Предисловие
Страница 8
Вопросы и задания
1. Что представляла собой общекультурная ситуация, в которой формировалась русская литература второй половины XIX века?
В общекультурной ситуации, которая формировалась во второй половине XIX века в России, русская литература заняла центральное место. Этот период получил прозвище "золотого века" русской литературы. Он характеризовался разнообразием направлений, течений, книг, журналов, литературных салонов и обществ. Важнейший уровень литературного развития поддерживала критика, которая представляла различные, новые подходы к оценке литературных произведений.
Российское общество стало обладать особым читательским интересом и интеллектуальной элитой. Практически все слои населения стремились выразить себя через художественное слово и "критическую" литературу. Развитие экономики было связано с ростом интереса к точным и естественным наукам, что нашло отражение даже в литературе, как например, в образе Базарова из романа "Отцы и дети" Тургенева.
Русский театр стал отражением различных слоев общества, которые ранее оставались малозаметными в драматургии. Произведения Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Сухово-Кобылина отразили чаяния и проблемы разных социальных групп. В живописи и архитектуре второй половины века возникли публичные дискуссии и соревнования. "Передвижники" и Третьяковская галерея стали важными явлениями в искусстве.
В музыке также проявились разнообразные стили и направления. Композиторы Мусоргский, Глинка, Кюи, Чайковский внесли свой вклад в музыкальное искусство. Понятие "интеллигенция" приобрело особое значение, олицетворяя духовность и интеллектуальный труд. Общественное положение также изменилось для офицеров, священников, разночинцев. Новые социальные слои и проблемы стали объектом литературного исследования, на что указывает разнообразие романов, повестей и очерков.
Общество стало более осознанно и ответственно относиться к культуре, литературе и критике. Журналисты стали быстро реагировать на потребности общества и несли ответственность за каждое слово, так как общественное мнение стало важным фактором. Таким образом, историческая обстановка этого периода стала стимулом для творчества русских писателей и поэтов, которые определяли культурное развитие второй половины XIX века в России.
2*. Прокомментируйте известный тезис В.Г. Белинского: «Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведённую в идеал, приведённую в сознание».
Тезис В.Г. Белинского, который гласит: «Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведённую в идеал, приведённую в сознание», отражает глубокую идею о роли литературы в жизни общества. Этот тезис свидетельствует о том, что литература не только отражает реальные явления и события, но и способна выявить идеальные, лучшие стороны жизни, а также помочь обществу осознать и понять свои проблемы и ценности.
3. Опираясь на материал предисловия, составьте краткий словарь понятий, связанных с культурной жизнью России второй половины XIX века (для комментариев и дополнений используйте справочную литературу и интернет-ресурсы).
Золотой век: Относится к XIX веку, который считается "золотым" для русской культуры из-за выдающихся литературных, художественных и музыкальных достижений.
Литературные салоны: Места встречи интеллектуалов и художников для обсуждения культурных вопросов, чтения литературных произведений и обмена идеями.
Литературные общества: Группы писателей и литературных деятелей, объединенные общими творческими целями и идеями.
Читательские круги: Группы людей, собиравшиеся для чтения и обсуждения литературных произведений, часто принимали активное участие в общественной жизни.
Критика: Критики играли важную роль в оценке и формировании литературных и художественных произведений, внесая вклад в развитие литературной среды.
Интеллигенция: Группа образованных людей, часто связанных с литературой, искусством и общественной деятельностью, влияние которых оказывало влияние на культурную и социальную сферы.
Социальные изменения: Отмена крепостного права, рост индустриализации и урбанизации привели к изменениям в обществе и способствовали появлению новых тем и мотивов в литературе.
Общественные движения: Возникновение различных движений и инициатив, таких как аболиционизм (борьба за отмену крепостного права) и народничество (социальное движение в поддержку народа), оказали влияние на художественные и литературные работы.
