1. Какими были предпосылки, дальнейший ход и итоги Великой французской революции? Каково её наследие не только для Франции, но и для всего человечества? 2. Каким образом Наполеону удалось прийти к власти и впоследствии примирить разные слои французского общества? 1. Сравните Декларацию прав человека и гражданина с Биллем о правах Англии и поправками к конституции США. Какой из документов в большей мере обеспечивает защиту прав граждан? Как декларация сказалась на развитии демократической правовой мысли? Сравните её положения с известными вам современными конституционными документами, в частности с Конституцией Российской Федерации. 2. Используя известные вам материалы, текст учебника, объясните, почему декларация не была реализована в полном объёме во время Великой французской революции. Что этому помешало? 1. Как вы считаете, мог ли подобный манифест улучшить положение короля и его семьи? 2. Какие цели преследовал его составитель? 1. На основании документов и текста учебника охарактеризуйте взгляды якобинцев и характер установленного ими режима. Как Робеспьер обосновывал необходимость чрезвычайных мер? Убеждает ли вас его аргументация? 2. Проанализируйте законы, принятые якобинцами. Можно ли считать, что эти законы отвечали духу и букве Декларации прав человека и гражданина, идеалам революции? Как вы полагаете, мог ли кто-нибудь во Франции быть уверенным, что его не зачислят во «враги народа»? Интересам каких слоёв общества отвечал режим, установленный Робеспьером? 1. Как вы считаете, почему Наполеон I считал себя императором, управляющим республикой? 2. Знаете ли вы соответствующие исторические аналогии? 1. Какие политические принципы для побеждённой Пруссии министр счёл приемлемыми и предлагал принять в данном документе? Каким образом следовало реализовать революционные идеи, избегая потрясения, связанные с революцией? 2. Какие цели преследовал автор данного документа? Можно ли назвать его революционером, консерватором или как-то иначе? 3. Охарактеризуйте предлагаемые Гарденбергом преобразования. Интересам каких слоёв населения они отвечали? Могли ли они стать основой общенациональной программы возрождения Пруссии, униженной поражением? 1. Охарактеризуйте исторические условия во Франции, сложившиеся к концу ХVIII в. Заполните таблицу. Причины революции во Франции Политические Экономические Социальные 2. С какой целью король созвал Генеральные штаты? Как развивался конфликт между королём и депутатами? 3. Выделите и охарактеризуйте основные этапы Великой французской революции. 4. Какое значение имело принятие Декларации прав человека и гражданина? Какие идеи легли в её основу? 5. Почему реформы первого этапа революции не сняли противоречий во французском обществе? 6. Укажите внутренние и внешние факторы, способствовавшие углублению революционных процессов. 7. Дайте оценку политике якобинской диктатуры. Какими методами якобинцы боролись с экономическими и политическими трудностями? 8. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику Директории. Почему режим термидорианцев терял опору в стране? 9. Каким было государственное устройство и управление Франции по конституции 1799 г.? Как Наполеон постепенно укреплял свою власть? 10. Какое влияние оказала Великая французская революция на страны Европы? 11. Сравните ход, этапы развития и итоги английской буржуазной революции и Великой французской революции. Какие общие черты и различия вы можете выделить? 1. При помощи текста учебника и дополнительных материалов, подобранных самостоятельно, сформулируйте ответы на во-просы: а) как повлияли на развитие человечества революции в Нидерландах и Великобритании; б) почему их принято называть «буржуазными»; в) что было общего и в чём принципиальные различия между этими революциями. Ответы на вопросы обобщите в свободной форме (эссе, реферат, устное сообщение). 2. На основании изучения материала параграфа и интернет-ресурсов, ответьте на вопрос: сохраняют ли идеи просвещённого абсолютизма или консервативного реформирования общества актуальность в наше время? Напишите краткую справку об этом. 3. Самостоятельно составьте сравнительную таблицу «Великие просветители», опираясь на материалы учебника, курс «Обществознание» и дополнительные источники. В таблице необходимо отразить следующие положения: а) философ, годы жизни, страна; б) основные труды и время их написания; в) основные проблемы, понятия и принципы; г) сущность главных идей. Можно ли утверждать, что и в наши дни есть необходимость обращаться к работам великих просветителей? Если да, то почему и для чего? 4. Подготовьте компьютерную презентацию о двух революциях: Великой французской и английской буржуазной. При подготовке презентации следует: 1) сравнить ход, этапы развития и итоги революций; 2) перечислить имена лидеров и уточнить время их жизни и то, каков был их личный вклад в революцию; 3) обозначить общие черты и различия революций. Такую презентацию необходимо сопроводить соответствующим изобразительным рядом, который вы можете подобрать и составить по собственному плану. 5. Самостоятельно найдите материалы о борьбе Соединённых Штатов Америки за независимость. Как вы думаете, есть ли основания считать, что США после достижения независимости стали эталоном демократии и реализации идей эпохи Просвещения? Действительно ли идеи Просвещения о праве народов на борьбу с тиранией, создание государства без сословных привилегий, основанного на принципах разделения властей, реализовались на практике? Подготовьте краткое сообщение в форме тезисов. 6. Используя официальные сайты российских художественных музеев, подготовьте альтернативный изобразительный ряд для изученной вами главы. Постарайтесь самостоятельно выбрать изображения, наиболее ярко отражающие материал каждого из параграфа главы 9 «Время революционных потрясений и перемен». Подготовленное слайд-шоу продемонстрируйте своим одноклассникам на уроке и обсудите с ними полученный результат. http://www.arts-museum.ru/- Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/ — Государственный Эрмитаж. http://www.tretyakovgallery.ru/ — Государственная Третьяковская галерея.