menu
person


ГДЗ по литературе 10 класс Зинин, Сахарова часть 1 Страница 80-155 с ответами



Вопросы расмотренные в данном параграфе:

«Умом — Россию не понять...»
Страница 80
Вопросы и задания 
1. В русле какой поэтической школы развился уникальный лирический дар Тютчева?
2*. Как в поэзии Тютчева представлены пушкинские традиции? Что в своё время привлекло Пушкина в тютчевских стихотворениях, присланных из Германии?
3. В чём своеобразие тютчевского взгляда на человека и природу? Найдите в лирике поэта черты философского пантеизма, то есть обожествления природы («всё есть Бог»). Что, по Тютчеву, составляет трагедию человека как части природного мира, Вселенной?
4. Как в тютчевской лирике представлена тема любви? Почему поэт называет любовное чувство «убийственным», видя в нём «губительное начало»? Что сближает и что отличает интимную лирику Тютчева от любовных стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова? Подберите примеры.
5. Каков взгляд поэта на Россию, её духовные корни и социальные язвы? В чём сущность мессианского взгляда Тютчева на русскую историю и культуру?
6. Что нового внёс Тютчев в русскую поэзию? Как вы понимаете слова поэта и публициста И.С. Аксакова, сказанные о Тютчеве: «У него не то что мыслящая поэзия —  а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее —  а мысль чувствующая, живая».
Лингвистический анализ текста 
В своей лирике Ф.И. Тютчев стремится передать особое состояние мира, природы, человека. При этом важную роль играют глаголы. Определите художественную функцию глаголов с семантикой состояния в тютчевских стихотворениях, рассмотренных вами в данной теме.
Александр Николаевич Островский
Страница 100
Самостоятельный анализ текста* 
Прочитайте комедию А.Н. Островского «Лес» (1870) и самоcтоятельно проанализируйте её, опираясь на следующие вопросы и задания:
1. Как в расстановке действующих лиц пьесы отразились особенности времени её написания? Чем объясняется столь пёстрое «смешение» сословий в пределах одной дворянской усадьбы?
2. Как в экспозиционной части пьесы переплетаются проблемы материального, имущественного характера и нравственные коллизии? Каким образом диалоги Аксюши и Буланова со слугой Карпом в начале I действия подготавливают знакомство с Раисой Павловной Гурмыжской —  одной из основных участниц будущей интриги?
3. Какую роль в развитии действия играет сцена обсуждения Гурмыжской и её гостями письма Несчастливцева (4—5 явления I действия)? Как содержание письма и комментарии присутствующих подготавливают возможное развитие отношений между Гурмыжской и её племянником?
4. В чём перекликаются две основные сцены II действия: разговор Аксюши и Петра и появление Несчастливцева и Счастливцева? Как в упомянутых сценах раскрывается проблема взаимоотношений человека и жестокого мира, нравственного выбора личности перед лицом суровых обстоятельств?
5. Как соотносятся фамилия Несчастливцева и его судьба в прошлом и настоящем? Что стоит за фразой героя: «Подлости не люблю, вот моё несчастье»? С кем из героев русской классики можно сравнить Несчастливцева? Каких легендарных героев мировой литературы напоминает этот герой? Обоснуйте это сходство.
6. В чём смысл основной интриги, «подталкивающей» действие? Как соотносятся в ней трагическое и комическое начала? Какой «спектакль» разыгрывает Гурмыжская и какое действо разворачивают Несчастливцев и Счастливцев? К какому жанру вы бы отнесли каждое из «представлений»?
7. Как в сознании Несчастливцева соотносятся мир искусства и реальная жизнь? Можно ли отнести Несчастливцева к категории романтических героев и «укладывается» ли он в романтическую схему?
8. Как в V действии комедии реализуется упомянутый ранее «принцип качелей» (обсуждение Милоновым и Бодаевым письма Несчастливцева в начале пьесы и финальная отповедь Несчастливцева обитателям «леса» русской жизни)? В чём смысл цитируемого Несчастливцевым монолога Карла Моора из «Разбойников» Шиллера?
9. Каково социальное звучание семейного конфликта в «Лесе»? Обрёл ли кто-нибудь из героев счастье? Какую роль играет в пьесе традиционный для русской классики мотив дороги, странничества?
Драма «Гроза»
Страница 16
Вопросы и задания 
1. Какие новые «материки» нанёс на литературную карту России А.Н. Островский? Каковы отличительные черты его творчества?
2. Какие социальные слои русского общества стали объектом изображения в «Недоросле» Д.И. Фонвизина, «Ревизоре» Н.В. Гоголя? Почему в своей первой комедии Островский обратился к быту и нравам купечества?
3. Обратите внимание на неторопливую, «эпическую» экспозицию комедии «Свои люди —  сочтёмся!». Какую художественную задачу она выполняет?
4. В 8 явлении I действия пьесы «Свои люди —  сочтёмся!» Рисположенский рассказывает притчу о «маститом старце». Какое значение имеет этот рассказ для понимания дальнейших событий? Для чего автору понадобилась эта сюжетная «подсказка»?
5*. Столкнувшись с цензурными запретами, Островский вынужден был изменить финал «Своих людей…»: в дом Большовых является квартальный, который уполномочен препроводить Подхалюзина к следственному приставу по делу о мошенничестве. Что менял такой финал в общем звучании комедии? Сравните его с финалом комедии Ж.Б. Мольера «Тартюф».
6. Найдите в пьесе «Гроза» черты классицизма. Чем оправдано обращение писателя-реалиста к драматургической «архаике»?
7. Ознакомьтесь с основными положениями критических статей Н.А. Добролюбова («Луч света в тёмном царстве», 1859) и Д.И. Писарева («Мотивы русской драмы», 1864), посвящённых пьесе «Гроза». Соотнесите трактовки образа Катерины в этих работах. В чём сильные и слабые стороны двух критических концепций? Каковы, на ваш взгляд, истоки характера главной героини?
8. Авторское определение жанра «Грозы» —  драма. Правы ли критики, вслед за Добролюбовым рассматривающие её как «народную трагедию»?
9. Обратите внимание на песни, звучащие в I и III действиях «Грозы». Какую роль они играют в характеристике персонажей и в общем звучании пьесы? В чём символический смысл образа Волги в пьесе?
10. Каково значение массовых сцен в «Грозе»? Как предcтавлена калиновская толпа и её «голоса» в ключевых сценах пьесы?
Почему Островский в афише пьесы указывает: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски»? Сопоставьте Бориса и Тихона.
11*. Как соотносятся в «Грозе» языческие и христианские образы и мотивы? Рассмотрите с этих позиций ключевую символику пьесы.
12. Каким образом гнёту самодуров противостоят Кудряш и Варвара? Почему такой путь невозможен для Катерины?
13. В чём сходны, а в чём противоположны нравственные представления Кабанихи и Катерины? Можно ли соотнести воззрения Марфы Кабановой с поучениями Домостроя?






Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 10 класс учебник Зинин, Сахарова часть 1 страница 80-155