menu
person


ГДЗ по литературе 10 класс учебник Лебедева часть 1 Страница 279-316



Страница 279

Вопросы для самопроверки

1. Как удаётся Некрасову превратить рассказ о судьбе одной крестьянской семьи в повествование общенационального масштаба?

Некрасов искусно переплетает судьбу одной крестьянской семьи с общенациональным характером, уводя читателя сквозь века российской истории. В его повествовании семья становится символом национальной единства, а через призму её судьбы раскрываются многовековые традиции и ценности русского народа. В фокусе внимания — Дарья, жена умершего крестьянина, олицетворяющая высшие человеческие качества в условиях тяжелых испытаний. Некрасов видит в этой преданности и любви источник духовной силы, объединяющей всю российскую общность.

2. Каким предстаёт народкрестьянин в поэме «Мороз, Красный нос»?

В поэме "Мороз, Красный нос" облик народного крестьянина проявляется через две отдельные, но взаимосвязанные судьбы. Дарья, вдова Прокла, становится воплощением национальной выдержанности, противостоящей бедам с неослабевающим рвением и заботой о близких. Вторым образом народа является сам Прокл, умерший крестьянин, чья самопожертвенность и готовность жертвовать собой для блага своих близких отражают дух русского народа в его величии, силе и любви к ближним.

Для индивидуальной работы

1.  Выучите наизусть фрагмент поэмы, изображающий «тип величавой славянки». Объясните, почему эти строки стали одним из хрестоматийных изображений русской женщины в литературе.

В "Морозе, Красном носе" Некрасов воплощает образ идеальной русской женщины, олицетворяющей красоту и силу духа народа. Этот образ стал культовым в литературе, став символом материнской нежности, силы и верности, отражая идеалы русской женской души.

2. Раскройте значение фольклорных образов в художественном мире поэмы.

В поэме «Мороз, Красный нос» фольклорные образы играют ключевую роль. Образ молодца, «голубчика сизокрылого», и его поэтическое описание создают прочную связь с русским народом. Постоянные эпитеты выделяют этот образ как символ народного духа. Два других образа, «несметная рать» и Мороз-воевода, воплощают трудности, сталкивающиеся с русской женщиной, и являются символами её несгибаемой силы перед испытаниями судьбы.

Страница 284

Вопросы для самопроверки

1.  Что ценит и воспевает Некрасов в народном отношении к труду? В каких его произведениях звучит этот мотив?

В творчестве Некрасова высоко ценится народное отношение к труду, где труд воспринимается как нечто священное, направленное на общее благо. В стихотворении "Железная дорога", строители видят смысл в своей работе, несмотря на трудности. Уважение к труженикам проявляется в строках, призывающих уважать труд и благословлять народный труд. Мотив трудолюбия звучит в различных произведениях, таких как "Дума", "Мужичок с ноготок", "Элегия", "Крестьянские дети", "Кому на Руси жить хорошо", "Сцены из лирической комедии 'Медвежья охота'".

2.  Что помогает поэту не поддаться общему разочарованию в народе в пореформенные годы?

Убеждение в духовной силе и нравственной красоте народа, а также вера в обновляющую мощь природы, помогли Некрасову не потерять веру в будущее в период после реформ. Он изображал трудности крестьянской жизни, но в то же время подчеркивал их духовное богатство, щедрость и способность радоваться счастью других. В творчестве поэта народ предстает как труженик, заслуживающий уважения и восхищения. В стихотворении «Железная дорога» Некрасов выражает веру в то, что Россия преодолеет трудности и построит светлое будущее.

Для индивидуальной работы

Перечитайте стихотворения Некрасова из цикла «Стихи русским детям». Какие идеи вложил в эти стихотворения поэт? Сумел ли он сделать свои стихи доступными и увлекательными для детей?

