menu


ГДЗ по литературе 10 класс Зинин, Сахарова часть 2 Страница 74-127 с ответами




Николай Семёнович Лесков

«Русский антик»

«Хождение» очарованной души

Жизнь за народ

Страница 74

Вопросы и задания 

1. Какова жанровая палитра творчества Н.С. Лескова? Можно ли выделить в лесковской прозе какой-либо ведущий, «программный» жанр?

Творчество Н.С. Лескова охватывает разнообразие литературных жанров, включая роман, хронику, драму и лиро-эпический жанр. Однако ключевым и выдающимся направлением его творчества становится святочный рассказ. С этим жанром Лесков начал экспериментировать еще в 1860-х годах, постепенно вводя святочные эпизоды в свои произведения. Общее количество святочных рассказов Лескова достигает около двадцати пяти, начиная с "Запечатленного ангела" (1873) и заканчивая "Пустоплясами" (1893). Писатель даже собрал эти произведения в отдельный святочный сборник в 1885 году. 

2. Что составляет специфику лесковского сказа? Как соединяются в нём «высокая» церковно-славянская лексика, просторечие, образцы так называемой «народной этимологии»? Приведите примеры, опираясь на тексты произведений писателя.

Специфика лесковского сказа проявляется в особой роли рассказчика, который является свидетелем описываемых событий. Лесковские рассказы, такие как "Запечатлённый ангел" и "Тупейный художник", выделяются тем, что рассказчиком становится уникальный персонаж, обладающий оригинальным взглядом на происходящее. Речь рассказчика имеет особый стиль, который придаёт оттенок всему произведению. Выбор рассказчика важен, и его манера рассказывания окрашивает сюжет. Лесковская проза глубоко погружена в атмосферу рассказывания, применяя форму сказа. Лесков мастерски овладевал языковыми особенностями своих персонажей, изучая различные социальные группы для передачи особенностей их речи. Вместе с тем, он также вводил собственные вымышленные слова, такие как "клевета", "нимфозория", "буреметр", что придавало его произведениям уникальность.

3*. Какие средства изображения характеров использует Лесков в рассказах «Однодум» и «Леди Макбет Мценского уезда»?

В рассказах "Однодум" и "Леди Макбет Мценского уезда" Лесков использует разнообразные художественные приемы для изображения характеров героев. В "Леди Макбет" он создает загадочность главной героини через элементы сюжета, речи, портрета, костюма и интерьера, выявляя темные черты её души. В "Однодуме" через главного героя, Рыжова, Лесков выражает идею о необходимости соблюдения общечеловеческих законов и евангельских принципов, подчеркивая социальную незначительность героя и его приверженность общечеловеческим ценностям. 

4*. Как в романе «Соборяне» и легенде «Запечатлённый ангел» соотносятся религиозная и светская тематика?

В романе "Соборяне" и легенде "Запечатлённый ангел" Н.С. Лесков соединяет религиозную и светскую тематику, создавая уникальные произведения. В "Соборянах" центральным персонажем является священник Савелий Туберозов, чья жизнь и борьба с церковными и гражданскими властями отражают столкновение веры с мертвыми ритуалами общества. Тема «демикотоновой» книги выражает противостояние христианского идеала Туберозова жизни чиновников. Это обострение религиозных и светских моментов создает сложный характер произведения.

В "Запечатлённом ангеле" Лесков представляет икону как главное действующее лицо, а рассказчиком выступает старообрядец Марк Александров. В этой легенде религиозная тема пронизывает сюжет, а язык повествования разделён на два уровня — потребительское отношение и более высокий уровень, который отражает божественную благодать. Взаимодействие старообрядческого Пимена с барыней выражает сущность религиозной и светской сторон в произведении, подчёркивая их сложное переплетение.

5*. Обосновывая выбор «рельефных» характеров в создании масштабного эпоса, Н.С. Лесков замечал: «...почему же лицо самого героя должно непременно стушёвываться? Что это за требование? А Дон Кихот, а Телемак, а Чичиков? Почему не идти рядом и среде и герою?» Как эта установка художника воплощена в повести «Очарованный странник»? В каком отношении образ Ивана Флягина сопоставим с образным рядом, обозначенным Лесковым? Оправдано ли присутствие в этом ряду гоголевского Чичикова?

6. Какова внутренняя логика духовного пути «чернозёмного Телемака» в повести «Очарованный странник»? Что определяет сложность извилистого движения героя к своему духовному призванию? Как в сюжете повести переплетаются языческие и христианские понятия и представления, миф и действительность, сиюминутное и вечное?

