1. Какие экономические реформы были проведены в России? 2. Как вы оцениваете первые результаты реформ 1992 г.? Какими критериями вы при этом руководствуетесь? В чём суть противостояния между Президентом РФ и Верховным Советом в 1992—1993 гг.? 1. Почему победу в 1993 г. одержал Б. Н. Ельцин и его сторонники? 2. Е. Т. Гайдар так писал о событиях 3—4 октября 1993 г.: «Белый дом стал вооружённым арсеналом. Там была накоплена такая масса оружия, что они действительно бы развязали кровавую бойню в Москве, начали бы гражданскую войну. Им не нужны были мирные переговоры, общественное спокойствие. Эту заразу, эти бациллы войны необходимо было уничтожить. А потому был только один выход: остановить гражданскую войну. И нам это удалось!» Председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин: «3—4 октября войдут в историю России как одна из самых мрачных её страниц. В этот день было покончено с неприкосновенностью граждан. Покончено не только с двоевластием, но и с троевластием, то есть с конституционным принципом разделения властей. Фактически президент совершил антиконституционный переворот, разрушил государственный строй». Какая из оценок, на ваш взгляд, в большей степени отражает суть событий? Были ли исчерпаны все возможности компромисса между президентом и Верховным Советом? Справедливо ли то, что участники боёв со стороны оппозиции были в дальнейшем амнистированы? 1. Что представляла собой российская многопартийность в период проведения выборов в конце 1993 г.? 2. Какие партии и движения победили на выборах в Государственную Думу? Вопросы и задания 1. С помощью иллюстраций в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока. 2. Расскажите об одном из важных событий 1992—1993 гг., используя интернет-источники. 3. Составьте комментированный изобразительный ряд (или видеоряд) по российской истории 1992—1993 гг., отражающий глубокие перемены в экономике, политической системе и жизни людей. 4. Сравните экономические реформы в России в начале 1990-х гг. и реформы в одной из европейских стран или бывших советских республик, также совершавших переход от плановой к рыночной экономике (по своему выбору). Постарайтесь выявить общие черты и различия. 5. Сравните реформы начала 1990-х гг. и введение нэпа в начале 1920-х гг., найдите общие черты и различия. 6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока. ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ 1. Какие меры предусматривала программа «500 дней»? Были ли они реализованы? 2. Кого в начале 1990-х гг. называли «крепкими хозяйственниками»? Кого им противопоставляли? 3. Какие вопросы были вынесены на референдум в апреле 1993 г.? Какую роль этот референдум сыграл в противостоянии Президента РФ и Верховного Совета? Почему референдум остался в истории под странным названием «Да-Да-Нет-Да»? 4. Сколько людей погибло в ходе октябрьских событий 1993 г. в Москве? На чём основываются данные о числе погибших? 5. Чем В. В. Жириновский увлёк часть протестного электората на думских выборах 1993 г.?