Фёдор Михайлович Достоевский
Жизненный и творческий путь
Роман «Преступление и наказание»
Страница 128
В каких эпизодах романа раскрывается и комментируется содержание теории Раскольникова? Какие её оценки при этом звучат?
В романе "Преступление и наказание", Федор Достоевский воплощает социально-философскую тему, выступая против существующего социального строя, который, по его мнению, подталкивает людей к преступлениям. Главный персонаж, Родион Раскольников, предлагает свою теорию, в соответствии с которой некоторые "необыкновенные" люди имеют право совершать преступления ради великих задач, считая себя выше обыденных моральных норм.
Раскольников воплощает эту теорию в реальное деяние, убивая старую процентщицу. Однако события после этого приводят к тому, что Раскольников начинает сомневаться в правильности своей теории. Сознание вины, мучения совести, и страх перед раскрытием преступления начинают доминировать в его жизни.
Теория Раскольникова подвергается критике через взгляды других персонажей, таких как духовник Софьи Мармеладовой и Сони, которые представляют христианские ценности и проповедуют путь к истинному счастью через духовное очищение и любовь к ближнему.
Основные эпизоды, раскрывающие теорию Раскольникова, включают совершение им убийства, его внутренние мучения, разговоры с другими персонажами, особенно с Соней и духовником, а также сон, в котором он видит общественное уничтожение.
Оценки теории в тексте варьируются от критики со стороны других персонажей до саморазрушения Раскольникова. Характеристики включают в себя слова и фразы, выражающие сомнение, страдание и осознание бессмысленности теории, а также изменение взглядов главного героя в результате его личных переживаний и взаимодействия с окружающими.
Страница 131
Почему предыстория Раскольникова не развёрнута автором? В чём причина авторского «невнимания» к этапам пройденного героем жизненного пути?
Идея против жизни
Поединок со следователем
Настоящий убийца
Друг из «новых людей»
«Вечная Сонечка»
Пробуждение от сна
Страница 145
Вопросы и задания
1. Обратитесь к началу романа «Преступление и наказание». Как вводится в повествование главный герой? Какова внешняя обстановка, окружающая Раскольникова? Что нового вносит Достоевский в традиционную для русской классики «петербургскую» тему?
Среди серых стен петербургских кварталов, пропитанных запахом отчаяния и обреченности, вводится в повествование Родион Раскольников. Достоевский тщательно описывает атмосферу нищеты, мрака и отчаяния, создавая образ тесной и агрессивной городской среды. В этом угнетающем окружении главный герой встречается с чужой действительностью, где борьба за выживание заменяет нравственные устои.
Достоевский не просто вносит новые черты в петербургскую тему, но и раскрывает психологию своего героя, подчеркивая его внутренний конфликт и отчуждение от мира вокруг. Вместо идеализированного представления о городе, автор представляет читателю мрачную картину современности, где душевные терзания главного героя отражают общественную деградацию и моральный кризис.
2. Как представлен в романе мир «униженных и оскорблённых» и в частности — семья Мармеладовых? Отчего так несчастны эти люди? Как отражается в их судьбах эпоха «перераспределения национального богатства»?
В романе "Преступление и наказание" Достоевский не только раскрывает тему "униженных и оскорбленных", но и проводит глубокий анализ их внутреннего мира. Семья Мармеладовых становится ярким примером тех, кто пострадал от социальных обстоятельств и внутренних конфликтов.
Мир, в котором существует семья Мармеладовых, насыщен мрачной обстановкой социальной несправедливости. Жизнь в нищете, алкоголизм, разрушенные семейные отношения создают тяжелый фон для этой семьи. Несчастья Мармеладовых отражают общую картину эпохи "перераспределения национального богатства", где социальные противоречия и бедность порождают страдания.
Однако, помимо внешних обстоятельств, Достоевский также подчеркивает внутренний мир персонажей. Алкоголизм, безнадежность и нравственное разложение становятся причинами их несчастья. Автор показывает, что проблемы семьи Мармеладовых не ограничиваются только социальным статусом; они также связаны с внутренними душевными конфликтами.
