Иван Сергеевич Тургенев
Народ: от поэзии к правде
Путь к социальному роману
Роман без героя
Роман «Отцы и дети»
Страница 199
Самостоятельный анализ текста*
Прочитайте тургеневское стихотворение в прозе «Проклятие» (1878) и проанализируйте его, используя следующую систему вопросов:
1. Как в начале стихотворения задаётся его исходная тема («Я читал байроновского Манфреда...»)? Какую окраску придаёт повествованию авторская отсылка к философской драме Дж. Байрона?
В начале стихотворения Тургенев задает исходную тему, упоминая о чтении произведения Дж. Байрона "Манфред". Эта отсылка придает произведению философскую и мистическую окраску, связанную с темой самопознания и человеческой души.
2. Как меняется стиль повествования, когда герой стихотворения обращается к другому воспоминанию («Но тут мне вспомнилось иное...»)? Какие слова приходят на смену «высоким» выражениям («таинственное заклятие», «трепет» и т.п.)? Какую роль играет здесь приём контраста (жизнь за границей и воспоминания о России, «книжные» впечатления и реальная народная жизнь)?
Смена стиля в тексте происходит, когда герой вспоминает другое событие, связанное с реальной жизнью (крестьянская распра). В этой части текста используются более простые и народные выражения, что создает контраст между "книжными" впечатлениями и жизнью народа.
3. В чём отличие драмы, разыгравшейся в доме крестьянина, от сцены из «Манфреда»? Как передано внутреннее состояние старика отца? Ощущается ли здесь присутствие тургеневского «тайного психологизма»? Почему стариковское «изволь, Петровна...», сказанное «глухим голосом», показалось лирическому герою ужаснее «манфредовского» проклятия?
Различие между драмой из "Манфреда" и событием с крестьянами заключается в том, что в первом случае это вымышленное и мистическое действие, в то время как во втором случае происходит настоящее событие, порожденное человеческими страстями. Внутреннее состояние старика отца передано через его реакцию на проклятие и молитву. Тургенев использует тайный психологизм, описывая внутренние переживания персонажей.
4. Обратите внимание на начальную и финальную строки стихотворения («Я читал байроновского Манфреда...» — «Сын раскрыл было рот, да пошатнулся на ногах, позеленел в лице — и вышел вон»). Как их соотнесённость отражает движение авторской мысли в стихотворении?
Начальная и финальная строки стихотворения связаны темой проклятия и его последствиями. Начало устанавливает контекст чтения "Манфреда", а финал показывает, как жизнь народа может быть даже более ужасной, чем мистические события в книге.
5. Подытожьте свои наблюдения над содержанием, композицией и образами стихотворения. В чём своеобразие жанра тургеневского произведения? Как соотносятся в нём лирическое содержание и прозаическая форма? Прав ли был Тургенев, давая следующее напутствие читателю «Стихотворений в прозе»: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу»?
Стихотворение представляет собой жанровую гибридность, объединяя лирическое содержание с прозаической формой. В нем автор передает глубокие эмоции и внутренний мир персонажей через рассказ о реальном событии. Тургенев считал, что его стихотворения в прозе могут оказать влияние на читателя, заронив что-то в его душе.
Портрет поколений
Исповедь поэтической души
Страница 203
Вопросы и задания
1. Как в «Записках охотника» представлены «поэзия» и «проза» русской жизни, многообразие типов людей из народа? Выделите приёмы словесной пластики Тургенева в рассказах «Хорь и Калиныч» и «Певцы». В чём проявляется лиризм ранней тургеневской прозы?
В "Записках охотника" Ивана Тургенева представлены различные аспекты русской жизни, включая поэзию и прозу, а также многообразие типов людей из народа. В рассказах "Хорь и Калиныч" и "Певцы" используются приемы словесной пластики для создания образов и атмосферы:
В "Хоре и Калиныче" описываются два различных, но одинаково привлекательных персонажа - Хорь и Калиныч. Тургенев использует контраст между этими двумя друзьями, чтобы подчеркнуть их индивидуальные черты и качества. Он также уделяет внимание деталям, таким как букет цветов, чтобы передать теплоту и дружбу между ними.