Символизм: Литературное направление, представители которого стремились выразить скрытые смыслы через символы и метафоры, исследовали мистические и духовные аспекты.
Передвижники: Художественное объединение, основанное в 1870-х годах, призванное выражать реальную жизнь народа и критиковать социальные неравенства.
Третьяковская галерея: Крупнейшая коллекция русского искусства, созданная Третьяковым, она стала символом поддержки и развития отечественного искусства.
Музыкальные композиторы: Вторая половина XIX века была богата талантливыми композиторами, такими как Чайковский, Мусоргский, Глинка, которые внесли вклад в развитие музыкальной культуры.
Романтизм и реализм: Литературные направления, которые представляли разные подходы к описанию мира, в том числе эмоционально-идеализированный романтизм и более реалистичный реализм.
Интеллектуальные и социальные идеалы: Литература отражала идеалы образованных слоев общества, их стремление к развитию, гуманизму, равенству и свободе.
Интерес к точным и естественным наукам: Развитие экономики и науки стимулировало интерес к наукам, отразившись, например, в характере героев литературных произведений.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Прекрасное начало
Страница 13
1. В чём проявилась преемственность литературных эпох (творчество писателей XVIII столетия и художественные открытия классиков первой и второй половины XIX в.)? С какими крупными писательскими именами связаны основные вехи становления большой литературы в России? Каковы причины стремительного, ускоренного её восхождения к высотам мировой культуры?
Преемственность литературных эпох между XVIII столетием и первой половиной XIX века в России проявилась через переход и развитие художественных направлений и тематик. Это связано с тем, что многие писатели XIX века строили свои творческие подходы на основе опыта и наследия предыдущих эпох.
Классицизм XVIII века, с его стремлением к ясной структуре, строгой форме и универсальным истинам, оказал влияние на классицизм первой половины XIX века. Александр Пушкин, например, в своих стихотворениях и романах сочетал классическую форму с личными переживаниями и эмоциями. Преемственность проявилась и в том, что писатели XIX века продолжали заниматься морально-философскими вопросами, которые важны и для классицизма, и для романтизма.
Основные вехи становления большой литературы в России связаны с именами выдающихся писателей:
Александр Пушкин: Считается основателем современной русской литературы. Он создал первые национальные романы ("Евгений Онегин", "Пиковая дама") и драмы ("Борис Годунов"), совмещая романтические и классические элементы.
Николай Гоголь: Его произведения ("Мертвые души", "Ревизор", "Вий") сочетают в себе сатирическую критику общества с мистическими и фольклорными мотивами.
Иван Тургенев: Писатель внес вклад в развитие реализма, описывая социальные и психологические аспекты русской жизни в романах "Отцы и дети", "Дворянское гнездо".
Фёдор Достоевский: Его произведения ("Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы") анализируют глубокие психологические и философские аспекты человеческой природы.
Лев Толстой: Романы "Война и мир", "Анна Каренина" и философские сочинения делают его одним из величайших романистов мировой литературы.
Стремительное восхождение русской литературы к высотам мировой культуры обусловлено сочетанием нескольких факторов. Внутренняя обостренность общественных и моральных вопросов, эмоциональность и глубина писателей, а также их способность отражать национальную душу и универсальные человеческие ценности сделали русскую литературу уникальной и привлекательной для мировой аудитории.
2. Какую роль в возникновении феномена отечественной классики сыграли особенности развития русского литературного языка?
Особенности развития русского литературного языка сыграли ключевую роль в возникновении феномена отечественной классики. Эти особенности стали одним из важнейших факторов, способствовавших формированию уникальной и выразительной литературной традиции в России.
Языковое разнообразие и гибкость: Русский язык имеет широкий спектр лексических, грамматических и стилистических возможностей. Это позволило писателям создавать разнообразные художественные образы, точно выражать эмоции и настроения персонажей, передавать сложные психологические состояния. Великие писатели классической эпохи, такие как Александр Пушкин, Фёдор Достоевский и Лев Толстой, использовали богатство русского языка для создания глубоких и многогранных характеров и сюжетов.
