Страница 317-318
Вопросы для самопроверки
1. Какие мотивы получили развитие в последних стихотворениях Некрасова?
В последних стихотворениях Некрасова отражаются две противоположные группы мотивов. Первая связана с сомнением, разочарованием и хандрой. Это отголосок его тяжёлого состояния здоровья и размышлений о влиянии своего творчества на общество. Вторая — жизнеутверждающая, благодаря поддержке его близких, любви жены и отзывам читателей со всей России. Эти контрастные настроения создают динамику и внутреннюю борьбу, что делает позднюю лирику поэта живой и эмоционально насыщенной.
2. В чём проявилось художественное новаторство поэта? Как творчество Некрасова раскрыло новые возможности поэтического языка?
Художественное новаторство Некрасова выразилось в смелом введении тем из повседневной жизни, которые раньше считались прерогативой прозы. Он мастерски стилизовал свою поэзию под народную лирику, передавая многоголосие разных слоёв общества. Его стихи сочетали элегические, сатирические и лирические мотивы, обогатились сюжетностью. Также поэт активно использовал элементы фольклора — от песенных ритмов до разговорных выражений, что придало его творчеству близость к народу и разнообразие поэтического языка.
3. Почему у современников возникало стремление сравнить некрасовскую музу с пушкинской? Оправданно ли такое сравнение?
Современники стремились сравнить некрасовскую музу с пушкинской, так как Пушкин оставался образцом великого поэта. Однако социалистически настроенные молодые люди ставили Некрасова выше, видя в нём не только талантливого поэта, но и борца за социальную справедливость, чья лирика служила интересам народа. Такое сравнение оправдано, ведь творчество Некрасова вырастало из пушкинской гражданственности, продолжая традиции освободительных идей, заложенных в стихах Пушкина, таких как «Деревня» и «К Чаадаеву». Обоих поэтов объединяло стремление отражать свою эпоху и говорить о свободе.
Для индивидуальной работы
1. Сопоставьте «Родину» Лермонтова и стихотворение Некрасова «В дороге». Покажите литературную преемственность и новаторство Некрасова в поэтическом освоении народной темы в русской поэзии.
«Родина» Лермонтова и «В дороге» Некрасова пересекаются в теме народной жизни и любви к России. Лермонтов использует элегический тон для выражения странной, некритической любви к родине, в то время как Некрасов смешивает элегию с сюжетом, вводит сатирические и социальные мотивы. Он перенимает у Лермонтова сентиментальность, но направляет её в сторону критического осмысления жизни народа. Новаторство Некрасова заключается в создании многоголосия — в его поэзии слышен не только голос автора, но и речи простых людей.
2. Подготовьте сообщение на тему «Некрасов и Достоевский», пользуясь материалами учебника и дополнительной литературой, рекомендованной учителем.
Некрасов и Достоевский близки в изображении страданий, образа народа и социальной действительности. Некрасов, будучи поэтом, выразил многоголосие через народные песни и говор, тогда как Достоевский создал полифонический роман. Их реализм раскрывается через типизацию: оба показывают страдание как ключевую черту русского народа, но подходы отличаются. Некрасов делает акцент на общественных проблемах, а Достоевский углубляется в духовные переживания.
3. Продумайте ответ на вопрос о своеобразии юмористической поэзии Некрасова, используя материалы учебника и собственные наблюдения над творчеством Некрасова, его предшественников и современников (поэты журнала «Искра», Козьма Прутков).
Юмор Некрасова отличается своей критической направленностью, сочетающей добродушный тон и сатиру. Он умело использовал пародии и каламбуры, чтобы показать пороки чиновников, ленивых дворян и другие типичные образы своего времени. Его юмор часто маскирует остроту критики, позволяя читателю самому прийти к выводам. Это отличает его от предшественников, таких как Козьма Прутков, чей юмор был менее направленным на социальные проблемы.
4. Составьте план рассказа о причинах успеха поэтического сборника Некрасова 1856 года, обратив особое внимание на новые пути, к которым выводил Некрасов русскую поэзию.
