Страница 29
Вопросы для самопроверки
1. В чём необычность задуманного Салтыковым-Щедриным романа из современной жизни?
Необычность романа Салтыкова-Щедрина заключается в его сочетании жанров. Салтыков-Щедрин попытался создать произведение, которое одновременно будет отражать реалии современной ему жизни, но в то же время носить черты гротеска и сатиры. Роман, по сути, становится отражением человеческих пороков, морального разложения и бюрократической жестокости. Он поднимает важные для общества вопросы, показывая внутреннюю пустоту, которая царит среди "господ" России, при этом стилизуя повествование в форму трагедии и глубокого философского размышления. Это делает произведение не только социальным, но и морально-психологическим.
2. Кто становится главным героем романа? Как автор прослеживает житейский и нравственный путь героя? Какие вопросы ставит перед читателями?
Главным героем романа является Михаил Иванович Головлёв, представитель дворянского рода, в судьбе которого отражаются пороки общества, а также нравственное падение личности. Автор прослеживает его путь от благополучного юношества к полному моральному разложению, сталкивая героя с неприглядными сторонами жизни. Головлёв становится олицетворением беспринципности, порочности, а также общественного устройства, способствующего развитию таких черт. Салтыков-Щедрин через героя поднимает вопросы о смысле жизни, о внутреннем разложении личности, о роли человека в системе власти и о влиянии воспитания и среды на формирование характера. Он заставляет читателя задуматься о том, насколько легко человек может стать заложником своих пороков и обстоятельств.
3. Какую роль играет в «Господах Головлёвых» евангельский контекст?
Евангельский контекст в романе играет важную роль, наделяя произведение глубоким нравственно-религиозным смыслом. Головлёв в своем пути через грех и разложение не только отказывается от своих моральных принципов, но и как бы повторяет древнюю библейскую историю падения. В романе можно провести параллели с христианской темой искупления и греха, что усиливает трагизм ситуации, в которой оказался герой. Евангельские мотивы помогают раскрыть внутреннюю борьбу Головлёва, его попытки оправдать свои поступки, несмотря на очевидное моральное падение. Этот контекст придает произведению не только социальную, но и философскую глубину, заставляя задуматься о высоких идеалах и их несовместимости с реальной жизнью.
Страница 39
1. Какие традиции народного творчества использовал СалтыковЩедрин в цикле сказок?
Салтыков-Щедрин использовал в своих сказках традиции народного творчества, такие как народные пословицы, поговорки, фольклорные элементы, приёмы и образы, которые были знакомы читателю. Он активно использовал жанр сказки для создания сатирических образов, часто обращаясь к мотивам и символам, характерным для русской народной сказки, но превращал их в средство для критики общества. Его сказки, в отличие от народных, были полны иронии и социальной сатиры, которые выражались через образы животных, характеров и ситуаций.
2. На какие тематические группы можно условно разделить сказки Салтыкова-Щедрина?
Сказки, направленные на критику социальной несправедливости, власти и угнетения народа. Сказки, которые изображают проблемы национальной морали, человеческих пороков, таких как трусость, зависть, жадность. Сказки, посвящённые борьбе за честность и справедливость, часто через образы животных и персонажей, которые символизируют человеческие черты. Сказки, рассматривающие проблемы морали и нравственности, где героями становятся персонажи, ищущие истины в мире лжи и предательства.
3. Почему наряду с представителями правящих сословий объектом сказочной сатиры оказываются либеральная интеллигенция и народ?
В произведениях Салтыкова-Щедрина сатире подвергаются не только представители правящих слоёв, но и либеральная интеллигенция, и народ. Это объясняется тем, что автор видел во всех этих группах элементы лицемерия, беспринципности и утопичных мечтаний, которые не способствуют реальным изменениям в обществе. Либеральная интеллигенция была представлена как слепая к реальным проблемам народа и поглощённая пустыми реформами, а народ, несмотря на свои страдания, часто оказывался пассивным и не стремился к самосознанию.
4. В каких произведениях цикла сказка уступает место притче, приближается к святочному рассказу?
В некоторых произведениях цикла, таких как "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил", сюжет и стиль начинают напоминать святочные рассказы. Сюжеты становятся более аллегорическими, приближаясь к притчам, которые учат моральным урокам. Это изменение можно увидеть в том, как элементы абсурдного и невероятного переходят в области философских размышлений, а нравственная составляющая становится доминирующей.
5. Как отразилось в сказках сомнение автора в действенности слова, способности писателя, публициста изменить мир к лучшему?
