menu
person


ГДЗ по литературе 10 класс Зинин, Сахарова часть 1 Страница 156-198


Страница 156

Вопросы и задания 

1*. Каковы нравственно-философские итоги жизненного спора дядюшки и племянника Адуевых? Что скрывается за непритязательным названием гончаровского романа?

Иван Александрович Гончаров в своем романе "Обыкновенная история" поднимает нравственные и философские вопросы, связанные с жизненными выборами и становлением личности. Главные герои, дядя и племянник Адуевы, ведут спор о ценностях и путях в жизни. Дядя представляет собой старую школу, ориентированную на карьеру и фортуну, а племянник, наоборот, мечтает о чистоте и наивности души, стремясь к высшим идеалам.

Окончание романа говорит о том, что оба героя пересмотрели свои жизненные позиции. Дядя, оставив службу, проявил заботу и чувство ответственности, уходя за границу, чтобы помочь своей больной жене. Племянник же, который был слишком увлечен карьерой и фортуной, поздно осознал, что происходит с близкими к нему людьми. Его мечтательность и наивность оказались нежизнеспособными в реальном мире.

Главное нравственно-философское урок, который можно извлечь из романа, заключается в том, что жизнь обогащает человека опытом и меняет его характер. Идеалы и ценности, которые мы имеем в молодости, могут быть пересмотрены и пересмотрены взрослым человеком под воздействием реальных жизненных обстоятельств.

Название романа "Обыкновенная история" подчеркивает, что описанные в нем события и характеры - это не исключение, а скорее правило. Это история о становлении и изменении человеческой души, о том, как меняются люди под воздействием жизни. Автор хотел подчеркнуть, что его произведение отражает реальные изменения личности и становление человека, и эти изменения могут касаться каждого из нас.

2. Роман «Обломов» начинается со сцены «лежания» главного героя, а его жизнь —  с «погасания». Были ли в жизни Обломова обретения? Или его судьба —  лишь цепь утрат, «погасаний»?

В романе "Обломов" можно выделить и обретения, и погасания в жизни главного героя, Ильи Ильича Обломова. Однако, на первый взгляд, "погасания" и утраты занимают центральное место в его судьбе.

Погасания в жизни Обломова проявляются в его бездействии, апатии и отказе от активной жизни. Его "лежание" в начале романа символизирует его утрату интереса и мотивации. По мере развития сюжета, мы видим, как его крестьянская усадьба "Обломовка" погибает, а его состояние уменьшается. Потеря близких людей, таких как Ольга Ильинская, также является погасанием в его жизни.

Однако, важно отметить, что в жизни Обломова были и обретения. Встреча с Ольгой Ильинской позволила ему почувствовать настоящую страсть и любовь. Это был момент истинного обретения в его жизни, когда он почувствовал, что может любить и жить страстно. Также, его отношения с Агафьей Пшеницыной были обретением, потому что она дарила ему уют и заботу.

Важной деталью в романе является отношение Обломова и его слуги Захара. Их взаимная привязанность и лояльность друг к другу также можно рассматривать как обретение и сохранение в жизни Обломова.

3. Почему глава «Сон Обломова» —  единственная озаглавленная часть романа? Какое место она занимает в идейно-композиционном пространстве произведения?

Глава "Сон Обломова" в романе "Обломов" И. А. Гончарова является единственной озаглавленной частью произведения, и она занимает особое место в идейно-композиционном пространстве романа.

Эта глава выделяется как отдельный эпизод и посвящена детству и юности главного героя, Ильи Ильича Обломова, его родителям и окружающей среде в "Обломовке". Глава "Сон Обломова" имеет важное значение, так как она позволяет читателю понять корни и истоки характера Обломова, его лени и бездействия. В этой главе автор создает образ идиллической деревенской жизни, которая оказывает сильное влияние на формирование Обломова как личности.

Глава "Сон Обломова" также противопоставляется остальным частям романа, где действие происходит в городе и описывает взрослую жизнь Обломова. Этот сон является своеобразным отступлением от основной сюжетной линии и предоставляет читателю важную информацию о происхождении и характере главного героя.

Таким образом, глава "Сон Обломова" играет ключевую роль в раскрытии образа Обломова и помогает читателю лучше понять мир, в котором он вырос, и его внутренний мир. Эта глава важна для понимания общей тематики и идей романа "Обломов".

4. Каковы главные «вещественные» атрибуты обломовского образа жизни? Почему автор обращает особое внимание на восточный халат героя —  своего рода действующее лицо романа, наделённое своей «судьбой»?

"Вещественные" атрибуты обломовского образа жизни в романе "Обломов" И. А. Гончарова играют важную роль в характеристике главного героя и в создании атмосферы произведения.

