menu
person


ГДЗ по литературе 10 класс учебник Лебедева часть 1 Страница 134-156


Страница 134

Вопросы для самопроверки

1.  Как в годы каторги и ссылки Чернышевский продолжал просветительскую и творческую работу?

2. Как новый этап его духовного становления отразился в романе «Пролог»? В чём это произведение полемично по отношению к роману «Что делать?»?

Новый этап духовного становления Чернышевского отразился в романе "Пролог", который является полемическим произведением по отношению к его более раннему роману "Что делать?". В "Прологе" противопоставлены революционеры-демократы и либералы, что отражает изменение взглядов Чернышевского. В романе "Пролог" он более критически оценивает идею свободной любви и понимает, что изменение общества и человеческих отношений будет длительным и постепенным процессом. Герой Волгин становится типичным интеллигентом, который предпочитает ожидание и постепенные перемены. Этот роман показывает эволюцию взглядов автора и его понимание необходимости терпеливой борьбы за изменения в обществе.

Для индивидуальной работы

1.  Раскройте основные этапы биографии Чернышевского, опираясь на учебник и дополнительные источники. Подготовьте презентацию по данной теме.

Ранняя жизнь и образование (1828-1846): Николай Гаврилович Чернышевский родился в 1828 году в Саратове в семье протоиерея. С детства он проявлял интерес к чтению, несмотря на свои проблемы с зрением. До 14 лет учился дома под руководством отца.

Университетские годы и формирование мировоззрения (1846-1850): В 1843 году он поступил в Саратовскую духовную семинарию, а затем перешел в Петербургский университет. Здесь его мировоззрение начало формироваться под влиянием идей материализма и работ В. Белинского и А. Герцена.

Публицистическая и педагогическая деятельность (1850-1860): После учебы он работал учителем в Саратове и вступил в сотрудничество с журналом "Современник", где публиковал критические статьи о русской литературе и писал о социальных и экономических вопросах.

Арест и тюремное заключение (1862): В 1862 году он был арестован и отправлен в Петропавловскую крепость из-за подозрения в связях с запрещенным журналом "Современник". В тюрьме он начал писать роман "Что делать?".

Каторга и ссылка (1864-1883): В 1864 году Чернышевский был отправлен в Забайкалье на каторгу и в ссылку. Здесь он продолжал писать и работать над своими произведениями, включая романы "Старина" и "Пролог".

Смерть (1889): Чернышевский умер в 1889 году в городе Саратове.

2.   Докажите факт влияния романа «Что делать?» на русскую литературу, обратившись к знакомым вам произведениям, в которых есть отклики на роман Чернышевского или полемика с ним.

Роман "Что делать?" Н. Г. Чернышевского оказал значительное влияние на русскую литературу и вызвал широкие дискуссии в обществе. Вот несколько произведений и авторов, которые откликнулись на роман Чернышевского или вели полемику с его идеями:

Ф. М. Достоевский: Достоевский выразил свою критику и альтернативное видение "нового человека" в романах "Записки из подполья" и "Преступление и наказание". Он считал идеи Чернышевского утопическими и несовместимыми с реальной человеческой природой.

Л. Н. Толстой: В "Войне и мире" Лев Толстой коснулся идей Чернышевского через персонажа Пьера Безухова. Пьер пытается осуществить своего рода "чернышевский" проект, преобразуя свою жизнь и влияя на исторический процесс. Однако Толстой внес свой взгляд на роль индивида в истории, считая ее стихийной и неподконтрольной разумной воле.

И. С. Тургенев: В романе "Отцы и дети" Иван Тургенев представил образы "новых людей" через персонажа Евгения Базарова. Базаров, как и герои Чернышевского, представляет собой тип "нового человека", но его идеалы сильно отличаются от утопических идей Чернышевского. Этот роман можно рассматривать как частичное обсуждение идей, выдвигаемых в "Что делать?".

Таким образом, роман "Что делать?" стал одним из центральных произведений русской литературы 1860-х годов и вызвал множество откликов и полемик в литературном сообществе. Он вдохновил других писателей рассматривать и обсуждать идеи "нового человека" и его роли в обществе.