Сомнение Салтыкова-Щедрина в действенности слова и способности писателя изменить мир к лучшему выражается через его скептическое отношение к возможностям реформ. В сказках часто присутствует ощущение бессилия перед системой и тупиковыми ситуациями. Героев, пытающихся изменить что-то в обществе, часто ожидают разочарования, а их усилия оказываются тщетными. Это сомнение в силе слова отражает пессимистическое восприятие автором реальности, где слова и идеи не имеют реальной силы, если не подкреплены действиями.
Повторение изученного
1. Вспомните известную вам сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Какие сказки перекликаются с ней по тематике, средствам сатирического изображения?
2. Самостоятельно проанализируйте одну из сказок. Подготовьте устное сообщение, включающее сжатый пересказ и литературоведческий комментарий (в качестве образца можно использовать разбор отдельных сказок в статье учебника).
Язык литературы
Выполните комплексный анализ одного из фрагментов «Истории села Горюхина» А. С. Пушкина, укажите важнейшие стилистические особенности и раскройте их художественную функцию. Докажите, что Салтыков-Щедрин подхватывает и творчески использует приёмы сатирического изображения, использованные Пушкиным.
Страница 43
Для индивидуальной работы
1. Подготовьте подробное сообщение об участии Стендаля в наполеоновских походах, и в частности о пребывании писателя в России.
2. Опираясь на дополнительные источники, охарактеризуйте политические взгляды писателя
Страница 46
1. Почему героем нескольких произведений Стендаля становится молодой современник, увлечённый идеями и образом Наполеона?
Стендаль часто изображает героями своих произведений молодых людей, увлечённых идеями и образом Наполеона, потому что этот образ в XIX веке был символом стремления к величию, личной славе и успеху. Наполеон олицетворял мечту о человеке, который, несмотря на своё происхождение, способен достичь высот благодаря своему таланту, амбициям и решимости. Идеи Наполеона вдохновляют персонажей на поиск смысла жизни, на преодоление препятствий и на стремление к личной независимости. Наполеон символизирует возможность изменить свою судьбу, даже если ты родился в неблагоприятных условиях.
2. Как наполеоновская идея влияет на судьбы героев Стендаля?
Наполеоновская идея оказывает значительное влияние на судьбы героев Стендаля, так как её приверженцы часто стремятся к вершинам власти и славы. Для героев таких произведений, как «Красное и чёрное» и «Пармская обитель», Наполеон — это не только идеал, но и мотивация для действий, которые часто приводят их к внутреннему конфликту и разочарованию. Жюльен Сорель, вдохновлённый Наполеоном, находит в себе силы бросить вызов общественным порядкам, но в конечном итоге сталкивается с трагедией, так как его амбиции и жестокая борьба за личное счастье не приносят удовлетворения.
3. Какая проблематика сближает романы Стендаля и произведения русских писателей XIX века?
Проблематика, которая сближает романы Стендаля с произведениями русских писателей XIX века, заключается в изображении сложных моральных и психологических переживаний героев, их внутренней борьбы, стремления к идеалам и одновременно разочарования в них. Оба автора — Стендаль и русские писатели, такие как Достоевский и Толстой — исследуют душевные противоречия своих персонажей, часто связанныe с темой личной свободы, чести, страстей и кризиса идеалов. Образ героя-индивидуалиста, который находит себя в борьбе с обществом и собственными убеждениями, является общим мотивом, присущим литературе как Франции, так и России XIX века.
1. Прочитайте роман «Красное и чёрное». Подготовьте развёрнутое сообщение о его сюжете. Покажите, какую эволюцию совершает главный герой Жюльен Сорель. Считаете ли вы убедительным сопоставление Сореля с Раскольниковым, предложенное в учебнике? Приведите свои аргументы в подтверждение или в противовес этой параллели.
2. Подготовьте сообщение о судьбе книг Стендаля в России XIX века (первые отзывы русских писателей о творчестве французского романиста, первые переводы его произведений, период наибольшей популярности и т. д.).
Страница 47
1. Подготовьте развёрнутое сообщение о жизни и творчестве О. де Бальзака.
Оноре де Бальзак (1799-1850) — французский писатель, родился в семье нотариуса, что дало ему доступ к знаниям и привело к формированию его взгляда на жизнь, наполненной стремлением к деньгам и власти. С юных лет Бальзак был поглощён идеями буржуазного общества и капитализма, что позже стало основой его творчества. Он писал не о благополучной и романтизированной жизни, а о реальной картине общества, которое стремительно менялось в эпоху Наполеоновских войн и в условиях промышленной революции. Бальзак являлся основателем и главным представителем так называемого «реализма» в литературе, обострённо исследуя отношения между людьми, социальные проблемы и борьбу за власть.