Главный "вещественный" атрибут, который привлекает внимание в романе, - это восточный халат Обломова. Описывая этот халат, автор подчеркивает его "невосточность", отсутствие каких-либо элементов европейской моды. Этот халат становится символом обломовской лени и безразличия к внешнему миру. Он выражает приверженность Обломова уюту и комфорту, но в то же время является своеобразным пледом, который обволакивает его и подавляет всякую активность.

Дом Обломова также является "вещественным" атрибутом его образа жизни. В квартире обнаруживается беспорядок и запущенность: пыль, крошки, неряшливость. Это отражает равнодушие и лень главного героя к окружающему миру. Даже слуга Обломова неспособен поддерживать порядок в его доме, что свидетельствует о всепоглощающей инерции обломовской жизни.

Вещественные атрибуты в романе подчеркивают характер Обломова и его образ жизни, а восточный халат, в частности, становится символом его бездействия и пассивности. Этот халат также связывается с сюжетом романа через изменения в жизни героя и его отношения с женскими персонажами.

5. Какую роль сыграли в жизни Обломова две женщины —  Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына? Чем отличаются эти два женских типа и можно ли говорить об авторском предпочтении в изображении героинь? Чем мотивирован итоговый выбор главного героя?

Две женщины в жизни Обломова, Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына, играют важные роли в характеристике главного героя и его жизненного выбора.

Ольга Ильинская представляет собой женщину активную, интеллигентную и амбициозную. Она стремится изменить Обломова, вдохновить его на деятельность и саморазвитие. Она представляет для него мир активности и перемен. Ольга влюбляется в идею "нового Обломова" и пытается сделать его лучше. Однако Обломов не готов к таким переменам, и они не могут быть вместе.

Агафья Пшеницына, напротив, представляет собой женщину простую, заботливую и домашнюю. Она не стремится менять Обломова и принимает его таким, какой он есть. С Агафьей Обломов находит покой и уют, она предоставляет ему возможность вернуться к своим корням, к "Обломовке". Агафья удовлетворяет его потребность в комфорте и заботе.

Оба женских типа представлены автором с любовью и несут свою значимость в жизни Обломова. Ольга и Агафья обладают разными характерами и качествами, и каждая из них влияет на героя в соответствии с его собственными потребностями и желаниями.

Итоговый выбор главного героя в пользу Агафьи Пшеницыной мотивирован его стремлением к спокойствию, уюту и отсутствию суеты в жизни. Он находит удовлетворение в её заботе и заботе о домашнем хозяйстве, что соответствует его характеру и желанию жить размеренной и беззаботной жизнью. Он выбирает уют "Обломовки" перед активной и сложной жизнью с Ольгой Ильинской.

6. Является ли образ Штольца прямой антитезой Обломова? В чём «тупиковость» предпринимательской деятельности Штольца? Почему его внутренние порывы автор называет «нравственными отправлениями личности»?

Образ Штольца в романе "Обломов" является прямой антитезой образу Обломова. Он представляет собой полную противоположность во всех аспектах: характере, образе жизни, ценностях и целях.

Андрей Штольц — это энергичный, активный и деловой человек. Он стремится к саморазвитию, деятельности и успеху в жизни. В отличие от Обломова, Штольц не просто мечтает о перемене, он действительно претворяет свои планы в жизнь. Он занимается предпринимательской деятельностью, участвует в различных проектах и путешествует за границу. Внешне Штольц и Обломов абсолютно разные: он аккуратен, элегантен и практичен.

Основное отличие Штольца от Обломова заключается в его практичности и жизненной насыщенности. Он не теряет времени на бесконечные размышления и откладывание дел, как это делает Обломов. Он нацелен на результаты и постоянно движется вперед.

Однако, несмотря на свою активность и практичность, Штольц тоже не лишен некоторой "тупиковости" в предпринимательской деятельности. Его проекты, хоть и активны, не всегда приносят ожидаемые результаты, и его усилия иногда кажутся напрасными. Автор называет его внутренние порывы "нравственными отправлениями личности", чтобы подчеркнуть, что даже такой активный и деловой человек, как Штольц, может оказаться в некоем моральном тупике, где его действия не всегда соответствуют его идеалам и ожиданиям.

7. Каково итоговое звучание судьбы Обломова? Как внутренние противоречия личности героя явлены в его имени —  Илья Ильич Обломов? Закономерна ли судьба Захара? В чём барин и слуга дополняют друг друга и каковы истоки их внешне противоречивого единства?

Судьба Обломова завершилась его тихой смертью. Он умер, не сделав практически никаких значительных шагов в изменении своей жизни. Его смерть символизирует окончание бесконечного откладывания и бездействия, которые были характерны для его образа жизни. Обломов умер, оставив за собой мало следов и не достигнув ничего значимого. Его судьба является закономерным результатом его лени и бездействия, которые привели к изоляции и упадку.