7. Как в повести «Очарованный странник» раскрывается тема «всеотзывчивости» русской души, её способности «встраиваться» в иную культуру?

В повести "Очарованный странник" Н.С. Лесков раскрывает тему "всеотзывчивости" русской души и её способности "встраиваться" в иную культуру через образ главного героя, Ивана Флягина. Писатель использует разнообразных персонажей, представителей разных народностей, чтобы дополнить и аффирмировать характер Флягина. Русский герой странствует с цыганами, живёт у татар, вступает в контакт с поляками. Эти встречи служат не только для художественного описания разнообразия культур, но и для выявления "всеотзывчивости" Флягина, его способности адаптироваться к различным обстоятельствам и мирам. Путешествие героя становится плодотворным опытом, открывая ему новые грани жизни и обогащая внутренний мир.

8. Сопоставьте два эпических шедевра пореформенной эпохи — лесковскую повесть «Очарованный странник» и поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Что сближает эти произведения и что разнит?

9*. В чём заключалась сущность взглядов Лескова на пути развития России? Как социально-философская концепция писателя соотносилась с официальной государственной идеологией и революционно-демократической доктриной преобразования преобразования общества? Каким образом писательское «особое мнение» воплотилось в творчестве Лескова?

10. Максим Горький говорил о Лескове как о писателе, «пронзившем всю Русь», а лесковских героев называл «маленькими великими людьми». Прокомментируйте эти оценки.

Максим Горький оценивал Лескова как писателя, "пронзившего всю Русь", подчеркивая его способность отразить разнообразие русской жизни. Лесковские герои, по словам Горького, были названы "маленькими великими людьми". Эта характеристика отражает уникальность и глубину лесковских персонажей. Лесков создавал литературных героев, представляющих различные социальные слои, от крестьян до священников, отображая русский народ изнутри.

Лесковские персонажи, известные как "лесковский человек", объединяют в себе черты народного характера: добродушие, хитрость, искренность, таинственность, чистота и греховность. Они обладают нравственной силой и следуют совести. Лесков не идеализировал народ, но и не противопоставлял его современной культуре. Он стремился приобщить народ к современным ценностям общества.

Поиском "галерии праведников" Лесков стремился выделить положительные типы русских людей – добрых, честных, художественно одарённых, которые, по его мнению, являлись залогом будущего России.

11. Почему прозу Лескова нельзя считать архаичной, воспроизводящей лишь «преданья старины»? Чем современен Лесков?

Прозу Лескова нельзя считать архаичной, поскольку он не ограничивался простым воспроизведением «преданий старины». Лесков был современен в том, что в своих произведениях исследовал актуальные проблемы своего времени, отражая социокультурные изменения и проблемы эпохи. Он описывал разнообразные социальные слои и явления, отображая русскую жизнь в её разнообразии. 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

От Салтыкова к Щедрину

«Родной наш город Глупов»

«Для детей изрядного возраста...»

Страница 95

1. Образное название сказки и её зачин. Особенности «происхождения» Богатыря и смысл его первых «подвигов» (сходство деяний героя с персонажами «Истории одного города» и «Медведя на воеводстве»).

2. Позиция «своих» и «чужих» в оценке явления Богатыря. Тема страха как гаранта «равновесия» между верховной властью и народом («людишками»).

3. Описание народных бедствий и проблема веры в «доброго царя» как особенность национального сознания. Слияние авторского голоса с «мнением народным»: «Что ж это за Богатырь такой?»

4. Фольклорные образы и мотивы в сказке Щедрина, их функция в построении сюжета (былинные аналогии), образных характеристиках, выражении авторской идеи.

5. Приёмы отображения авторской позиции в повествовании (авторская ирония, риторические обращения к читателю, совмещение элементов литературного стиля и народной речи, иносказание, гротеск).

6. Отражение в сказке парадоксов русской истории. Символика образов (Богатырь, Иванушка-дурак, дупло, лес и т.п.). Принадлежность сатирических сказок Щедрина к «высоким созданиям», которые, по мысли Н.В. Гоголя, способны донести «даже простолюдину дело, доступное только мудрецу».

7. Смысл соотношения реплик «Поспешай, Богатырь, поспешай!» и «Спи, Богатырь, спи!». Тема богатырства Руси в произведениях литературных предшественников и современников Салтыкова-Щедрина («Мёртвые души» Н.В. Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова).