Язык литературы

По учебнику русского языка повторите определение дискуссии и правила её ведения. Подготовьтесь в группах и проведите дискуссию на тему: «Нужно ли современному школьнику изучать роман Н. Г. Чернышевского  „Что  делать?“?»

Страница 138

Вопросы для самопроверки

1. Что отличало Гончарова от его современников — писателей второй половины XIX века?

Гончаров отличался от многих своих современников-писателей второй половины XIX века следующими особенностями:

Спокойствие и уравновешенность: В отличие от многих писателей своей эпохи, Гончаров был характеризован спокойствием и уравновешенностью. Его произведения не переполнены страстями и духовными порывами, которые были характерны для многих писателей того времени.

Отсутствие бурных духовных порывов: Гончаров не был одержим духовными порывами и не был захвачен общественными страстями, которые были распространены в его эпоху. Он не воспринимал изменения в обществе второй половины XIX века с энтузиазмом, а скорее с недоверием.

Трезвость и простота: Его произведения отличались трезвостью и простотой. Гончаров считал, что искусство не должно приспосабливаться к переменчивым формам жизни, и поэтому в его работах прослеживается определенная стабильность и неподвижность.

Вглядывание в прошлое: В столкновении патриархального уклада с буржуазным, Гончаров видел не только исторический прогресс, но и утрату духовных ценностей. Это заставляло его обращаться к прошлому России, в котором он находил теплоту отношений, уважение к традициям и духовный союз человека с природой.

2. Почему работа над каждым романом занимала у Гончарова многие годы?

Работа Гончарова над каждым из его романов занимала многие годы по нескольким причинам:

Тщательность и медлительность: Гончаров был известен своей тщательностью и медлительностью как писатель. Он подходил к созданию каждого произведения с особой тщательностью, стремясь к максимальной детализации и глубине. Его художественная работа была похожа на создание уникальных искусственных шедевров.

Недоверие к быстро меняющемуся обществу: Вторая половина XIX века была временем быстрых общественных изменений и перемен. Гончаров, однако, был недоверчив к этим переменам и считал, что художник должен ориентироваться на законченные и устойчивые формы, которые не подвергаются влиянию моментальных течений общества.

Интерес к законченным типам и образам: Гончаров верил, что задача истинного писателя - создать устойчивые типы и образы, которые формируются из многих наблюдений и повторений явлений и лиц. Это требовало от него долгих наблюдений и глубокого анализа жизни и характеров людей.

3.  Какие особенности художественной манеры Гончарова критик Добролюбов закрепил в определении «объективный талант»?

Критик Добролюбов определил талант Гончарова как "объективный талант" на основе следующих особенностей его художественной манеры:

Отсутствие философии и нравоучения: Гончаров не пускается в философские рассуждения и моральные уроки. Он изображает жизнь такой, какой он её видит как художник, не вмешиваясь в философские или нравственные дебаты. Это придает его произведениям особую нейтральность и позволяет читателям сами интерпретировать события и персонажей.

Полнота образа предмета: Гончаров стремится создать полный и объективный образ предмета, не увлекаясь какой-то одной стороной его. Он анализирует и изображает предмет со всех сторон, выжидая совершения всех моментов явления. Это позволяет читателям получить максимально полное представление о предмете и его окружении.

Спокойное повествование и объективность: Гончаров характеризуется спокойным стилем повествования, который стремится к максимальной объективности и полноте непосредственного изображения жизни. Он не вмешивается в ход событий и не придаёт своим рассказам эмоциональных окрасок или субъективных оценок.

Для индивидуальной работы

1. Подготовьте подробное сообщение о биографии Гончарова, дополните его слайдовой презентацией.

2. Познакомьтесь с книгой очерков «Фрегат „Паллада“». Подготовьте выразительное чтение нескольких ярких фрагментов из неё. Покажите, как проявляется мастерство автора в описании путевых впечатлений и его отношение к увиденному во время путешествия.

Страница 142

Вопросы для самопроверки

1. В чём смысл названия романа «Обыкновенная история»?

