1. Что предусматривал план «Барбаросса»? 2. В официальном заявлении Гитлера в связи с началом войны с СССР в её развязывании обвинялось советское политическое руководство. Версия о том, что Германия якобы предприняла лишь «акт самообороны», предупреждая готовящуюся против неё войну, существует до сих пор. В отечественной исторической науке преобладает точка зрения о вероломном нападении Германии на СССР и отвергается утверждение о превентивном (предупреждающем) характере войны со стороны Гитлера. Какая точка зрения представляется вам более аргументированной? Приведите соответствующие доводы. Чем объясняются поражения Красной армии в начальный период войны? Можно ли эти поражения охарактеризовать как катастрофу? Какие действия были предприняты советским руководством с целью мобилизации для отпора врагу? Благодаря чему удалось остановить под Москвой, а затем отбросить немецкие войска? Каково значение этой победы? Вопросы и задания 1. С помощью иллюстрации и эпиграфа в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока. 2. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из героев сражений 1941 г. Кратко рассмотрите биографию героя, расскажите о его подвиге и значении этого поступка. 3. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из сражений 1941 г. Охарактеризуйте причины, ход, результаты сражения, соотношение и потери сторон. (В Московской битве следует рассматривать отдельные операции, например, оборону Тулы.) 4. Подготовьте сообщение (презентацию) о роли в событиях 1941 г. какого-либо рода войск Красной армии (артиллерия, кавалерия, пехота и др.) и о героизме отдельных красноармейцев. 5. О каких трёх важных преимуществах немецких войск над Красной армией в начальный период войны говорится в отрывке из воспоминаний современника (Б. М. Лукашева)? «Немецкий солдат — это в основном промышленный рабочий одной из самых образованных наций мира. Технарь. Наш красноармеец — колхозник, хорошо владеющий косой, вилами и т. д. Война же была «войной моторов»... Я не видел ни одного подразделения у немцев, идущего пешком: мотоциклы, грузовики, гусеничные вездеходы... Кстати, на грузовиках всей Европы — французских, чешских и т. д. То есть армия немцев была более маневренной, а это давало огромные преимущества...». 6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока. ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ 1. Был ли виновен генерал Д. Г. Павлов и его подчинённые в разгроме советского Западного фронта в начале войны? (Примечание: командующий фронтом генерал Д. Г. Павлов 22 июля 1941 г. решением военного трибунала «за трусость, самовольное оставление стратегических пунктов без разрешения высшего командования, развал управления войсками, бездействие власти» был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян. Его судьбу разделил ещё ряд советских генералов. В 1957 г. они были посмертно реабилитированы и восстановлены в звании.) 2. Как советской авиации удалось организовать бомбардировки Берлина в 1941 г. и какие они имели последствия? 3. Каким было количественное и качественное соотношение сил к началу Великой Отечественной войны? (Необходимо привести различные оценки.) 4. Почему Приказ Ставки Верховного главнокомандующего № 270 от 16 августа 1941 г. до сих пор вызывает споры среди историков? 5. Куда (и почему именно туда) эвакуировались государственные учреждения из Москвы в 1941 г.?