menu
person


ГДЗ по литературе 10 класс Зинин, Сахарова часть 2 Страница 21-73



Алексей Константинович Толстой

Песни чистой души

Страница 21

Вопросы и задания 

1. Каков круг основных тем в лирике А.К. Толстого? Какие жизненные ценности исповедует поэт в своих стихотворениях?

В лирике Алексея Константиновича Толстого преобладают разнообразные темы, включая любовную лирику, где он выражает свою страсть и преданность, народную лирику, где затрагивает исторические события и деяния народа, и природную лирику, где описывает красоту окружающего мира. В его стихотворениях звучат эмоции восторга и любви, освещается национальный характер, человек в единении с природой. Присутствует скрытая философия, призывающая увидеть в природе благо и вечную жизнь. Также в творчестве Толстого встречаются романсы, в которых звучат глубокие эмоции и изысканный музыкальный стиль, дополняющий его лирический настрой.

2. Как в любовной лирике А.К. Толстого переплетаются интимные и философские мотивы? В чём видится поэту красота человеческих отношений? Как она перекликается с красотой мира?

Любовная лирика А.К. Толстого раскрывает уникальное переплетение интимных и философских мотивов. Поэт видит в любви нечто большее, чем просто эмоциональную связь – он находит в ней отражение вечной красоты, присущей самому миру. Для поэта красота человеческих отношений становится своего рода отражением красоты вселенной. Таким образом, в его лирике любовь не только интимный опыт, но и философское погружение в глубины смысла и красоты жизни.

3*. Что сближает пейзажную лирику А.К. Толстого с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. ТютчевА.А.А. Фета и в чём её своеобразие? Приведите конкретные примеры.

В поэзии А.К. Толстого схожесть с произведениями Пушкина, Лермонтова, Тютчева и Фета проявляется в глубоком восприятии духовной сущности мира. Как и Пушкин, Толстой воплощает богатство внутреннего мира, обогащая повседневность благородством и красотой. Афанасий Фет, аналогично Толстому, уделял внимание красоте любви и природы в своей поэзии, что создает точки соприкосновения между их творчеством. Толстой, подобно Лермонтову, использовал психологический параллелизм, отражая русский национальный характер и народные темы. Таким образом, своеобразие пейзажной лирики Толстого выражается в гармоничном сочетании глубокого внутреннего мира с природой и любовью, взятом на вооружение русской лирикой предшественников.

4. Как представлена в лирике поэта историческая тема? В чём близость сатиры А.К. Толстого на русскую историю народной русской «точке зрения»? Как это отражается на жанровой структуре его произведений? Приведите примеры использования поэтом элементов фольклора в сатирических пародийных произведениях на тему русской истории («Государь ты наш батюшка…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).

В лирике Алексея Константиновича Толстого историческая тема представлена как неотъемлемая часть его творчества. В сатирах поэта на русскую историю прослеживается яркая народная «точка зрения», отражающаяся в критике политической тирании и высмеивании царей и императоров. Эта близость с народной перспективой оказывает влияние на жанровую структуру его произведений, придавая им комедийный характер. Примером использования элементов фольклора в сатирических пародиях на русскую историю может служить поэма "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева", где Толстой через смешение реальных событий и народных представлений создает уникальный комический нарратив.

5. Как в лирике А.К. Толстого заявлена его гражданская и писательская позиция? Что определяет тематику и пафос стихотворений «Двух станов не боец…» и «Против течения»?

В лирике А.К. Толстого звучит не только его гражданская, но и писательская позиция. В стихотворении "Двух станов не боец…" автор выражает этическую установку, подчеркивая свое следование истине, независимо от общественных предпочтений. Тема и пафос этого произведения обращены к честности, верности принципам и неподдельной убежденности.

В стихотворении "Против течения" Толстой создает форму диалога, обращаясь к тем, для кого мечта занимает значимое место в жизни. Произведение обращено к тем, кто способен воспринимать красоту мира и ценить ее во всей невероятности. Тематика и пафос этого стихотворения сосредотачиваются на ценности мечты и ее влиянии на восприятие окружающей реальности.

6*. Как в лирике А.К. Толстого проявились черты позднего романтизма? Что сближает и что отличает её от романтической поэзии начала ХIХ века?

Творчество А.К. Толстого, несмотря на свою своеобразность, оставалось отчужденным от основных литературных течений середины XIX века. В конце 40-60-х годов поэт не принимал четкой литературной позиции, не подчиняясь общепринятым течениям своего времени. Черты позднего романтизма в его лирике проявлялись через особое внимание к философским и историческим темам, а также склонность к сентиментальности и мистике. В отличие от романтической поэзии начала XIX века, творчество Толстого не было нацелено на выражение индивидуальных переживаний, а скорее стремилось к универсальным идеям и общечеловеческим ценностям.

Лингвистический анализ текста 

Сравните язык русских народных песен с языком песенной лирики А.К. Толстого (повторы, риторические вопросы, олицетворения, обращения к неживым предметам, словообразовательные модели и т.д.). Что свидетельствует о бережном отношении автора стихотворений к традициям народной поэзии? Свои наблюдения оформите как индивидуальное исследование (см. «Коллективные и индивидуальные проекты»).