В цикле «Стихи русским детям» Некрасов вкладывает идеи добра, бережного отношения к природе и любви к животным. Стихотворения о дедушке Мазае и дядюшке Якове передают образы добрых и жизнерадостных людей, приносящих свет в жизни детей. В «Пчёлах» поэт через притчу обучает нравственным нормам и благодарности. Некрасов сделал свои стихи привлекательными для детей, используя динамичные события, забавные ситуации и добрый юмор.

Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений (фрагмента).

Страница 286

Вопросы для самопроверки

1.  Какие изменения происходят в лирике Некрасова в 1870е годы?

В 1870-е годы Некрасов становится более традиционным, обращаясь к литературным традициям и углубляясь в эстетические и этические аспекты. Его поэзия становится более обобщенной и символической, с укрупнением образов и переосмыслением старых тем и образов. Народная жизнь изображается новым образом, представляя крестьянский мир в более абстрактной форме по сравнению с предыдущим периодом.

2. Почему поэт активно обращается к пушкинским традициям в произведениях тех лет?

Обращение к пушкинским традициям для Некрасова становится способом укрепить свои поэтические убеждения, найдя в Пушкине авторитет и подтверждение актуальности темы народа. Воскрешение пушкинского мира в стихотворении «Элегия» не только придает его собственным стихам вечный смысл, но и подчеркивает актуальность темы народа. Параллели и отголоски пушкинских строк в «Элегии» исследуют драматизм судьбы поэта и вопросы отклика народа на его творчество. Обращение к пушкинским традициям смягчает сомнения Некрасова и внушает терпение и надежду в ответе на его поэтический зов. Овладение опытом Пушкина становится для Некрасова не только укреплением своей позиции, но и сохранением собственной уникальности.

Страница 292

Вопросы для самопроверки

1. Почему в 1870е годы Некрасов обращается к образам народных заступников — декабристов?

В 1870-е годы обращение Некрасова к образам народных заступников, в частности декабристов, стало реакцией на события того времени. В 1889 году появилось тайное революционное общество «Народная расправа», организованное С. Г. Нечаевым, чья программа предвестие угрозы разрушения. Некрасов, чувствуя опасность этого пробуждения, откликнулся поэмами "Дедушка" и "Русские женщины". В своих мыслях, он не приемлемал гражданское возмущение без высших нравственных принципов и политику, не освященную христианским идеалом. В поэмах, народные заступники представлены не только героически, но и духовно, придерживаясь высшего идеала богочеловеческого совершенства. Таким образом, Некрасов выражал свое несогласие с революционной бездуховностью того времени через создание историко-героических произведений.

2. Какое осмысление подвига декабристов и их жён Некрасов предлагает в поэмах «Дедушка» и «Русские женщины»?

В поэмах "Дедушка" и "Русские женщины" Некрасов осмысляет подвиг декабристов и их жён сквозь призму идеальных параметров святости, внедряя христианский подтекст в детали повествования. В "Дедушке" герой символизирует христианское прощение обид и лишений, а библейские мотивы пронизывают поэму, отражая трагедию библейской истории. "Русские женщины" усиливают христианский подтекст во второй части, где сцена встречи супругов напоминает апокриф "Хождение Богородицы по мукам". Некрасов, изменяя название на "Русские женщины", придает героиням общенациональное звучание, отстраняясь от аристократического кодекса чести.

Для самостоятельной работы

Подготовьте развёрнутое сообщение о поэме «Русские женщины». Покажите, на какие источники опирался поэт в работе над ней. Прочитайте в классе ключевые фрагменты произведения.

Страница 294

Вопросы для самопроверки

1.  С какими сложностями столкнулись исследователи, определяя композиционное расположение глав поэмы?

В определении композиционного расположения глав поэмы "Последыш" исследователи столкнулись с трудностью, вызванной решением Некрасова развернуть вторую часть поэмы в качестве финала. Попытка опубликовать "Пир на весь мир" была неудачной из-за цензурных ограничений, и поэт не успел указать порядок частей. Разные точки зрения появились после смерти поэта, и поэму разместили в различных порядках в различных изданиях. Спор о правильной последовательности частей не был разрешен и остался в тупике.

