Афанасий Афанасьевич Фет Страница 263 Самостоятельный анализ текста* Прочитайте стихотворение А.А. Фета «На заре ты её не буди…» (1842). Проанализируйте его, отвечая на следующие вопросы: 1. Стихотворение открывается просьбой, усиленной повтором. Как подобное начало способствует развитию лирического сюжета? 2. Первые две строфы стихотворения насыщены «горячей» лексикой. Какие образные переклички она создаёт? Как соприкасаются два мира — внешний, природный, и мир души героини? В чём виртуозность образного рисунка строки: «Утро дышит у ней на груди»? 3. Какие детали и образы третьей строфы стихотворения составляют контрастные пары с образным рядом первых строф? Как здесь продолжена тема диалога человека с природным миром? Какими средствами подчёркнута эта связь? 4. В чём «вершинность», кульминационность следующей строфы стихотворения? Как в ней отражена жизнь природы и человека в моменты наивысшего напряжения внутренних сил? Какие приёмы поэтической речи позволяют Фету передать это особое состояние двух стихий — природного бытия и человечеcкой души? 5. Обратите внимание на кольцевую композицию стихотворения. Является ли финальная строфа всего лишь повтором изначального мотива? Что открывается читателю в финале стихотворения? 6. Стихотворение «На заре ты её не буди…» стало вдвойне популярным благодаря музыке А.Е. Варламова. Что определяет изначальную музыкальность фетовского стиха? Покажите это на примере рассматриваемого произведения. 7. Справедливы ли упрёки современников Фета в «камерности» его поэзии, оторванности её от реальной жизни? Ап. Григорьев отозвался о стихотворении «На заре ты её не буди…» как о «песне, сделавшейся почти народной». Просматривается ли в стихотворении связь с народной поэтической традицией? Зреющая песня Страница 274 Вопросы и задания 1. В чём вы видите различие между лирикой А. Фета и Ф. Тютчева? Подберите по одному наиболее характерному стихотворению каждого из поэтов для сравнения. 2. Каков круг излюбленных тем Фета-лирика? Как лирическое «я» поэта соотносится с окружающим миром? Выделите ключевые образы поэзии Фета и раскройте их внутренний смысл. 3. Фета называют «самым солнечным» поэтом в русской лирике. Как в его произведениях соотносятся день и ночь, утро и вечер, свет и мрак? Как соединяются в одном лице Фет-художник и Фет-философ? 4. Какое место в лирике Фета занимает музыка? Что составляет музыкальность его стиха? Проиллюстрируйте примерами утверждение П.И. Чайковского: «Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область». 5. Фета часто называют «поэтом мгновенья», «чистым лириком». Может ли такая лирика быть общественно значимой?