 

Николай Гаврилович Чернышевский

Буревестник из духовной семинарии

Роман «Что делать?»

Руководство к действию

Идейный мир романа

Искания «новой женщины»

Четвёртый сон Веры Павловны

«Новые люди» в романе

Страница 47

Вопросы и задания 

1. В чём необычность жанра романа «Что делать?» и каков идейный смысл его названия?

Роман "Что делать?" Чернышевского выделяется своей необычной структурой и сочетанием различных жанров. Он не поддается четкому определению, обладая как общими чертами русского романа, так и оригинальным сочетанием жанровых особенностей. Идея романа раскрывается не только через сюжетные линии и характеры, но и через обсуждение социальных и философских идей. Название произведения само по себе несет идейный смысл, подчеркивая активный поиск ответа на вопрос "Что делать?" в области общественных преобразований и личной жизни персонажей.

2. Обратите внимание на композиционное своеобразие романа Чернышевского. Как в едином повествовании сходятся черты авантюрного романа, сатирического памфлета, утопии и социально-философского трактата?

3. Что представляют собой образы «новых людей», вынесенные в подзаголовок романа? Может ли воплотиться в реальной жизни теория «разумного эгоизма», исповедуемая Лопуховым, Кирсановым и Верой Павловной?

4. Как в романе решается «женский вопрос» и каковы отличительные черты «свободной женщины» Веры Павловны? Сравните героинь Чернышевского с женщинами-эмансипе в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»: в чём различие авторских позиций в их изображении?

5. Чем отличается «особенный человек» Рахметов от «новых людей»? Соотнесите этот персонаж с тургеневским Базаровым. Присутствуют ли в романе Чернышевского черты скрытой полемики с Тургеневым?

Создавая образ "особенного человека" Рахметова, Чернышевский представляет его как отличного от "новых людей", олицетворяющих посредническую роль между пошлыми и высшими людьми. Рахметов, в отличие от новых людей, отличается более широкими и возвышенными идеалами, проявляя глубокую любовь к народу и стремление к общему делу. Тургеневского Базарова можно сопоставить с новыми людьми по социальному происхождению и стремлению к образованию. Однако Базаров отличается более радикальным скептицизмом и отрицанием красоты природы, в то время как "новые люди" признавали ее ценность. В романе Чернышевского видны черты скрытой полемики с Тургеневым, особенно в описании героев, которые несмотря на свои обстоятельства, остаются активными и самостоятельными в своих стремлениях и усилиях.

6. Какова роль «Четвёртого сна Веры Павловны» в общей идейной концепции романа? В чём полемичность представлений, высказанных в этой главе?

Четвертый сон Веры Павловны в романе играет ключевую роль в раскрытии идейной концепции Чернышевского. В этой главе писатель через сны героини воплощает свое видение идеального общественного строя. В условиях цензуры он использует сновидения персонажей, чтобы скрыто выражать свои социалистические взгляды. Полемичность в этой главе проявляется в утопическом описании общества справедливости и коммунизма, которое автор видит как будущее России. В этом сне раскрываются идеи коллективизма, равенства и отсутствия частной собственности, что делает эту главу важным элементом идейного строения романа.

7. Не все современники приняли утверждающий пафос «Что делать?»: Салтыков-Щедрин критиковал «детальную» картину будущего за утопизм, а критик М.Н. Катков назвал «новых людей» «Маниловыми нигилизма». В чём, по вашему мнению, сила и слабость позиции Чернышевского?

Сила позиции Чернышевского в романе "Что делать?" проявляется в его способности убеждать читателя в истинности, красоте и величии нового, социалистического будущего. Чернышевский успешно отвечает на основной вопрос своего времени: как поступить людям, стремящимся изменить старое и приблизить светлое социалистическое будущее?

Роман олицетворяет "учебник жизни", выдвигая в центр сюжета тяжелый случай женщины, что подчеркивает доступность предложенной программы для каждого разумного человека. Чернышевский не устанавливает жестких "правил поведения", но подчеркивает основополагающее нравственное "правило" – невозможность счастья, достигнутого за счет другого человека.

Однако, среди слабостей романа видна противоречивость просветительского мировоззрения Чернышевского. Непоследовательность концепции человека и ограниченность просветительского материализма проявляются в трактовке индивидуального своеобразия характеров. Метафизическое представление о "натуре" и полное тождество индивидуальных склонностей в семье оставляют некоторые элементы иллюстративности и нечеткости.

Несмотря на слабости, роман оказал огромное влияние на русскую литературу, вызывая обширные обсуждения и споры среди писателей. Чернышевский приглашает читателя не только чувствовать, но и серьезно размышлять, сосредотачиваться на рациональной, рассудочной способности. Его вера в преобразующую мир силу рационального мышления и освободительных идей делают роман активным агентом в размышлениях и обсуждениях своего времени.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 10 класс учебник Зинин, Сахарова часть 2 страница 21-73