Страница 252 Вопросы и задания 1. Какое влияние на формирование эмоционального строя некрасовской лиры оказали детские годы поэта? Проследите, как развивается тема материнства и образ матери в лирике Некрасова разных лет. Прочитайте и прокомментируйте стихотворение «Внимая ужасам войны...» (1856). Что даёт основание считать его одним из шедевров русской лирики? 2*. Каковы художественные особенности некрасовских «лирических новелл»? Покажите это на примере стихотворений «В дороге», «Огородник», «Забытая деревня» и др. (по выбору). 3. Что отличает некрасовскую сатиру? Какими приёмами пользуется поэт в создании сатирического портрета? (На примере стихотворений «Нравственный человек», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и др.) 4. Каким предстаёт в творчестве Некрасова образ Музы? Проанализируйте наиболее значимые стихотворения поэта, посвящённые «Музе мести и печали». 5. Как в гражданской лирике Некрасова соотносятся идеал и действительность? Можно ли считать спор Поэта и Гражданина в одноимённом стихотворении завершённым? 6. В чём заключается своеобразие некрасовской любовной лирики? Что вкладывает поэт в понятие любовной «прозы»? Какие мотивы характеризуют так называемый «панаевский» цикл? Сравните его с «денисьевским» циклом Ф.И. Тютчева, выделив общее и индивидуальное в творческом почерке каждого из поэтов. 7*. Почему стихотворение «Элегия (А.Н. Е<рако>ву)» считается продолжением пушкинской темы в лирике Некрасова? Найдите в тексте стихотворения соответствующие образы и мотивы. Чем обусловлено обращение Некрасова к пушкинской традиции именно в этот исторический период? 8*. Выделите черты классической эпопеи в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Почему в ней присутствуют такие жанры, как сказка, былина, притча, историческая песня, плач, легенда? 9. В чём необычность сюжетно-композиционного строения некрасовской поэмы? Что мешает странникам придерживаться определённого ими маршрута поисков счастливого? 10. Как в поэме отображена диалектика исторического момента, уподобленного «цепи великой», ударившей «одним концом по барину, другим по мужику»? Как соотносятся в поэме народная и барская Русь — помещики, труженики, «люди холопского звания», народные заступники? В чём заключается трагикомизм содержания главы «Последыш»? 11. Как перекликаются в поэме тема женской доли и проблема народного богатырства? Почему странники в своих поисках особо выделили вопрос о «женском счастье»? 12. Найдите в некрасовской поэме авторские отступления, вторгающиеся в общий ход повествования. В чём их смысл и какова их эмоциональная окраска? 13. Каково композиционное значение и смысл названия главы «Пир — на весь мир»? Что роднит Гришу Добросклонова с другими народными персонажами поэмы и чем он отличается от них?