1. В чём состоит различие подходов к принципам периодизации всемирной истории? 2. Чем характеризуется каждый из новых периодов в историческом развитии человечества? 3. Каково общепринятое деление на определённые этапы истории человеческого общества? 1. Какие подходы к периодизации всемирной истории существовали в исторической науке? Приведите примеры. 2. Объясните, почему любая периодизация исторического процесса условна. При каких изменениях в общественном развитии правомерно говорить о наступлении нового этапа мировой истории? 3. Заполните таблицу. Этапы развития человечества 4. Объясните, почему периодизация Новейшего времени относится к числу спорных проблем. Какие перемены в мировом общественном развитии можно связывать с наступлением нового этапа? 5. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщения о мыслителях, предлагавших собственные теории исторического развития, и их взглядах. 1. Прочитайте фрагмент из работы О. Шпенглера «Закат Европы» (1918): «Древний мир — Средние века — Новое время: вот невероятно скудная и бессмысленная схема <...> Вместо безрадостной картины линеарной <линейной> всемирной истории <...> я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования, чеканящая каждая на своём материале — человечестве — собственную форму и имеющая каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, волнения, чувствования, собственную смерть <...> Есть расцветающие и стареющие культуры, народы, языки, истины, боги, ландшафты, как есть молодые и старые дубы и вишни, цветы, ветви и листья, но нет никакого стареющего «человечества». У каждой культуры свои новые возможности выражения, которые появляются, созревают, увядают и никогда не повторяются». Согласны ли вы с мнением автора? В чём, на ваш взгляд, он ошибается? Дайте аргументированный развёрнутый ответ в виде тезисов. 2. Самостоятельно составьте сравнительную таблицу «Движущие силы исторического развития», опираясь на материалы учебника и дополнительные источники. В таблице необходимо отразить следующие положения: а) мыслители; б) века; в) источники прогрессивного развития. Сделайте вывод о том, как со временем менялись взгляды на источники общественного прогресса. Подготовьте развёрнутый письменный ответ в форме доклада. 3. Цивилизации Древнего мира и Средних веков в рамках теории «стадий роста» не разграничиваются, они трактуются как «традиционное общество», основа которого — натуральное и полунатуральное аграрно-ремесленное хозяйство. Как писал Э. Тоффлер в книге «Третья волна» (1980), «от Китая и Индии до Бенина и Мексики, Греции и Рима — повсюду цивилизации росли и приходили в упадок, боролись и сливались друг с другом, образуя бесконечную, полную разнообразных оттенков смесь. Однако под этими внешними различиями имеется фундаментальное сходство. Во всех этих странах земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной структуры и политики. В каждой из них жизнь была организована вокруг деревенского поселения. В каждой из них существовали простое разделение труда и небольшое количество чётко определённых каст и классов: знать, священники, воины, рабы или крепостные. Во всех таких странах власть была авторитарной <...> И повсюду в этих странах хозяйство было натуральным, так что каждое сообщество производило большую часть того, в чём оно нуждалось. Были и исключения из описанных выше правил — в истории не бывает ничего простого <...> Но, несмотря на эти исключения, у нас есть основания смотреть на все эти на первый взгляд различные цивилизации как особые варианты одного-единственного феномена — аграрной цивилизации». Согласны ли вы с тем, что различные мировые цивилизации — это особые варианты аграрной цивилизации? Обоснуйте свой выбор. 4. Ознакомьтесь с доступными в Интернете оригинальными трудами Геродота, Тита Ливия, материалами о Фукидиде. Вызвали ли они у вас интерес? Если да, то чем? Если нет, то почему? 5. Самостоятельно найдите в Интернете или печатных изданиях материалы о мыслителях прошлого, предлагавших собственные теории исторического развития и, выбрав одного из них, подготовьте компьютерную презентацию. При подготовке презентации обратите внимание на следующее: даты жизни выбранного вами персонажа; окружающие его политическая, повседневная жизнь и действительность; состояние общественной мысли в период его активного творчества; основные труды.