«Умом — Россию не понять...»
Страница 80
Вопросы и задания
1. В русле какой поэтической школы развился уникальный лирический дар Тютчева?
Фёдор Тютчев (1803-1873) развивал свой уникальный лирический стиль в русле романтизма. Он был одним из представителей русского романтизма, который стал важным движением в русской литературе в первой половине XIX века. Лиризм Тютчева, его образность и внимание к природе, чувствам, идеям и философским рассуждениям сделали его поэтическое наследие особенным и уникальным.
Однако стоит отметить, что Тютчев также был известен своими стихами, которые отражали политические и общественные вопросы своего времени. Его поэтический стиль можно охарактеризовать как романтический, с элементами метафизики и философии.
2*. Как в поэзии Тютчева представлены пушкинские традиции? Что в своё время привлекло Пушкина в тютчевских стихотворениях, присланных из Германии?
У Тютчева в поэзии прослеживаются пушкинские традиции, и его стихи многократно упоминаются Пушкиным как важные и значимые произведения. Тютчев принадлежит к пушкинской плеяде поэтов, и его творчество было вдохновлено Пушкиным. Пушкин оценивал стихи Тютчева и ценил его как поэта.
В творчестве Тютчева можно найти элементы, характерные для поэзии Пушкина, такие как лёгкость и ясность стиха, внимание к природе, чувственность и эмоциональность. Оба поэта обращались к вечным темам и идеям, таким как природа, человеческие чувства, время, истина и жизнь.
Кроме того, Пушкин оценил стихи Тютчева их политической и общественной значимостью, так как они затрагивали важные вопросы времени и рассматривали роль поэта в обществе.
3. В чём своеобразие тютчевского взгляда на человека и природу? Найдите в лирике поэта черты философского пантеизма, то есть обожествления природы («всё есть Бог»). Что, по Тютчеву, составляет трагедию человека как части природного мира, Вселенной?
Тютчевский взгляд на человека и природу отличается своеобразием и философской глубиной. В его лирике прослеживается черта философского пантеизма, то есть обожествления природы. Он видит в природе не просто внешний мир, но духовное начало, божественное начало. По Тютчеву, "всё есть Бог", и природа является проявлением высшей духовной силы.
Тютчев также рассматривает трагедию человека как части природного мира и Вселенной. Он видит разлад между природой и человеком, между душой человека и внешним миром. Дневной мир, как он пишет, скрывает в себе первородный хаос, и только ночью, в момент смерти, душа человека может слиться с этим первородным хаосом, достигнув гармонии с природой и Вселенной.
Тютчевский взгляд на природу и человека отличается от рационалистического подхода многих своих современников. Он видит в природе и человеке таинственное и мистическое, искренне веря в духовную связь между ними. Его лирика отражает поиск гармонии и единения с природой, а также осознание трагедии существования человека, разделенного между миром дня и миром ночи, между земным бытием и духовной реальностью.
4. Как в тютчевской лирике представлена тема любви? Почему поэт называет любовное чувство «убийственным», видя в нём «губительное начало»? Что сближает и что отличает интимную лирику Тютчева от любовных стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова? Подберите примеры.
В тютчевской лирике тема любви представлена с особой глубиной и философской насыщенностью. Поэт видит любовь как сложное и противоречивое чувство, которое может быть источником радости и страдания одновременно.
Тютчев называет любовное чувство "убийственным" и видит в нем "губительное начало", потому что он осознает, что любовь может привести к страстям и аффектам, которые способны разрушить человека. Он часто поднимает тему страсти, которая омрачает чистоту и светлость чувства. В своих стихотворениях он выражает идею, что любовь, страсть и судьба переплетаются в непредсказуемую смесь, и человек не всегда в состоянии контролировать свои чувства.
Интимная лирика Тютчева отличается от любовных стихотворений других поэтов, таких как Пушкин, Лермонтов и Некрасов, своей философской направленностью и глубоким анализом человеческих отношений. Тютчев исследует не только эмоциональную сторону любви, но и ее метафизический и философский аспект. Его стихи о любви часто олицетворяют любовь как загадочную и мистическую силу, способную изменить ход судьбы человека.