2. В чём особенности жанра «Кому на Руси жить хорошо»?

Жанр "Кому на Руси жить хорошо" представляет собой эпопею, характеризующуюся изображением целой эпохи в жизни народа. Она отличается незавершённостью, а её композиция построена по законам классической эпопеи. Произведение состоит из автономных частей и глав, связанных темой странствующих мужиков. Однако эпопея лишена целеустремлённости, поэт не спешит привести действие к разрешению, а стремится к полноте воссоздания жизни и многообразию народных характеров. В поэме также присутствует множество фольклорных элементов, включая пословицы, поговорки, песни и персонажи русских былин.

3.  Почему вопрос о завершённости или незавершённости произведения нельзя решить однозначно?

В работе над поэмой, начатой в 1863 году и прерванной смертью в 1877-м, художник оставил за собой горькое чувство незавершённости, выраженное в словах: «Одно, о чём сожалею глубоко, это — что не кончил свою поэму "Кому на Руси жить хорошо"». Однако вопрос о завершённости или незавершённости этого произведения не поддается однозначному решению. Прежде всего, признания самого поэта могут быть субъективно преувеличены, учитывая, что чувство неудовлетворённости у писателя часто присутствует всегда. Во-вторых, поэма задумывалась как эпопея, представляющая целую эпоху народа, и в её характере заключена незавершённость. Эпопею можно бесконечно продолжать, но также можно поставить точку на определенном этапе её пути.

Страница 299

Вопросы для самопроверки

1.  Какую роль играют в поэме народнопоэтические образы «Пролога»?

В поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" фольклор играет ключевую роль, возможно, самую важную. В "Прологе" описывается встреча семи мужиков как великое эпическое событие, аналогичное сбору легендарных героев на бой или пир в народных сказаниях. Эпический размах распространяется на всю Русь, вынося действие за узкие рамки. Семерка странников становится образом грандиозного эпоса, при этом число "семь" обладает магическим значением в фольклоре. Фольклорные мотивы в "Прологе" выполняют двойственную функцию: придают эпический масштаб вступлению произведения и подчеркивают ограниченность сознания спорщиков, отклоняющихся от праведных путей в своем представлении о счастье.

2. Почему первоначальное понимание счастья мужиками-правдоискателями вызывает авторскую иронию?

Сказочный мир "Пролога" пропитан легкой иронией, раскрывающей недостаточно развитое крестьянское сознание, ещё неспособное к абстрактным рассуждениям. Народная мысль не выделяется в отдельную сущность, а сливается с природой, выражаясь через поступки и драки мужиков. Некрасов не упускает возможности показать ограниченность и примитивность взглядов персонажей, сводящих счастье к материальному достатку. Поддерживается ирония даже в выборе "толстопузого купчину" в качестве кандидата на роль счастливца. При всей поверхностной комичности спора мужиков между тем поднимается более глубокий вопрос о смысле человеческого счастья, его месте и природе.

3. Как обнаруживается в поэме поверхностность суждения о счастье как покое, богатстве, чести?

Изначально мужики ограничивают свое понимание счастья материальными ценностями, такими как покой, богатство и честь. Однако встреча с попом изменяет их взгляд. Священник формулирует их смутные представления о счастье, но затем отвергает их, указывая, что ни покой, ни богатство, ни честь не соответствуют христианскому пониманию счастья. Исповедь священника раскрывает не только социальные противоречия в стране, но и более глубокие, связанные с несовершенством человеческой природы. В его словах о душевном спокойствии на земле для неравнодушного к ближнему проявляется глубокий смысл, выходящий за пределы поверхностного суждения о счастье.

Страница 313-314

Литературоведческий практикум

ПОЭМАЭПОПЕЯ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

1.  Подготовьте сообщение о творческой истории поэмы, раскройте на конкретных примерах её жанровые особенности.

