А.П. Чехов, было своевременным благодаря их чуткости к социальным изменениям и умению отразить их в своих произведениях. Они стали голосом своего времени, отражая реалии общества и внутренний мир человека в периоды перемен и кризисов. Островский в своих пьесах обнажал социальные неравенства, боролся с лицемерием и несправедливостью, в то время как Чехов исследовал глубину человеческой души, ее стремления и разочарования.

Влияние их творчества на развитие современного театра огромно. Островский и Чехов утвердили реализм как доминирующий стиль в русской драматургии, а их творческие методы и темы оказали глубокое воздействие на драматургов последующих поколений. Их работы по-прежнему играют важную роль в современном театральном искусстве, обогащая его разнообразие и актуальность.

6.         Какое развитие во второй половине XIX века получили традиционные темы русской классики: тема старого и нового, тема «отцов и детей» и т.д.?

Во второй половине XIX века традиционные темы русской классики, такие как тема старого и нового, тема "отцов и детей" и другие, получили новое развитие, отражая проблемы и изменения, происходившие в обществе.

Тема старого и нового стала еще более актуальной в период социальных и политических изменений. Молодое поколение стремилось к новым идеям, реформам и свободе от старых устоев, в то время как старшее поколение, укорененное в традициях, сопротивлялось переменам. Эта тема звучала в литературе того времени, например, в романе "Отцы и дети" И.С. Тургенева, где сталкиваются взгляды старших и младших поколений на общественные и идеологические вопросы.

Тема "отцов и детей" также получила новое освещение. Литературные произведения стали исследовать сложные взаимоотношения между поколениями, их конфликты и поиски понимания. В романе "Отцы и дети" Тургенев представил столкновение идеализма молодого поколения с консервативными взглядами и представлениями старшего поколения.

Эти темы проникали в различные аспекты литературы того времени, как в прозе, так и в драматургии, отражая сложные идеологические и социальные изменения, происходившие в русском обществе. В результате, они стали ключевыми факторами в формировании литературного наследия второй половины XIX века и оказали значительное влияние на развитие русской литературы и культуры в целом.

7.         Как выбор общественной позиции в сложное историческое время повлиял на литературную судьбу писателей-классиков? Назовите произведения второй половины XIX века, в которых нашла своё отражение та или иная идеологичеcкая платформа (либерализм, революционно-демократичеcкие идеи, почвенничество, народничество и т.п.). Приведите примеры идейной полемики между писателями, выразившейся в прямой перекличке их героев и произведений.

Выбор общественной позиции в сложное историческое время оказал значительное влияние на литературную судьбу писателей-классиков, определяя направление их творчества и взгляды на социальные и политические вопросы. Многие писатели сталкивались с выбором между поддержкой установленного порядка и сопротивлением ему, между консерватизмом и либерализмом, между поддержкой народных интересов и элитаризмом.

Примеры произведений, в которых нашли свое отражение различные идеологические платформы:

"Отцы и дети" (1862) И.С. Тургенева - в романе прослеживается противопоставление идеализма молодого поколения, представленного главным героем Базаровым, и консервативных взглядов старшего поколения, олицетворенных отцом Аркадия. Это столкновение идеологий и поиски своего места в обществе являются центральной темой произведения.

"Бесы" (1872) Ф.М. Достоевского - роман, в котором автор исследует идеологическую борьбу между революционными идеями и консервативными ценностями. Главный герой, Ставрогин, представляет революционное направление, в то время как его оппонент, Шатов, выступает за общественный порядок и стабильность.

8.         Как в литературе названного периода отразилось внутреннее богатство и многообразие народного характера? Какие явления русской жизни отразились в героях Гончарова, Тургенева, Л. Толстого, Достоевского и других художников слова?

В литературе XIX века отразилось внутреннее богатство и многообразие народного характера через красочные образы, созданные писателями. Романы и повести Гончарова, Тургенева, Л. Толстого, Достоевского и других художников слова пронизаны разнообразием персонажей, каждый из которых несет в себе оттенки национального характера.