Смысл названия романа "Обыкновенная история" заключается в подчеркивании того, что события и конфликты, разворачивающиеся в романе, являются типичными и обыденными для жизни людей. Это не история о выдающихся событиях или героях, а скорее история о том, как обычные жизненные обстоятельства и разногласия могут повлиять на судьбу главных персонажей. Гончаров подчеркивает, что конфликт между Александром и его дядей, а также столкновение миров провинции и столицы - это типичные ситуации, которые могли произойти с кем угодно.

2. В чём видит Гончаров слабые стороны романтизма Александра Адуева и прагматизма его дядюшки Петра Адуева?

Гончаров видит слабые стороны романтизма Александра Адуева в его наивности и доверчивости. Александр верит в идеализированные образы дружбы и любви, но его мечтательность оказывается несостоятельной в реальном мире, особенно в столичной среде. С другой стороны, слабостью прагматизма Петра Адуева является его скептицизм и расчетливость, которые могут привести к отчуждению от духовных ценностей и искренних отношений.

3.  Как в целом противопоставлены в романе патриархальный мир русской провинции и современная жизнь столицы?

В романе патриархальный мир русской провинции представлен как мир искренних чувств, духовных ценностей и теплых отношений между людьми. Этот мир формирует характер Александра и его романтические иллюзии. С другой стороны, современная жизнь столицы, представленная через действия и влияние Петра Адуева, символизирует трезвый и деловой взгляд на мир, где преобладает расчетливость и эгоизм. Конфликт между этими двумя мирами подчеркивает разницу в ценностях и идеалах, что способствует развитию сюжета романа.

Страница 144

Вопросы для самопроверки

1.  В чём видит автор «Фрегата „Паллады“» отрицательные стороны деловитой европейской цивилизации?

Автор "Фрегата 'Паллада'" видит отрицательные стороны деловитой европейской цивилизации в её механизированности и лишении человеческого элемента. Он описывает, что в Европе жизнь подобна машине, где каждая минута распланирована, и нет места для лишних движений или шалостей. Гончаров поднимает вопрос о том, что в этой стремительной и рациональной жизни теряется место для чудесности и таинственности, которые были ранее присутствующими в человеческом опыте. Его описание Европы характеризуется отсутствием непредсказуемости и спонтанности, а также утратой важных духовных ценностей.

2. Чем близка Гончарову культура народов Азии и Дальнего Востока?

Культура народов Азии и Дальнего Востока близка Гончарову как пример самобытной цивилизации, отличающейся от западноевропейской. Он видит в этой культуре ценности, которыми можно поучиться и которые могут сохранить гармонию между человеком и природой. Примером служит матрос Сорокин, который основал хозяйство и научил тунгусов выращивать хлеб, при этом соблюдая духовные ценности. Гончаров признаёт, что технический прогресс и хищническое отношение к природе могут привести к гибели жизни на Земле, и поэтому он видит в культуре народов Азии и Дальнего Востока альтернативу этому пути.

3. Какие вопросы Гончаров ставит перед читателями очерков?

Гончаров ставит перед читателями в своих очерках ряд важных вопросов. Он задаётся вопросом о том, в каком направлении движется американский и европейский мир с их техническим прогрессом и насилием над природой. Он также поднимает вопрос о возможности человечества достичь блаженства через насилие и борьбу, а также об альтернативных, более гуманных путях к прогрессу, основанных на союзе с природой и духовном развитии. Гончаров призывает читателей размышлять над этими важными вопросами о будущем человеческой цивилизации и её отношении к природе.

Страница 154-156

Для индивидуальной работы

1.  Объясните, почему роман Гончарова назван именем главного героя.

2. Продолжение какого литературного типа увидел в Обломове критик Добролюбов? Согласны ли вы с таким суждением?

3.  Проработайте литературно-критические статьи, посвящённые роману и покажите (используя цитаты), как оценили тип Обломова современные Гончарову и позднейшие критики (А. В. Дружинин,  А. А. Григорьев,  И. Ф. Анненский,  М. М. Пришвин).

