menu
person


ГДЗ по литературе 10 класс Зинин, Сахарова часть 1 Страница 252-262



Страница 252

Вопросы и задания 

1. Какое влияние на формирование эмоционального строя некрасовской лиры оказали детские годы поэта? Проследите, как развивается тема материнства и образ матери в лирике Некрасова разных лет. Прочитайте и прокомментируйте стихотворение «Внимая ужасам войны...» (1856). Что даёт основание считать его одним из шедевров русской лирики?

2*. Каковы художественные особенности некрасовских «лирических новелл»? Покажите это на примере стихотворений «В дороге», «Огородник», «Забытая деревня» и др. (по выбору).

Николай Некрасов в своих "лирических новеллах" создавал произведения, которые объединяли в себе черты лирической поэзии и повествовательной прозы. Эти произведения имеют следующие художественные особенности:

Реализм и натурализм: Некрасов рисует яркие, живые образы сельской жизни и ее обитателей. Он описывает их быт, обычаи, проблемы и радости с большой точностью и деталями.

Психологическая глубина: Автор пытается понять и описать внутренний мир своих персонажей, их чувства, мысли и моральные дилеммы.

Сильная эмоциональность: В произведениях Некрасова ощущается его глубокая эмоциональность и вовлеченность в судьбу своих героев. Это создает сильный эмоциональный контакт с читателем.

Патриотизм и сочувствие: Некрасов часто выражает свою любовь к родной земле и сочувствие к тем, кто страдает и борется за справедливость.

Классовая тематика: В его произведениях часто звучат вопросы социальной справедливости, прав бедных и угнетенных.

Использование фольклорных мотивов: Некрасов умело вводит элементы народной культуры и фольклора в свои произведения, что делает их ближе к народу.

В "В дороге" Некрасов также передает чувства и эмоции героя, его судьбу и драматичность происходящих событий, что является характерным приемом для "лирических новелл" этого поэта.

3. Что отличает некрасовскую сатиру? Какими приёмами пользуется поэт в создании сатирического портрета? (На примере стихотворений «Нравственный человек», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и др.)

Некрасовская сатира отличается определенными характеристиками, которые помогают поэту создать сатирический портрет и выразить свою критику:

Ирония: Некрасов использует иронию, чтобы насмешливо комментировать поведение и характер своих персонажей. В стихотворении "Нравственный человек" он описывает главного героя как нравственного и справедливого, хотя в действительности его поступки противоречат этим качествам.

Сарказм: Поэт применяет сарказм, чтобы выразить свое отношение к моральному двойственному поведению персонажей. Он описывает их действия и последствия саркастическим образом, что подчеркивает их негативные черты.

Парадоксы: В стихотворении используются парадоксы, когда главный герой утверждает, что он никому не сделал зла, хотя его поступки противоречат этому утверждению. Это создает абсурдный и противоречивый портрет персонажа.

Усиление негативных черт: Некрасов усиливает негативные черты своих героев, чтобы создать более сильный сатирический эффект. В стихотворении он описывает последствия их поступков, которые приводят к трагическим исходам.

Конфликт с нравственными нормами: В сатирических произведениях Некрасов поднимает вопросы нравственности и честности, конфликтующие с поведением его персонажей. Это создает сатирический контраст между заявленными моральными принципами и реальными поступками.

4. Каким предстаёт в творчестве Некрасова образ Музы? Проанализируйте наиболее значимые стихотворения поэта, посвящённые «Музе мести и печали».

Образ Музы в творчестве Некрасова является символическим и многогранным. Она предстаёт как Муза мести и печали, как некая сущность, которая вдохновляет поэта на создание произведений, основанных на чувствах горечи, мести, печали и негодования. Этот образ встречается в нескольких стихотворениях Некрасова и имеет свои характерные черты:

Муза Мести: В стихотворениях, где Муза предстаёт как Муза мести, она стимулирует поэта к выражению негодования и возмущения перед несправедливостью, лицемерием и жестокостью. Это чувство мести передаётся через стихи, и поэт призывает к борьбе за справедливость.

Муза Печали: В других стихотворениях Муза может предстать как Муза печали. В таком контексте она вдохновляет на создание произведений, в которых отражается глубокая грусть, скорбь и тоска. Поэт выражает свои чувства и переживания через стихи, где Муза Печали служит источником вдохновения.

Двойственность образа: Образ Музы у Некрасова двойственный. Она может быть как источником негативных чувств, так и источником вдохновения. Эта двойственность может быть связана с тем, что поэт видит источник своего творчества в разных аспектах человеческой души.

5. Как в гражданской лирике Некрасова соотносятся идеал и действительность? Можно ли считать спор Поэта и Гражданина в одноимённом стихотворении завершённым?

6. В чём заключается своеобразие некрасовской любовной лирики? Что вкладывает поэт в понятие любовной «прозы»? Какие мотивы характеризуют так называемый «панаевский» цикл? Сравните его с «денисьевским» циклом Ф.И. Тютчева, выделив общее и индивидуальное в творческом почерке каждого из поэтов.

7*. Почему стихотворение «Элегия (А.Н. Е<рако>ву)» считается продолжением пушкинской темы в лирике Некрасова? Найдите в тексте стихотворения соответствующие образы и мотивы. Чем обусловлено обращение Некрасова к пушкинской традиции именно в этот исторический период?

«Элегия (А.Н. Е<рако>ву)» Некрасова считается продолжением пушкинской темы в лирике из-за нескольких ключевых элементов.

