Фёдор Михайлович Достоевский Жизненный и творческий путь Роман «Преступление и наказание» Страница 128 В каких эпизодах романа раскрывается и комментируется содержание теории Раскольникова? Какие её оценки при этом звучат? Страница 131 Почему предыстория Раскольникова не развёрнута автором? В чём причина авторского «невнимания» к этапам пройденного героем жизненного пути? Идея против жизни Поединок со следователем Настоящий убийца Друг из «новых людей» «Вечная Сонечка» Пробуждение от сна Страница 145 Вопросы и задания 1. Обратитесь к началу романа «Преступление и наказание». Как вводится в повествование главный герой? Какова внешняя обстановка, окружающая Раскольникова? Что нового вносит Достоевский в традиционную для русской классики «петербургскую» тему? 2. Как представлен в романе мир «униженных и оскорблённых» и в частности — семья Мармеладовых? Отчего так несчастны эти люди? Как отражается в их судьбах эпоха «перераспределения национального богатства»? 3. В чём проявляется несовместимость теории Раскольникова с живой жизнью, с натурой самого героя? Почему в своей внутренней речи Раскольников прибегает к замене табуированных слов и выражений («всё это», «после того», «делать пробу»)? Какой эмоциональный отклик вызывает само описание «идеологического» убийства старухи-процентщицы и Лизаветы? 4. Как меняется восприятие Раскольниковым мира и людей после совершённого им преступления? Какие «знаковые» события происходят с героем в этот период? Что приводит его к идее самоубийства? 5*. Литературовед и философ М.М. Бахтин называл романы Достоевского полифоническими, то есть «многоголосными», предполагающими столкновение различных точек зрения на мучающий писателя вопрос. Присутствует ли подобная полифония в «Преступлении и наказании»? С кем из персонажей романа Раскольников вступает в прямую полемику, затрагивающую основы его теории «крови по совести»? Как в этих дискуссиях проявляется ещё одна черта поэтики Достоевского — столкновение героя с идейными «двойниками»? Как Раскольников относится к подобному «двойничеству» в лице Лужина, Свидригайлова, следователя Порфирия Петровича и др.? 6. Что толкнуло Раскольникова на исповедь перед Соней? Чем знаменателен тот факт, что признание героя одновременно слышат два человека — Соня и Свидригайлов? С какой целью Соня читает Раскольникову Евангелие (сюжет о воскрешении Лазаря)? 7. Завершается ли «история идеологического убийства» явкой Раскольникова с повинной? Каково значение эпилога в идейно-композиционном строе романа? Раскройте образно-символический смысл сна о «трихинах», увиденного Раскольниковым на каторге. 8*. В речи Ф.М. Достоевского о Пушкине есть следующие размышления по поводу идейного звучания пушкинских «Цыган»: «Тут уже подсказывается русское решение вопроса, “проклятого вопроса”, по народной вере и правде: “Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве”, вот это решение по народной правде и народному разуму». Соотнесите сказанное о пушкинской поэме с философскими итогами «Преступления и наказания». В этой связи поразмышляйте над внутренним звучанием имени Раскольникова — Родион. Лев Николаевич Толстой Человек на войне Роман «Война и мир» Творческая история Высший свет: реализм и сатира «Мысль семейная» Мир как общая жизнь Концепция Истории Вслед за любимыми героями Рождение «мысли народной» День Бородина Эпилог романа и «открытость» толстовского эпоса Страница 209 Вопросы и задания 1*. Выделите основные жанровые признаки романа-эпопеи. Что позволяет рассматривать толстовский цикл «Севастопольские рассказы» как своеобразный пролог к «Войне и миру»? Как в названии романа отразилась авторская концепция мира (смысловое различие написаний: «мiр» и «мир»)? 2. Что представляет собой экспозиция романа «Война и мир»? Как заявлены в ней его основные темы? 3. Как во взгляде Толстого на сущность войны сталкиваются социально-политическая и философская точки зрения? Почему кампания 1805—1807 годов явилась, по Толстому, периодом «поражений и срама»? Чем выделяется на этом фоне Шенграбенское сражение? 4. В чём противопоставлены друг другу две исторические личности — Кутузов и Наполеон? Какие эпизоды романа иллюстрируют тезис Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»? Почему даже самых любимых своих героев Толстой заставил «переболеть» наполеоновской идеей? 5. В чём суть умственных и нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова? Почему пути героев сходятся в одной точке — на Бородинском поле? Как каждый из них отвечает на главный вопрос: «Что управляет всем?» 6. В чём, по Толстому, истинная красота человека? К каким приёмам словесной пластики прибегает писатель, изображая «текучие» натуры и образы «застывших» людей, людей-масок? Что стоит за понятиями «диалектика души», «ум сердца» и «ум ума» применительно к образной системе толстовского романа? 7. Что выделяет Наташу Ростову среди других женских персонажей романа? Приведите наиболее значимые эпизоды, характеризующие духовный облик героини. Как вы понимаете слова Пьера, сказанные о Наташе: «Она не удостаивает быть умной»? 8. В чём суть толстовской «мысли семейной»? Как противопоставлены в романе подлинно семейные отношения и семьи-имитации, являющие авторский антиидеал? Как представлена семейная тема в эпилоге романа? 9. Как Толстой характеризует феномен «общей жизни», объединившей силы нации перед лицом вражеского нашествия? Приведите примеры проявления «скрытой теплоты патриотизма» в сценах Бородинского сражения, в эпизодах, связанных с главными героями романа. 10. Раскройте смысл толстовской метафоры «дубина народной войны». Как соотносится с ней фигура Тихона Щербатого — «самого нужного человека» в отряде Денисова? В чём противопоставлен Щербатому «круглый» Платон Каратаев? Какое место занимает этот образ в авторской концепции «мира», обозначенного в названии романа? 11*. Что представляет собой толстовское учение об «историческом фатализме», определяющем ход мировых событий? Какова роль народа и отдельных личностей в истории? Какими сценами романа можно проиллюстрировать историко-философские воззрения Толстого? 12*. В чём историзм и народность «Войны и мира» как национального эпоса? В свои рассуждения включите высказывание А.А. Фета в письме к Л.Н. Толстому: «Я понимаю, что главная задача романа: выворотить историческое событие наизнанку и рассматривать его не с официальной, шитой золотом стороны парадного кафтана, а с сорочки, то есть рубахи, которая к телу ближе».