4. В чём Гончаров следует гоголевским приёмам создания образа? В чём развивает его традиции?

5.  Почему обломовское бездействие нельзя сводить только к барской лени и привычке пользоваться чужим трудом?

Литературоведческий практикум «ОБЛОМОВ»

1.  По 1й части романа проследите, как Гончаров использует различные художественные приёмы для создания полного, объективного портрета главного героя. Покажите, какую роль в этом играют: речь героя (в том числе его внутренние монологи), интерьер, художественные детали, предыстория героя и т. д.

2. Дайте анализ эпизодов посещения Волковым, Пенкиным и Судьбинским ленивца Обломова (часть 1, гл. 2). Покажите, чем привлекателен в этой сцене Обломов.

3.  Сравните описание кабинета Обломова с описанием кабинета Манилова в гоголевских «Мёртвых душах» и покажите, в чём близки и чем отличаются друг от друга творческие манеры Гоголя и Гончарова.

Описания кабинетов Обломова и Манилова действительно имеют некоторые сходства, так как оба Гоголь и Гончаров используют эти описания, чтобы раскрывать характеры своих героев и передавать их внутренний мир через предметы окружающей их среды. Однако творческие манеры Гоголя и Гончарова также имеют свои особенности и различия.

Сходства:

Использование предметов для характеризации героев: Как Гоголь, так и Гончаров используют предметы в кабинетах героев для передачи их характеров и особенностей. Книга, табак, диван и другие предметы служат символическими элементами, которые отражают внутренний мир и образ жизни Манилова и Обломова.

Противоречие между внешним впечатлением и реальностью: В обоих описаниях кабинетов есть элементы, которые придают внешнюю роскошь или аккуратность, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это прикрывает пустоту и безобразие. У Манилова это проявляется в заложенной книге и аккуратно расставленных зеркалах, а у Обломова - в диване и запущенных вещах.

Различия:

Гоголевская карикатурность и сатира: Гоголь в "Мёртвых душах" использует сильную сатиру и карикатурность при описании Манилова и его кабинета. Кабинет Манилова является яркой карикатурой бедноты и пустоты его души. Гоголь склонен к преувеличению и маскированию через смешивание комического и трагического.

Более глубокий психологический анализ Гончарова: Гончаров в "Обломове" предоставляет более глубокий психологический анализ героя. Кабинет Обломова, хотя и носит признаки запущенности и безразличия к внешнему миру, также отражает внутренний мир и конфликты героя. Гончаров не идет настолько в карикатурное изображение, а старается понять и объяснить мотивы и стремления своего героя.

Сложность характера Обломова: В отличие от Манилова, Обломов - более сложный и многогранный персонаж. Внутренние монологи и размышления Обломова дают читателю понять, что за внешней ленью и бездействием у него есть внутренний конфликт и поиск смысла в жизни.

4.  Проанализируйте внутренние монологи Обломова и попытайтесь определить их роль в раскрытии характера героя.

Внутренние монологи Обломова играют важную роль в раскрытии характера этого героя и в понимании его психологических особенностей. Вот какие ключевые аспекты можно выделить в роли этих монологов:

Внутренний мир и мысли героя: Монологи предоставляют читателю возможность заглянуть во внутренний мир Обломова. Они позволяют увидеть, что, несмотря на внешнюю лень и бездействие, в его уме постоянно идет движение мыслей. Это противоречие между внешней ленью и внутренней активностью делает его персонажом глубоким и многогранным.

Рефлексия и самоанализ: Монологи позволяют Обломову рефлексировать над собой и своей жизнью. Он задает себе экзистенциальные вопросы, размышляет о смысле своего существования. Это делает его персонажем более сложным и помогает читателю понять его внутренний конфликт.

Идеалы и ценности: Через монологи становится видно, какие идеалы и ценности важны для Обломова. Он ценит покой, беззаботность, время для мечтаний и размышлений. Эти идеалы формируют его характер и определяют его отношение к современному обществу.

Поиск пути и изменения: Внутренние монологи также отражают поиск героем пути в жизни и попытки заставить себя изменить свою судьбу. Обломов размышляет о возможности изменения, но часто сталкивается с собственной инерцией и сомнениями. Это делает его персонажем, с которым многие могут сопереживать.

