Иван Сергеевич Тургенев Народ: от поэзии к правде Путь к социальному роману Роман без героя Роман «Отцы и дети» Страница 199 Самостоятельный анализ текста* Прочитайте тургеневское стихотворение в прозе «Проклятие» (1878) и проанализируйте его, используя следующую систему вопросов: 1. Как в начале стихотворения задаётся его исходная тема («Я читал байроновского Манфреда...»)? Какую окраску придаёт повествованию авторская отсылка к философской драме Дж. Байрона? 2. Как меняется стиль повествования, когда герой стихотворения обращается к другому воспоминанию («Но тут мне вспомнилось иное...»)? Какие слова приходят на смену «высоким» выражениям («таинственное заклятие», «трепет» и т.п.)? Какую роль играет здесь приём контраста (жизнь за границей и воспоминания о России, «книжные» впечатления и реальная народная жизнь)? 3. В чём отличие драмы, разыгравшейся в доме крестьянина, от сцены из «Манфреда»? Как передано внутреннее состояние старика отца? Ощущается ли здесь присутствие тургеневского «тайного психологизма»? Почему стариковское «изволь, Петровна...», сказанное «глухим голосом», показалось лирическому герою ужаснее «манфредовского» проклятия? 4. Обратите внимание на начальную и финальную строки стихотворения («Я читал байроновского Манфреда...» — «Сын раскрыл было рот, да пошатнулся на ногах, позеленел в лице — и вышел вон»). Как их соотнесённость отражает движение авторской мысли в стихотворении? 5. Подытожьте свои наблюдения над содержанием, композицией и образами стихотворения. В чём своеобразие жанра тургеневского произведения? Как соотносятся в нём лирическое содержание и прозаическая форма? Прав ли был Тургенев, давая следующее напутствие читателю «Стихотворений в прозе»: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу»? Портрет поколений Исповедь поэтической души Страница 203 Вопросы и задания 1. Как в «Записках охотника» представлены «поэзия» и «проза» русской жизни, многообразие типов людей из народа? Выделите приёмы словесной пластики Тургенева в рассказах «Хорь и Калиныч» и «Певцы». В чём проявляется лиризм ранней тургеневской прозы? 2*. Как в романах «Рудин» и «Дворянское гнездо» отразилась проблема поиска положительного идеала в среде русской интеллигенции? Что разнит и что сближает финалы двух романов? 3. Что характеризует историческую ситуацию, отражённую в романе «Отцы и дети»? Чем объясняется обилие точных дат в романе? 4. Что объединяет и что различает старших Кирсановых? Закономерна ли судьба каждого из братьев в финале романа? Как вы понимаете авторский тезис «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса»? 5. Что составляет основу нигилистической философии Базарова и как осуществляется её проверка на жизненность? В чём трагизм фигуры главного героя «Отцов и детей»? 6. Охарактеризуйте два «круга» движения тургеневского героя в романе. Что меняется в Базарове при втором посещении Марьина? Почему так нелепа, неестественна дуэль Базарова с Павлом Петровичем? 7. Как раскрывается Базаров в «объятьях Любви и Смерти»? В своих рассуждениях используйте фрагменты критической статьи Д.И. Писарева «Базаров» (1862). 8. Каковы философские итоги романа? Меняется ли внутреннее звучание его названия? Определите смысловое наполнение тургеневской антитезы и особенности её разрешения на житейскобытовом, социально-политическом и философском уровне. 9*. Как в «Отцах и детях» и других произведениях Тургенева реализуется авторский принцип «тайной психологии»: «Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления — в их расцвете или увядании»? 10. В чём своеобразие тургеневских стихотворений в прозе как «закатного» жанра писателя? Совпадают ли художественные принципы романиста Тургенева и Тургенева-поэта? Лингвистический анализ текста Речь героев романа «Отцы и дети» окрашена особенностями личности говорящего, его социальным положением и принадлежностью к определённой культуре. Сравните с этой точки зрения лексический состав речи двух героев-антагонистов – Базарова и Павла Кирсанова (свои наблюдения можно представить в виде наглядной таблицы). К каким выводам привело вас это сопоставление?