3. В чём проявляется несовместимость теории Раскольникова с живой жизнью, с натурой самого героя? Почему в своей внутренней речи Раскольников прибегает к замене табуированных слов и выражений («всё это», «после того», «делать пробу»)? Какой эмоциональный отклик вызывает само описание «идеологического» убийства старухи-процентщицы и Лизаветы?
Фёдор Михайлович Достоевский в своем романе "Преступление и наказание" тщательно исследует тему теории Раскольникова и её несовместимости с реальной жизнью, а также внутренней природой самого героя. Главный герой, Родион Романович Раскольников, предлагает теорию, согласно которой "необыкновенные" люди, обладающие выдающимися способностями, имеют право на совершение преступлений ради великих целей. Однако, эта теория несовместима с реальностью и натурой самого Раскольникова.
Внешне Раскольников представляет собой привлекательную личность с темными глазами, выше среднего ростом, но его внутренний мир полон противоречий. Он сталкивается с трудностями в своей жизни, живя в нищете и уничижительном положении. Его теория, основанная на разделении людей на "тварей дрожащих" и "право имеющих", является попыткой оправдать преступление ради высших целей.
Однако, по мере развития сюжета, эта теория рушится под влиянием событий, которые вынуждают Раскольникова столкнуться с реальностью и последствиями своего поступка. Описание "идеологического" убийства старухи и Лизаветы вызывает у героя эмоциональный отклик, и он погружается в мучительные внутренние борьбы.
4. Как меняется восприятие Раскольниковым мира и людей после совершённого им преступления? Какие «знаковые» события происходят с героем в этот период? Что приводит его к идее самоубийства?
Раскольников, совершив преступление, переживает сдвиг в своем восприятии мира и людей. Запрошенный знак от бога в лице Лизаветты и её разговора о покое старухи становятся ключевыми в этом изменении восприятия. Он видит в этом случайном стечении обстоятельств подтверждение своей правоты и замысла.
Совершив убийство, Раскольников сталкивается с неожиданными событиями, такими как близкое раскрытие Порфирием Петровичем, но случайное вмешательство Миколы предотвращает его разоблачение. В этих событиях герой находит новые "знаки", подтверждающие его уверенность в том, что совершенное им преступление было необходимым и оправданным.
Однако, вместе с этим Раскольников начинает ощущать тяжесть совести и душевные муки. Идея самоубийства появляется как попытка избежать ответственности за совершенные деяния и избежать психологических мук. Этот поворот событий свидетельствует о внутреннем конфликте героя, который сталкивается с последствиями своих решений и ищет пути к искуплению.
5*. Литературовед и философ М.М. Бахтин называл романы Достоевского полифоническими, то есть «многоголосными», предполагающими столкновение различных точек зрения на мучающий писателя вопрос. Присутствует ли подобная полифония в «Преступлении и наказании»? С кем из персонажей романа Раскольников вступает в прямую полемику, затрагивающую основы его теории «крови по совести»? Как в этих дискуссиях проявляется ещё одна черта поэтики Достоевского — столкновение героя с идейными «двойниками»? Как Раскольников относится к подобному «двойничеству» в лице Лужина, Свидригайлова, следователя Порфирия Петровича и др.?
6. Что толкнуло Раскольникова на исповедь перед Соней? Чем знаменателен тот факт, что признание героя одновременно слышат два человека — Соня и Свидригайлов? С какой целью Соня читает Раскольникову Евангелие (сюжет о воскрешении Лазаря)?
7. Завершается ли «история идеологического убийства» явкой Раскольникова с повинной? Каково значение эпилога в идейно-композиционном строе романа? Раскройте образно-символический смысл сна о «трихинах», увиденного Раскольниковым на каторге.
8*. В речи Ф.М. Достоевского о Пушкине есть следующие размышления по поводу идейного звучания пушкинских «Цыган»: «Тут уже подсказывается русское решение вопроса, “проклятого вопроса”, по народной вере и правде: “Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве”, вот это решение по народной правде и народному разуму». Соотнесите сказанное о пушкинской поэме с философскими итогами «Преступления и наказания». В этой связи поразмышляйте над внутренним звучанием имени Раскольникова — Родион.