Способность к интеграции: Русский язык обладает способностью интегрировать различные слои общества и диалекты, что отразилось в литературе. Писатели классической эпохи часто использовали разнообразные языковые регистры и реалии, чтобы создать живописные портреты персонажей и оживить окружающий мир.
Специфика литературных жанров: Русский литературный язык позволял писателям экспериментировать с различными жанровыми формами. От поэтических стихов до прозы различных видов, таких как романы, рассказы и пьесы, язык был гибким инструментом для выражения разнообразных идей и концепций.
Связь с национальной культурой и духовностью: Русский язык был и остаётся тесно связанным с национальной культурой, историей и духовностью. Отражение национальных традиций, ценностей и образа жизни стало важной особенностью русской классической литературы.
3. С какими литературными направлениями связаны основные этапы развития русской художественной мысли? Охарактеризуйте ведущие принципы этих направлений, опираясь на изученное в предыдущих классах.
Основные этапы развития русской художественной мысли связаны с различными литературными направлениями, которые оказывали значительное влияние на русскую литературу и культуру в целом. Вот краткая характеристика основных направлений и их принципов:
Классицизм (конец XVII века - первая половина XVIII века): Принципы:
Стремление к гармонии и симметрии в произведениях. Уважение к канонам и правилам литературного искусства. Жесткая структура произведений, соблюдение единства времени, места и действия. Высокие идеалы, благородство, чувства и действия в соответствии с нравственностью. Возвеличивание человека как разумного существа. Образование, ученость и знание как важные ценности. Романтизм (начало XIX века): Принципы:
Бетонирование индивидуальности, выражение эмоций и чувств. Протест против общественных ограничений, бунтарство и стремление к свободе. Уход в мир мистики, фантастики и необъяснимого. Возвышение интуиции и внутреннего мира человека. Подчеркивание важности природы, нравственных дилемм и человеческих страстей. Идея о недостижимых идеалах и романтических героях. Реализм (вторая половина XIX века): Принципы:
Точное и объективное изображение действительности. Изучение жизни обычных людей, их социальных условий и психологии. Отказ от вымысла в пользу живописи реальной жизни. Социальная ориентированность, разбор социальных проблем и неравенств. Литература как зеркало общества, способствующее пониманию реальности. Подчеркивание важности морали, этики и разностороннего изучения человеческой натуры. Каждое из этих направлений отразило дух своей эпохи и было связано с изменениями в обществе, культуре и мировоззрении. Они оставили глубокий след в русской литературе, внося свой вклад в формирование национальной и мировой художественной культуры.
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Идейные направления, критика, журналистика 1860—1890-х годов
От литературных мечтаний к литературной борьбе
Под бременем «проклятых вопросов»
На переломе веков
Страница 29
1. Какие политические, экономические и культурные тенденции определили своеобразие литературной ситуации второй половины XIX века в России?
Вторая половина XIX века в России была периодом значительных политических, экономических и культурных изменений, которые оказали сильное влияние на литературную ситуацию этого времени.
Политические тенденции:
Отмена крепостного права в 1861 году существенно изменила социальную структуру общества, влияя на статус и положение крестьянства и дворянства. Этот переход к новому общественному устройству нашел отражение в литературе, где стали актуальными темы освобождения и социальной справедливости. Рост политического сознания и общественной активности привел к появлению различных общественных и политических движений, что также отразилось в литературе через изображение героев с политическими убеждениями и амбициями. Экономические тенденции:
Промышленный подъем и индустриализация сопровождались изменениями в структуре общества, а также переселением людей из деревни в города. Это привело к появлению новых социальных и экономических проблем, которые нашли отражение в литературе. Стремление к модернизации и интеграции в мировую экономику также повлияло на интерес к западным образцам и идеям, что отразилось в литературе через критику российской действительности и внимание к зарубежным тенденциям. Культурные тенденции:
Усиление интереса к русской национальной истории, культуре и народным традициям стало характерным через рост национального самосознания. Это нашло отражение в литературе через использование народных мотивов и мифологии. Взаимодействие с западной культурой и влияние западных идей привели к появлению новых течений и стилей в литературе. Российские писатели стали интерпретировать и адаптировать западные литературные тенденции под российские условия.
