Как изменилась социальная структура советского общества в период «оттепели»? Как понимался коммунизм в третьей программе партии? Какие меры предполагались для его построения? 1. Охарактеризуйте особенности общественной жизни страны во второй половине 1950-х гг. Приведите конкретные примеры демократизации общественной жизни. 2. Подберите материал и кратко расскажите об одном из Героев Социалистического Труда, удостоенных этого звания в период «оттепели». 1. Кто такие шестидесятники как социокультурное явление? Назовите три главные, с вашей точки зрения, социокультурные особенности поколения шестидесятников. 2. Выясните, как возникли термины «диссиденты», «инакомыслящие», «самиздат». Кто ввёл их в оборот? Чем репрессии периода «оттепели» отличались от репрессий периода сталинизма? Вопросы и задания 1. С помощью иллюстраций в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока. 2. Проведите небольшое социологическое исследование в своём классе и установите, каков процент тех, чьи предки переехали в город из сельской местности в период «оттепели». 3. Как люди приходили к инакомыслию в советских условиях? Подготовьте сообщение на основе воспоминаний или других источников. 4. Как церковь отвечала на новую волну гонений? Кто такой Никодим Ротов и почему его деятельность до сих пор вызывает ожесточённые споры? Подготовьте сообщение на эту тему, приведите разные взгляды и аргументы. 5. События в Новочеркасске в 1962 г. были самым масштабным и кровавым, но далеко не единственным выступлением простых людей против существующих порядков. В конце 1950-х — начале 1960-х гг. по стране прокатилась целая волна таких выступлений. Соберите информацию о каком-либо из них (по своему выбору), подготовьте выступление. 6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока. ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ 1. Что такое «Моральный кодекс строителя коммунизма»? Каким статьям этого морального кодекса вы соответствуете, а каким — нет? 2. Что такое добровольные народные дружины? Для чего они создавались, чем занимались, как управлялись? Как сегодня оценивается их опыт? 3. Чем замечателен и уникален III Московский международный кинофестиваль? Почему сторонники ослабления бюрократического контроля за сферой искусства рассматривали его как свою победу? 4. Какие образцы западной массовой культуры были популярны среди «оттепельной» молодёжи? А какие власть пыталась внедрить как «прогрессивное искусство зарубежных стран»? 5. Почему самиздат начался с увлечения поэзией Серебряного века? В чём была её актуальность через несколько десятилетий?