Успех поэтического сборника Некрасова 1856 года объясняется его новаторским подходом. Поэт ввёл в поэзию многоголосие, где каждый мог узнать себя, а также сочетал юмор и сатиру, убрав нравоучительность. Темы народного просвещения и реализма совпали с духом эпохи, а лирика приобрела новую социальную и психологическую глубину, затрагивая актуальные вопросы.
5. Как меняется художественный мир Некрасова в лирике 1870х годов? Раскройте пушкинские традиции в позднем творчестве Некрасова на примере анализа 1—2 стихотворений.
В лирике 1870-х годов Некрасов отходит от бытовой конкретики и шуток, поднимаясь к философским обобщениям. Он стремится встать в один ряд с Пушкиным, используя жанры, как элегия, и метафоры, отражающие память и долг перед народом. Его стихи приобретают более патетический характер, обобщая образы народа и борцов за справедливость. Пушкинские традиции видны в обличительном пафосе и стремлении говорить о свободе и человеческом достоинстве.
Язык литературы
Перечитайте статью «Стиль художественной литературы» в учебнике русского языка. На примере поэмы «Кому на Руси жить хорошо» покажите, как проявляется в произведении важнейшая особенность языка художественной литературы: использование возможностей разных стилей речи, в том числе художественного, разговорного и публицистического.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов демонстрирует мастерское использование всех возможностей языка художественной литературы, сочетая элементы художественного, разговорного и публицистического стилей.
Художественный стиль проявляется в образности и поэтичности речи. Некрасов использует яркие метафоры, эпитеты и сравнения, что создаёт выразительность текста. Например, в песнях главы «Доброе время — добрые песни» звучат живописные образы природы и жизни народа, передающие глубокие эмоции.
Разговорный стиль ярко представлен в речах крестьян и героев. Их речь полна фольклорных элементов: пословиц, поговорок, загадок. Например, реплика «А ты, примерно, яблочко с того выходишь дерева?» содержит меткую народную мудрость, характерную для крестьянского сознания. Кроме того, многоголосие крестьян передаётся через скороговорки и повторения, создавая эффект живой беседы: «Поспоривши, повздорили, повздоривши, подралися».
Публицистический стиль проявляется в сатирическом обличении социальной несправедливости. Например, монолог Оболт-Оболдуева из главы «Помещик» наполнен сарказмом и критикой помещичьей жизни, а вставные песни и описания народных бедствий служат авторской оценкой существующего порядка.
Страница 322
1. Почему русский дворянин А. Шеншин вошёл в русскую поэзию под немецкой фамилией Фет?
Афанасий Афанасьевич Фет вошёл в русскую поэзию под немецкой фамилией своей матери из-за обстоятельств его рождения. Брак его родителей был официально зарегистрирован уже после его рождения, из-за чего он потерял право носить фамилию отца и считаться дворянином. Формально он стал иностранцем под фамилией Фёт, которая затем видоизменилась в Фет и стала его литературным именем.
2. Как отразились на судьбе Фета бюрократические процедуры, связанные с его необычным рождением?
Бюрократические процедуры, связанные с рождением Фета, значительно осложнили его жизнь. Он утратил право наследовать состояние отца, потерял привилегии русского дворянина и был вынужден покинуть родной дом. Эти трудности сопровождали его на протяжении всей жизни, создавая чувство оторванности и поиска утраченной идентичности.
3. Какие шаги предпринимал поэт, чтобы вернуть себе дворянство и добиться благосостояния?
Чтобы вернуть дворянский титул и добиться финансовой стабильности, Фет выбрал военную службу, так как она предоставляла возможность возврата дворянства при достижении определённого чина. Однако из-за усложнения процедуры он оставил службу и сосредоточился на создании собственного хозяйства, показав себя умелым и расчётливым хозяином. Лишь спустя десятилетия ему удалось восстановить дворянское звание.
4. Какие особенности мироощущения поэта позволили ему создать прекрасные образцы антологической лирики?
Особенности мироощущения Фета заключались в его способности видеть красоту мира в его простоте и естественности. Он умел передавать тончайшие ощущения через образы природы и внутренние переживания, что нашло отражение в его антологической лирике. Поэт восхищался мгновением, вечной гармонией и эстетикой, что делало его творчество уникальным и проникновенным.
Страница 324
1. В чём видит Фет смысл и предназначение поэзии? Как это связано с его отношением к обычной, практической жизни?
