Афанасий Афанасьевич Фет
Страница 263
Самостоятельный анализ текста*
Прочитайте стихотворение А.А. Фета «На заре ты её не буди…» (1842). Проанализируйте его, отвечая на следующие вопросы:
1. Стихотворение открывается просьбой, усиленной повтором. Как подобное начало способствует развитию лирического сюжета?
Начало стихотворения привлекает внимание читателя и устанавливает лирическую атмосферу. Просьба "не буди" обращена к какому-то внутреннему миру, к миру снов и чувств, что способствует развитию лирического сюжета, где важную роль играют внутренние переживания героини.
2. Первые две строфы стихотворения насыщены «горячей» лексикой. Какие образные переклички она создаёт? Как соприкасаются два мира — внешний, природный, и мир души героини? В чём виртуозность образного рисунка строки: «Утро дышит у ней на груди»?
"Горячая" лексика первых двух строф создает образы яркой, пышной природы и жизни. Внешний мир природы переплетается с миром чувств и внутренних переживаний героини. Образная строка "Утро дышит у ней на груди" создает ощущение, будто природа живет внутри героини, ее грудь наполняется живым утренним дыханием, что подчеркивает гармонию между внешним и внутренним миром.
3. Какие детали и образы третьей строфы стихотворения составляют контрастные пары с образным рядом первых строф? Как здесь продолжена тема диалога человека с природным миром? Какими средствами подчёркнута эта связь?
В третьей строфе описывается вечерняя мистическая игра туч и луны, что создает контраст с яркой и живой утренней картиной из первых строф. Здесь продолжается тема диалога человека с природой, где природа является своего рода отражением внутреннего состояния героини. Средства, подчеркивающие связь, включают в себя использование образов природы для передачи чувств и эмоций героини.
4. В чём «вершинность», кульминационность следующей строфы стихотворения? Как в ней отражена жизнь природы и человека в моменты наивысшего напряжения внутренних сил? Какие приёмы поэтической речи позволяют Фету передать это особое состояние двух стихий — природного бытия и человечеcкой души?
Кульминацией стихотворения является четвертая строфа, где описывается момент наивысшего напряжения внутренних сил героини и природы. Образные средства, такие как "горячая" лексика и метафоры, усиливают внутреннюю бурю чувств и переживаний. Здесь природа становится отражением внутреннего мира героини, и чувства героини сливаются с природой.
5. Обратите внимание на кольцевую композицию стихотворения. Является ли финальная строфа всего лишь повтором изначального мотива? Что открывается читателю в финале стихотворения?
Финальная строфа становится не просто повтором изначального мотива, а заключением, в котором обращение "не буди" приобретает новое значение. Она подчеркивает нежелание нарушать эту гармонию и спокойствие, которое присутствует в утренней ауре, и оставить героиню в ее сладком сне.
6. Стихотворение «На заре ты её не буди…» стало вдвойне популярным благодаря музыке А.Е. Варламова. Что определяет изначальную музыкальность фетовского стиха? Покажите это на примере рассматриваемого произведения.
Музыкальность фетовского стиха проявляется в его ритме и звуковых образах. Фет создает мелодичные строки, легко поддающиеся музыкальной интерпретации. Прозрачность и музыкальность его стихов делают их подходящими для музыкальных обработок.
7. Справедливы ли упрёки современников Фета в «камерности» его поэзии, оторванности её от реальной жизни? Ап. Григорьев отозвался о стихотворении «На заре ты её не буди…» как о «песне, сделавшейся почти народной». Просматривается ли в стихотворении связь с народной поэтической традицией?
Упреки в "камерности" поэзии Фета могут быть справедливыми, так как его стихи часто фокусируются на внутренних переживаниях, эмоциях и личных моментах, чем на общественной или политической действительности. Однако именно эта фокусировка на внутреннем мире и делает его стихи такими мелодичными и лирическими. Фету удавалось находить внутреннюю гармонию в природе и чувствах, что находило отклик у читателей. Связь с народной поэтической традицией просматривается в его образности и музыкальности, которые близки к народным песням и песенной поэзии.
Зреющая песня
Страница 274
Вопросы и задания
1. В чём вы видите различие между лирикой А. Фета и Ф. Тютчева? Подберите по одному наиболее характерному стихотворению каждого из поэтов для сравнения.
Различие между лирикой А. Фета и Ф. Тютчева заключается в философском пафосе, присутствующем в лирике Тютчева, и его более ярком философском осмыслении природы. Сравним стихотворения: Фет - "Весенний дождь" (пейзажная лирика, восхищение природой) и Тютчев - "Не то, что мните вы, природа..." (философское размышление о природе).
2. Каков круг излюбленных тем Фета-лирика? Как лирическое «я» поэта соотносится с окружающим миром? Выделите ключевые образы поэзии Фета и раскройте их внутренний смысл.
В поэзии Фета часто встречаются темы природы, любви и искусства. Лирическое "я" поэта восхищается красотой природы, стремится к гармонии с ней, переживает эмоции, связанные с природными явлениями и внешним миром. Ключевые образы в поэзии Фета - весна, вечер, луна, цветы, вода, птицы, музыка. Эти образы символизируют красоту и нежность мира.
3. Фета называют «самым солнечным» поэтом в русской лирике. Как в его произведениях соотносятся день и ночь, утро и вечер, свет и мрак? Как соединяются в одном лице Фет-художник и Фет-философ?
В поэзии Фета утро символизирует радость начала, восхищение пробуждением к жизни и любви. Ночь, напротив, представляет собой таинственное и мистическое время, вызывающее трепет и волнение. Фет объединяет художественный и философский аспекты в своей лирике, обращая внимание на внутренний мир человека и его взаимосвязь с окружающей природой.
4. Какое место в лирике Фета занимает музыка? Что составляет музыкальность его стиха? Проиллюстрируйте примерами утверждение П.И. Чайковского: «Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область».
Музыка имеет важное место в лирике Фета. Его стихи обладают музыкальностью, ритмичностью и мелодичностью, что делает их похожими на музыкальные композиции. Это особенно заметно в стихотворениях, где поэт описывает музыкальные моменты, такие как "Вальс" или "Скрипка". П.И. Чайковский отмечал, что Фет иногда переходит из пределов поэзии и создает стихотворения, которые можно интерпретировать как музыкальные произведения.
5. Фета часто называют «поэтом мгновенья», «чистым лириком». Может ли такая лирика быть общественно значимой?
Лирика Фета, хотя она сосредоточена на внутреннем мире поэта имеет свою ценность и может быть общественно значимой. Эта лирика отражает человеческие чувства и эмоции, которые всегда актуальны. Она может вдохновлять, вызывать сопереживание и помогать людям понять себя и мир вокруг.