1. В чём заключался первый в истории кризис развития цивилизации и какими путями он преодолевался? 2. Что явилось основным стимулом для развития торговли и как следствие — появления имущественного неравенства? 3. Какие изменения в семейных отношениях произошли в эпоху неолита? 4. Когда наступила эра неолита — нового этапа в истории человечества? 1. Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции? 2. Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации? 3. Расскажите о переходе от присваивающего к производящему типу хозяйства. 4. Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и на обмен. Какие предметы использовались в качестве эквивалента стоимости товаров? 5. Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности. 6. Объясните понятия: «матриархат», «патриархат». Подумайте, как связаны между собой складывание частной собственности и переход к патриархату. 7. На каком этапе развития произошло выделение языковых групп? 8. Какие изменения произошли в человеческом обществе с началом освоения металлов? 1. Используя знания, приобретённые на уроках биологии, истории и обществознания, подготовьте устное сообщение о наиболее распространённых гипотезах происхождения человека. При подготовке сообщения постарайтесь осветить следующие вопросы: а) когда возникла теория эволюции и кто её автор; б) какие мифы, объясняющие происхождение мира и человека, вы знаете. 2. Найдите самостоятельно в справочных изданиях и Интернете материалы о норвежском исследователе-этнографе Туре Хейердале. Подготовьте компьютерную презентацию. При подготовке презентации следует: а) пояснить, когда и почему Тур Хейердал решил доказать, что уже на заре своей истории люди могли преодолевать большие водные пространства; б) дать информацию о том, как проходила подготовка к экспедиции и сама экспедиция; из кого состояла собранная им международная команда; в) сообщить о результатах экспедиции: удалось ли исследователю доказать на практике свою гипотезу; г) вкратце рассказать о книге Хейердала «Путешествие на Кон-Тики» (1948 г. — первое издание) (можно воспользоваться и иллюстрациями из различных изданий этой книги). Такую презентацию необходимо сопроводить соответствующим изобразительным рядом, который вы можете подобрать и составить по собственному плану. 3. Обратившись к различным словарям, энциклопедиям и справочникам, найдите разъяснения понятий «матриархат» и «патриархат», проанализируйте и сопоставьте их. Подготовьте устное сообщение о том, как связаны между собой складывание частной собственности и переход к патриархату. 4. Обсудите на круглом столе или семинаре вопрос о том, как связаны между собой процессы складывания частной собственности и переход к патриархату. Подготовьте и сделайте в классе сообщение на тему «Собственность меняет жизнь первобытных людей». 5. Подготовьте двухминутное слайд-шоу, посвящённое наскальной живописи эпохи мезолита. Используя соответствующие сайты, подготовьте подробное описание каждого из изображений (где и когда оно было сделано; когда и кем было обнаружено) и сделайте небольшое историческое введение к данному слайд-шоу.