Примеры:
В стихотворении "Близнецы", Тютчев описывает любовь как силу, способную привести к самоубийству, что подчеркивает ее разрушительную природу. В стихотворении "В разлуке есть высокое значенье", он говорит о том, что любовь может быть как счастьем, так и источником страдания, и что разлука играет важную роль в жизни влюбленных, помогая им осознать ценность отношений.
5. Каков взгляд поэта на Россию, её духовные корни и социальные язвы? В чём сущность мессианского взгляда Тютчева на русскую историю и культуру?
Взгляд Тютчева на Россию отражает его глубокое уважение и веру в уникальные духовные корни этой страны. Он видит Россию как особый цивилизационный организм, сформированный на основе Православия и самодержавия, что делает ее отличной от западной Европы. Тютчев придает большое значение духовным ценностям и нравственным принципам, которые укрепились в русском обществе благодаря влиянию Православия.
Мессианский взгляд Тютчева на русскую историю и культуру заключается в убеждении, что Россия имеет великую историческую миссию в мировой истории. Он верит, что Россия призвана играть особую роль в сохранении и передаче духовных ценностей человечеству. Эта миссия основана на уникальных духовных традициях, которые присущи русской культуре.
Тютчев также обращает внимание на то, что Россия строит свой собственный путь развития, не подражая западным образцам. Он утверждает, что Россия, в то время как Запад вел борьбу между Церковью и светской властью, создавала свою собственную форму государственного устройства, объединяя Церковь и монархию в уникальный симбиоз.
6. Что нового внёс Тютчев в русскую поэзию? Как вы понимаете слова поэта и публициста И.С. Аксакова, сказанные о Тютчеве: «У него не то что мыслящая поэзия — а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее — а мысль чувствующая, живая».
Федор Тютчев внес множество новых элементов и особенностей в русскую поэзию, что делает его поэтическое наследие уникальным и важным для развития литературы. Ниже приведены некоторые из ключевых новшеств и особенностей его творчества:
Философская глубина: Тютчев был известен своей способностью выражать сложные философские и метафизические идеи в поэтической форме. Его стихи часто звучат как размышления о жизни, смерти, времени и природе. Он открывал новые горизонты для русской поэзии, обогащая ее духовным содержанием.
Импрессионизм: Тютчев был одним из первых русских поэтов, который внимательно наблюдал за природой и пытался передать ее красоту и эмоции в своих стихах. Его описания природы часто впечатляют своей живописностью и точностью.
Сложные метафоры и образы: Тютчев часто использовал сложные метафоры и образы, чтобы выразить свои мысли и чувства. Его стихи не всегда были легко понимаемыми, но они всегда вызывали интерес и вдохновляли к размышлениям.
Музыкальность и звучность: Поэзия Тютчева славится своей музыкальностью и звучностью. Его стихи мелодичны и приятны на слух, что делает их приятными для чтения и запоминания.
Слова И.С. Аксакова о Тютчеве, что его поэзия - это "поэтическая мысль" и "мысль чувствующая, живая", подчеркивают уникальное сочетание интеллекта и эмоций в его стихах. Тютчев способен был выразить сложные мысли и идеи, сохраняя при этом глубокую эмоциональность и красоту поэзии. Его стихи не только заставляли задуматься, но и трогали душу читателя своей глубиной и искренностью.
Лингвистический анализ текста
В своей лирике Ф.И. Тютчев стремится передать особое состояние мира, природы, человека. При этом важную роль играют глаголы. Определите художественную функцию глаголов с семантикой состояния в тютчевских стихотворениях, рассмотренных вами в данной теме.
