1. Определите, о какой военной операции идёт речь и когда она была осуществлена. Найдите упомянутые в отрывке географические названия на карте. «...Красная Армия наголову разбила немецкие войска под Витебском, Бобруйском, Могилёвом и завершила свой удар окружением 30 немецких дивизий под Минском. В результате этого удара наши войска: а) полностью освободили Белорусскую Советскую Республику; б) вышли на Вислу и освободили значительную часть союзной нам Польши; в) вышли на Неман и освободили большую часть Литовской Советской Республики; г) форсировали Неман и подошли к границам Германии». (Из доклада И. В. Сталина.) 2. Сравните темпы и причины быстрого продвижения германских войск летом 1941 г. и советских войск летом 1944 г. 1. Как происходило освобождение отдельных стран Европы? Определите общее и особенное в военной судьбе этих стран. 2. Историки расходятся во мнениях по вопросу о том, почему советские войска, находясь рядом, не оказали помощи Варшавскому восстанию. Есть две основные точки зрения: они не могли этого сделать, потому что были измотаны жестокими боями, или не захотели помочь из политических соображений. Подготовьте сообщение по данному вопросу. Используйте новые документы, опубликованные в 2014 г. к 75-летию восстания (см.: http:// www. rg. ru/2014/10/03/ stalin. html). Вопросы и задания 1. С помощью иллюстраций и эпиграфа в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока. 2. Как были взаимосвязаны военные действия на советско-германском и втором фронтах в 1944 г.? Сравните расположение советских и англо-американских войск к концу 1944 г. 3. Представьте биографические справки, очерки об участниках войны, использовав в работе воспоминания ветеранов, опубликованные в Интернете (сайт «Я помню»: http:// iremember. ru/ и др.). 4. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из советских военачальников — командующих фронтом в 1944 г. Постарайтесь осветить особенности его «полководческого почерка» и вклад в Победу. 5. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из иностранных соединений, воевавших на советско-германском фронте на стороне СССР (категория Википедии «Иностранные военные формирования СССР во время Великой Отечественной войны»). 6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока. 7. Найдите на карте (с. 187) военные операции, упомянутые в параграфе. ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ 1. Какая часть территории СССР была освобождена позже всего? Почему? Что такое «лента Курляндия»? 2. За что румынский король Михай получил высший советский полководческий орден «Победа»? Кто ещё стал иностранным кавалером этого ордена? 3. Почему советские войска не вошли на территорию Финляндии? 4. Марш пленных немцев по Москве прошёл на следующий день после партизанского парада в освобождённом Минске. Что это было за мероприятие? 5. Что такое радиоигра (в разведке)? Какие выдающиеся радиоигры провели советские спецслужбы в 1944—1945 гг.?