Например, в романе "Отцы и дети" Тургенева мы видим не только дворянские семьи, но и крестьянские общины с их собственными особенностями и нравами. Также в произведениях Л. Толстого, особенно в "Войне и мире", прослеживается множество персонажей различных социальных классов, отражающих многообразие русского общества.

Достоевский в своих произведениях, таких как "Преступление и наказание" и "Братья Карамазовы", также описывает разнообразие русской жизни, представляя различные социальные слои и их взаимодействие.

9.         Какова роль христианских образов и мотивов в произведениях писателей второй половины XIX века? В чём сущность религиозно-философских идей, нашедших своё воплощение в творчестве Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.?

В произведениях писателей второй половины XIX века христианские образы и мотивы играли значительную роль, отражая влияние христианской этики и философии на русскую культуру того времени. Эти мотивы проникали в различные аспекты жизни и повествования, оказывая влияние на характеры персонажей, сюжетные линии и философские идеи произведений.

В творчестве Л.Н. Толстого христианские мотивы пронизывают многие его произведения. Он обращается к принципам христианской морали и нравственности, выдвигая идеи о любви, сострадании, прощении и самопожертвовании. Например, в романе "Война и мир" Толстой представляет образы персонажей, чьи поступки и стремления проникнуты духом христианской добродетели.

У Достоевского также множество произведений, где религиозные идеи занимают центральное место. В его романах, таких как "Преступление и наказание" и "Братья Карамазовы", раскрываются темы греха, искупления, веры и богоискательства. Достоевский погружается в проблематику веры и сомнений, исследуя внутренний мир человека и его взаимоотношения с моральными принципами христианства.

Н.С. Лесков также обращается к христианским мотивам в своих произведениях, используя их для того, чтобы подчеркнуть моральные и философские аспекты своих историй. В его романах и рассказах прослеживается борьба между добром и злом, верой и сомнениями, что отражает вечные человеческие темы, основанные на христианских принципах.

10.       Какие традиции русской сатиры получили своё творческое развитие в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова?

В творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова и А.П. Чехова можно увидеть различные традиции русской сатиры, каждый из них внес свой вклад в развитие этого жанра:

М.Е. Салтыков-Щедрин известен своей острой иронией и критикой русской действительности. В его произведениях, таких как "История одного города", "Господа Головлевы", "Помпадуры", автор раскрывает пороки русской жизни, высмеивает кривое зеркало общественных и политических явлений своего времени. Он поднимал вопросы социальной несправедливости, коррупции, бюрократии и гнета над народом.

Н.А. Некрасов, хотя в основном известен своими лирическими стихами о народной жизни, также занимался сатирой и критикой социальных явлений своего времени. Его произведения, такие как "Кому на Руси жить хорошо", "Кому на Руси жить нехорошо", высмеивают злободневные проблемы, такие как крестьянское крепостничество, социальные неравенства и эксплуатацию простого народа.

А.П. Чехов также известен своей сатирой и иронией, хотя он чаще предпочитал использовать их в более сдержанной форме. В его произведениях, таких как рассказы "Степь", "Мужики", "Человек в футляре", Чехов высмеивает различные аспекты русской жизни и общества, отражая его недостатки и абсурдность.

11.       Каким предстаёт образ России в творчестве писателей-классиков? Что, по вашему мнению, составляет критерий народности литературного творчества?

Образ России, какой предстаёт в творчестве писателей-классиков является отражением их собственных взглядов, чувств и опыта. В работах Александра Блока и Сергея Есенина, например, мы видим воспевание родной земли, её красоты и трагической судьбы.

Для Блока Россия была местом, где сочетались величие и страдания, красота и разрушение. В его произведениях присутствует глубокое понимание исторической судьбы страны, её культурного наследия и духовного богатства.

Есенин же, в своей лирике, обращается к природе и народной жизни, воспевая простоту и красоту русской деревни, её обычаи и образ жизни. Он придавал особое значение простоте и чистоте, которые, по его мнению, нашлись именно в русской глубинке.

Критерий народности литературного творчества, на мой взгляд, заключается в способности произведения воспроизвести дух и образ жизни народа, его традиции, менталитет и идеалы. Это может проявляться через использование народной речи, обычаев, мифов и легенд, а также через глубокое понимание и внимание к проблемам народа в его историческом и культурном контексте.