Лев Николаевич Толстой
Человек на войне
Роман «Война и мир»
Творческая история
Высший свет: реализм и сатира
«Мысль семейная»
Мир как общая жизнь
Концепция Истории
Вслед за любимыми героями
Рождение «мысли народной»
День Бородина
Эпилог романа и «открытость» толстовского эпоса
Страница 209
1*. Выделите основные жанровые признаки романа-эпопеи. Что позволяет рассматривать толстовский цикл «Севастопольские рассказы» как своеобразный пролог к «Войне и миру»? Как в названии романа отразилась авторская концепция мира (смысловое различие написаний: «мiр» и «мир»)?
Толстовский цикл "Севастопольские рассказы" является предвестником "Войны и мира" идейно и структурно. В "Севастопольских рассказах" Толстой выражает свою мысль о том, что великий русский народ обладает непоколебимым героизмом, основанным на истинной, непоказной любви к родине. Одновременно он осуждает войну, рассматривая ее как трагическое безумие, разобщающее людей. Эти идеи становятся ключевыми в "Войне и мире".
В "Войне и мире" Толстой создает роман-эпопею, сочетая элементы семейного, социально-психологического, философского и исторического романов. Он смешивает описание общенациональных событий с повествованием о судьбах отдельных людей, что является одним из признаков романа-эпопеи. Также он изображает жизнь российского и европейского общества девятнадцатого века, создавая полифонию произведения.
Название "Война и мир" отражает не только антитезу войны и мирного времени, но и глубокий смысл. Для Толстого "мир" означает не только отсутствие войны, но и сам человек, его внутренний мир. Роман не только рассказывает о событиях войны, но и исследует внутренний мир героев, показывая их различные социальные и философские перспективы.
2. Что представляет собой экспозиция романа «Война и мир»? Как заявлены в ней его основные темы?
В начале "Войны и мира" Л. Н. Толстой создает экспозицию, представленную светским вечером в доме А. П. Шерер. Здесь раскрывается светское общество, где каждый гость преследует свои личные цели, а важные разговоры скрывают истинные мотивы. Этот образ контрастирует с вечером в доме Ростовых, где преобладает непринужденная атмосфера и искренность. Таким образом, в экспозиции явно прослеживаются темы противостояния добра и зла, мира и войны, а также стремления к простому человеческому счастью в сравнении с эгоистичным стремлением к богатству и славе.
3. Как во взгляде Толстого на сущность войны сталкиваются социально-политическая и философская точки зрения? Почему кампания 1805—1807 годов явилась, по Толстому, периодом «поражений и срама»? Чем выделяется на этом фоне Шенграбенское сражение?
4. В чём противопоставлены друг другу две исторические личности — Кутузов и Наполеон? Какие эпизоды романа иллюстрируют тезис Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»? Почему даже самых любимых своих героев Толстой заставил «переболеть» наполеоновской идеей?
5. В чём суть умственных и нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова? Почему пути героев сходятся в одной точке — на Бородинском поле? Как каждый из них отвечает на главный вопрос: «Что управляет всем?»
В поисках смысла жизни и истины, Андрей Болконский и Пьер Безухов сталкиваются с умственными и нравственными проблемами. Оба героя борются с неопределенностью и стремятся найти свое место в мире. Их пути пересекаются на Бородинском поле, где они сталкиваются с кульминацией событий. В этот момент они осознают важность своего существования и находят ответы на главные вопросы о том, что управляет всем. Таким образом, в ходе своих исканий герои достигают точки понимания и осознают смысл своей жизни.
6. В чём, по Толстому, истинная красота человека? К каким приёмам словесной пластики прибегает писатель, изображая «текучие» натуры и образы «застывших» людей, людей-масок? Что стоит за понятиями «диалектика души», «ум сердца» и «ум ума» применительно к образной системе толстовского романа?
7. Что выделяет Наташу Ростову среди других женских персонажей романа? Приведите наиболее значимые эпизоды, характеризующие духовный облик героини. Как вы понимаете слова Пьера, сказанные о Наташе: «Она не удостаивает быть умной»?
Среди женских персонажей романа "Война и мир" Наташу Ростову выделяет несколько особенностей, делающих ее уникальной. Она представляет собой идеал для Л.Н. Толстого, обладая искренностью, "русской душой", добротой и способностью к состраданию. Примером искренности может служить момент, когда Болконский влюбляется в Наташу, глядя в окно с Соней. Ее "русская душа" проявляется в том, как она, будучи графиней, сохраняет подлинность, например, в том, как весело танцует с братом Николаем у дядюшки.