В "Певцах" описывается Яков Турк, обладающий уникальным даром песнопения. Тургенев использует яркие и образные описания, чтобы передать его музыкальный талант и связь с русской природой. Здесь проявляется лирический характер ранней тургеневской прозы, где внимание уделяется внутреннему миру персонажей и их чувствам.
В "Записках охотника" Тургенев представляет русскую жизнь и природу в своей лирической прозе, создавая образы и сцены, которые олицетворяют русскую действительность. Эта проза богата поэзией и правдой, и она сосредотачивается на крестьянской жизни и природе, которые становятся основными источниками вдохновения и символами русской культуры.
2*. Как в романах «Рудин» и «Дворянское гнездо» отразилась проблема поиска положительного идеала в среде русской интеллигенции? Что разнит и что сближает финалы двух романов?
В романах "Рудин" и "Дворянское гнездо" Ивана Тургенева отразилась проблема поиска положительного идеала в среде русской интеллигенции. Оба романа представляют разные аспекты этой проблемы:
"Рудин" олицетворяет романтическую интеллигенцию 1840-х годов, которая имеет высокие идеалы и стремится к переменам, но часто остается на уровне романтических речей и не способна к практическим действиям. Главный герой Дмитрий Рудин представляет собой типичного романтика и идеалиста, который ищет свой путь в жизни, но не находит его. Финал романа, где Рудин гибнет на парижских баррикадах, символизирует его попытку воплотить идеал в действие, хотя она оканчивается неудачей.
"Дворянское гнездо" сконцентрировано на моральных и нравственных аспектах жизни русской интеллигенции. Герой Фёдор Лаврецкий обладает потенциалом для изменения своей жизни и стремится к нравственному пробуждению, но его попытки не увенчиваются успехом. Роман подчеркивает сложность достижения нравственной гармонии и идеала в реальной жизни.
Финалы романов разнятся, но их общий чертой является несостоявшееся воплощение идеала. В "Рудине" герой погибает, не смогши воплотить свои идеи в жизнь, в то время как в "Дворянском гнезде" идеал остается недостижимым, и герои остаются разочарованными. Оба романа отражают разочарование и беспокойство по поводу невозможности реализовать высокие идеалы в современном российском обществе.
3. Что характеризует историческую ситуацию, отражённую в романе «Отцы и дети»? Чем объясняется обилие точных дат в романе?
Историческая ситуация, отраженная в романе "Отцы и дети" Ивана Тургенева, характеризуется проведением Крестьянской реформы в России, которая упразднила крепостное право. Эта реформа была одним из важных исторических событий в России XIX века. Борьба за отмену крепостного права началась задолго до реформы, и она сплачивала представителей разных слоев общества, включая интеллигенцию, дворянство и крестьян.
Обилие точных дат в романе объясняется желанием Тургенева создать атмосферу исторической достоверности и связать события в романе с реальными историческими событиями. Эти даты помогают читателю ориентироваться в временных рамках и понимать, как исторические события влияют на судьбы персонажей. Кроме того, они усиливают реализм и глубину произведения, делая его более правдоподобным.
В романе "Отцы и дети" Тургенев также отражает конфликт поколений и идеологические разногласия между старшим поколением, представителями старой интеллигенции, и молодыми нигилистами, которые призывают к радикальным изменениям в обществе. Этот конфликт идеологий и поколений является ключевой темой романа и символизирует борьбу за свободу и изменения в русском обществе того времени.
4. Что объединяет и что различает старших Кирсановых? Закономерна ли судьба каждого из братьев в финале романа? Как вы понимаете авторский тезис «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса»?
Старшие братья Кирсановы, Павел Петрович и Николай Петрович, объединяются своим происхождением из дворянской аристократии и образованием, которое они получили в западных университетах. Они также разделяют определенные ценности, такие как честность, благородство, искусство (в случае Павла, который является художником), и музыку (в случае Николая, который играет на фортепиано). Однако они различаются в своих характерах и жизненных выборах.