2. Почему в указанный период столь важную роль в литературе стала играть журналистика, литературная критика? Охарактеризуйте ведущие журналы, их направленность, состав авторов. Что определило литературную судьбу «Современника», «Отечественных записок», «Русского слова» и других демократических и либеральных изданий 1860—1870-х годов? Сделайте краткие сообщения об основных принципах и представителях «реальной», «эстетической» и «органической» критики.
В указанный период журналистика и литературная критика стали важными инструментами формирования общественного мнения, литературного вкуса и направления художественного развития. Это объясняется рядом факторов, включая расширение круга читателей, увеличение интереса к культурным вопросам, формирование общественных движений и политических течений.
Направленность и ведущие журналы:
«Современник» (редактор Н.А. Некрасов): важный орган публикации публицистики, прозы и поэзии. Основное направление — демократическое, заботящееся о социальных и национальных интересах. «Отечественные записки» (редактор А.Н. Пыпин): ведущее издание с фокусом на историю, литературу, культуру и образование. «Русское слово» (редактор М.Н. Катков): либеральное направление, поддерживавшее дворянскую реформу и интеллигенцию. Литературные судьбы журналов:
«Современник» стал форумом для многих выдающихся писателей, таких как Гоголь, Тургенев, Достоевский. Он способствовал развитию реалистического направления и поддерживал демократические идеи. «Отечественные записки» выступили как площадка для публикации научных статей и критических материалов, в том числе М.Е. Салтыкова-Щедрина и Д.И. Писарева. «Русское слово» стало органом оппозиционных либералов и государственных критиков, таких как Герцен, Грачев и Огарев. Основные принципы критики:
«Реальная критика» (Писарев): акцент на анализе социальной реальности, критика общественных явлений, нравственность и практичность. «Эстетическая критика» (Бельский): приоритет эстетической стороны литературного произведения, внимание к художественным аспектам, стилю и форме. «Органическая критика» (Добролюбов): подчеркивание взаимосвязи и взаимодействия художественных элементов и общественной сущности, важность органичности и внутренней правдивости.
3. Какие идейные, литературно-общественные течения сформировали облик отечественной литературы на рубеже веков? В чём выразилось её жанровое своеобразие и проблемная многосоставность?
На рубеже XIX века в русской литературе сформировались разнообразные идейные и литературно-общественные течения, которые в значительной мере определили её облик и разнообразие. Эти течения отражали социокультурные изменения и поиски в обществе, а также разнообразие взглядов и ценностей.
Проблемы и течения:
Классицизм: Век начинался с продолжения влияния классицизма, представленного творчеством Державина и Хвостова. Однако этот стиль становился все более устаревшим, и новые идеи начали его постепенно замещать.
Сентиментализм: Это направление было связано с увлечением чувствами, природой и искренностью. Творчество Карамзина и Озерова в значительной степени олицетворяло сентиментальные черты.
Романтизм: В XIX веке романтизм стал доминирующим направлением. Поэты Жуковский и Батюшков внесли важный вклад в развитие романтической поэзии, подчеркивая чувства, эмоции и возвышенные идеалы.
Реализм: Возникновение реализма, сосредоточившего внимание на объективном изображении действительности, привело к появлению новых форм прозы и драмы. Творчество Радищева и Востокова стало мостом между предыдущими направлениями и реализмом.
