Предисловие Страница 8 Вопросы и задания 1. Что представляла собой общекультурная ситуация, в которой формировалась русская литература второй половины XIX века? 2*. Прокомментируйте известный тезис В.Г. Белинского: «Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведённую в идеал, приведённую в сознание». 3. Опираясь на материал предисловия, составьте краткий словарь понятий, связанных с культурной жизнью России второй половины XIX века (для комментариев и дополнений используйте справочную литературу и интернет-ресурсы). ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Прекрасное начало Страница 13 Вопросы и задания 1. В чём проявилась преемственность литературных эпох (творчество писателей XVIII столетия и художественные открытия классиков первой и второй половины XIX в.)? С какими крупными писательскими именами связаны основные вехи становления большой литературы в России? Каковы причины стремительного, ускоренного её восхождения к высотам мировой культуры? 2. Какую роль в возникновении феномена отечественной классики сыграли особенности развития русского литературного языка? 3. С какими литературными направлениями связаны основные этапы развития русской художественной мысли? Охарактеризуйте ведущие принципы этих направлений, опираясь на изученное в предыдущих классах. ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Идейные направления, критика, журналистика 1860—1890-х годов От литературных мечтаний к литературной борьбе Под бременем «проклятых вопросов» На переломе веков Страница 29 Вопросы и задания 1. Какие политические, экономические и культурные тенденции определили своеобразие литературной ситуации второй половины XIX века в России? 2. Почему в указанный период столь важную роль в литературе стала играть журналистика, литературная критика? Охарактеризуйте ведущие журналы, их направленность, состав авторов. Что определило литературную судьбу «Современника», «Отечественных записок», «Русского слова» и других демократических и либеральных изданий 1860—1870-х годов? Сделайте краткие сообщения об основных принципах и представителях «реальной», «эстетической» и «органической» критики. 3. Какие идейные, литературно-общественные течения сформировали облик отечественной литературы на рубеже веков? В чём выразилось её жанровое своеобразие и проблемная многосоставность? 4. Совместно с учителем разработайте и оформите схему (в графическом или электронном варианте) «Идейно-художественные направления в русской литературе второй половины XIX века». Фёдор Иванович Тютчев Смелость поэтической мысли «О, как убийственно мы любим...» Страница 76 Самостоятельный анализ текста* Прочитайте стихотворения Ф.И. Тютчева «Probléme» («С горы скатившись, камень лёг в долине...», 1833), «Увы, что нашего незнанья...» (1854) и «Нам не дано предугадать...» (1869). Сопоставьте три тютчевских шедевра, опираясь на следующие сравнительные характеристики: • принадлежность стихотворений к жанру лирической миниатюры; • полемико-философская мысль, лежащая в основе сюжета; • риторические приёмы заострения авторской мысли; • афористичность поэтического высказывания; • роль курсива в передаче авторской философской концепции; • строгая законченность формы, её предельная отточенность; • камерность тютчевских «экспромтов», авторская установка на «медленное» чтение.