В имени Илья Ильич Обломова действительно присутствуют внутренние противоречия. Имя "Илья" означает "божья помощь", что может ассоциироваться с некой высшей судьбой или миссией, но отчество "Ильич" подчеркивает несостоятельность этой миссии. Фамилия "Обломов" звучит как "обломок" или "ломать", что указывает на его склонность к разрушению и бездействию. Это противоречие между именем и фамилией отражает внутренний конфликт личности Обломова.

Судьба Захара также закономерна в контексте романа. Он был преданным слугой Обломова и посвятил всю свою жизнь служению ему. После смерти Обломова Захар больше не имел смысла, так как его жизнь была неразрывно связана с хозяином. Слуга Захар и барин Обломов долгие годы существовали как единое целое, и их судьбы были тесно связаны.

Отношения между барином и слугой в романе "Обломов" демонстрируют внешне противоречивое, но внутренне гармоничное единство. Обломов и Захар, несмотря на разницу в социальном статусе, имеют сходные черты характера и образа жизни. Они оба представляют собой продукт среды "Обломовки" и ее бездействия. Их взаимоотношения отражают глубокую доверчивость и преданность друг другу. Внешние противоречия между барином и слугой создают гармоничное единство, которое символизирует долгую историю их отношений и общую идентичность, которая остается несмотря на социальные различия.

8. Ознакомьтесь с критическими статьями, посвящёнными роману Гончарова «Обломов» (Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», 1859; А.В. Дружинин «“Обломов”, роман И.А. Гончарова», 1859). Сопоставьте позиции двух критиков в их трактовке характера главного героя романа.

Н.А. Добролюбов и А.В. Дружинин предлагают совершенно разные трактовки образа главного героя романа "Обломов" И.А. Гончарова.

Н.А. Добролюбов видит Обломова как жертву "обломовщины" и призывает к осуждению этой феноменальной лени и бездействия. Он рассматривает Обломова как типичного представителя русской интеллигенции, который несет ответственность за свое бездействие и пассивность. Для Добролюбова, Обломов является негативным образом, символизирующим упадок и безответственность в русском обществе.

А.В. Дружинин, напротив, считает Обломова обаятельным и любезным героем. Он признает его доброту, наивность и отсутствие злобы или злонамеренности. Дружинин видит в Обломове какую-то детскую невинность и симпатичность, которую невозможно не любить. Он оценивает образ Обломова как вполне положительный и несмотря на его лень и бездействие, находит в нем очарование.

Таким образом, Добролюбов и Дружинин представляют два противоположных взгляда на образ Обломова и его роль в романе "Обломов". Однако это иллюстрирует многогранность этого литературного произведения, которое может быть толковано по-разному в зависимости от точки зрения читателя или критика.

9*. В чём многозначность названия последнего романа гончаровской «трилогии» —  «Обрыв»? Какие персонажи романа напоминают героев «Обломова»? Кто из героев «Обрыва» являет собой новый, только ещё зарождающийся в России тип общественного деятеля?

Название романа "Обрыв" И.А. Гончарова имеет множество интерпретаций и символических аспектов. Во-первых, оно связано с местом действия произведения, усадьбой, расположенной на приволжском обрыве. Это физический "обрыв", который образно отражает разрыв между старыми традициями и новой эпохой, между прошлым и будущим.

Во-вторых, "обрыв" можно рассматривать как символический обрыв в судьбе героев. Это момент в их жизни, когда происходят важные изменения и переосмысления. Для Бориса Райского "обрыв" становится моментом размышлений и самоанализа, когда он понимает свою призвание и назначение. Для других персонажей тоже "обрыв" означает что-то важное и решающее.

Сходство между героями "Обрыва" и "Обломова" заключается в их интровертированности и склонности к внутреннему миру, мечтательности и артистичности. Оба они имеют некоторые черты обломовщины, но в разных контекстах.

Иван Тушин из "Обрыва" и Андрей Штольц из "Обломова" представляют типы деятельных помещиков, занимающихся современными общественными делами. Однако Тушин больше связан с идеями общественных реформ и прогресса, в то время как Штольц, хоть и активен в некоторых аспектах, склонен к более прагматичному подходу и бережет старые ценности.

Марк Волохов представляет собой новый тип общественного деятеля, только начинающего формироваться в России. Он представляет собой революционно-демократическую молодежь, нацеленную на перемены и борющуюся за права и свободы. Этот персонаж может быть рассмотрен как представитель нового поколения общественных деятелей, готовых идти на риск ради своих идеалов.

Таким образом, "Обрыв" И.А. Гончарова содержит разнообразные персонажи, каждый из которых символизирует определенные аспекты русской общественной жизни и период истории.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 10 класс учебник Зинин, Сахарова часть 1 страница 156-198