Дополнительно, Наташа проявляет свою доброту и сострадание, отдавая свой дом и повозку раненым вместе с родителями. Несмотря на возможное отсутствие "ума" в некоторых ситуациях, таких как ее поведение на балу или с Анатолем Курагиным, она остается искренней и доверчивой. Ее забота о Андрее Болконском и чувства к князю также подчеркивают глубокие эмоциональные качества Наташи.
Слова Пьера, сказанные о Наташе, что "она не удостаивает быть умной", могут отражать неспособность Наташи к стратегическому и аналитическому мышлению, но в то же время подчеркивают ее искренность и невероятную чистоту души, что делает ее особенной в глазах автора.
8. В чём суть толстовской «мысли семейной»? Как противопоставлены в романе подлинно семейные отношения и семьи-имитации, являющие авторский антиидеал? Как представлена семейная тема в эпилоге романа?
Толстовская "мысль семейная" пронизывает роман "Война и мир" и отражает авторский взгляд на роль женщины и семейные ценности. По Льву Толстому, семья и домашний очаг являются непреложным уделом женщины. Это проявляется в представлении Наташи Ростовой, где ее таланты и богатство внутреннего мира ограничиваются ролью хорошей жены и домохозяйки.
Толстой выражает некоторый консерватизм, представляя Наташу в роли, которая, несмотря на свой потенциал для приношения пользы обществу, ограничивается традиционными семейными обязанностями. В высказываниях Толстого о женщинах прослеживается его взгляд на их роль и влияние в обществе, где они часто ограничены стереотипами и неравноправием.
Роман противопоставляет подлинно семейные отношения тем, которые являются имитацией, представляя последние как авторский антиидеал. В эпилоге романа тема семьи продолжает играть важную роль, и Толстой подчеркивает ее значение в жизни персонажей, показывая, как она влияет на их судьбы и смысл жизни.
9. Как Толстой характеризует феномен «общей жизни», объединившей силы нации перед лицом вражеского нашествия? Приведите примеры проявления «скрытой теплоты патриотизма» в сценах Бородинского сражения, в эпизодах, связанных с главными героями романа.
Феномен "общей жизни" в романе "Война и мир" представлен как объединение сил нации перед вражеским нашествием. Лев Толстой через своих героев демонстрирует патриотизм и любовь к родине как важные составляющие русской души. Произведение исследует как настоящих патриотов, готовых отдать жизнь за Родину, так и лжепатриотов, заинтересованных лишь в собственной выгоде.
Пример "скрытой теплоты патриотизма" можно увидеть в сценах Бородинского сражения. Несмотря на кровавые битвы и тяжелые испытания, солдаты проявляют высший дух служения своей стране. Героические поступки, такие как Долохов, демонстрируют преданность общему делу, даже если внешне это может казаться самоуверенностью.
В эпизодах, связанных с главными героями, Толстой подчеркивает роль патриотизма в их судьбах. Капитан Тушин и Тимохин предстают как настоящие патриоты, готовые жертвовать личным комфортом для общего блага. Такие персонажи выделяются в толпе иллюзорных лжепатриотов, ориентированных на личные интересы.
10. Раскройте смысл толстовской метафоры «дубина народной войны». Как соотносится с ней фигура Тихона Щербатого — «самого нужного человека» в отряде Денисова? В чём противопоставлен Щербатому «круглый» Платон Каратаев? Какое место занимает этот образ в авторской концепции «мира», обозначенного в названии романа?
11*. Что представляет собой толстовское учение об «историческом фатализме», определяющем ход мировых событий? Какова роль народа и отдельных личностей в истории? Какими сценами романа можно проиллюстрировать историко-философские воззрения Толстого?
12*. В чём историзм и народность «Войны и мира» как национального эпоса? В свои рассуждения включите высказывание А.А. Фета в письме к Л.Н. Толстому: «Я понимаю, что главная задача романа: выворотить историческое событие наизнанку и рассматривать его не с официальной, шитой золотом стороны парадного кафтана, а с сорочки, то есть рубахи, которая к телу ближе».