1. Почему в борьбе за власть проиграли Л. П. Берия и Г. М. Маленков? Какие последствия имели их поражения? 2. Сравните внутрипартийную борьбу в 1920-е и 1950-е гг., найдите сходство и различия. 1. Что помогло Н. С. Хрущёву завершить разгром своих политических противников в 1957 г.? Чем судьба проигравших отличалась от участи, которая постигла бы их при Сталине? Почему? 2. В чём причины утраты Хрущёвым авторитета среди населения? 3. Какие действия Хрущёва вызывали недовольство номенклатуры? Почему? Вопросы и задания 1. С помощью иллюстрации и эпиграфа в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока. 2. Расскажите об одном из эпизодов внутрипартийной борьбы (1953, 1957, 1964 гг.), используя дополнительные источники информации. 3. Расспросите представителей старшего поколения о впечатлении, произведённом разоблачением культа личности Сталина, их мыслях и чувствах в связи с этим. Подготовьте сообщение. 4. Составьте характеристику (исторический портрет) Н. С. Хрущёва, используя материал учебника и дополнительную информацию. 5. Прочитайте отрывок из воспоминаний Ф. М. Бурлацкого о выступлении Г. М. Маленкова перед работниками аппарата ЦК КПСС. Как этот эпизод помогает уяснить логику и результат внутрипартийной борьбы 1950-х гг.? «В докладе то и дело звучали... уничтожающие характеристики... Надо было видеть лица присутствующих, представлявших тот самый аппарат, который предлагалось громить. Недоумение было перемешано с растерянностью, растерянность — со страхом, страх — с возмущением. После доклада стояла гробовая тишина, которую прервал живой и, мне показалось, весёлый голос Хрущёва: «Всё это, конечно, верно, Георгий Максимилианович. Но аппарат — это наша опора». И только тогда раздались бурные, долго не смолкавшие аплодисменты». 6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока. ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ 1. Как изменилось положение органов государственной безопасности после «разгрома банды Берии»? Кто их возглавлял в период правления Н. С. Хрущёва? 2. Как текст «секретного доклада» Н. С. Хрущёва оказался на Западе и был там опубликован? Как с докладом знакомились советские люди? 3. Что такое волюнтаризм и как он проявился в политической деятельности Н. С. Хрущёва? 4. Как и почему Крым был передан из состава РСФСР Украинской ССР? 5. Чем уникальна политическая судьба А. И. Микояна?