Павел Петрович характеризуется как благородный и честный человек, который сохраняет свои принципы и постоянен в своей любви к Фенечке. Он также проявляет интерес к искусству и стремится к духовной гармонии.
Николай Петрович, напротив, скучен и однообразен в своей жизни. Он чувствителен и мягкосердечен, но его жизнь проходит без ярких событий или достижений. Его увлечение музыкой не приносит ему особой известности или удовлетворения.
Судьба каждого из братьев в финале романа не является закономерной. Павел Петрович, несмотря на свои достоинства, погибает в дуэли с Вадимом Базаровым, что символизирует конфликт между старыми и новыми идеалами. Николай Петрович, хотя и несчастлив в браке с Анной Одоевской, продолжает свою скучную и бездейственную жизнь.
Авторский тезис "Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса" отражает критику Тургенева в адрес дворянской аристократии своего времени. Он видит в ней неспособность к изменениям и отставание от новых идей и идеалов, которых придерживаются молодые представители поколения Базарова. Тургенев через своих персонажей показывает, что старшее поколение не в состоянии адаптироваться к изменяющемуся обществу и остается закостенелым в своих устаревших взглядах.
5. Что составляет основу нигилистической философии Базарова и как осуществляется её проверка на жизненность? В чём трагизм фигуры главного героя «Отцов и детей»?
Нигилистическая философия Базарова в романе "Отцы и дети" характеризуется материализмом и революционными взглядами. Он придерживается идеи, что реальность превосходит всё, что можно о ней сказать, и что сознание зависит от условий существования. Следовательно, изменяя действительность и условия существования, можно изменить сознание людей и устранить "вредные" представления, оправдывающие социальную несправедливость.
Он также выступает за независимость личности и отрицает склонение перед авторитетами. Нигилист, по его мнению, должен быть человеком, не подчиняющимся никаким общественным конвенциям и устоям.
Тем не менее, трагизм фигуры Базарова заключается в том, что его нигилистические идеалы сталкиваются с жизненной реальностью. Он не в состоянии найти полную гармонию между своими идеалами и реальным миром. Его отношения с Анной Одинцовой, которую он изначально видит как объект вожделения и "препарирует" в своих мыслях, конфликтуют с его идеалами независимости и отрицания сентиментальности. Его смерть в результате дуэли с Павлом Петровичем также символизирует конфликт между ним и старшим поколением, а также его невозможность найти истинное удовлетворение в своих устремлениях.
6. Охарактеризуйте два «круга» движения тургеневского героя в романе. Что меняется в Базарове при втором посещении Марьина? Почему так нелепа, неестественна дуэль Базарова с Павлом Петровичем?
Базаров проходит через два "круга" движения в романе "Отцы и дети". Первый круг характеризуется его уверенностью в нигилистических идеалах. При первом посещении Марьина, он представлен как человек, прочно убежденный в примате материального начала, отрицании традиционных общественных и культурных ценностей, и человек, способный вдохновить других на свои идеи, такие как Ситников и Аркадий. Его отношение к любви на этом этапе является циничным и материалистическим.
Однако, при втором посещении Марьина, Базаров проходит через изменения. В этот раз он увлекается Фенечкой и начинает переосмысливать свои идеалы. Он чувствует в себе способность к любви и сталкивается с конфликтом между своими нигилистическими убеждениями и желанием пережить истинное человеческое счастье. Этот внутренний конфликт меняет его отношение к жизни и к самому себе, делая его более человечным и уязвимым.
Дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем кажется нелепой и неестественной потому, что она символизирует столкновение двух разных миров и идеологий. Павел Петрович, хотя и представляет старшее поколение, влюбляется в Фенечку и начинает ощущать истинные чувства, в то время как Базаров, представитель нового поколения и нигилистической философии, сталкивается с внутренним противоречием, осознавая, что его убеждения не всегда соответствуют реальности человеческих чувств.
Дуэль выглядит неестественной, потому что она является попыткой разрешить конфликт между двумя разными мирами через насилие, хотя их конфликт на самом деле символизирует столкновение старых и новых идей в русском обществе. Эта дуэль показывает, что старшие поколения, представленные Павлом Петровичем, не всегда могут понять и принять новые идеи и страсти молодых, представленных Базаровым. В конечном итоге, она заканчивается трагически для Базарова, который погибает, символизируя сложности перехода от старых идей к новым в русском обществе.
