Страница 279 Вопросы для самопроверки 1. Как удаётся Некрасову превратить рассказ о судьбе одной крестьянской семьи в повествование общенационального масштаба? 2. Каким предстаёт народкрестьянин в поэме «Мороз, Красный нос»? Для индивидуальной работы 1. Выучите наизусть фрагмент поэмы, изображающий «тип величавой славянки». Объясните, почему эти строки стали одним из хрестоматийных изображений русской женщины в литературе. 2. Раскройте значение фольклорных образов в художественном мире поэмы. Страница 284 Вопросы для самопроверки 1. Что ценит и воспевает Некрасов в народном отношении к труду? В каких его произведениях звучит этот мотив? 2. Что помогает поэту не поддаться общему разочарованию в народе в пореформенные годы? Для индивидуальной работы Перечитайте стихотворения Некрасова из цикла «Стихи русским детям». Какие идеи вложил в эти стихотворения поэт? Сумел ли он сделать свои стихи доступными и увлекательными для детей? Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений (фрагмента). Страница 286 Вопросы для самопроверки 1. Какие изменения происходят в лирике Некрасова в 1870е годы? 2. Почему поэт активно обращается к пушкинским традициям в произведениях тех лет? Страница 292 Вопросы для самопроверки 1. Почему в 1870е годы Некрасов обращается к образам народных заступников — декабристов? 2. Какое осмысление подвига декабристов и их жён Некрасов предлагает в поэмах «Дедушка» и «Русские женщины»? Для самостоятельной работы Подготовьте развёрнутое сообщение о поэме «Русские женщины». Покажите, на какие источники опирался поэт в работе над ней. Прочитайте в классе ключевые фрагменты произведения. Страница 294 Вопросы для самопроверки 1. С какими сложностями столкнулись исследователи, определяя композиционное расположение глав поэмы? 2. В чём особенности жанра «Кому на Руси жить хорошо»? 3. Почему вопрос о завершённости или незавершённости произведения нельзя решить однозначно? Страница 299 Вопросы для самопроверки 1. Какую роль играют в поэме народнопоэтические образы «Пролога»? 2. Почему первоначальное понимание счастья мужиками-правдоискателями вызывает авторскую иронию? 3. Как обнаруживается в поэме поверхностность суждения о счастье как покое, богатстве, чести? Страница 313-314 Литературоведческий практикум ПОЭМАЭПОПЕЯ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» 1. Подготовьте сообщение о творческой истории поэмы, раскройте на конкретных примерах её жанровые особенности. 2. Покажите, опираясь на текст, как меняется представление странников о счастье и счастливых. Почему истинно счастливым поэт считает Гришу Добросклонова? Разделяете ли вы его мысли? 3. Проанализируйте образ одного из персонажей поэмы: расскажите о его судьбе, покажите, какими средствами поэт изображает этого героя, раскройте роль этого образа в сюжете поисков счастливого. 4. Как в поэме осуществляется принцип поэтического «многоголосья»? Покажите на конкретных примерах, какого художественного эффекта добивается с его помощью Некрасов. Анализ эпизода 1. Проанализируйте фрагмент «Счастливые» из главы «Сельская ярмонка». 2. Почему правдоискатели решили искать счастливых среди простых людей? 3. Кого и почему они согласились и не согласились признать счастливыми? 4. Как в этом эпизоде показано пробуждение самосознания народа? Для индивидуальной работы 1. Перечитайте главу «Поп» и объясните, почему рассказ священника о жизни духовного сословия вызывает и смущение, и сочувствие странников. 2. Подготовьте сообщение в классе на тему «Как меняется образ народного мира от „Сельской ярмонки“ и „Пьяной ночи“ к главе „Счастливые“, что нового в народные представления о счастье вносят Яким Нагой и Ермил Гирин?». 3. Подготовьте развёрнутое сообщение о Савелии — богатыре святорусском. Что сближает этого героя с народными заступниками из других произведений Некрасова? 4. По главе «Крестьянка» подготовьте рассказ о судьбе Матрёны Тимофеевны. Сопоставьте её с другими героинями поэзии Н. А. Некрасова. 5. Сравните состояние народного мира в «Последыше» и главе «Пир на весь мир» и подготовьте ответ на вопрос: как изменяется народный мир в «Пире...» по сравнению с «Последышем» и о чём свидетельствуют эти перемены? 6. Проанализируйте фрагменты поэмы, в которых создаётся образ Гриши Добросклонова. Как поэту удаётся соединить в этом герое черты народной души и нравственное сознание русского интеллигента?