Алексей Константинович Толстой Песни чистой души Страница 21 Вопросы и задания 1. Каков круг основных тем в лирике А.К. Толстого? Какие жизненные ценности исповедует поэт в своих стихотворениях? 2. Как в любовной лирике А.К. Толстого переплетаются интимные и философские мотивы? В чём видится поэту красота человеческих отношений? Как она перекликается с красотой мира? 3*. Что сближает пейзажную лирику А.К. Толстого с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. ТютчевА.А.А. Фета и в чём её своеобразие? Приведите конкретные примеры. 4. Как представлена в лирике поэта историческая тема? В чём близость сатиры А.К. Толстого на русскую историю народной русской «точке зрения»? Как это отражается на жанровой структуре его произведений? Приведите примеры использования поэтом элементов фольклора в сатирических пародийных произведениях на тему русской истории («Государь ты наш батюшка…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»). 5. Как в лирике А.К. Толстого заявлена его гражданская и писательская позиция? Что определяет тематику и пафос стихотворений «Двух станов не боец…» и «Против течения»? 6*. Как в лирике А.К. Толстого проявились черты позднего романтизма? Что сближает и что отличает её от романтической поэзии начала ХIХ века? Лингвистический анализ текста Сравните язык русских народных песен с языком песенной лирики А.К. Толстого (повторы, риторические вопросы, олицетворения, обращения к неживым предметам, словообразовательные модели и т.д.). Что свидетельствует о бережном отношении автора стихотворений к традициям народной поэзии? Свои наблюдения оформите как индивидуальное исследование (см. «Коллективные и индивидуальные проекты»). Николай Гаврилович Чернышевский Буревестник из духовной семинарии Роман «Что делать?» Руководство к действию Идейный мир романа Искания «новой женщины» Четвёртый сон Веры Павловны «Новые люди» в романе Страница 47 Вопросы и задания 1. В чём необычность жанра романа «Что делать?» и каков идейный смысл его названия? 2. Обратите внимание на композиционное своеобразие романа Чернышевского. Как в едином повествовании сходятся черты авантюрного романа, сатирического памфлета, утопии и социально-философского трактата? 3. Что представляют собой образы «новых людей», вынесенные в подзаголовок романа? Может ли воплотиться в реальной жизни теория «разумного эгоизма», исповедуемая Лопуховым, Кирсановым и Верой Павловной? 4. Как в романе решается «женский вопрос» и каковы отличительные черты «свободной женщины» Веры Павловны? Сравните героинь Чернышевского с женщинами-эмансипе в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»: в чём различие авторских позиций в их изображении? 5. Чем отличается «особенный человек» Рахметов от «новых людей»? Соотнесите этот персонаж с тургеневским Базаровым. Присутствуют ли в романе Чернышевского черты скрытой полемики с Тургеневым? 6. Какова роль «Четвёртого сна Веры Павловны» в общей идейной концепции романа? В чём полемичность представлений, высказанных в этой главе? 7. Не все современники приняли утверждающий пафос «Что делать?»: Салтыков-Щедрин критиковал «детальную» картину будущего за утопизм, а критик М.Н. Катков назвал «новых людей» «Маниловыми нигилизма». В чём, по вашему мнению, сила и слабость позиции Чернышевского?