Николай Семёнович Лесков «Русский антик» «Хождение» очарованной души Жизнь за народ Страница 74 Вопросы и задания 1. Какова жанровая палитра творчества Н.С. Лескова? Можно ли выделить в лесковской прозе какой-либо ведущий, «программный» жанр? 2. Что составляет специфику лесковского сказа? Как соединяются в нём «высокая» церковно-славянская лексика, просторечие, образцы так называемой «народной этимологии»? Приведите примеры, опираясь на тексты произведений писателя. 3*. Какие средства изображения характеров использует Лесков в рассказах «Однодум» и «Леди Макбет Мценского уезда»? 4*. Как в романе «Соборяне» и легенде «Запечатлённый ангел» соотносятся религиозная и светская тематика? 5*. Обосновывая выбор «рельефных» характеров в создании масштабного эпоса, Н.С. Лесков замечал: «...почему же лицо самого героя должно непременно стушёвываться? Что это за требование? А Дон Кихот, а Телемак, а Чичиков? Почему не идти рядом и среде и герою?» Как эта установка художника воплощена в повести «Очарованный странник»? В каком отношении образ Ивана Флягина сопоставим с образным рядом, обозначенным Лесковым? Оправдано ли присутствие в этом ряду гоголевского Чичикова? 6. Какова внутренняя логика духовного пути «чернозёмного Телемака» в повести «Очарованный странник»? Что определяет сложность извилистого движения героя к своему духовному призванию? Как в сюжете повести переплетаются языческие и христианские понятия и представления, миф и действительность, сиюминутное и вечное? 7. Как в повести «Очарованный странник» раскрывается тема «всеотзывчивости» русской души, её способности «встраиваться» в иную культуру? 8. Сопоставьте два эпических шедевра пореформенной эпохи — лесковскую повесть «Очарованный странник» и поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Что сближает эти произведения и что разнит? 9*. В чём заключалась сущность взглядов Лескова на пути развития России? Как социально-философская концепция писателя соотносилась с официальной государственной идеологией и революционно-демократической доктриной преобразования преобразования общества? Каким образом писательское «особое мнение» воплотилось в творчестве Лескова? 10. Максим Горький говорил о Лескове как о писателе, «пронзившем всю Русь», а лесковских героев называл «маленькими великими людьми». Прокомментируйте эти оценки. 11. Почему прозу Лескова нельзя считать архаичной, воспроизводящей лишь «преданья старины»? Чем современен Лесков? Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин От Салтыкова к Щедрину «Родной наш город Глупов» «Для детей изрядного возраста...» Страница 95 1. Образное название сказки и её зачин. Особенности «происхождения» Богатыря и смысл его первых «подвигов» (сходство деяний героя с персонажами «Истории одного города» и «Медведя на воеводстве»). 2. Позиция «своих» и «чужих» в оценке явления Богатыря. Тема страха как гаранта «равновесия» между верховной властью и народом («людишками»). 3. Описание народных бедствий и проблема веры в «доброго царя» как особенность национального сознания. Слияние авторского голоса с «мнением народным»: «Что ж это за Богатырь такой?» 4. Фольклорные образы и мотивы в сказке Щедрина, их функция в построении сюжета (былинные аналогии), образных характеристиках, выражении авторской идеи. 5. Приёмы отображения авторской позиции в повествовании (авторская ирония, риторические обращения к читателю, совмещение элементов литературного стиля и народной речи, иносказание, гротеск). 6. Отражение в сказке парадоксов русской истории. Символика образов (Богатырь, Иванушка-дурак, дупло, лес и т.п.). Принадлежность сатирических сказок Щедрина к «высоким созданиям», которые, по мысли Н.В. Гоголя, способны донести «даже простолюдину дело, доступное только мудрецу». 7. Смысл соотношения реплик «Поспешай, Богатырь, поспешай!» и «Спи, Богатырь, спи!». Тема богатырства Руси в произведениях литературных предшественников и современников Салтыкова-Щедрина («Мёртвые души» Н.В. Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова). «Люблю Россию до боли сердечной» Страница 102 Вопросы и задания 1. В чём проявилась отмеченная современниками и исследователями суровость сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина? Какую роль в развитии его таланта сыграли факты его биографии? 2*. В чём своеобразие очерковой прозы Щедрина? Какова основная проблематика «Губернских очерков»? 3. Каковы особенности художественного времени и пространства в «Истории одного города»? Как соотносится летопись Глупова с реальными фактами русской истории? 4. В чём заключается логика глав «Истории…», посвящённых глуповским градоначальникам? Почему автор отступает от хронологии «Описи градоначальникам», представленной в начале романа? 5. Что представляет собой глуповское народонаселение? Какова позиция автора в решении народной темы в романе? 6*. Каковы возможные трактовки финала «Истории одного города»? Сравните картины глуповского бытия с утопическими мотивами в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?». 7*. В чём проявилось тематическое многообразие «Сказок для детей изрядного возраста» и что их объединяет? Какие жанровые подвиды можно выделить внутри самого цикла? 8. Почему в названии сказки «Медведь на воеводстве» представлен один герой, хотя речь идёт о правлении трёх Топтыгиных? 9*. Сопоставьте проблематику сказки «Дикий помещик» c решением «помещичьей» темы в произведениях А.Н. Радищева, Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. В чём Щедрин пошёл дальше своих литературных предшественников? 10. Как применительно к герою сказки «Премудрый пискарь» соотносятся такие оценки, как «премудрый», «ума палата» и «остолоп»? В чём смысл авторской иронии в финале повествования? Сравните завещание пискаря-отца с отцовскими наказами Молчалину (А.С. Грибоедов «Горе от ума») и Чичикову (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»). Что различает и что роднит эти напутствия? 11*. Почему именно сказка стала вершиной сатирического творчества Салтыкова-Щедрина? Что сближает её с фольклорной традицией и что позволяет говорить об уникальности щедринской сказки?