Он создал грандиозную литературную панораму — цикл произведений, известный как «Человеческая комедия», в котором изображены судьбы нескольких тысяч персонажей, охватывающих все слои общества. Бальзак исследовал человеческие пороки, алчность, страсти, борьбу за социальный статус и деньги. Его произведения, такие как «Отец Горио», «Гобсек», «Евгения Гранде» и многие другие, раскрывают социальную борьбу, власть денег и личную мораль каждого героя. В своей литературной практике он также создавал глубокий психологический анализ, исследуя личные переживания и поступки героев, что отличало его от многих других писателей того времени.
В отличие от других писателей, он не изображал своих героев как простых «положительных» или «отрицательных» персонажей, а пытался найти философскую и социальную основу их поступков. Эта особенность делает его творчество не только литературно ценным, но и исторически значимым для понимания социальной структуры Франции начала XIX века.
2. Прочитайте новеллу «Гобсек». Самостоятельно проанализируйте это роизведение. Покажите, как в нём сочетается социальный и психологический анализ.
Новелла «Гобсек» является ярким примером сочетания социального и психологического анализа. Основной персонаж, Гобсек, — ростовщик, человек, чьи поступки и мировоззрение формируются исключительно через призму денег. Его имя, что в переводе с голландского означает «живоглот», прекрасно отражает его суть — он фактически душит людей, используя их слабости и потребности, и строит свою жизнь на их несчастьях.
С социального анализа стоит отметить, как Гобсек, будучи ростовщиком, изображает капиталистическое общество, в котором деньги являются абсолютной ценностью. Бальзак не идеализирует этого персонажа, показывая, как его стремление к деньгам уничтожает души людей, разрушает их судьбы. Гобсек в своём безжалостном стремлении к власти через деньги не знает ни любви, ни страха, ни сострадания. Он отвергает все человеческие чувства, потому что считает их слабостью, которая может привести к поражению в борьбе за выживание.
С психологического анализа в новелле поднимается важнейшая тема разрушительного влияния денег на человека. Гобсек, несмотря на свою внешнюю бездушность, олицетворяет идею, что деньги могут стать истинным «владыкой» человека, меняя его личность и моральные принципы. Это внутренняя борьба героя, который изначально отвергает всякие привязанности и эмоции, но в какой-то момент оказывается бессилен перед собственными сожалениями и пороками.
3. Раскройте связь образа главного героя новеллы «Гобсек» с предшествующей мировой литературой.
Образ Гобсека имеет явные параллели с образами, созданными в мировой литературе, начиная от античных времён и заканчивая более поздними произведениями. В частности, фигура Гобсека напоминает персонажей из классических произведений, таких как Шейлок в «Венецианском купце» Шекспира, который также изображён как человек, чьи поступки и отношения с другими определяются только деньгами и его беспощадностью. В обоих случаях деньги становятся высшей ценностью, и оба персонажа отвергают все человеческие чувства и эмоции.
Кроме того, образ Гобсека можно сопоставить с фигурами античных трагедий, таких как Медея, где жёсткость, личная месть и безжалостность приводят к трагическим последствиям. Эти персонажи также олицетворяют разрушительное влияние страсти и желаний на человеческую судьбу.
В более поздней литературе можно провести параллели с образами персонажей, таких как Мерсо из «Постороннего» Камю, чья отчуждённость и холодность также связаны с моральным кризисом личности. Хотя Мерсо не стремится к материальному богатству, его безразличие и игнорирование моральных норм сходны с поведением Гобсека.
Страница 56
1. Как в романе из провинциальной жизни «Евгения Гранде» раскрыто губительное влияние денежных интересов на чувства и духовный мир людей?
В романе «Евгения Гранде» Бальзак показывает, как денежные интересы разрушили чувства и духовный мир героев. Евгения, преданная любви и своим чувствам, оказывается под давлением материальных ценностей. Сначала она жертвует своими сбережениями ради любимого, но когда Шарль отказывается от её любви и выбирает брак по расчёту, её вера в настоящие чувства и искренность рушится. Влияние денег становится разрушительным, и Бальзак раскрывает, как оно подрывает мораль и внутренний мир человека.
2. Какие скрытые пружины жизни современного высшего общества обнаруживает Бальзак в романе «Отец Горио»?
В романе «Отец Горио» Бальзак показывает скрытые механизмы, которыми управляется высшее общество, раскрывая истинные приоритеты и пороки. Здесь деньги и социальный статус становятся основными движущими силами. Герои заботятся о внешнем благополучии и о том, чтобы улучшить своё положение, не задумываясь о моральных аспектах. Роман раскрывает безжалостную жестокость и цинизм, с которыми действуют люди в этом обществе, где семейные узы и человеческие чувства уступают место стремлению к богатству и власти.
3. Почему главными героями романов «Евгения Гранде» и «Отец Горио» писатель делает молодых людей, не освоивших ещё мораль купли-продажи?