Разрушение стереотипов: Монологи помогают разрушить стереотипное представление о Обломове как о человеке исключительно ленивом и пустом. Они показывают его внутренний мир, его борьбу и поиски, что делает его персонажем более глубоким и интересным для читателя.

5. Перечитайте диалог Обломова со Штольцем (часть 2, гл. 4) и сформулируйте своё отношение к центральной антитезе романа «Обломов — Штольц». Найдите в тексте романа эпизоды, говорящие об ограниченности Штольца.

В романе "Обломов" центральная антитеза между Обломовым и Штольцем выражается в их различных подходах к жизни, ценностям и стилю жизни. Диалог Обломова со Штольцем во второй части, четвертом главе, явно отражает эту антитезу и их разные взгляды. Обломов представляет покой, бездействие и внутренние размышления, в то время как Штольц олицетворяет активность, практическую деятельность и стремление к изменениям.

В этом диалоге, Штольц настойчиво пытается побудить Обломова к действию и труду, предлагая ему различные занятия и возможности для улучшения его жизни. Он видит в лени Обломова его главный недостаток и стремится помочь другу преодолеть его.

Однако в этом диалоге также проявляется ограниченность Штольца. Он не понимает, что для Обломова покой и бездействие - это не просто лень, но и способ существования, его особенный мир. Штольц ограничивает свой взгляд только практической деятельностью и изменением внешней жизни, не учитывая внутренние стремления и особенности Обломова. Его ограниченность проявляется в неверном понимании дружеских отношений и навязывании собственных взглядов на счастье и успех.

6. Составьте подробный план, отражающий историю любви Обломова к Ольге Ильинской. Выберите в тексте романа цитаты, которые передают чувства героев на каждом этапе романа. Как вы считаете, возможен ли был другой исход этой истории?

7. Согласны ли вы с тем, что любовь Ольги к Обломову не была настоящим чувством, а только предчувствием, игрой в любовь, выполнением миссии? Аргументируйте свою точку зрения.

Любовь Ольги Ильинской к Обломову не была настоящим чувством, а скорее представляла собой предчувствие, игру в любовь и выполнение миссии. Есть несколько аргументов, которые подтверждают эту точку зрения:

Изначальный интерес Ольги к Обломову связан с его необычностью и таинственностью. Она видит в нем потенциал для перемен и старается преобразить его, сделать его лучше. Это больше похоже на проект, чем на настоящую, глубокую любовь.

Ольга не влюбляется в Обломова таким, какой он есть, а в свои идеализированные представления о том, каким он мог бы стать. Она видит в нем своего рода проект, который она хочет реализовать. Когда она осознает, что Обломов не может или не хочет измениться, ее чувства к нему угасают.

Отношения Ольги и Обломова действительно кажутся более обусловленными обстоятельствами и внешними мотивами, чем искренней, глубокой любовью. Она начинает встречаться с Штольцем, когда видит в нем более подходящего партнера для своих амбиций и планов.

Добролюбов также подмечает, что Ольга бросила Обломова, когда перестала верить в него. Это свидетельствует о том, что ее чувства не были укорененными и стойкими, а зависели от ожиданий и надежд на изменение Обломова.

8.  Как обогащается образ Обломова в процессе «испытания любовью»? Покажите на примере конкретных эпизодов, какие черты личности героя раскрываются, уточняются в этих главах романа.

Образ Обломова действительно обогащается в процессе "испытания любовью" в романе. Встреча с Ольгой Ильинской и их отношения помогают раскрыть разные стороны его личности:

Деятельность и активность: Под воздействием любви к Ольге, Обломов начинает проявлять активность и желание изменить свою привычную ленивую жизнь. Он читает книги, гуляет, и это отражается в его внешнем виде, а также в его эмоциональном состоянии.

Страсть и эмоциональность: Обломов переживает страстные эмоции и чувства по отношению к Ольге. Его равнодушие и апатия превращаются в горячую страсть и влечение, что делает его образ более многогранным.