Критический реализм: Это направление выделяется особой проблематикой и анализом социальных явлений. Грибоедов стал представителем этого направления, высмеивая нравы высшего общества в своей комедии "Горе от ума".
Жанровое своеобразие и проблемная многосоставность русской литературы на рубеже веков проявились в разнообразии литературных форм и жанров. Романтики создавали лирику, эпические поэмы, раскрывая внутренний мир личности. Реалисты сосредотачивались на повести и романе, вкладывая в них анализ общественных явлений и характеров. Комедия Грибоедова идентифицировала реалистический подход с сатирой.
Принципы «реальной», «эстетической» и «органической» критики определяли различные подходы к анализу и оценке литературных произведений. Реалисты, например, склонялись к «реальной» критике, подчеркивая социальное и нравственное значение литературы. «Эстетическая» критика, наоборот, ставила в центр художественные аспекты и форму. «Органическая» критика, примером которой был Добролюбов, стремилась обнаружить взаимосвязь художественных и общественных сторон литературы, подчеркивая их единство.
4. Совместно с учителем разработайте и оформите схему (в графическом или электронном варианте) «Идейно-художественные направления в русской литературе второй половины XIX века».
Фёдор Иванович Тютчев
Смелость поэтической мысли
«О, как убийственно мы любим...»
Страница 76
Самостоятельный анализ текста*
Прочитайте стихотворения Ф.И. Тютчева «Probléme» («С горы скатившись, камень лёг в долине...», 1833), «Увы, что нашего незнанья...» (1854) и «Нам не дано предугадать...» (1869). Сопоставьте три тютчевских шедевра, опираясь на следующие сравнительные характеристики:
• принадлежность стихотворений к жанру лирической миниатюры;
• полемико-философская мысль, лежащая в основе сюжета;
• риторические приёмы заострения авторской мысли;
• афористичность поэтического высказывания;
• роль курсива в передаче авторской философской концепции;
• строгая законченность формы, её предельная отточенность;
• камерность тютчевских «экспромтов», авторская установка на «медленное» чтение.
Принадлежность стихотворений к жанру лирической миниатюры: Все три стихотворения безусловно принадлежат к жанру лирической миниатюры. Они компактны по размерам, в каждом из них автор выражает свои внутренние размышления и эмоции.
Полемико-философская мысль, лежащая в основе сюжета: Каждое из стихотворений затрагивает философские вопросы. "Probleme" олицетворяет загадку природы и зависимость человека от высших сил. "Увы, что нашего незнанья..." рассматривает ограниченность знания и непредсказуемость будущего. "Нам не дано предугадать..." подчеркивает невозможность предвидеть результаты своих действий.
Риторические приёмы заострения авторской мысли: Во всех трех стихотворениях используются риторические приемы, такие как риторические вопросы ("Probleme", "Увы, что нашего незнанья...") и восклицания ("Увы, что нашего незнанья..."). Эти приемы помогают подчеркнуть авторскую мысль и воздействовать на чувства читателя.
Афористичность поэтического высказывания: Все три стихотворения содержат афористичные высказывания, которые выражают сложные философские идеи в компактной форме. Например, "Увы, что нашего незнанья..." задает вопрос о недостатке знания в короткой и выразительной форме.
Роль курсива в передаче авторской философской концепции: Курсив используется во всех стихотворениях для выделения ключевых слов и понятий, которые обогащают философский смысл текстов. Например, "Нам не дано предугадать..." выделяет слова "дано" и "предугадать", усиливая значимость этих понятий.
Строгая законченность формы, её предельная отточенность: Все три стихотворения имеют строгую и изысканную форму, что позволяет им звучать как завершенные цельные произведения. Рифма, метр и структура усиливают эффект завершенности.
Камерность и медленное чтение: Тютчевские стихотворения обладают камерной атмосферой, они требуют вдумчивого и медленного прочтения для полного понимания сложных философских идей, заключенных в них.