Фет видел смысл и предназначение поэзии в том, чтобы дать человеку «жизни вздох», поднять его над повседневностью, смягчить тяжесть земного существования и приблизить к высшему, горнему миру. Поэзия, по его мнению, должна усиливать трепет сердечных порывов, пробуждать скрытые чувства и соединять душу с миром иным. Для Фета она была не просто утешением, но мостом между земным и небесным, духовным и возвышенным. В отличие от Некрасова, который фокусировался на земных проблемах и социальной борьбе, Фет стремился к идеалу, к красоте, независимой от земных страстей.
2. В каком образе предстаёт муза Фета?
Муза Фета представляется как возвышенное, почти божественное существо, «на облаке, незримая земле, / В венце из звёзд, нетленная богиня». Она далека от обыденности и земных забот, её звуки приносят не борьбу, а исцеление, гармонию и умиротворение. Она — символ чистоты, вдохновения и вечной красоты, возвышающая человека над бытовой суетой.
Страница 326
1. В чём причины утраты русской лирикой 1840—60х годов XIX века пушкинского целостного восприятия действительности?
Русская лирика середины XIX века утратила пушкинское целостное восприятие действительности из-за изменения общественной и культурной атмосферы. Эпоха общественных потрясений и активных социальных изменений привела к расхождению между эстетическими идеалами поэзии и насущными вопросами времени. Гармоничное сочетание личного и общественного, характерное для Пушкина, оказалось недостижимым, так как литература вынуждена была выбирать между созерцанием красоты и обращением к социальным проблемам.
2. Какие направления в развитии поэзии возникли в эту эпоху? К какому из них и почему примкнул Фет?
В это время в русской поэзии возникли два противоборствующих направления. Одно из них, представленное Некрасовым, отстаивало социальную функцию поэзии, требуя от неё отклика на общественные волнения, страдания народа и борьбу за справедливость. Другое направление, к которому примкнул Фет, стремилось к сохранению традиций «чистой поэзии», сосредоточенной на изображении красоты, любви и природы, избегая злобы дня.
3. Как сторонники разных направлений в поэзии оценивали и трактовали творчество Пушкина? Почему они стремились опереться на пушкинский авторитет?
Сторонники обоих направлений опирались на авторитет Пушкина, видя в нём источник своих эстетических принципов. Некрасов цитировал строки, подчёркивающие гражданскую позицию Пушкина и его стремление пробуждать «чувства добрые», а Фет ссылался на стихи, утверждающие идеал вдохновения и красоты как главной цели поэзии. Это стремление опираться на Пушкина объясняется его признанием как универсального поэта, вобравшего в своё творчество богатство человеческих эмоций и ценностей. Однако разделение пушкинской многогранности на отдельные аспекты отразило духовный кризис эпохи.
Страница 330
1. Какова область художественных открытий А. Фета?
Область художественных открытий А. Фета заключается в глубоком проникновении в душевные состояния человека, которые он умеет передавать через образы природы и чувства. Фет стремится выразить самые тонкие и неуловимые переживания, часто сливая человеческую душу с природным миром, делая их взаимозависимыми. Поэзия Фета обращается не к логике, а к чувству, отражая иррациональность и непредсказуемость человеческих эмоций. Он изобразил не завершённые, нераскрытые чувства, что делает его стихи особенно глубокими и многозначными.
2. Почему его лирика не вполне поддаётся рациональному анализу?
Лирика Фета не поддаётся рациональному анализу, потому что она обращена не к разуму, а к иррациональным переживаниям, которые не всегда могут быть логически объяснены. Чувства, выражаемые в его стихах, часто не имеют чёткого определения, а передаются через образы природы, метафоры и ассоциации, что делает их восприятие субъективным и не поддающимся точному анализу. В этом и заключается сила его поэзии — она затрагивает тонкие струны души и вызывает не анализ, а переживание.
3. Что сближает лирику Фета с прозой Л. Н. Толстого?
Лирика Фета схожа с прозой Л. Н. Толстого в том, что оба писателя интересуются процессом внутреннего переживания человека. Фет, как и Толстой, исследует внутренний мир и душевные изменения, но в отличие от Толстого, который часто ищет социальные и философские объяснения, Фет остаётся в области чувственного восприятия и мистики, не стремясь к рациональному осмыслению.