Александр Николаевич Островский
Страница 100
Самостоятельный анализ текста*
Прочитайте комедию А.Н. Островского «Лес» (1870) и самоcтоятельно проанализируйте её, опираясь на следующие вопросы и задания:
1. Как в расстановке действующих лиц пьесы отразились особенности времени её написания? Чем объясняется столь пёстрое «смешение» сословий в пределах одной дворянской усадьбы?
2. Как в экспозиционной части пьесы переплетаются проблемы материального, имущественного характера и нравственные коллизии? Каким образом диалоги Аксюши и Буланова со слугой Карпом в начале I действия подготавливают знакомство с Раисой Павловной Гурмыжской — одной из основных участниц будущей интриги?
3. Какую роль в развитии действия играет сцена обсуждения Гурмыжской и её гостями письма Несчастливцева (4—5 явления I действия)? Как содержание письма и комментарии присутствующих подготавливают возможное развитие отношений между Гурмыжской и её племянником?
4. В чём перекликаются две основные сцены II действия: разговор Аксюши и Петра и появление Несчастливцева и Счастливцева? Как в упомянутых сценах раскрывается проблема взаимоотношений человека и жестокого мира, нравственного выбора личности перед лицом суровых обстоятельств?
5. Как соотносятся фамилия Несчастливцева и его судьба в прошлом и настоящем? Что стоит за фразой героя: «Подлости не люблю, вот моё несчастье»? С кем из героев русской классики можно сравнить Несчастливцева? Каких легендарных героев мировой литературы напоминает этот герой? Обоснуйте это сходство.
6. В чём смысл основной интриги, «подталкивающей» действие? Как соотносятся в ней трагическое и комическое начала? Какой «спектакль» разыгрывает Гурмыжская и какое действо разворачивают Несчастливцев и Счастливцев? К какому жанру вы бы отнесли каждое из «представлений»?
7. Как в сознании Несчастливцева соотносятся мир искусства и реальная жизнь? Можно ли отнести Несчастливцева к категории романтических героев и «укладывается» ли он в романтическую схему?
8. Как в V действии комедии реализуется упомянутый ранее «принцип качелей» (обсуждение Милоновым и Бодаевым письма Несчастливцева в начале пьесы и финальная отповедь Несчастливцева обитателям «леса» русской жизни)? В чём смысл цитируемого Несчастливцевым монолога Карла Моора из «Разбойников» Шиллера?
9. Каково социальное звучание семейного конфликта в «Лесе»? Обрёл ли кто-нибудь из героев счастье? Какую роль играет в пьесе традиционный для русской классики мотив дороги, странничества?
Драма «Гроза»
Страница 16
1. Какие новые «материки» нанёс на литературную карту России А.Н. Островский? Каковы отличительные черты его творчества?
Александр Николаевич Островский действительно внёс значительный вклад в русскую литературу, представив новый "материк" - быт и жизнь русского купечества и городской среды Замоскворечья. Его творчество отличается рядом характерных черт:
Реализм и образы из жизни: Островский создавал свои произведения на основе тщательного анализа реальных обстоятельств и быта. Его персонажи и сюжеты часто были вдохновлены реальными событиями и людьми, что придавало его произведениям высокую степень достоверности.
Социальная направленность: Островский был социальным критиком своего времени. В его пьесах часто поднимались вопросы социальной несправедливости, экономических противоречий и классовых различий. Он выступал за права обывателей и купцов, а также раскрывал их недостатки и пороки.
Юмор и сатира: В творчестве Островского присутствует множество комических ситуаций и персонажей. Его пьесы часто смешивают драму и комедию, что делает их яркими и запоминающимися. Он мастерски использовал юмор и сатиру, чтобы раскритиковать общественные недостатки.
Разнообразие образов: В творчестве Островского можно найти разнообразных персонажей, представляющих разные слои общества, от бедняков до богатых купцов. Он создавал живописные и многогранные образы, которые оставались в памяти читателей и зрителей.
Язык и диалоги: Островский владел языком настоящего москвича и умел передавать особенности разговорной речи. Его диалоги были острыми и выразительными, что делало его произведения доступными и живыми.
