Страница 15 Вопросы для самопроверки 1. Каковы исторические причины особого развития русской классической литературы? Почему к ней нельзя без оговорок применять термины, характеризующие историко-литературный процесс на Западе? 2. Какие этапы можно выделить в развитии реализма в русской литературе XIX века? Чем они различаются? Повторение изученного 1. В каких изученных вами произведениях писателей первой четверти XIX века можно обнаружить вмешательство благих или враждебных потусторонних сил в судьбы героев? 2. Укажите прочитанные вами произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, изображающие судьбы конкретных людей на фоне масштабных исторических событий. 3. Приведите примеры литературных произведений первой трети XIX века, в которых авторская позиция основана на христианской системе нравственных ценностей. 4. Расскажите об эволюции русского реализма, используя материалы учебника и дополнив их собственными примерами из знакомых вам произведений русской литературы Х IХ века. Для индивидуальной работы 1. Подготовьте сообщение «Реализм как художественное направление», опираясь на материалы справочных изданий и статьи учебников для 9—10 классов. Включите в него примеры из произведений Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя. 2. Составьте таблицу, отражающую этапы европейского литературного процесса от реализма Возрождения через барокко к классицизму, просветительству, сентиментализму, романтизму и критическому реализму. Впишите в неё названия наиболее значительных литературных произведений европейской литературы, созданных в рамках каждого этапа. 3. Опираясь на материал 9 класса и дополнительные источники, подготовьте сообщение о спорах «романтиков» с «классиками» в среде русских писателей и литературных критиков первой половины Х IХ века. Покажите, как в этих спорах определялись национальные черты русского реализма. Страница 39 Вопросы для самопроверки 1. В чём заключалось своеобразие общественной роли критики в России XIX века, чем оно было обусловлено? 2. Чем объясняется многообразие направлений в русской критике второй половины XIX века? Каковы особенности русской критики и как они связаны со спецификой нашей литературы? Повторение изученного 1. Приведите из знакомой вам истории русской литературы первой половины XIX века факты, свидетельствующие о глубокой вере русского писателя в преобразующую мир силу художественного слова. 2. Опираясь на учебник и используя рекомендованную учителем дополнительную литературу, подготовьте сообщение о расстановке общественных сил в эпоху 1860х годов, о позициях славянофилов и западников. 3. Преобразуйте материал статьи в таблицу, заполните 1ю и 2ю колонки. Заполнять 3ю и 4ю колонки можно постепенно в течение года. Страница 49 Вопросы для самопроверки 1. Какие особенности мироощущения Тургенева отразились в его художественном творчестве? 2. Как определял Тургенев свою общественно-политическую позицию? Что привлекало его в революционерах-демократах, его идейных противниках? 3. В чём видел свою задачу писатель как участник общественного движения 1850—1860х годов? Страница 59 Повторение изученного 1. Охарактеризуйте основные особенности прозаического цикла И. С. Тургенева «Записки охотника». 2. Покажите, как в рассказах «Бежин луг» и «Певцы», изученных вами в средней школе, проявляются главные идеи этого цикла. Страница 63 Вопросы для самопроверки 1. Какие общественно-политические события повлияли на замысел первого романа Тургенева? 2. Как оценивает писатель в лице Рудина людей 1840х годов, воспитанных на немецкой идеалистической философии и оторванных от национальной почвы? Страница 64 Для индивидуальной работы Прочитайте одну из повестей И. С. Тургенева («Поездка в Полесье», «Фауст», «Ася»). Подготовьте развёрнутое сообщение об этом произведении: история создания, сюжет, образы главных героев, художественное своеобразие, авторская идея, литературно-критическая оценка современников. Составьте план или краткий конспект своего сообщения для одноклассников.