4. В чём проявляется метафоричность лирики Фета? Какую особенность мировоззрения поэта она отражает?
Метафоричность лирики Фета проявляется в его склонности к необычным метафорам, в которых он устраняет условность между человеком и природой. Он придаёт природе человеческие качества, а человеческим чувствам — природные образы. Например, звезды у него могут «молиться», а цветы — «смотреть с тоской». Такая метафоричность отражает мировоззрение поэта, в котором природа и человек неразрывно связаны, а весь мир воспринимается как единство живого, наполненного духовной энергией.
Страница 331
Почему Фет стремится сблизить поэзию с музыкой? Какие приёмы для этого использует?
Фет стремится сблизить поэзию с музыкой, потому что он видит в музыке способ выразить чувства и мысли одновременно, не разлагая их на последовательные элементы. В отличие от логически выстроенной речи, музыка передаёт эмоции целостно, каскадно, не разделяя их на части. Поэт хотел, чтобы его стихи передавали именно эту суть — не раздельное описание чувств, а их слияние и нарастание, как в музыкальном произведении. Фет использует такие приёмы, как отсутствие глаголов (безглагольность), что создаёт эффект неопределённости и текучести, а также алогизмы и над-синтаксичность, которые отрывают стихотворение от привычных грамматических конструкций, приближая его к музыкальному потоку. Эти приёмы позволяют передать чувства в их непередаваемой, неуловимой полноте, стремясь к созданию чего-то экстраординарного, что близко к музыке.
Страница 335
1. Какова творческая история стихотворения Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»?
Творческая история стихотворения Фета "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…" связана с воспоминаниями поэта о «эдемском вечере», проведённом в усадьбе друзей Толстого, где Татьяна Берс (сестра Софьи Толстой) пела романсы, и её голос гармонировал с пением соловьёв. Этот вечер, наполненный музыкальным и поэтическим вдохновением, оставил в Фете глубокий след, и спустя 11 лет, когда он снова услышал её пение, он написал стихотворение, вдохновлённое этими воспоминаниями.
2. Как это стихотворение объединило Пушкина, Фета и Толстого?
Стихотворение Фета объединило Пушкина, Фета и Толстого тем, что все они как художники в разных формах (поэзии, музыке, прозе) передавали идею любви, красоты и вдохновения. Пушкин в своём стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» олицетворяет идею любви как мощного творческого вдохновения. Фет же, слушая пение Татьяны Берс, перенёс этот опыт в поэзию, выражая свою любовь и вдохновение через музыку слов. Толстой же через свою Наташу Ростову вдохновил Фета на написание стихотворения, так как Татьяна была прообразом героини Наташи.
1. Сопоставьте стихотворение А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» и стихотворение А. С. Пушкина «К*» («Я помню чудное мгновенье…»).
Стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и стихотворение Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» объединяет тематика любви и вдохновения. Оба поэта передают эмоции через яркие образы, создавая магическую атмосферу. Пушкин описывает мимолётную встречу с идеалом красоты, которая возрождает чувства и надежды в душе. Фет же погружается в воспоминания о вечернем времени, когда поэзия и музыка сливаются в нечто гармоничное, передавая глубину чувств и красоты. Оба стихотворения в своих образах создают возвышенную атмосферу, где любовь и вдохновение становятся центром вселенной, а сама любовь звучит как музыкальная мелодия.
2. Послушайте романсы на стихи Пушкина и Фета. Опишите впечатление, которое вы испытали, слушая эти произведения.
При прослушивании романсов на стихи Пушкина и Фета можно ощутить, как музыка усиливает поэтические образы. В романсе на стихотворение Пушкина звучит лёгкая, почти эфемерная мелодия, отражающая зыбкость и недолговечность любви, в то время как романсы на стихи Фета часто обладают более глубокой, проникновенной атмосферой, где каждое слово и аккорд передают не только красоту природы, но и целый внутренний мир поэта. Ощущение единства музыки и поэзии усиливает эмоциональное восприятие текста, создавая эффект живой, пульсирующей жизни, как в стихах обоих авторов.