Страница 336-337 Для индивидуальной работы 1. Подготовьте развёрнутое сообщение о жизни и творчестве Фета. 2. На примере конкретных стихотворений покажите, что сближает лирику Фета с поэзией Пушкина и чем она отличается от пушкинских стихов. 3. Сопоставьте поэтические декларации Фета «Одним толчком согнать ладью живую...», «Музе» («Пришла и села. Счастлив и тревожен...») с близкими по тематике стихами Некрасова («Муза», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин») и определите принципиальное различие между авторами в представлениях о назначении поэта и поэзии. 4. Сравните стихотворения «Тройка» Некрасова и «На заре ты её не буди...» Фета. В чём, повашему, заключается их сходство и различие? 5. Объясните, как поэзия Фета связана с бурной эпохой 1860х годов. 6. Почему поэзию Фета высоко ценил Лев Толстой? 7. Полностью прочитайте статью Ф. М. Достоевского «Г. <Добро лю> бов и вопрос об искусстве». Сформулируйте свою точку зрения по обсуждаемой в ней проблеме. 8. Подготовьте сообщение о творческой истории и содержании сборника «Вечерние огни». На примере нескольких стихотворений покажите ведущие мотивы поздней лирики Фета. Литературоведческий практикум ЛИРИКА А. А. ФЕТА Самостоятельно выберите для анализа 2—3 стихотворения Фета, перекликающиеся по теме, предмету изображения. (Например: тема весны, тема творчества, тема любви, тема музыки и т. д.) 1. Подготовьте выразительное чтение наизусть одного или нескольких стихотворений. При этом постарайтесь передать музыкальность и благозвучие стихотворений, применённые в них элементы звукописи. 2. Подготовьте сообщение-отзыв о стихотворениях. Раскройте их эмоциональное воздействие, впечатление, которое они производят. 3. Покажите, какие особенности их формы, словесной ткани вас удивили, поразили. 4. Приведите примеры необычных ассоциативных связей, на которых построено художественное изображение, ярких необыкновенных образов, пробуждающих чувства и воображение читателя. Язык литературы Выполните фонетический разбор стихотворения А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье...». Покажите, что звуковая организация текста подчинена основной художественной задаче. Страница 342 Вопросы для самопроверки 1. Почему А. К. Толстой считал своё детство безоблачно-прекрасным? 2. Какие впечатления заставили юного А. К. Толстого тосковать по Италии после первого путешествия по Европе? 3. Какое влияние оказал на племянника воспитавший его А. А. Перовский? Страница 348 Вопросы для самопроверки 1. Как реализуется в лирике А. К. Толстого мотив исторической памяти? Что волнует поэта в прошлом родной земли? 2. Как создаётся романтический образ зарождения любви в стихотворении «Средь шумного бала, случайно…»? 3. Как удаётся поэту в стихотворении «То было раннею весной…» объединить темы любви, природы и времени? 4. В чём видел А. К. Толстой художественную ценность импровизационности, нарочитого несовершенства формы стиха? Страница 352 Вопросы для самопроверки 1. Какой период русской истории и почему казался А. К. Толстому воплощением идеала национальной жизни? 2. В чём он следует историческим идеям Карамзина и Пушкина? 3. Каких героев поэт противопоставляет современной деспотически-бюрократической действительности? Страница 353 Для индивидуальной работы 1. Прочитайте трагедию А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Какими изображены в ней главный герой царь Фёдор и его шурин Борис Годунов? 2. Познакомьтесь с пояснениями А. К. Толстого к его драматической трилогии. Какие историко-философские взгляды выразились в них? Объясните, какова проблематика пьесы, чем заинтересовала писателя личность блаженного царя Фёдора. 3. В чём А. К. Толстой продолжает традиции исторической драматургии А. С. Пушкина и в чём отступает от них? Страница 357 Вопросы для самопроверки 1. В кого направляет А. К. Толстой стрелы своей сатиры? 2. Как А. К. Толстой использует былинные образы в сатирических целях? Страница 359-361 Для индивидуальной работы 1. Расскажите о жизненном и творческом пути А. К. Толстого, о своеобразии его эстетических и общественных взглядов. 2. Сопоставьте стихотворение А. К. Толстого «Ты знаешь край...» с «Родиной» М. Ю. Лермонтова. Определите их сходство и различие в раскрытии патриотической темы. 3. Дайте целостный анализ стихотворения Толстого «То было раннею весной...», обратив внимание на живописность, точность поэтических деталей, яркость словесного рисунка, лёгкость стиха, мелодичность, непосредственность (импровизационность) в изображении всеохватывающего любовного чувства. 4. Проанализируйте стихотворение А. К. Толстого «Меня, во мраке и в пыли…». Покажите, как в нём развивается тема перерождения человека, обретающего новое зрение. 5. Дайте характеристику историческим балладам Толстого. Какие взгляды на историческое прошлое России он в них утверждал? Подтвердите свой ответ целостным анализом баллады Толстого «Василий Шибанов» или другой его баллады (былины) по собственному выбору. 6. Можно ли причислить А. К. Толстого к поэтамромантикам? Почему? Каково место поэта в противостоянии гражданской поэзии и чистого искусства? Музейусадьба А. К. Толстого в п. Красный Рог Почепского района Брянской области. Фотография. Э. Лукиной Литературоведческий практикум ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А. К. ТОЛСТОГО Подготовьте сообщение о любовной лирике А. К. Толстого. Покажите, как проявились в стихотворениях 1850—1870 годов автобиографические мотивы, связанные с историей любви поэта к С. А. Миллер. Охарактеризуйте лирического героя и героиню любовной поэзии А. К. Толстого. Покажите, как использует поэт фольклорные мотивы в стихотворениях о любви. Объясните, для чего он прибегает к приёму стилизации, подражания народным песням. Сопоставьте его стихотворения с любовной лирикой Ф. И. Тютчева и Н. А. Некрасова: покажите, как отразился в поэзии Толстого дух времени и в чём поэт оказался неповторимо своеобразным. Подготовьте литературный вечер на тему «Универсальный талант», посвящённый жизни и творчеству А. К. Толстого. Разделитесь на группы и подготовьте отдельные выступления, посвящённые разным сторонам личности и творчества А. К. Толстого, например: «Страстный охотник», «Офицер-доброволец», «Лирический поэт», «Драматург и прозаик», «Поэт-сатирик», «Писательфантаст», «Шутник и литературный мистификатор» и т. д. Включите в программу вечера выразительное чтение стихотворений и баллад, инсценированные фрагменты из пьес и прозаических произведений автора.