Герой Тургенева в романе "Отцы и дети" представляет собой типичного представителя молодого поколения, которое стремится изменить существующий социальный и политический порядок. Его философия основывается на нигилизме, отрицании традиционных ценностей и авторитетов, и поиске научных и практических ответов на вопросы общества.
Базарова испытывает внутренний конфликт и изменения в своих убеждениях при втором посещении Марьина. Он начинает переосмысливать свои нигилистические идеалы и увлекается Фенечкой, что делает его более человечным и уязвимым. Этот внутренний конфликт меняет его отношение к жизни и к самому себе.
Дуэль Базарова с Павлом Петровичем кажется нелепой и неестественной, так как она символизирует столкновение двух разных миров и идеологий. Павел Петрович, представитель старшего поколения, влюбляется в Фенечку и начинает ощущать истинные чувства, в то время как Базаров, представитель нового поколения и нигилистической философии, сталкивается с внутренним конфликтом между своими идеалами и чувствами. Дуэль пытается разрешить этот конфликт через насилие, что делает её неестественной и трагической для обоих героев.
7. Как раскрывается Базаров в «объятьях Любви и Смерти»? В своих рассуждениях используйте фрагменты критической статьи Д.И. Писарева «Базаров» (1862).
Базаров раскрывается в романе "Отцы и дети" в объятиях Любви и Смерти. Д.И. Писарев в своей критической статье "Базаров" (1862) описывает его как типичного представителя молодого поколения, умного и искреннего, но полагающегося только на себя и свои мнения.
Базаров не стремится утруждать себя сложными отношениями с другими людьми. Он проявляет цинизм и грубость в отношениях и не дает женщине гарантий и условий, что делает его несопоставимым с большинством героинь романа. Тем не менее, Базаров побежден в любви, хотя его чувства не могут быть названы настоящими, согласно Писареву.
Смерть Базарова, по мнению Писарева, не служит аргументом против его нигилистических убеждений. В последние дни жизни Базаров раскрывает свою человечность и страсть к жизни, что подтверждает его достоинство. Таким образом, Писарев видит в Базарове сильного и умного человека, но также отмечает негативные черты его характера, связанные с его нигилистической философией и отношением к жизни и людям.
8. Каковы философские итоги романа? Меняется ли внутреннее звучание его названия? Определите смысловое наполнение тургеневской антитезы и особенности её разрешения на житейскобытовом, социально-политическом и философском уровне.
В романе "Отцы и дети" И. С. Тургенев выражает философский вывод, что не существует преимущества ни для "детей", ни для "отцов". Это выражает основную антитезу романа, которая заключается в противопоставлении поколений и их идеалов.
Житейскобытовый уровень: На этом уровне роман показывает, что оба поколения, как "дети" (Аркадий и его друзья) так и "отцы" (Николай Петрович и Павел Петрович), сталкиваются с собственными сложностями и несовершенствами. Их жизни оказываются далеки от их идеалов.
Социально-политический уровень: Роман также отражает антагонизм между либеральными идеями молодого поколения, представленными Базаровым, и более консервативными взглядами "отцов". Это приводит к конфликту и разрыву между поколениями.
Философский уровень: Роман поднимает вопросы о ценностях и идеалах. "Отцы" представляют старые идеалы, которые они не в состоянии реализовать на практике, а "дети" отвергают эти идеалы, но сталкиваются с трудностями в поиске новых ценностей.
Философские итоги романа сводятся к тому, что идеализм и нигилизм оба имеют свои ограничения и недостатки. Ни одно из поколений не обладает идеальным мировоззрением. Внутреннее звучание названия "Отцы и дети" меняется в течение романа. Изначально оно выражает противопоставление, но в конечном итоге, через сложные события и развитие персонажей, название приобретает более мягкий и более гармоничный смысл.
Особенности разрешения антитезы:
На житейскобытовом уровне, разрешение антитезы происходит через принятие каждым поколением своих ограничений и поиска смысла в обыденных вещах.