Тема страданий народа: Некрасов, подобно Пушкину, обращается к теме бедствия и страданий народа. Это ярко выражено в строках о том, что пока народы влачатся в нищете, поэзия не должна забывать о «страданиях народа».

Лирика о народе: Некрасов, как и Пушкин, возвышает народную жизнь, его труд и борьбу за свободу. В стихотворении присутствует отзвук пушкинского взгляда на народную жизнь, освобождение крестьян и темы, близкие к революционным идеям.

Патриотический подтекст: Обращение к пушкинской традиции могло быть связано с патриотическим настроем. В данное время Некрасов воспринимался как поэт, продолжающий дело Пушкина в поддержке русского народа и идеалов свободы.

Исторический контекст: Поэзия Некрасова совпадает с историческим периодом, когда общественные идеи о свободе и справедливости становились более актуальными. Обращение к пушкинским мотивам могло быть попыткой укрепить эти идеи, подчеркнуть их актуальность в современной обстановке.

8*. Выделите черты классической эпопеи в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Почему в ней присутствуют такие жанры, как сказка, былина, притча, историческая песня, плач, легенда?

Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" действительно имеет черты классической эпопеи и объединяет различные жанры, такие как сказка, былина, притча, историческая песня, плач, и легенда. Вот какие черты и обоснования могут быть применимы:

Эпический стиль: Поэма написана в высоком стиле, что характерно для эпической поэзии. Это видно в описаниях природы, образов персонажей, и в языке поэмы.

Множество персонажей: Семь главных персонажей поэмы соответствуют классической семерке эпоса, что было символом счастья и полноты в русской культуре. Это созвучно с традициями эпической поэзии.

Обширная тематика: Поэма касается множества тем, включая социальную несправедливость, положение крестьян, поиск счастья, внутренний моральный выбор. Эпопея часто охватывает множество тем и событий.

Использование фольклорных элементов: Автор внедряет в поэму сказочные и фольклорные мотивы, такие как легенды и притчи, чтобы подчеркнуть народный характер повествования и усилить воздействие текста.

Исторический контекст: Поэма отражает жизнь России конца XIX века и освещает реформы и изменения, происходившие в стране. Это типично для эпической поэзии, которая часто охватывает исторические события и контекст.

Плач: В поэме есть элементы плача, который характерен для русской эпической поэзии. Плач — это гимн или элегия, в котором выражается сожаление или скорбь.

Легенда: Поэма строится на истории и легендах, связанных с героями, их стремлениями и приключениями.

9. В чём необычность сюжетно-композиционного строения некрасовской поэмы? Что мешает странникам придерживаться определённого ими маршрута поисков счастливого?

10. Как в поэме отображена диалектика исторического момента, уподобленного «цепи великой», ударившей «одним концом по барину, другим по мужику»? Как соотносятся в поэме народная и барская Русь —  помещики, труженики, «люди холопского звания», народные заступники? В чём заключается трагикомизм содержания главы «Последыш»?

11. Как перекликаются в поэме тема женской доли и проблема народного богатырства? Почему странники в своих поисках особо выделили вопрос о «женском счастье»?

В поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" тема женской доли и проблема народного богатырства переплетаются и взаимосвязаны. Эта поэма обращается к важным социальным и моральным вопросам, в том числе к положению женщин и их роли в жизни народа.

Тема женской доли прослеживается через образ Бабы, жены крестьянина, и через истории других женщин, которых встречают странники в своих путешествиях. Баба страдает от жестокости и беспомощности перед господами. Ее судьба символизирует бедственное положение женщин в российской деревне того времени. Эта тема выражает проблему социальной несправедливости, которая была характерной для России в XIX веке.

С другой стороны, проблема народного богатырства и поиска народного счастья связана с желанием изменить это несправедливое положение и добиться счастья для всего народа. Странники отправляются в поисках счастливого человека, их миссия заключается в нахождении пути к счастью для всех, в том числе и для женщин.

Поэма обращается к вопросу "женского счастья" потому, что женщины были одними из наиболее уязвимых слоев общества и одними из главных жертв социальной несправедливости. Найти счастливую женщину, которая не страдает от угнетения и насилия, становится символом нахождения пути к счастью для всего общества.

12. Найдите в некрасовской поэме авторские отступления, вторгающиеся в общий ход повествования. В чём их смысл и какова их эмоциональная окраска?

13. Каково композиционное значение и смысл названия главы «Пир —  на весь мир»? Что роднит Гришу Добросклонова с другими народными персонажами поэмы и чем он отличается от них?

Название главы "Пир на весь мир" имеет важное композиционное значение и символический смысл в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Эта глава является кульминацией и пиком всей поэмы, в которой автор выражает главную идею произведения.

Смысл названия "Пир на весь мир" заключается в том, что этот пир символизирует не только конкретное празднование избавления крестьян от князя Утятина, но также представляет собой образ идеального общества, где нет господства и угнетения. Этот пир народа, где люди веселятся и делятся радостью, становится символом равенства, справедливости и свободы. В этой главе праздник становится моментом, когда русский народ осознает, что ему нужна свобода и счастье, и что они могут быть достигнуты только на его собственной родине.

Гриша Добросклонов, как главный персонаж этой главы, роднит с другими народными персонажами поэмы, такими как Баба и Мужик, в том, что он выступает как символ народа и его стремления к свободе и справедливости. Однако, Гриша Добросклонов отличается тем, что он становится своеобразным лидером и символом этой борьбы за права и счастье народа. Его образ ярко выражает идею свободы и борьбы за социальную справедливость, что делает его важным персонажем в поэме.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 10 класс учебник Зинин, Сахарова часть 1 страница 252-262