2. Какие социальные слои русского общества стали объектом изображения в «Недоросле» Д.И. Фонвизина, «Ревизоре» Н.В. Гоголя? Почему в своей первой комедии Островский обратился к быту и нравам купечества?
В комедии "Свои люди - сочтемся!" Д.И. Фонвизина и "Ревизоре" Н.В. Гоголя объектами изображения были разные социальные слои русского общества. В первом случае, в комедии Фонвизина, основными персонажами были дворяне и их быт, нравы, идущие вразрез с их привилегированным статусом. А в "Ревизоре" Гоголя, центральным сюжетом стали городские чиновники и мелкие чиновничьи аппараты. В обоих случаях авторы выявляли социальные проблемы и коррупцию, сатирически раскрывая пороки общества.
Что касается Александра Николаевича Островского, то в своей первой комедии "Свои люди - сочтемся!" он обратился к быту и нравам купечества. Этот выбор был важным и символичным, так как купечество представляло собой особый слой русского общества, обладающий своей спецификой и ценностями. Островский решил обратить внимание на этот социокультурный контекст и его проблемы.
Причины выбора купечества в его первой комедии могут быть разнообразными:
Актуальность проблемы: Купечество было важным и влиятельным слоем общества, и его проблемы были актуальными для того времени. Островский хотел выразить заботу о судьбе и будущем этого социального класса.
Желание показать разнообразие русской жизни: Островский стремился показать многообразие русской действительности и представить различные социальные среды. Купечество было важной частью этой действительности.
Сатира и социальная критика: Комедии Островского всегда были нацелены на социальную критику и сатиру. Изображение быта и нравов купечества позволило ему раскрыть различные аспекты общественных проблем и недостатков.
Таким образом, Островский выбрал купечество как объект изображения в своей первой комедии, чтобы поднять актуальные социальные и культурные вопросы, а также показать многообразие русской жизни и сатирически раскритиковать её негативные стороны.
3. Обратите внимание на неторопливую, «эпическую» экспозицию комедии «Свои люди — сочтёмся!». Какую художественную задачу она выполняет?
4. В 8 явлении I действия пьесы «Свои люди — сочтёмся!» Рисположенский рассказывает притчу о «маститом старце». Какое значение имеет этот рассказ для понимания дальнейших событий? Для чего автору понадобилась эта сюжетная «подсказка»?
Рассказ о "маститом старце" в пьесе "Свои люди — сочтемся!" Д.И. Фонвизина имеет важное значение для понимания дальнейших событий и темы пьесы.
Этот рассказ является аллегорией или притчей, которая передает главную идею произведения. В нем рассказывается о старце, который хотел избавиться от своего мастита, но действовал неосмотрительно, и это привело к тому, что он лишился и мастита, и молока.
Смысл этой притчи заключается в том, что старец действовал гораздо хуже, чем было нужно, и потерял не только излишки, но и то, что у него было. Это символично отражает ситуацию, в которую попадает герой Большов в пьесе. Он также хочет извлечь максимальную выгоду, но его алчность и жадность приводят к тому, что он теряет все свое имущество и становится банкротом.
5*. Столкнувшись с цензурными запретами, Островский вынужден был изменить финал «Своих людей…»: в дом Большовых является квартальный, который уполномочен препроводить Подхалюзина к следственному приставу по делу о мошенничестве. Что менял такой финал в общем звучании комедии? Сравните его с финалом комедии Ж.Б. Мольера «Тартюф».
6. Найдите в пьесе «Гроза» черты классицизма. Чем оправдано обращение писателя-реалиста к драматургической «архаике»?
В пьесе "Гроза" Александра Островского можно найти несколько черт классицизма, характерных для драмы:
Единый действующий персонаж: Пьеса сосредотачивается в основном на одном главном персонаже, который оказывает значительное влияние на ход событий. Этим персонажем является Катерина.
Соблюдение требований аристотелевской поэтики: Пьеса имеет ясную структуру с вступлением, развитием, и разрешением конфликта. Сюжет строится вокруг конфликта и его разрешения.
