1. Когда и почему было принято считать, что историю творят некие высшие силы или провидение?
В исторической науке высоко ценилась объективность, но на ранних этапах развития человечество не обладало достаточными научными знаниями и инструментами для объяснения сложных событий. Это привело к тому, что многие общества в разные исторические эпохи приписывали событиям воздействие высших сил, богов, духов, провидения и т.д. Это позволяло человеку находить объяснения для того, что казалось ему непостижимым.
2. Какое учение считается вершиной материалистического понимания истории?
Вершиной материалистического понимания истории считается диалектический материализм, разработанный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Оно подчеркивает, что материальная база общества, включая экономику и социальные отношения, играет основополагающую роль в историческом развитии. Идеи, культура и политика, в свою очередь, формируются на базе материальных условий. Диалектический материализм включает в себя понимание противоречий и классовой борьбы как движущих сил истории.
3. В чём сущность цивилизационного подхода к истории?
Цивилизационный подход к истории предполагает рассмотрение развития человечества с учетом его культурных и цивилизационных особенностей. Он фокусируется на изучении влияния разных культурных и цивилизационных факторов на исторические процессы. Этот подход уделяет внимание не только политическим и экономическим аспектам, но и идеологии, религии, науке, искусству, образу жизни и другим аспектам культурного наследия.
1. В чём состояли особенности религиозно-мистических взглядов на исторический процесс? В какие исторические эпохи господствовали подобные взгляды? Какой представлялась роль человека в истории?
Религиозно-мистические взгляды на исторический процесс отличались убеждением в влиянии сверхъестественных сил на ход событий. Эти взгляды преобладали в древности, средневековье, и в определенной мере и в более поздних эпохах. Человек в таком понимании истории был воспринимаем как субъект божественной воли, а история - как выполнение плана божественного предопределения.
2. Укажите особенности исторических взглядов эпохи Просвещения. Что являлось, по мнению учёных ХVIII в., движущей силой общественного развития?
Исторические взгляды эпохи Просвещения отличались акцентом на разум, науку и прогресс. Одной из ключевых идей было убеждение в возможности разумного объяснения и управления историческими событиями. Движущей силой общественного развития, по мнению ученых XVIII в., была рациональность, просвещение и научное познание.
3. Что принципиально нового в понимание вопроса о месте личности в истории внёс немецкий философ И. Кант? Как характеризовал исторический процесс Г. Гегель? Что он имел в виду под понятием «мировой дух»?
И. Кант внес понятие о «нравственной истории» как основе исторического процесса, где действия человека направлены на нравственное совершенствование. Г. Гегель характеризовал исторический процесс как развитие «мирового духа», выраженное через противоречия и диалектику. «Мировой дух» олицетворял объективный процесс саморазвития духа через историю.
4. Объясните сущность марксистских воззрений на историческое развитие. Какие факторы, по мнению марксистов, являются определяющими в прогрессе человечества? Подумайте, в чём состояла ограниченность марксистского толкования истории.
Марксистские воззрения на историческое развитие базируются на материалистической диалектике. Основными определяющими факторами в прогрессе человечества считались материальные условия производства и классовая борьба. Марксисты видели историю как борьбу классов, движимую процессами производства и распределения богатства.
5. В каких значениях историки ХХ в. употребляли понятие «цивилизация»? Какие принципы лежат в основе цивилизационного подхода к истории?
В ХХ веке историки употребляли понятие «цивилизация» для обозначения высокоразвитых культурных и общественных образований. Цивилизационный подход к истории основан на представлении о влиянии общих культурных и ценностных характеристик на исторический процесс.
6. Как определяют движущие силы исторического процесса сторонники теории стадий мирового цивилизационного развития?
Поддерживатели теории стадий мирового цивилизационного развития выделяют определенные этапы (стадии) в развитии человечества, каждая из которых характеризуется особыми социальными, экономическими и культурными особенностями. Эти стадии определяются как движущие силы исторического процесса.
7. Какие реалии ХХ в. вызывают опасения учёных по поводу поступательного развития человечества?
В ХХ веке ученых беспокоили глобальные проблемы, такие как научно-технический прогресс, ядерное оружие, экологические угрозы. Опасения вызывали возможность глобальных катастроф, а также вопросы устойчивости исторического развития в условиях изменяющегося мира.
8. Заполните таблицу.
Движущие силы исторического развития
Сделайте вывод о том, как менялись взгляды на источники общественного прогресса.