Интерес к духовной жизни и искусству: Под влиянием Ольги, Обломов начинает интересоваться культурой, искусством и умственными аспектами жизни. Это проявляется в его обсуждениях книг и искусства с Ольгой.

Сомнения и внутренние конфликты: Обломов переживает внутренние борьбы и сомнения. Он осознает, что не может полностью отказаться от своего прежнего образа жизни, и это вызывает у него внутренние конфликты.

Поиск своего пути: Обломов начинает искать свой собственный путь в жизни, пробуя разные аспекты активной деятельности и духовного развития. Это делает его образ более интересным и сложным.

9.  Что открывают нам в образе Обломова последние главы романа? Как меняется герой, поселившись на Выборгской стороне? Можно ли вслед за Штольцем признать его новое положение «гибелью»?

Последние главы романа "Обломов" Гончарова открывают нам важные аспекты в образе Обломова и его эволюции:

Изменение характера: Переезд на Выборгскую сторону и новая жизнь с Пшеницыной приводят к изменению характера Обломова. Он вновь погружается в свой привычный образ жизни, становится более апатичным и ленивым.

Двойственность чувств: Обломов начинает жить двойной жизнью. С одной стороны, он чувствует обязательства перед Ольгой Ильинской и её требования, но с другой стороны, его поведение и стиль жизни не соответствуют этим чувствам. Это создаёт внутренний конфликт у героя.

"Обломовщина" как духовная деградация: Штольц называет новое положение Обломова "гибелью" и идентифицирует его с "обломовщиной". Это означает, что Обломов деградировал духовно и вернулся к своим прежним привычкам и ленивому образу жизни, отказавшись от активности и стремления к развитию.

Моральная непорочность: Несмотря на возвращение к обломовщине, Обломов остаётся морально чистым и нравственным человеком. Его просьба к Штольцу о будущем ребёнка свидетельствует о его заботе и ответственности.

10. Сопоставьте главные женские образы романа (Ольгу Ильинскую и Агафью Матвеевну). Почему, несмотря на различия, они обе смогли полюбить и оценить Обломова?

11. Подготовьте сообщение о роли образов крепостных слуг в романе.

Образы крепостных слуг, в частности, образ слуги Захара, играют важную роль в романе "Обломов" А. Гончарова. Они служат не только дополнительными персонажами, но и символическими фигурами, отражающими ключевые черты и конфликты внутреннего мира главного героя и общественной среды, в которой он существует. Вот какую роль они играют:

Зеркало главного героя: Образ Захара является своеобразным зеркалом для Обломова. По многим аспектам, Захар отражает черты и поведение самого Обломова. Он тоже ленив, неловок, предпочитает устаревшую одежду, и иногда лукавит. Это позволяет читателю видеть, насколько Обломов зациклен на собственной лени и бездействии.

Иллюстрация крепостнической системы: Образ Захара и его судьба после отсутствия барина также подчёркивают бедственное положение крепостных. Захар, как крепостной, лишён возможности иметь собственные планы и цели в жизни, подчинён своему хозяину и вынужден адаптироваться к его лени и бездействию. Смерть Обломова означает и завершение судьбы Захара.

Контраст с другими персонажами: Сравнение Захара с другими персонажами романа, такими как Штольц, Ольга Ильинская и Пшеницына, позволяет подчеркнуть его негативные черты и неприспособленность к жизни в обществе меняющегося времени. Этот контраст подчёркивает актуальность темы преодоления лени и стагнации в современном обществе.

12. Составьте цитатный план статьи Добролюбова «Что такое обломовщина?».

13. Познакомьтесь со статьёй Дружинина «„Обломов“, роман И. А. Гончарова».

14. Сопоставьте добролюбовскую и дружининскую трактовки романа и сформулируйте ваше к ним отношение.

Язык литературы

Выполните стилистический анализ фрагмента. Объясните, как взаимосвязаны описание гостя и его речь, почему в разговоре Обломова и Судьбинского используются элементы официальноделового стиля речи.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 10 класс учебник Лебедева часть 1 Страница 134-156