Поиск моральной урок: Как и в классической драме, в "Грозе" присутствует моральный урок. Конфликт и его исход служат для наблюдателей зрителям и читателям для обдумывания моральных и этических вопросов.
Однако, несмотря на наличие черт классицизма, Островский обращается к драматургической "архаике" не для того, чтобы подражать классическим образцам, а скорее для того, чтобы подчеркнуть свою собственную миссию как реалистического писателя. Он стремится показать реальные социальные проблемы и порицать "темное царство" мещанской жизни в России того времени.
Катерина, как персонаж, служит средством для анализа и критики этих общественных проблем. Её судьба и её решения сталкиваются с консервативными нормами и ожиданиями общества, что приводит к конфликту и драматическому разрешению. Таким образом, обращение к классическим элементам в драме помогает Островскому выразить свою критику мещанского общества и его рутинности болота домостроя.
7. Ознакомьтесь с основными положениями критических статей Н.А. Добролюбова («Луч света в тёмном царстве», 1859) и Д.И. Писарева («Мотивы русской драмы», 1864), посвящённых пьесе «Гроза». Соотнесите трактовки образа Катерины в этих работах. В чём сильные и слабые стороны двух критических концепций? Каковы, на ваш взгляд, истоки характера главной героини?
8. Авторское определение жанра «Грозы» — драма. Правы ли критики, вслед за Добролюбовым рассматривающие её как «народную трагедию»?
Оба варианта определения жанра пьесы "Гроза" Александра Островского имеют свои основания и аргументы. Она действительно может рассматриваться как драма и как "народная трагедия". Давайте рассмотрим оба варианта:
Драма:
Пьеса имеет драматическую структуру с конфликтом, развитием и разрешением. Внутрисемейный конфликт и моральные дилеммы главных персонажей образуют основу сюжета. Диалоги и монологи персонажей служат для раскрытия их характеров и внутренних переживаний. Социально-бытовая тематика позволяет автору исследовать социальные проблемы и порицать "темное царство" мещанской жизни. "Народная трагедия":
По мнению критиков, "Гроза" является не просто драмой о семейных конфликтах, но также и о трагедии русского народа и его обывателей, живущих в "темном царстве". В пьесе отражены социальные и нравственные проблемы русского общества, а не только индивидуальные судьбы персонажей. Катерина, как главная героиня, становится символом жертвы общественных норм и общенациональных конфликтов.
9. Обратите внимание на песни, звучащие в I и III действиях «Грозы». Какую роль они играют в характеристике персонажей и в общем звучании пьесы? В чём символический смысл образа Волги в пьесе?
Песни, звучащие в I и III действиях пьесы "Гроза" Александра Островского, играют важную роль в характеристике персонажей и в общем звучании пьесы:
Песня Кулигина в начале пьесы вводит нас в атмосферу "темного царства" и подчеркивает трагическую судьбу мещанской жизни. Она выражает мысли о смерти, одиночестве и грозе, которые станут важными мотивами для Катерины и других персонажей. Текст песни создает атмосферу предчувствия беды и неверного жизненного пути.
Песня Кудряша в III действии отражает моральный аспект пьесы. Здесь затрагивается тема греха и кары, мольбы о прощении и покаяние. Эта песня подчеркивает внутренний конфликт и внутренние моральные страдания персонажей, особенно Катерины.
Образ Волги в пьесе имеет символический смысл:
Волга, как широкая и могучая река, символизирует свободу и духовное пространство, которое отличается от узких и ограниченных рамок мещанской жизни. Волга также может рассматриваться как символ возможности искупления и очищения от грехов. Катерина обращается к Волге, как к символу надежды на новое начало и искупление своей греховной жизни. Волга представляет собой противоположность "темному царству" мещанской жизни и подчеркивает тему освобождения и смены обстоятельств.
10. Каково значение массовых сцен в «Грозе»? Как предcтавлена калиновская толпа и её «голоса» в ключевых сценах пьесы?