2. Покажите, опираясь на текст, как меняется представление странников о счастье и счастливых. Почему истинно счастливым поэт считает Гришу Добросклонова? Разделяете ли вы его мысли?

3. Проанализируйте образ одного из персонажей поэмы: расскажите о его судьбе, покажите, какими средствами поэт изображает этого героя, раскройте роль этого образа в сюжете поисков счастливого.

4. Как в поэме осуществляется принцип поэтического «многоголосья»? Покажите на конкретных примерах, какого художественного эффекта добивается с его помощью Некрасов.

Анализ эпизода

1.  Проанализируйте фрагмент «Счастливые» из главы «Сельская ярмонка».

В главе «Счастливые» Н. А. Некрасов использует иронию, представляя сцену, где крестьяне ожидают встречи с счастливым человеком. Центральным моментом становится бочонок «вина бесплатного», который, однако, символизирует не столько счастье, сколько иллюзию и отвлечение от реальных поисков. Герои, вместо того чтобы продолжать свой поиск, отвлекаются на мимолетное удовольствие, подчёркивая тем самым иронию ситуации.

2.  Почему правдоискатели решили искать счастливых среди простых людей?

"Семерым временнообязанным" из главы "Счастливые" не хотят продолжать поиски, поэтому они останавливаются, ища счастье среди тех, кто ближе. Мужицкая хитрость проявляется в стремлении найти счастливого в толпе, что также отражает представление русского мужика о счастье. Они ищут утешение в «веселии пити», но это ложное счастье, требующее отрезвления и осознания несовершенства их жизни.

3. Кого и почему они согласились и не согласились признать счастливыми?

Три группы претендентов на «косушечку» — те, кому поднесли, не поднесли, и о ком неясно. В первой группе солдат, каменотёс, и мужик считают себя счастливыми, несмотря на жизненные тяготы. Во второй группе дьячок, старуха, и дворовый не признают счастья, из-за противоречий, невероятных историй или благородной болезни. Третья группа, старик, крестьянин, нищие, и Ермил Гирин, служит предупреждением о трудностях, с которыми может столкнуться даже тот, кто кажется сильным или благополучным.

4.  Как в этом эпизоде показано пробуждение самосознания народа? Для индивидуальной работы

В главе «Счастливые» пробуждение народного самосознания проявляется в недоверии к ложным историям, в отказе от почитания дворянских болезней и сочувствии к тем, кто пережил страдания. Ермил Гирин становится ярким примером этого пробуждения, собрав средства на мельницу и активно поддерживая интересы своего класса в борьбе за права собственности. Его жизненный путь отражает современные реалии и проблемы, вытекающие из нехватки готовности крестьянства к необходимым переменам.

1. Перечитайте главу «Поп» и объясните, почему рассказ священника о жизни духовного сословия вызывает и смущение, и сочувствие странников.

2. Подготовьте сообщение в классе на тему «Как меняется образ народного мира от „Сельской ярмонки“ и „Пьяной ночи“ к главе „Счастливые“, что нового в народные представления о счастье вносят Яким Нагой и Ермил Гирин?».

3. Подготовьте развёрнутое сообщение о Савелии — богатыре святорусском. Что сближает этого героя с народными заступниками из других произведений Некрасова?

4. По главе «Крестьянка» подготовьте рассказ о судьбе Матрёны Тимофеевны. Сопоставьте её с другими героинями поэзии Н. А. Некрасова.

5. Сравните состояние народного мира в «Последыше» и главе «Пир на весь мир» и подготовьте ответ на вопрос: как изменяется народный мир в «Пире...» по сравнению с «Последышем» и о чём свидетельствуют эти перемены?

6.  Проанализируйте фрагменты поэмы, в которых создаётся образ Гриши Добросклонова. Как поэту удаётся соединить в этом герое черты народной души и нравственное сознание русского интеллигента?


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 10 класс учебник Лебедева часть 1 Страница 279-316