12.       Что обусловило расцвет литературной критики второй половины XIX века? Прав ли исследователь Б.И. Бурсов, утверждавший, что «только той критике, которая одновременно является и литературой, по силам постигнуть литературный процесс»? Приведите примеры критических работ подобного уровня.

Расцвет литературной критики во второй половине XIX века был обусловлен несколькими факторами. Прежде всего, это был период активного литературного развития, когда на русской литературной сцене появлялись выдающиеся писатели и произведения. Это привлекло внимание общественности и спровоцировало рост интереса к литературной критике.

Второй фактор – это смена общественно-политических условий. После реформ 1860-х годов в России начался период активного общественного обсуждения и критики, включая литературную. В связи с этим возникла потребность в критических оценках литературных произведений.

Относительно утверждения Б.И. Бурсова, можно сказать, что в определённом контексте оно имеет осмысленность. Критика, которая сама по себе обладает литературным мастерством и глубоким пониманием литературного процесса, способна качественно воспринимать и анализировать литературные произведения. Однако, это не означает, что все критические работы должны быть литературными по своей сути. Многое зависит от целей и задач конкретного критика.

Примерами критических работ высокого уровня, которые можно считать и литературными произведениями, являются работы Дмитрия Мережковского, Александра Блока, Владимира Набокова и других авторов, чьи статьи и эссе проникнуты глубоким литературным анализом и оригинальным стилем.

13.       В чём проявилось стилевое богатство русской литературной классики XIX столетия? Каковы отличительные черты тургеневского стиля, стиля Достоевского, Л. Толстого и др.?

Стилевое богатство русской литературной классики XIX века проявлялось в многообразии художественных приёмов и особенностей языка, которые характеризовали каждого автора индивидуально.

Лев Толстой отличался сложными синтаксическими конструкциями, которые отражали глубокую мыслительную деятельность и внутренний мир его персонажей. В его произведениях можно наблюдать наполненность сознания, отточенность характеров и подробное описание внутреннего мира героев.

Тургенев, наоборот, предпочитал более простые и "плавные" предложения, стремясь к лаконичности и элегантности в изложении. Его стиль считается одним из лучших в русской литературе девятнадцатого века, он отличался тонкими нюансами переживаний и изяществом выражения.

Каждый из этих великих писателей создал свой неповторимый стиль, который отражал его личностные особенности, философские взгляды и художественные задачи. Благодаря этому стилевому богатству русская литературная классика XIX века остаётся великим наследием мировой литературы.

14.       Какими литературными направлениями, течениями, группировками представлена русская классика XIX века? В чём заключалась логика их смены и взаимодействия в рамках общелитературного процесса и в масштабах творчества кокретного художника? Какая художественная тенденция явилась доминирующей в русской литературе на пороге XX столетия?

Русская классика XIX века представлена разнообразными литературными направлениями, течениями и группировками, которые отражали сложные социальные и культурные процессы того времени. Начало века характеризовалось расцветом сентиментализма и романтизма, проявившегося в поэзии Е. А. Баратынского, В. А. Жуковского, а затем Пушкина и Гоголя в прозе.

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы. Это направление реагировало на социально-политическую обстановку в стране, затрагивая актуальные проблемы общества. Важную роль в формировании реализма сыграли В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Писатели-реалисты, такие как Тургенев, Достоевский, Толстой, Гончаров, создавали произведения, в которых изображали реальную жизнь и психологические портреты персонажей.

В конце XIX века начинается становление декадентской литературы, которая характеризовалась мистицизмом, религиозностью и предчувствием грядущих изменений в обществе. Это направление со временем переросло в символизм, открыв новую страницу в истории русской литературы.

Логика смены и взаимодействия литературных течений в рамках общелитературного процесса определялась социальными, культурными и политическими изменениями. По мере развития общества и изменения его потребностей литературные направления сменяли друг друга, взаимодействуя и влияя друг на друга. Например, реализм заметно воздействовал на символизм, оставляя свой след в его эстетике и методах.






ГДЗ по литературе 10 класс учебник Зинин, Сахарова часть 2 страница 263-268