Почему Островский в афише пьесы указывает: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски»? Сопоставьте Бориса и Тихона.
Указание в афише "Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски" имеет символическое значение и отражает социокультурные различия между персонажами, особенно между Борисом и Тихоном:
Борис выделяется среди остальных персонажей своим модным и экстравагантным стилем одежды. Это указывает на его стремление к имитации западных образцов и мод, что в то время могло рассматриваться как символ нравственной и культурной деградации. Он представляет собой новое поколение, ориентированное на западные ценности и модные тенденции.
Тихон, наоборот, одет по-русски, что подчеркивает его традиционные и русские корни. Он является символом старой русской культуры и традиций. В отличие от Бориса, Тихон представляет старое поколение, которое придерживается русских ценностей и образа жизни.
Сопоставление между Борисом и Тихоном подчеркивает конфликт между старыми и новыми ценностями в русском обществе. Борис, одетый не по-русски, представляет собой силу, которая разрушает традиционные русские ценности, в то время как Тихон олицетворяет сохранение этих ценностей. Этот символический контраст усиливает драматургический и социокультурный аспекты пьесы "Гроза".
11*. Как соотносятся в «Грозе» языческие и христианские образы и мотивы? Рассмотрите с этих позиций ключевую символику пьесы.
В пьесе "Гроза" Александра Островского присутствует интересное сочетание языческих и христианских образов и мотивов, что добавляет глубину и символизму текста.
Языческие образы и мотивы: Катерина, главная героиня, олицетворяет языческую сторону русской культуры. Ее связь с природой, восприятие солнечных восходов и закатов, молитвы в саду и к родникам - все это ассоциируется с древними славянскими языческими верованиями, где природа и космос играли важную роль. Эти элементы также символизируют ее стремление к свободе и искреннему духовному опыту, независимо от того, бытует ли она среди христианских учений.
Христианские образы и мотивы: Несмотря на языческие мотивы, в пьесе также присутствуют христианские элементы. Молитвы Катерины, ее стремление к духовной чистоте и борьба с грехом отражают христианские ценности. Героиня олицетворяет противоречие между духовными и мирскими аспектами жизни.
Символика Волги также имеет сочетание языческих и христианских ассоциаций. Волга как могучая река может ассоциироваться с духами природы, характерными для языческой веры, но в контексте пьесы она также становится символом божественной милости и прощения, характерными для христианской традиции.
Итак, в "Грозе" Островский создал сложный мир, где языческие и христианские элементы переплетаются, представляя борьбу между духовными традициями и современными реалиями русской жизни. Это придает пьесе глубину и многозначность, позволяя размышлять над различными аспектами русской культуры и вероисповедания.
12. Каким образом гнёту самодуров противостоят Кудряш и Варвара? Почему такой путь невозможен для Катерины?
Характерные черты: Варвара и Кудряш обладают смелым и независимым характером, они более решительные и амбициозные в своих желаниях. Катерина, напротив, представлена как робкая и угнетенная личность, которая не способна на такой активный и дерзкий шаг.
Семейное положение: Катерина находится в браке с Подхалюзиным, и у нее есть семейные обязательства и ответственности перед ним. Это создает дополнительные преграды для того, чтобы она могла выбрать путь, аналогичный Варваре и Кудряшу, даже если бы у нее был бы желанный мужчина.
Общественное давление: Катерина подвергается сильному давлению общества и закона, которые в то время строго контролировали поведение женщин. Варвара и Кудряш, будучи молодыми и независимыми, менее подвержены этому давлению.
Таким образом, Варвара и Кудряш могли противостоять гнету самодуров и бежать в поисках свободы и счастья, но у Катерины были собственные ограничения и обстоятельства, которые делали такой путь невозможным для нее.
13. В чём сходны, а в чём противоположны нравственные представления Кабанихи и Катерины? Можно ли соотнести воззрения Марфы Кабановой с поучениями Домостроя?