Социально-политический разрешается через демонстрацию невозможности абсолютного преобладания одних идеалов над другими. Оба поколения вынуждены признать свои ошибки.
На философском уровне разрешение антитезы заключается в осознании, что идеальный мир может быть недостижим, и что гармония может находиться где-то посередине между идеализмом и нигилизмом.
Таким образом, роман "Отцы и дети" Тургенева предлагает размышления о сложных отношениях между поколениями, их идеалами и ограничениями, а также о поиске баланса между ними.
9*. Как в «Отцах и детях» и других произведениях Тургенева реализуется авторский принцип «тайной психологии»: «Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления — в их расцвете или увядании»?
В романе "Отцы и дети" и других произведениях Тургенева проявляется авторский принцип "тайной психологии", который подразумевает, что поэт (и писатель) должен быть психологом, но сохранять тайну внутреннего мира героев, представляя лишь явные проявления этой психологии в их поступках и внешнем поведении.
Тургенев исследует внутренний мир своих героев через различные методы:
Внутренние монологи и размышления: В романе "Отцы и дети" читатели могут увидеть внутренние монологи и размышления героев, которые раскрывают их внутренние конфликты и мотивы.
Диалоги и взаимодействия: Через диалоги между персонажами Тургенев позволяет читателям понимать их психологию и отношения друг к другу.
Символика и метафоры: Тургенев часто использует символику и метафоры, чтобы передать внутренние состояния героев. Например, символика сада в "Отцах и детях" отражает эволюцию отношений между поколениями.
Поступки и выборы героев: Тургенев анализирует поступки и выборы своих персонажей, позволяя читателям видеть, как внутренние конфликты и мотивы влияют на их действия.
Через эти методы Тургенев предоставляет читателям понимание психологии героев, но при этом сохраняет определенную тайну, оставляя место для интерпретации и внутреннего мира каждого читателя. Таким образом, он соответствует своему авторскому принципу "тайной психологии", предоставляя лишь часть явных явлений внутреннего мира персонажей.
10. В чём своеобразие тургеневских стихотворений в прозе как «закатного» жанра писателя? Совпадают ли художественные принципы романиста Тургенева и Тургенева-поэта?
Тургеневские стихотворения в прозе, такие как из цикла "Записки охотника", отличаются от его романов в том, что они представляют собой более интимные и лирические произведения, чем романы, ориентированные на повествование о жизни героев и социальных вопросах. Эти стихотворения пишутся в первом лице и имеют ярко выраженный авторский оттенок, часто отражая внутренние размышления и чувства писателя.
Основное своеобразие тургеневских стихотворений в прозе заключается в следующем:
Лирический характер: Эти стихотворения больше ориентированы на выражение чувств, мыслей и эмоций автора, чем на рассказ о внешних событиях или действиях персонажей. Они чаще всего представляют собой внутренний монолог писателя.
Интимность и личное восприятие: Тургенев в своих стихотворениях обращается к личным переживаниям, воспоминаниям и чувствам, делая их более частными и индивидуальными. Он открывает читателям свой внутренний мир и рефлексии.
Тема природы и человека: Тургенев часто обращается к природе и её взаимодействию с человеком в своих стихотворениях. Он использует природные образы и метафоры, чтобы выразить свои мысли о человеческой судьбе и природе жизни.
Философская глубина: В стихотворениях Тургенева можно найти философские размышления о жизни, смерти, вере, времени и других важных темах. Он задается глубокими вопросами о смысле существования.
Моментальность и эмоциональность: Эти стихотворения часто описывают моменты или эмоциональные состояния, захватывая читателя в определенный момент времени и чувственный опыт автора.
Лингвистический анализ текста
Речь героев романа «Отцы и дети» окрашена особенностями личности говорящего, его социальным положением и принадлежностью к определённой культуре. Сравните с этой точки зрения лексический состав речи двух героев-антагонистов – Базарова и Павла Кирсанова (свои наблюдения можно представить в виде наглядной таблицы). К каким выводам привело вас это сопоставление?