Страница 207 Вопросы для самопроверки 1. Почему в зрелый период творчества Островский возвращается к сюжетам и коллизиям своих пьес 1850—1860х годов? 2. Как удаётся драматургу передать изменения, происходящие в пореформенном русском обществе? Каково его отношение к ним? Для индивидуальной работы 1. Объясните, почему Островский назвал свою комедию «Лес». В чём художественно-символический смысл такого названия? 2. Проанализируйте монолог Аркашки Счастливцева о жизни в доме богатого дядюшки. Дайте оценку этому персонажу. 3. Как вы понимаете слова Несчастливцева: «Нет, мы — артисты, благородные артисты, а комедианты — вы»? Покажите на конкретных примерах из текста комедии, что поведение многих её героев проникнуто пошловатой «театральностью». 4. Подготовьте анализ одной из пьес Островского, посвящённых театральному миру, жизни актёров. Подумайте, почему автор противопоставляет артистическую среду людям из «хорошего общества». Страница 209 Вопросы для самопроверки 1. Как определяет автор жанр пьесы «Снегурочка»? Почему? 2. Как в волшебной истории о Снегурочке проявляется связь с современностью? Для индивидуальной работы Подготовьте сообщение о том, как продолжилась жизнь Снегурочки Островского в произведениях других видов искусства. Страница 222 Вопросы для самопроверки 1. Какими предстают богатые купцы Бряхимова в пьесе «Бесприданница»? Что отличает новое поколение торговых людей от патриархального купечества прошлых лет? 2. Что сближает Ларису в «Бесприданнице» с Катериной Кабановой? 3. Почему Лариса так жестоко обманывается в людях? 4. Сравните Паратова и Карандышева. Чем могли увлечь эти герои Ларису и чего в них она не замечала? 5. Какие главные душевные свойства привлекают в героине драмы? Почему судьба Ларисы складывается трагично? 6. В чём смысл названия пьесы? Как оценивает Островский утрату национального «приданого» героями произведения? Страница 225 Вопросы для самопроверки 1. Что отличает драматургию Островского от классической западноевропейской драмы? 2. Как вы понимаете определение «пьесы жизни»? 3. Почему именно Островский считается создателем русского национального театра? Страница 229 Вопросы для самопроверки 1. С какими страницами русской истории связана судьба рода Тютчевых? 2. Почему выбор Тютчевым дипломатического поприща можно считать проявлением семейной традиции? Страница 231 Вопросы для самопроверки 1. Что в биографии и мировоззрении Тютчева связывает его с кругом «любомудров»? 2. В чём видит Тютчев ошибку декабристов? Какие политические идеи поэта выразились в стихотворении «14 декабря 1825 года»? Страница 232 Вопросы для самопроверки 1. Как связано изображение природы Тютчевым с идеями немецкой философии? 2. Как вы понимаете строки стихотворения «Не то, что мните вы, природа…»? Повторение изученного 1. Вспомните стихотворения Тютчева, изученные вами ранее. Каким предстаёт в них природный мир? 2. Какому литературному направлению свойственно создавать в лирике психологизированный пейзаж, наделять природные явления человеческими эмоциями и страстями? Можно ли отнести к этому направлению поэзию Тютчева? Страница 242-244 Для индивидуальной работы 1. Подготовьте рассказ о малой родине Тютчева, используя учебник и рекомендованную учителем литературу. 2. Дайте характеристику поколению «любомудров», определите отличие их общественной позиции от взглядов декабристов, раскройте их роль в становлении самобытной русской мысли и философской лирики. 3. Подготовьте сообщение о литературной судьбе Тютчева. В чём проявилось особое положение Тютчева среди русских писателей XIX века? 4. Покажите, какое значение в лирике Тютчева приобретает тема трагического одиночества человека в мире на примере анализа стихотворений «Silentium!» и «Нам не дано предугадать...». 5. На примере предложенных учителем для анализа стихотворений покажите своеобразие изображения природы в философской лирике Тютчева, особенности её метафорического языка. 6. Подберите самостоятельно и проанализируйте стихи Тютчева, в которых идёт борьба космических и хаотических стихий бытия. Литературоведческий практикум ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф. И. ТЮТЧЕВА 1. Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «О, как убийственно мы любим...». Раскройте творческую историю произведения, его биографический подтекст. Покажите, как идея стихотворения раскрывается при помощи особого композиционного строения, использования приёма антитезы, других средств художественной выразительности. 2. Самостоятельно проанализируйте одно из стихотворений Тютчева («Предопределение», «Чему молилась ты с любовью…», «Последняя любовь», «Она сидела на полу…», «Весь день она лежала в забытьи…»). Почему изображение любви в поэзии Тютчева носит трагический характер? 3. Сравните стихотворение Тютчева «К. Б.» («Я встретил вас, и всё былое…») с пушкинским «К***» («Я помню чудное мгновенье…»).