Бальзак делает героями своих романов молодых людей, которые ещё не усвоили мораль купли-продажи, чтобы показать, как они подвергаются влиянию окружающей среды. В обоих произведениях герои сталкиваются с жестокими реалиями жизни, где мораль и чувства часто оказываются подчинёнными материальным интересам. Это позволяет писателю исследовать процесс утраты наивности и идеализма, который приводит к изменениям в их мировоззрении и морали.
4. В каком направлении идут нравственные изменения в душах этих молодых людей? Почему Бальзак не противопоставляет аморализму современного общества идеальных героев, неподвластных растлевающему влиянию буржуазного мира?
Нравственные изменения в душах этих молодых людей идут в сторону цинизма и утраты идеалов. В начале они верят в любовь и честность, но под воздействием окружающего мира их чувства становятся вторичными, а мораль теряет свою ценность. Бальзак не противопоставляет аморализму общества идеальных героев, потому что он стремится показать реальность: идеализированные персонажи не могут существовать в мире, где все регулируется материальными интересами и социальными нормами. Это подчёркивает трагизм их ситуаций.
5. Как связаны в романах социальная и семейная темы?
В романах Бальзака социальная и семейная темы тесно переплетены, поскольку многие семейные конфликты и трагедии происходят из-за материальных и социальных обстоятельств. Например, в «Отеце Горио» отношения внутри семьи разрушены из-за денег и социальных амбиций. В «Евгении Гранде» финансовые интересы также влияют на любовь и личные отношения. Семья становится ареной для борьбы за социальное положение, а моральные принципы отходят на второй план.
6. Какие особенности творчества Бальзака восхищали русских писателей?
Русских писателей восхищали у Бальзака глубина психологизма и реалистичное изображение социальной жизни. Его способность показывать человеческую душу, через образы реальных, неидеализированных людей, стремящихся к власти и деньгам, привлекала внимание. Его работы повлияли на российскую литературу, в частности, на творчество Достоевского, Толстого и других.
7. В чём продолжил и развил найденные Бальзаком приёмы изображения действительности Достоевский?
Достоевский развил найденные Бальзаком приёмы, продолжив их в своих произведениях. Он использовал глубокий психологизм, исследуя внутренний мир своих героев, их сомнения, внутренние противоречия и борьбу с моральными ценностями. Как и Бальзак, Достоевский показывал социальные проблемы, но в его работах больше внимания уделялось философским вопросам о смысле жизни, спасении и нравственной борьбе личности в условиях общественного давления.
1. Прочитайте один из романов Бальзака («Евгения Гранде», «Отец Горио», «Шагреневая кожа», «Утраченные иллюзии»).
Подготовьте сообщение о сюжете и системе образов произведения. Раскройте идею писателя. На примере одного самостоятельно выбранного эпизода покажите, как Бальзак раскрывает психологию современного человека, его зависимость от коммерческой сути общественных отношений, лежащей в основе европейской буржуазной цивилизации.
2. Докажите, что образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание» создаётся Достоевским с учётом образов героев-честолюбцев в европейской литературе. Раскройте новаторство русского писателя в истолковании этого социально-психологического типа.
Страница 59
1. Какая жизненная школа определила гуманистическую направленность прозы Ч. Диккенса?
Жизненная школа, которая определила гуманистическую направленность прозы Ч. Диккенса, заключалась в его личном опыте трудовой нищеты. После разорения семьи, Диккенс вынужден был работать на низкооплачиваемых и тяжёлых работах. Он испытал на себе страдания простых людей, что открыло ему другую сторону жизни, лишённую роскоши и благополучия. Это переживание позволило ему глубже понять тяжёлое положение бедных и трудящихся, а также сформировать сочувствие к ним, что стало основой его гуманистических взглядов и отразилось в его произведениях.
2. Почему именно Диккенс уже в 1840-е годы стал одним из самых популярных зарубежных авторов в России?
Диккенс стал одним из самых популярных зарубежных авторов в России в 1840-е годы, потому что его произведения затрагивали важные и близкие русским читателям темы — страдания простых людей, социальная несправедливость и борьба с угнетением. Его герои, часто бедные и униженные люди, вызывали сочувствие, что находило отклик в сердцах россиян. К тому же, в это время в России активно развивалась литература, затрагивающая проблемы "маленького человека", как, например, в произведениях Гоголя, что также способствовало интересу к произведениям Диккенса.
1. Подготовьте сообщение-обзор об английской литературе XIX века, покажите, какое место в ней занимает творчество Ч. Диккенса.
2. Подготовьте сообщения о социально-сатирических произведениях У. Теккерея. Объясните, что сближает его с Диккенсом и в чём отличие художественной позиции двух писателей.