«Люблю Россию до боли сердечной»

Страница 102

Вопросы и задания 

1. В чём проявилась отмеченная современниками и исследователями суровость сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина? Какую роль в развитии его таланта сыграли факты его биографии?

2*. В чём своеобразие очерковой прозы Щедрина? Какова основная проблематика «Губернских очерков»?

Очерковая проза М.Е. Салтыкова-Щедрина выделяется своеобразием, основанном на сатирическом освещении проблемы народа и власти. В "Губернских очерках" писатель живописно изображает провинциальное чиновничество, выявляя коррупцию, взяточничество, вымогательство, казнокрадство и другие пороки эшелонов власти, начиная от мелких канцеляристов и заканчивая губернаторами.

Основная проблематика "Губернских очерков" касается социальных явлений и пороков общества, поднимая вопросы морали, этики и нравственности. Салтыков-Щедрин нещадно обличает социальную психологию обывателя и выражает свою скорбь и негодование по поводу существующих пороков. Эти произведения использовались русской интеллигенцией для борьбы против крепостного права и распространения революционных идей.

3. Каковы особенности художественного времени и пространства в «Истории одного города»? Как соотносится летопись Глупова с реальными фактами русской истории?

4. В чём заключается логика глав «Истории…», посвящённых глуповским градоначальникам? Почему автор отступает от хронологии «Описи градоначальникам», представленной в начале романа?

5. Что представляет собой глуповское народонаселение? Какова позиция автора в решении народной темы в романе?

6*. Каковы возможные трактовки финала «Истории одного города»? Сравните картины глуповского бытия с утопическими мотивами в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

7*. В чём проявилось тематическое многообразие «Сказок для детей изрядного возраста» и что их объединяет? Какие жанровые подвиды можно выделить внутри самого цикла?

"Сказки для детей изрядного возраста" М.Е. Салтыкова-Щедрина проявили тематическое многообразие через сатирическое изображение человеческих пороков и социальных явлений. Писатель высмеивает власть, интеллигенцию, чиновников, помещиков, а также поднимает этические вопросы и беды простого народа.

В цикле сказок соседствуют зоологический и человеческий миры. Главные герои – очеловеченные животные, символизирующие определенные человеческие пороки или слабости. Примером может служить сказка "Коняга", где главный герой, конь по имени Коняга, изображает трудолюбивого, но малоосмотрительного человека.

Внутри цикла можно выделить жанровые подвиды, такие как сатирическая сказка, в которой поднимаются социальные вопросы и высмеиваются человеческие недостатки. Каждая сказка представляет собой отдельную историю, где автор использует животных в роли аллегорий для различных явлений и типов людей.

8. Почему в названии сказки «Медведь на воеводстве» представлен один герой, хотя речь идёт о правлении трёх Топтыгиных?

В сказке "Медведь на воеводстве" М.Е. Салтыков-Щедрин использует технику одиночного представления в названии, выделяя одного главного героя – Топтыгина. Этот прием придает особую насыщенность и выразительность сказке, позволяя автору акцентировать внимание читателя на ключевом персонаже.

Название "Медведь на воеводстве" не просто указывает на правление Топтыгина, но и имеет символический оттенок. Медведь выступает в роли метафоры власти, а воеводство – как сфера его деятельности. Таким образом, название сказки отражает сюжетное содержание и подчеркивает тему правления, а необходимость управления несмотря на некомпетентность и безответственность властителя.

Использование элементов сатиры и сарказма в повествовании создает аллегорическую картину русской общественной жизни, где звери и птицы выступают в роли образов и персонажей, отражая реальные явления и недостатки общественной системы. Сюжет развивается так, что невежественный и безответственный Топтыгин становится символом неэффективной власти, а его правление становится образцом антиправительственной сатиры.

9*. Сопоставьте проблематику сказки «Дикий помещик» c решением «помещичьей» темы в произведениях А.Н. Радищева, Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. В чём Щедрин пошёл дальше своих литературных предшественников?

10. Как применительно к герою сказки «Премудрый пискарь» соотносятся такие оценки, как «премудрый», «ума палата» и «остолоп»? В чём смысл авторской иронии в финале повествования? Сравните завещание пискаря-отца с отцовскими наказами Молчалину (А.С. Грибоедов «Горе от ума») и Чичикову (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»). Что различает и что роднит эти напутствия?

11*. Почему именно сказка стала вершиной сатирического творчества Салтыкова-Щедрина? Что сближает её с фольклорной традицией и что позволяет говорить об уникальности щедринской сказки?






ГДЗ по литературе 10 класс учебник Зинин, Сахарова часть 2 страница 74-127